9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
(Лк. 11:9-13) Лк.11:9. И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
Смотри, какая точность в словах. Не сказал Господь: «попросите», и дастся вам, но «проси́те», то есть непрерывно ищите.
Лк.11:10. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
«Всякий просящий получает». Неужели получает тот, кто просит бесполезного? Нет. Ибо, во-первых, прошение о бесполезном не может быть и названо прошением пред Богом. Ибо кто молится Богу, тот должен просить того, что Он дает. А если кто просит бесполезного, тот творит прошение не к Богу, ибо Он не дает неполезного.
Лк.11:11. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Лк.11:12. Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Лк.11:13. Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
Потом слушай, как и Сам Господь научает нас просить того, чего должно просить. Он говорит: сын просит «хлеба» и «рыбы», и «яйца». Поэтому как эти предметы составляют пищу человека, так и наши прошения должны быть полезны нам и служить в помощь. Под просящим «хлеба» разумей, пожалуй, всякого, кто просит, чтобы открыты ему были вера в Троицу и правильность догматов. Ибо они, как утверждающие сердце, суть хлеб. А «рыбы» просит тот, кто, находясь в море жизни сей, просит у Бога помощи, чтобы ему, как рыбе, сохраниться живым и непогруженным среди искушений. А тот просит «яйца», кто желает, чтоб ему даны были порождения добродетельных душ, каковые души, как взявшие крылья, вознесшиеся духом и пролетевшие землю, по справедливости, могут быть уподоблены птицам.
Господь убеждает к молитве обетованием услышания, поясняя его сердоболием естественного отца, благосклонного к прошениям детей своих. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня, вместо хлеба, и змеи, вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого. Отец и мать изливают пред Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын. Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор, или: предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут. Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь заповедует Своим ученикам молиться. «И Я скажу вам, — говорит Он, — просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». «Искать» в Священном Писании означает «молиться». «Сей род ищущих Господа, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» (Пс. 23:6). «Сердце мое говорит от Тебя: „ищите лица Моего“; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26:8).
Господь дает три образа молитвы: «просить, искать, стучать», а затем — результат их. Однако ударение — не на неотступности молитвы, а на даре Божием. Эти три глагола открывают нам действие Божие: «и дано будет вам» (а не вы получите!), «и отворят вам» — это слово звучит дважды (а не вы откроете!). Мы должны исполняться доверия Тому, Кто дает, и Тому, Кто отворяет.
Господь иллюстрирует это двумя примерами. Он задает вопрос, не требующий ответа: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» Ни один отец на свете не поругается так над своим сыном, сатанински играя внешним обманчивым сходством между хлебом и камнем, змеей и рыбой, скорпионом и яйцом.
И мы должны ясно видеть разницу между Отцом Небесным и отцом земным. Благость Божия несоизмерима с благостью земных родителей. Потому и дары Божии не идут ни в какое сравнение с их дарами. Хлеб, рыба и яйцо — земная пища, о которой заботится Отец наш Небесный, — так же, как Он заботится о полевых лилиях и о малых птицах.
Но это перечисление ни в коей мере не исчерпывает желание нашего сердца. В человеческом сердце сокрыто бесконечно большее, и Бог хочет дать намного большее — на самом деле невероятное, невообразимое. «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». Простые слова молитвы Господней, которой Он учит нас, могут совершить чудо: Дух Святой сойдет на нас, подобно тому, как однажды Дух Святой сошел на Христа. И желание Господа дать нам Духа Святого стоит за каждым нашим желанием, Его молитва — за каждой нашей молитвой.
Сознаем ли мы, что за пределами стольких наших поверхностных и порой никому неведомых желаний сокрыто самое глубокое желание нашего сердца быть причастником благодати Духа Святого, и это желание — Самого Бога? И если бы Христос не сказал нам, кто из нас дерзнул бы помыслить, что за простыми словами молитвы «Отче наш» Дух Святой, от Отца через Сына исходящий, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными? Однако, апостол Павел предупреждает нас: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3). И как можно усомниться хотя бы на одно мгновение, что всякая молитва, в терпении сердца повторяемая и произносимая в благодати Духа Святого, не будет однажды услышана! И разве не Христос обещал нам: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23)?
В конце концов, единственной нашей молитвой ко Господу должна быть молитва о даровании нам Духа Святого. Мы можем все просить у Него. Господь — Отец наш — понимает все наши нужды. Но то, в чем мы более всего нуждаемся и то, что менее всего сознаем, — Дух Святой.
***
Протоиерей Павел Великанов
В храмах продолжается чтение евангелиста Луки, и сегодня мы слышим повествование о важности молитвы. Для нас с вами сравнения, которые приводит Спаситель, кажутся какими-то – как бы так помягче сказать – ну совсем неуместными. Какой странный человек станет утверждать, что Бог – жесток, немилосерден, недоступен, может вместо доброго ответа цинично отомстить человеку? Однако неспроста Христос трижды приводит парадоксальный образ: кто подаст своему сыну вместо хлеба – камень, вместо рыбы – змею, вместо яйца – скорпиона? Просто так, ради красивого словца, Спаситель ничего не говорил. Троекратное повторение – сигнал, что речь идёт о чём-то принципиально важном.
Ответ мы находим в последнем стихе: если вы, злые, не можете своим собственным детям делать гадости – и тут вдруг прыжок в совершенно другое измерение: тем более Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него.
Странный прыжок, не правда ли? На самом деле, нет здесь ничего странного. Это типичный раввинский аргумент – переход от меньшего к большему, и Иисус нередко использует в своей речи именно эту формулу. Спаситель разрывает устойчивое представление о Боге как далёком, суровом, взыскательном и требовательном Господине, Которого невозможно понять – Ему можно и нужно только слепо подчиняться. Иудеи времён Христа были уверены: в духовном плане – всё плохо, миновали древние времена, когда Дух явным образом присутствовал в царях и пророках. Нет больше Духа, оскудело благочестие, Дух доступен только неизвестным народу единицам праведников. И Христос Своими словами отвечает на эту давнюю скорбь: Духа нет не потому, что Бог почему-то перекрыл какие-то «духовные каналы»: вы сами не верите, что этот Дух может к вам придти, у вас, в ваших головах и сердцах, а не у Бога – стоят эти запоры и блокировки, не разрешающие Духу действовать! Дух Божий – Он повсюду, словно сияние солнечного света: но сквозь закрытые глаза этому сиянию не пробиться!
В целом, это нежелание открыть глаза понятно: ведь пришествие Духа – это всегда непредсказуемость, неожиданность, неописуемость. «Дух дышит, где хочет» – как хочет, когда хочет. А обычному человеку куда спокойнее и комфортнее жить в пространстве предсказуемом и управляемом. Вот, оказывается, где скрывается самый главный закрытый «кран»: в глубинном нежелании дать Богу простор действовать, дать Ему возможность проявить Себя как полноправному и настоящему Господину и Хозяину человеческой жизни! И держит этот кран закрытым глубинный страх: а вдруг Бог окажется совсем не таким, каким мы Его себе представляем? вдруг Он … нас не любит? вдруг Он … слишком свят для того, чтобы принять нас?
И примером с камнем и хлебом Спаситель выбивает основание из-под такого опасного предположения: Бог не то что благ, Он несоизмеримо добрее самого добрейшего среди вас! Не навешивайте на Бога Свои удобные маскировки, не пытайтесь Его выкрасить в привычный для вас цвет: Он всё равно пробьётся к вам – если только вы захотите открыть глаза навстречу Ему!
Вывод, который призывает каждого из нас сделать сегодняшнее чтение, вполне очевиден: нечего бояться говорить нашему Небесному Отцу в детской простоте все наши беды и печали, горести и невзгоды – на то он и Отец наш, а мы – его пусть и бестолковые, но всё же любимые дети – чтобы Он Сам активно действовал в нашей жизни!
О чем просить
(1Сол.2:1–8; Лк.11:9–13)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Но «всякий» как раз мог бы привести много примеров, когда его прошения исполнены не были. Апостол Иаков объясняет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3). И в Евангелии есть указания, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. «Положим, – говорит Господь, – что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги пришел ко мне, и мне нечего предложить ему». Он пришел не потому, что ночью вдруг захотел есть. Ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства. И он будет стоять и просить, не смущаясь ни отказами, ни укоризненными словами. И если его просьбу не исполнят сразу, то все равно исполнят «по неотступности его» (Лк.11:5-8).
И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь» (Лк.18:3-7). Но так уж она достала его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошел ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их»?
Апостолы Христовы именно день и ночь вопияли к Богу. Но чтобы их молитвы были услышаны, – они еще и постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства», «ни слов ласкательства», «ни видов корысти», ни искания «славы человеческой».
Господь обращается к тем, кто считает Его своим Отцом. Если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень? Если попросит рыбы, неужели даст змею? Если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? Если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..
Кого называют отцом, тому доверяют. Даже человек способен «нежно обходится с детьми своими». Даже слуга Божий имеет дерзновение говорить: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши».
«Тем более Отец Небесный». Поэтому будем просить с сыновним доверием, и не забывать благодарить за все исполненные просьбы. А еще больше – благодарить за просьбы неисполненные. Потому что именно тут, может быть, сильнее всего сказывается Его любовь, которая «не ищет своего» (1 Кор.13:5), не ищет славы и похвал, а ищет только истинной пользы и совершенного блага своему возлюбленному.
|