23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
21 «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» -
22 что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?
23 Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.;
1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;
2 о горнем помышляйте, а не о земном.
3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
(Лк. 9:23-27) Лк.9:23. Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Поскольку Христос сказал о Себе, что Сыну Человеческому надлежит «много пострадать», то присовокупляет нечто общее и вселенское, именно: не Я один претерплю смерть, но и все желающие последовать Мне должны отречься от самих себя, не иметь никакого общения с плотью, но презирать самих себя.
«Крестом» называет здесь смерть самую поносную; ибо не было иной так бесславной смерти, как смерть на кресте. Итак, Он объявляет, что тот, кто желает быть учеником Его, должен умереть смертью не славной, но поносной, будет убит как осужденный. Поскольку же многих убивают поносно как разбойников и злодеев, поэтому Он присовокупил: «и следуй за Мною», то есть упражняйся во всякой добродетели.
Лк.9:24. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее», то есть если кто захочет жить по-мирскому, тот умрет душой.
Лк.9:25. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
Лк.9:26. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
Христа стыдится тот, кто говорит: как я буду веровать в распятого и поруганного Бога? А тот стыдится и слов Его, кто глумится над простотой Евангелия. Господь постыдится такового «во славе Своей», то есть во второе пришествие. Он говорит как бы так: как домовладыка, имея лукавого раба, стыдится звать его своим рабом, так и Я постыжусь наименовать Своим рабом того, кто отрекся от Меня.
Лк.9:27. Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Поскольку Он выше сказал: «Кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее», то теперь, желая показать, каких благ удостоятся таковые, говорит: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие», то есть ту славу, в какой имеют быть праведные. Сказал Он это о Своем Преображении. Ибо Преображение было образом будущей небесной славы, и как Иисус в Преображении чудно возблистал как молния, так и тогда праведники просияют подобным же образом (Мф.13:43). Есть, – говорит, – несколько таких (Иоанн, Петр и Иаков), которые не умрут прежде, чем увидят, в какой славе будут Мои исповедники. А увидят они это во время Преображения.
Не стыдись исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим Своею крестною смертию, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк.9:26). Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет. Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле – спасении – исключена из круга речей, принятых в обществе. Что ж, скажете, неужели только и говорить, что об этом? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по-христиански никому нет охоты. Мудреное время!
Протоиерей Александр Шаргунов
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Господь принес Себя в жертву за спасение всех, чтобы нам принадлежала вечная жизнь. Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики, что Он пришел на землю и жил среди нас — совершенный Бог. Трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил ее зримым образом, явившись как человек. И тогда люди, весь род человеческий, возвели Христа на Крест, чтобы испытать Его, узнать, что стоят эти знамения и чудеса, которые Господь совершал в Своей земной жизни. Они захотели убедиться, что Его любовь — до конца, что она не поколеблется среди предельных страданий. И любовь Христова раскрылась в полноте на Кресте. Теперь уже Сам Господь испытывает нашу ответную любовь к Нему, ставит нас перед выбором, решающим все, и мы должны явить в нашей жизни то, что раскрылось Крестом Христовым — славу Воскресения, которая дается нам в Церкви.
Христос говорит о том, что каждый из нас должен либо пожертвовать верностью Ему и Его Кресту, ради того чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своею земною жизнью и благополучием. В мире, лежащем во зле, другого варианта не существует. Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы приобщить нас Своему богатству. И если Господь словом Своим и Крестом зовет нас следовать за Ним, можем ли мы предпочесть Его зов самой нашей жизни?
Все зависит от того, какие ценности являются для нас определяющими. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь. Он может быть готов пожертвовать честью ради выгоды, может желать материального успеха и мало задумываться о том, какою ценою этот успех достигается. За желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления. Как говорят святые отцы, есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, для того чтобы прибавить это к своему земному богатству.
Человек может жертвовать принципами для того, чтобы его «приняли». Наша твердость часто досаждает другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все, в зависимости от того, какая идеология торжествует, какая атмосфера в обществе. В конце концов, все сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву». Большинству могут нравиться не просто растлители, а убийцы, как это произошло, когда совершался суд над Христом, и как это произойдет, в конце концов, со всем человечеством, когда придет время антихриста: «Не Христа хотим, а Варавву, преступника. Он больше нам нравится».
Кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что он должен руководствоваться не тем, что скажут люди, а тем, что скажет Господь. Наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажет о нас общество или даже весь народ, который тоже может быть обманут, а какой суд изречет о нас Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешевого. Как известно, дешевое всегда пользуется успехом — что нравится улице, то легко, само собой получается.
Человек может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, бескорыстному служению людям. Мы дожили уже до тех времен, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не все равно было, где человек работает. Нельзя было трудиться, где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением растлению, магии, — все общество было пронизано этим. И сегодня мы возвращаемся к такому же.
Женщина может предпочитать жизнь наслаждения жизни долга и труда. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как самая престижная профессия, и как будто бы, по опросу молодежи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, многоскорбной жизни воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвященной Господу.
Можно истратить много времени на приобретение того, что кажется значительным. Но с годами жизнь выносит суд всем ложным ценностям, и человек все более понимает, что он находится у разбитого корыта. Господь говорит нам сегодня, что за одно мгновение можно погубить вечность. Весь наш путь будет сплошной цепью ошибок и потерь самого важного, если мы не научимся смотреть на все происходящее глазами Христа. Если не научимся оценивать свою жизнь и свою смерть в свете Его Креста.
И Господь предупреждает, что означает этот Крест. Крест — красота Церкви, в нем — вся небесная мудрость жизни. Но прежде чем это нам откроется, мы должны принять Крест как отвержение, как ужас, как страдание, как смерть. Когда диавол уводит от Христа людей за собой, он скрывает худшее, что последует за этим. Христос же не так. О всех бедах и опасностях в служении Ему Он говорит заранее, и не боится, что мы узнаем худшее и устрашимся следовать за Ним. Потому что жизнь нетленная, которую Он нам предлагает — безмерно более велика, чем скорби служения Ему.
Мы не должны страшиться потерять жизнь за дело Христово. Кто хочет жизнь свою спасти, отвергаясь Христа или предавая заповеди Его, верность Церкви, тот погубит свою жизнь. Погубит все надежды на жизнь, которую Господь приобрел для него такою дорогою ценою. Но кто жизнь свою погубит, когда невозможно сохранить ее, не отрекаясь от Христа, — он спасет ее, он все приобретет. Он Господа приобретет и все приобретет, потому что все принадлежит Господу, и все хочет Господь дать человеку. Мы должны страшиться погубить наши души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, отрекшись от Христа, а душе своей повредит?
Да, жизнь сладка, а смерть горька. Но вечная смерть несравненно горше, а вечная жизнь безмерно слаще. И пусть весь мир человек приобретет в грехе — разве может это уравновесить хоть в какой-то степени гибель души от греха? И Господь показывает, что это значит — спасти душу и приобрести мир. «Если кто постыдится, — говорит Он, — Меня и слов Моих в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Своей».
Дело Христово проходит испытание в мире сем и в роде сем, который назван прелюбодейным и грешным. Бывают времена и страны особенно прелюбодейные и грешные. Таким было время и место, в котором Спаситель наш жил на земле. Таким временем и местом, несмотря на то, что оно освящено кровью бесчисленного сонма новых мучеников и исповедников Российских, хотят сделать, и делают уже наше время и наше Отечество.
Дело Христово встречает сопротивление, и будет встречать еще большее сопротивление, и будет подвергаться все большему поруганию в этом мире, по мере того как умножается в нем грех. И приближается время, когда те, кто исповедует Христа и Крест Его, не смогут избежать презрения и насмешек. И немало будет таких, кто будет признавать, что Христос праведен, что дело Его истинное, — но они постыдятся, у них не хватит мужества исповедовать Господа. Они не смогут вынести, чтобы к ним относились с насмешкой и презирали их, чтобы они были отвержены всеми. И поэтому они отвергнутся от своего исповедания. И мы порой уже сейчас отвергаемся от своего исповедания, хотя, кажется, свобода — веруй, сколько хочется, как хочется. Отвергаемся, прежде всего, всяким своим грехом.
Приходит день, когда дело Христово явится как солнце перед всем миром. Теперь оно является в глазах многих незначительным и презираемым. И те, кто не хочет разделить с Ним теперь Христово бесчестие, не будут участвовать с Ним в Его славе. Приближаются великие испытания, и Царство Божие приближается, говорит Господь, которое откроется с силою и славою многою и сокрушит всех противляющихся ему. И будет великое множество людей с Господом, как говорит Откровение, от всех народов собранных, во всех веках, поющих победную песнь Господу. «Есть некоторые, — говорит нам сегодня Господь, — от стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе» — те, кто поклоняется Кресту Христову, славе Его любви, участвует в Его позоре, которым хочет окружить Его мир. Им будет принадлежать слава Господня вовеки.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Недавно услышал весьма печальную историю об одном американском психологе, который специализировался на семейных отношениях. Он считался весьма крупным специалистом в этой области, даже книгу написал «Как сохранить брак», которая стала бестселлером. Это не помешало ему убить свою жену, а фотографии преступления выложить в интернет. Когда я услышал об этом, мне вспомнился и другой, менее вопиющий, но все же, на мой взгляд, подобный случай. Один известный на весь мир педагог, женщина, отдала своего собственного сына в интернат. Он, дескать, мешал ей полностью посвятить себя детям всего мира. Абсурдные ситуации, не правда ли? Тем не менее, это яркие иллюстрации тех слов Спасителя, которые мы услышали сегодня: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? Какая польза пытаться сделать добро человечеству, если ты разрушаешь жизнь своих родных и близких.
Об этом парадоксе устами одного из героев своих романов однажды хорошо и точно сказал Ф.М. Достоевский: «чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц». Но почему так получается? Ведь, вроде бы, какие благородные начинания! Какие возвышенные мотивы! Служить людям. Откуда же такой результат?
Евангелие ясно дает понять, что подвиг служения человечеству начинается с наведения порядка в собственной душе и в отношениях с теми, кто тебя окружает ежедневно. Этим и отличается добродетель христианская от добродетели мира сего. Всегда легче делать добро, когда ты не связан с теми, кому ты делаешь добро, лично. Легче благотворить тем, кто тебе ничем не насолил, при виде кого у тебя не возникают никаких личных ассоциаций. К такому добру тебя побуждает естественная человеческая жалость, а внешние трудности зачастую могут только воодушевит и придать мужества. Именно поэтому человек с таким энтузиазмом, энергией и самопожертвованием может отстаивать права животных, собирать на еду и медикаменты для голодающих детей Африки, объявлять голодовки, чтобы добиться равноправия всех слоев населения. Да и мало ли еще существует полезных для общества и человечества в целом инициатив, в которые можно уйти с головой? Ведь согласитесь, как это воодушевляет! Ощущаешь, что делаешь что-то значимое, даже великое.
Совсем иное, когда ты связан с человеком лично и у тебя по отношению к нему целый ворох неприятных воспоминаний, обид и взаимных неприязней. Одна женщина рассказывала, что с трудом подносит кружку воды старой больной матери, потому что, по ее выражению, «эта властная самодурная женщина своей тиранией изломала мне всю жизнь». Да и никто за эту кружку воды тебя не похвалит. Ведь всеми это воспринимается как должное.
Но Господь говорит, что именно это малое, незаметное, очень прозаичное и будничное служение и есть настоящий крест. Ведь для того, чтобы его понести, нужно преодолеть себя, переступить через свои комплексы, обиды, дурные воспоминания. Одним словом, исправить свое сердце. Нужна ежедневная внутренняя борьба, которая усугубляется тем, что, скорее всего, никто тебя за это не заметит и уж точно не похвалит. Но если этой работы не будет, можно прийти к очень печальным результатам. В итоге получится так, что столкнувшись с теми, за права кого ты боролся, ты просто не сможешь с ними ужиться, а возможно и люто возненавидишь.
Давайте же, дорогие друзья, в основу всякого своего начинания полагать эту кропотливую и незаметную работу над самими собой. Пусть целью нашей жизни станут не грандиозные свершения ради блага абстрактного человечества или его части, а тот мир, который мы приобрели в своем сердце и который смогли дать своим ближним и родным. Ведь именно о таких людях Господь говорит в сегодняшнем чтении «Говорю же вам истинно: есть некоторые…, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие».
***
Священник Стефан Домусчи
Современный человек очень щепетильно относится к своей независимости, к ощущению, что он хозяин своей жизни, что он волен решать сам, где жить, кем быть, как себя вести, что считать для себя значимым, а чем пренебрегать. Конечно, и раньше рабство было хуже свободы, но в наше время ощущение автономности особенно обострено. В то же время, несмотря на стремление к тому, чтобы быть самостоятельным, человек очень любит чему-нибудь следовать. Появляется книга ученых, и мы слышим «ученые доказали» или «ученые опровергли», я уже не говорю о писателях, журналистах или блогерах. Наши профессии давно стали настолько узкими, что почти во всех остальных областях, кроме своей, мы вынуждены быть последователями других. При этом, быть последователем — значит изменять свое мнение или поведение в соответствии с мнением или поведением того, к кому ты прислушиваешься. Самым явным примером такого последования является мода в широком смысле слова: мода на одежду, мода на книги, мода на здоровый образ жизни, на консервативность или либеральность… Диву даешься от количества книг, сообщающих правила диеты, тайм менеджмента, успешного ведения бизнеса.
Среди всего этого разнообразия легко не заметить маленькую книгу, которая, впрочем, больше любых других изменила мир. Эта книга называется Евангелием. В ней, кстати, тоже есть кое-что о последовании, о том, чтобы последовать за Христом. О чем нам говорят современные пособия? Хочешь меньше болеть и быть здоровым? Хочешь лучше выглядеть? Хочешь все успевать? На фоне этих оптимистичных обещаний призыв Христа выглядит чем-то чудовищным: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Заметим, как строятся все эти фразы: если хочешь чего-то хорошего, высокого, положительного, — сделай то или другое. Христос говорит: если хочешь быть моим учеником, иди за мной на крест. Ценность, к которой он призывает — не успех, не слава, не комфорт, но ученичество.
До какого-то момента можно было надеяться, что он стремится к власти собирается стать политическим лидером, что будучи его учеником и пройдя вместе с ним через испытания можно будет в итоге сесть министром его правительстве стать его помощником наслаждаться славой и богатством… В место подобных обещаний, Христос призывает отвернуться себя, т.е. прекратить стремиться к своим меркантильным целям и увидеть свою жизнь в свете вечности, в свете Божьего замысла. Современные проповедники комфорта зацикливают человека на временном, но Христос знает цену всем этим фантазиям… Обращаясь к человеку они все время говорят ему: ты это то, что ты ешь, то, что ты пьешь, то, что ты носишь, то, что ты используешь… Но где же сам человек? Его нет, он есть потребности, которые они с радостью удовлетворяют…
Христос не отрицает потребностей человека, Он не призывает отказаться от еды или одежды, Он сам с кормит голодных и лечит больных…, но Он так же знает, что человек не сводится к потребностям. Зная, это Он спрашивает учеников: Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
Этот вопрос звучит через века в сердце каждого из нас. Нас все время зовут к пользе, все убеждают приобрести весь мир, но что для нас действительно полезно и не потеряем ли мы себя, в погоне за исполнением своих желаний?
Вместо этого, Христос призывает нас взять свой крест и идти за Ним. И хотя многим, живущим в то время в иудее казалось, что жизнь Его закончилась позорной казнью на кресте, мы знаем, что она продолжилась победой и уже не закончится никогда. Эта победа ожидает и нас, если мы решим до конца последовать за Ним.
О противоестественном
(Кол.2:20–3:3; Лк.9:23–27)
Протоиерей Вячеслав Резников
В послании к Колоссянам Апостол пишет: «Итак, если вы со Христом умерли»… А через несколько строк читаем: «Итак, если вы воскресли со Христом»… И тут же снова: «Ибо вы умерли»… Итак, живы мы или мертвы? Умерли или воскресли? И вообще: что для нас жизнь и что смерть? В мирском сознании они не терпят друг друга рядом. Или одно, или другое. Пусть еле теплится, но это – жизнь. Пусть героическая, достойная удивления, но это – смерть. Но для христианина, по слову Апостола, «жизнь, или смерть… – все ваше» (1 Кор.3:22). Апостол и укоряет тех, кто как бы не до конца умер: «если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире», делаете нечто, не свойственное этому состоянию? И тех же людей он укоряет как бы в неполном воскресении: «если вы воскресли со Христом», то и делайте то, что безусловно доказывает подлинность вашего воскресения. Заметим, что не говорит Апостол: «если вы хотите умереть», или «если вы хотите воскреснуть», но в обоих случаях утверждает: «вы воскресли», или: «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».
Без смерти нельзя войти в жизнь. Господь однажды показал Царствие Божие еще не вкусившим смерти (Мф.17). И видим, что Петр, Иаков и Иоанн на Фаворской горе подобны щепкам, которые хотя и будешь силой погружать в воду, но вода все равно вытолкнет их по неумолимым законам природы.
Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». А идти за Христом, это значит – стать причастником и Его смерти, и Его жизни.
Но в чем же обрести точку опоры, какой помысел может помочь взять и перевернуть себя?.. Пожалуй, вот какой. Поскольку мы, по утверждению Апостола, «умерли со Христом», действительно умерли, то значит: рабствовать стихиям мира, служить им или бояться их, даже до того, что «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся», – все это не просто ошибочно. Это для нас -невозможно и противоестественно. А искать «горнего, где Христос сидит одесную Бога», – это не совет, не предложение, не очередные задачи. Потому что «вы воскресли». Уже воскресли. Смерть уже побеждена. А значит не помышлять о горнем Отечестве, не искать его – тоже не просто недостаток, но – совершенное попрание своего христианского естества.
|