26 октября 2020 года



Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 21-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп.4:10–23; Лк. 7:36-50)

Картина Питера Пауля Рубенса. Христос в доме фарисея Симона

Евангелие святого апостола Луки, глава 7, стихи 36-50:

36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

Послание апостола Павла к Филлипийцам, Глава 4, стихи 10 - 23:

10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 7:36-50) Лк.7:36. Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.

Этот фарисей, позвавший Господа, кажется, был неправых мыслей, но хитрый и полный лицемерия. Говорит: «если бы Он был пророк» (Лк. 7:39); очевидно, он не веровал, когда так говорил. Господь хотя и знает его непрямоту, однако ж, идет к нему и обедает с ним, конечно, нас через это научая вести себя просто и прямо даже с теми, кои по отношению к нам коварны.

Лк.7:37. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

Лк.7:38. и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

Многих занимает вопрос: сколько было жен, помазавших Господа миром? Одни говорят, что их было две: одна — упоминаемая в Евангелии от Иоанна, сестра Лазаря (Ин. 12:3), и другая — та, о которой упоминают евангелисты Матфей (Мф. 26:6-7) и Марк (Мк. 14:3), и в настоящем месте Лука. Но я верю тем, кои говорят, что их (жен, помазавших Господа миром) было три: одна — сестра Лазаря, упоминаемая у Иоанна, помазавшая Господа за шесть дней до Пасхи, другая, — упоминаемая у Матфея и Марка, помазавшая за два дня до Пасхи, и третья — сия, упоминаемая теперь Лукой, помазавшая Господа в средине евангельской проповеди. И ничего нет странного, что она сделала это еще прежде, чем настало время страдания, а те сделали то же самое близ времени страдания, из подражания ей или по другому побуждению.

Лк.7:39. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.

Если упоминаемый у Матфея фарисей, позвавший Господа, назван Симоном, как и у Луки, то что удивительного в совпадении имен? Поскольку тот, о котором говорит Матфей, был прокаженный, а сей (у Луки) — нет; тот по исцелении от проказы пригласил Господа в знак благодарности, а сей не был прокаженным и не высказывал благодарности; тот ничего не говорит, а сей ропщет и осуждает в одно время Иисуса и жену сию как грешницу, а Того как человеколюбца. О, безумие! Человек поистине фарисей.

Лк.7:40. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.

Лк.7:41. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,

Лк.7:42. но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?

Лк.7:43. Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.

Но Господь, спрашивая его притчами и выводя на средину двоих должников, незаметным образом высказывает, что и он есть должник, хотя и считающий себя меньше должным, но все-таки должник. Итак, ни ты, должный меньшим, не можешь отдать долг (ибо, одержимый гордостью, ты не имеешь исповедания), ни жена не может. Поэтому обоим будет отпущено. И кто возлюбит более? Без сомнения, тот, кому много отпущено. Сказав это, Он заграждает уста гордеца.

Лк.7:44. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;

Лк.7:45. ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;

Лк.7:46. ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.

Лк.7:47. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.

Господь обнаруживает в Симоне гордеца и безумца: гордеца, потому что он, сам будучи человеком, осудил человека за грехи; — безумца, поскольку не уразумел, что жену, которая явила такие знаки веры и любви, нужно было принять, а не отвергнуть. Поэтому Господь и обличает его в том, что он напрасно осудил жену, которая сделала столько, сколько сам он не сделал, не сделал даже гораздо низшего в сравнении с ней. Ты, например, не дал и воды на ноги, что самое обыкновенное дело, а она слезами омыла их; ты не облобызал Меня и в лицо, а она облобызала Мои ноги; ты не вылил и елея, а она возлила миро. Поскольку ты сказал, что Я — не пророк, так как Я не различил, что она — грешница, то вот Я обличаю помышления твоего сердца, чтобы ты знал, что Я знаю как сокрытое в тебе, так еще более знаю относящееся до нее, что знают и многие другие. Итак, отпущаются грехи ее, потому что «она.. много... возлюбила» , то есть обнаружила великую веру.

Лк.7:48. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.

Лк.7:49. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?

Лк.7:50. Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.

«Возлежащие вместе с Ним», и притом ропотники, не сообразили, что сказанное Им к Симону очень прилично идет и к ним. Господь, усмиряя ропот их и желая показать им, что всякого спасает вера его, не сказал: жена, Я тебя спасаю, — чтобы они не воскипели большей завистью, но: «вера твоя». Это сказал Он, как я уже заметил, частью для того, чтобы успокоить зависть их, а частью для того, чтобы ввести их в веру, дав им знать, что вера, именно она, спасает. «Иди с миром», то есть в праведности. Ибо праведность есть мир с Богом, подобно как грех — вражда на Бога. Смотри: отпустив ей грехи, Господь не оставил ее только с отпущением грехов, но придал и производительную силу добра. Ибо слова: «иди с миром» ты должен разуметь так: ступай, делай то, что возвратит тебе мир с Богом.  

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 7:36-50). Отчего так случилось, что Симон-фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк...» (Лк.7:39)? Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. 

По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает, кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ 
(Лк. 7:36-50)

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим сегодня в Евангелии рассказ о грешной женщине. «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, – воспоет о ней Церковь в Великую Среду, – Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она стоит, эта женщина, исполненная смирения, позади Христа, не смея взглянуть Ему в лицо. Она слезами омывает Ему ноги, и волосами своими отирает их. И она возливает драгоценное миро на ноги Спасителя. Глаза ее, которые когда-то были входами и выходами греха, теперь – источники слез. Лицо ее от рыданий потеряло всякую привлекательность и красоту, о которой она столько всегда заботилась. Теперь это не имеет для нее никакого значения. Все прежние грехи, которые как камень носила она в душе своей, изливаются сейчас плачем перед Спасителем. Святая Церковь дает нам образ кающейся и любящей Господа человеческой души.

Она слезами своими омывает пречистые ноги Спасителя, прозревая, что скоро они будут пробиты гвоздями, которые есть ее грехи и грехи каждого человека. Грех кажется сладким, но он всегда беспощадно, смертельно жесток. И эта убийственность греха направлена на Самого Господа. Когда она так предстоит пред Господом, другой человек – Симон фарисей – думает: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Господь, читая его мысли, обратился к нему: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Он говорит, что эта женщина действительно грешница, но – прощеная. Это значит, что она глубоко покаявшаяся грешница. Глубина ее покаяния определяется любовью ко Господу, и, в свою очередь, исходит из осознания, как много Господь прощает ей. То, что уже никогда нельзя простить, и от чего, кажется, не может быть избавления.

Чем больше грехов прощается этой женщине, тем большая любовь у нее ко Господу. И Христос рассказывает Симону фарисею притчу о двух должниках. Один был должен в десять раз больше другого. Но поскольку оба не имели, чем заплатить, заимодавец простил тому и другому. «Который из них более возлюбит его?» – спрашивает Господь. «Думаю тот, – отвечает Симон, – которому более простил» (Лк. 7:42–43). Мы все грехами своими неоплатные должники перед Господом. Один должен больше, другой – меньше. Один должен пятьсот динариев, а другой только пятьдесят. Фарисей был меньший должник, но он тоже был должник. И, на самом деле, гораздо больший должник, чем он думал. И каждый человек больше должен Богу, чем он может заплатить.

Никакие наши труды, никакие посты, никакие подвиги не могут дать нам возможность расплатиться с нашими грехами. Никакие слезы не могут омыть их. Прощение – непостижимый дар бесконечной любви Господа. Оно предлагается всем, но принимают его только те, кто глубоко и искренне приносит покаяние. И здесь нам открывается великая тайна: чем большие грехи нам были прощены, тем больше мы должны возлюбить Господа. И еще нечто совершенно неожиданное: кто пришел к Богу от больших грехов, тот должен стремиться достигнуть большей святости. Мы знаем пример апостола Павла – бывшего гонителя Церкви, того, кто больше всех потрудился для Господа. Преподобная Мария Египетская – бывшая блудница – обретает такую чистоту, перед которой не может не поклониться подвизающийся всю жизнь в подвиге поста и молитвы преподобный Зосима. И всякий, кто узнаёт, что такое грех и как любит Господь кающегося грешника, всего себя отдает Господу.

Чем святее человек, то есть, чем больше у него любовь к Богу, тем яснее он видит свои грехи. Чем глубже человек видит себя, тем больше понимает, что это он – неоплатный должник. Не кто-то другой, а именно он первый среди грешников. Не та плачущая у ног Спасителя грешница, а он должен пятьсот динариев. И пятьсот – это на самом деле условная сумма, потому что грехам нет числа. Как говорит преподобный Петр, святой пятнадцатого века, начало святости – видеть свои грехи бесчисленные, как песок морской.

Все совершается по дару Христа. Когда человек приближается к свету истинного добра, он начинает видеть себя таким, каков он есть на самом деле. Узнав этот свет, он ничего не пожалеет для Господа, не испугается никаких трудов и скорбей. Мы видим Симона фарисея, мнящего себя праведником. Каждый из нас, кто как будто все исполняет и уверен, что ему не в чем особенно каяться, подобен ему. Но Господь говорит этому фарисею сегодня: неужели Я приму твою мнимую праведность и отвергну любовь, которая отдает все, что у нее есть. «Ты Мне воды на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает, всей душей своей, разрывающейся от горя и любви, целовать Мне ноги. Маслом главы Моей не помазал, а она изливает драгоценное благоуханное миро на Мои ноги».

Как страшно ошибается тот, кто рассчитывает недорогой ценой, легко и просто приобрести прощение и Царство Небесное! Да, кто много возлюбил, тому много прощается. Но признак полного прощения грехов – когда человек уже никогда к ним не возвращается. Не потому, что так складываются внешние обстоятельства, не потому, что потерян вкус ко греху, а потому что так он возлюбил Господа. Снова и снова мы будем возвращаться к грехам, в которых каялись, потому что наше покаяние было поверхностным. Оттого, насколько глубоко наше покаяние, будет зависеть, в какой мере мы сможем противостоять непрестанно искушающему нас греху. И чем решительнее мы будем ему противостоять, тем глубже будет наше покаяние. И так до конца жизни, пока мы не достигнем того покаяния, которое являет эта грешная жена – в совершенной любви ко Господу, в готовности отдать Ему всю свою жизнь.

Прощаются ей многие грехи, потому что она возлюбила много. Но не мы первые возлюбили Господа, как Он Сам говорит, а Он первым возлюбил нас. И Он жизнь Свою отдает, чтобы нам открылось подлинное понимание жизни. Чтобы мы узнали, что такое грех и что такое любовь и покаяние. Ничего великого никогда не приобретается без скорбей, без крови, без отдачи себя. И Господь Крестом Своим, Своими страданиями открывает нам путь к истинному покаянию.

***

Протоиерей Павел Великанов

Мы слышали очень непростое чтение для глубокого погружения в него – по причине того, что наш глаз сильно «замылен» этой хрестоматийной картиной «Христос и грешница, умывающая ноги». А давайте спроецируем ситуацию в сегодняшний день.

Итак, Москва, выходной день, ресторан закрыт на спецобслуживание. Очень небольшой корпоратив людей, которые без затруднения готовы оплатить целый ресторан. Все приглашённые – их совсем немного – свои в доску люди, за исключением одного: священника, а, быть может, даже старца – кто-то говорит, что он вроде как прозорливый – но точно никто не знает. В любом случае, как бы там ни было, надо всё сделать достойно и по понятиям. Гости вальяжно сидят на диванах, попивают кто аперитив, кто просто шампанским балуется – постепенно все собираются. Вот уже и батюшка пришёл, читается молитва, крестятся кто как может, мило улыбаются друг другу и садятся за стол.

Разговор начинается с предметов общих и никого не задевающих – но вскоре неизбежно переходит к тем проблемам, которые тщательно вытесняются гостями. Что-то проясняется, батюшка даёт вполне разумные, если не сказать – мудрые – советы, местами, правда, воспринимаемые собравшимися как уж больно радикальные. В целом, все довольны, процесс знакомства и приглядывания к новому человеку идёт вполне успешно.

И тут вдруг распахивается дверь – и – о Боже! – появляется некий хорошо всем известный человек – не будем уточнять, где и кем он работает – все и так прекрасно поймут. Его слава плывёт перед ним: он – редкостнейший мерзавец, продаст родную мать за три копейки, без взятки к нему не подходи. Уважающий человек всякий раз после рукопожатия с ним неудержимо хочет помыть руки – просто противно, но, что делать, приходится общаться и с такими. Вид у него – прямо скажем, не очень – весь какой-то помятый, то ли с перепоя, то ли с перегула – но держится. Его сюда никто не звал, ему здесь не рады – но ему что-то очень надо, он не смотря ни на кого, прямиком направляется к священнику, буквально по чужим ногам. Что, в общем-то, неудивительно. Как только его пропустила охрана – непонятно!

Оказавшись рядом с батюшкой, он вдруг падает головой ему на колени – и начинает реветь взахлёб. При этом – ничего не говоря. Окружающие, мягко говоря, растеряны. Вдвойне неприятная сцена. Вечер, обещавший быть как минимум интересным, уже испорчен. И какая нелёгкая его сюда принесла?..

Если бы этот батюшка на самом деле хоть что-нибудь понимал, кто тут ему на рясу слёзы проливает, взашей выгнал бы, отлучил от Церкви и анафеме предал. Мы-то знаем, что это за человек! Сколько исковерканных судеб на его совести!

И тут священник поворачивается к хозяину застолья: «Вадим Петрович, я хочу поднять бокал – разрешите слово молвить?» «Конечно, батюшка, благословите, с радостью послушаем ваше поучение!»

И сидя, будучи прижат вдрызг раскисшим нежданным гостем, батюшка начинает свою речь.

«Расскажу вам одну историю. В неком госпредприятии проворовались два начальника. По результатам обыска у одного обнаружили несколько десятков тысяч долларов, у другого – больше миллиона. Должны были посадить обоих – но директор решил пообщаться с каждым из них приватно, прежде чем давать делу ход. И неожиданно вдруг оба дела спустили на тормозах, даже в СМИ ничего не просочилось. Вопрос: кого возьмет себе в помощники директор, когда станет министром?»

Вопрос повис в воздухе. Хитро улыбаясь, Вадим Петрович решился сказать: «Думаю, того, кто больше украл! Почему? Да потому, что кредит доверия, который выдал ему директор, стоит несоизмеримо дороже! Ведь он вполне мог бы давно сидеть!»

«Правильно рассуждаете, Вадим Петрович!» – ответил батюшка. А теперь смотрите сюда – сказал он, показывая на всё ещё мокрого гостя. Вы осуждаете его за страсть к деньгам, ради которой он не щадил никого? Но посмотрите на этого несчастного: разве принесли эти деньги ему счастье? Да, он докатился до самого дна – и смог от него оттолкнуться – разве не коснулся его Бог покаянием? Не просто «печалькой» о грехах, а покаянием такой силы, что он вас всех здесь просто не видит – да и я – не более, чем свидетель его плача перед Богом? Что он сюда пришёл? – У Бога прощения просить. И, не сомневаюсь, он его уже вполне получил. Потому что только Сам Бог – и этот человек – знают, что стояло между ними!»

Вывод, который сегодня призывает нас сделать Евангелие – прост: никогда не забывать, что все мы – в движении, на одной и той же трассе под названием жизнь. И у каждого – свой финиш, свои поломки, свои ремонты. Безумен тот, кто бахвалится свежекупленной иномаркой на фоне еле плетущейся битой «копейки» – один только Бог знает, где положен предел маршрута каждой из этих машин!..

***

Священник Стефан Домусчи

Взаимоотношения Бога и человека всегда созидаются как обоюдные. Как учитель, при всем желании не может научить ребенка, если тот не хочет учиться, так Бог не может сделать человека счастливым, не может за него принимать правильные решения, но ждет его соработничества. Наблюдая за людьми, мы замечаем, что все готовы к этому соработничеству по-разному, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. И хотя, на наш, человеческий, взгляд эти люди могут сильно отличаться, перед Богом все оказываются несовершенными и нуждающимися в прощении и исправлении. Ведь если все больны, то разница лишь в том, что именно болит, а не в том, что кто-то болен, а кто-то здоров.

Если продолжить аналогию с болезнью, то, как известно, наиболее опасными часто оказываются те из них, которые не заметны и развиваются исподволь, при видимом здоровье. Скажем, человеку со сломанной ногой в транспорте многие с готовностью захотят уступить место, в то время как рядом может стоять тот, у кого кости целы, но внутренне он гораздо более слаб, хотя этого и не видно.

Духовные болезни развиваются точно так же. Человек может быть явным грешником и преступником, это будет очевидно всем, и, главное, ему самому. Ему может быть очень трудно исправиться, но он по крайней мере видит проблему. Другой, может не совершать очевидных грехов, но исправить те, которые есть ему может быть гораздо труднее, именно потому что он ощущает себя праведником.

В сегодняшнем чтении мы видим фарисея, который пригласил Христа в свой дом и грешницу, которую этот фарисей откровенно не любит и презирает, так что даже не позволил бы прикоснуться к себе. Первый выглядит как праведник, вторая – о второй и говорить не приходится, она всем известная грешница.

И вот Христос рассказывает им притчу о двух должниках. Те, кого он имеет ввиду находятся перед ним, только один ведет себя с Богом как коллега, чувствуя себя исполнившим почти все, а другая знает, что вся ее жизнь переполнена грехом. Только одного не достает Симону – он не любит ближнего. И эта нелюбовь очевидным образом отражается на отношении ко Христу.

Думая, что мы любим Бога, посмотрим вокруг себя, и если есть вокруг нас те, к кому мы испытываем обратные чувства, значит мы только вначале пути и прежде чем говорить о любви к Тому, Кого мы не видим, стоит приложить все усилия, чтобы так же отнестись к тем, кто с ними рядом.

***

священник Дмитрий Барицкий

В соответствии с древневосточным этикетом гостю, который приходил в дом, оказывались различные почести. В первую очередь его целовали в знак мира; после предлагали воду, чтобы омыть ноги от дорожной пыли; наконец, капали на голову капельку благовонного масла, которая источала приятный запах. Ничего этого Симон не сделал. Его гостеприимство и учтивость имеют предел. Почему?

Симон был зажиточным и всеми уважаемым фарисеем, то есть учителем закона. Наверняка, он пользовался безупречной репутацией, как среди своих коллег, так и среди простых людей. Скорее всего, он приглашает в свой дом Христа именно потому, что Он был очень популярен в народе. Замечательный повод повысить свои рейтинги в глазах простолюдинов. К слову, дворы зажиточных евреев были открытыми, и всякий прохожий мог зайти, чтобы послушать поучения известного проповедника из Назарета. С другой стороны Симон боится, что другие фарисеи могут истолковать его знаки внимания к Иисусу, будто он уверовал в Него как в Мессию. Возможно, не оказав должного гостеприимства, он намекает своим однопартийцам, что для него Иисус лично ничего не значит. В противном случае проблем не оберешься, а ему есть, что терять. Репутация все-таки.

Совсем иначе ведет себя женщина-грешница, которая пришла сюда вместе с народом. Она полный антипод Симона. Перед нами одна из тех, которых во все времена считали отбросами общества. О какой-либо праведности и нравственности говорить здесь не приходится. Она даже не соблюдает элементарные нормы приличия: о чем говорят хотя бы распущенные волосы, что в традиционном еврейском обществе могло восприниматься как атрибут публичной девки, блудницы. Вся жизнь у нее – сплошная скверна и грех. Однако именно ее Спаситель приводит в пример всем окружающим, а Симона укоряет.

В чем же дело? В отличие от Симона, который слишком занять собой и своей порядочностью, который дрожит в первую очередь за свою репутацию, для этой женщины, которой нечего терять, кроме своих грехов, Господь становится всем, смыслом жизни, от Которого зависит все. Именно об этом она свидетельствует таким вопиющим и бесцеремонным в глазах окружающих приветствием. По-своему делает то, чего не сделал Симон. Она не просто приветствует Христа, она полагает перед Его ногами всю свою жизнь, отдает Ему всю свою душу. Именно это и подразумевает Христос, говоря, что она возлюбила многое. Этого вполне достаточно, чтобы Господь не обратил никакого внимания на ее прежние, безусловно, тяжкие грехи, а она испытала облегчение и радость прощения, будто ей списали гигантский долг.

Парадокс духовной жизни заключается в том, что порой порядочность и благопристойность становятся для человека камнем преткновения на пути к Богу. Они мешают нам Его увидеть. Заставляют любоваться самими собой. Поэтому они похожи на то золото в мультике про Золотую антилопу и жадного раджу, которое через какое-то время превращается в черепки. Чтобы нас спасти, Бог в них особо нуждается. Но что Ему точно необходимо, так это наше сердце. Он ждет, чтобы мы полностью посвятили себя Ему. Отдали ему всю свою жизнь до последнего помышления и вздоха. Лишь тогда Он закроет глаза на все наши несовершенства, покроет Своей ответной любовью множество наших грехов и мы обретем радость прощения.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О том, что первично
(Флп.4:10–23; Лк. 7:36-50)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды некто из фарисеев просил Господа Иисуса Христа «вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег». Хозяин тщательно наблюдал за Ним. Фарисеям было свойственно наблюдать: руки ли кто перед вкушением пищи не омыл, или что другое сделал не по правилам. Очень важной стороной ритуальной дисциплины было – не прикасаться к чему-либо, способному осквернить. И вот, фарисей видит, что некая «женщина того города, которая была грешница, узнавши, что» Иисус «в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». В другой раз фарисей прямо обвинил бы Иисуса, что он позволил грешнице прикоснуться к себе. Но тут задачей лукавых наблюдателей было – разоблачить Его, как самозванца, незаслуженно окруженного народным почитанием. И поэтому фарисей просто с удовлетворением отмечает в себе: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Но Господь тут же ответил вслух на этот мысленный укор, тем самым сразу указав на главное заблуждение фарисея. И – начал говорить о грехе и прощении.

Грех, это не какая-то несмываемая печать, вроде проказы. Грех может быть исправлен обоюдными усилиями Бога и человека. А истинное соотношение этих усилий раскрывается в притче о двух должниках. Рассказав ее, Господь сказал фарисею: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи твои». Получается, что любовь к Иисусу – причина прощения ей грехов. Но в притче-то было – наоборот: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой – пятьдесят; но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил». И выходит, что любовь человека к Богу зависит от количества прощенных каждому грехов.

Дело в том, что этой притчей Господь все ставит на свои места. Как бы нас ни поражали свидетельства любви к Господу истинных христиан, все равно – «в начале было Слово, … и Слово было Бог» (Ин.1:1) со Своей Божественной созидающей любовью, со Своей Божественной готовностью простить. Можно предположить, что эта грешница была та самая, взятая в прелюбодеянии, которой Господь тогда сказал: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин.8:11). И теперь, после выражения ею своей благодарности, подтвердил: «Прощаются тебе грехи».

Господь не ищет ничего нашего, но – чтобы мы приняли Его дары и своими делами засвидетельствовали об этом. Подобно как апостол Павел отвечает Филиппийцам на их пожертвования: «…Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил… посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу». Прощение невозможно заслужить, оно дается даром. Сколько кому прощено и кто должен более возлюбить в ответ, это – тайна Бога и человека. Ну а чтобы не ошибиться, – надо просто-напросто понять, что тебе прощены не пятьдесят, а именно пятьсот динариев.

Церковный календарь. 26 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 26 октября

Читаем Апостол. 26 октября

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 26 октября

Мульткалендарь. 26 октября. Святитель Мелетий, патриарх Александрийский

Мульткалендарь. 26 октября. Преподобный Никита исповедник

День ангела. 26 октября

Этот день в истории. 26 октября