Христос Пантократор
(одна из древнейших икон Христа, VI век, монастырь Святой Екатерины)
31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
(Лк. 7:31-35) Лк.7:31. Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?
Лк.7:32. Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
У иудеев был род некоторой игры такой: большое число детей разделялось на две части, и, как бы в насмешку над жизнью, одни на одной стороне плакали, а другие на другой играли на свирели, и ни играющие не соглашались с плачущими, ни плачущие — с играющими.
Лк.7:33. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес.
Лк.7:34. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам.
Лк.7:35. И оправдана премудрость всеми чадами ее.
Господь и фарисеев представляет делающими нечто подобное. Ибо ни с Иоанном, ведущим плачевную жизнь и вводящим покаяние, не скорбели и не подражали ему, ни Иисусу, показывающему приятную жизнь, не повиновались и не соглашались с Ним, но от обоих отстранили себя, не оказав сочувствия ни Иоанну плачущему, ни Иисусу играющему и отпускающему. И наконец мудрость Божия оправдалась, то есть почтена не фарисеями, но ее чадами, то есть принявшими учение Иоанново и Иисусово.
(Лк. 7:31-35). «С кем сравню людей рода сего?» (Лк.7:19), т. е. неверов? Если Господь делает этот вопрос как будто в недоумении, не тем ли более прилично нам недоумевать о явлениях неверия? Казалось бы, как идти против всесторонней очевидности? – и однако же идут. Что сатана противится – это не дивно; его имя такое: противник истины и добра ясно видит, что Бог есть, что Он будет судить его и осудит, что казнь ему уже уготована, а все идет наперекор, и не для чего другого, как только на зло и, следовательно, на большую себе пагубу. Уж не этот ли дух богоборства владеет и неверами?
По крайней мере, по тем понятиям, какие имеем мы о душе и ее действиях, неверие, при очевидности оснований веры, необъяснимо, равно как необъяснимо и рабство грешника греху, когда он узнает ясно, что грех губит его. И какое еще противоречие! Только неверы и страстолюбцы отвергают бытие сатаны и нечистых духов. Те, которым бы больше всего надо было бы стоять за них, совсем отступаются от них. Не от них ли самих и наука-то эта? Темные тьму любят и научают говорить, что их нет и что в нравственном мире строится само собою, без их козней и коварства.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь показывает странное легкомыслие и развращенность людей рода сего и их слепоту. «С кем сравню людей рода сего? — говорит Христос. — и кому они подобны?» «Они подобны детям, которые сидят на улице». Они не обращают внимания ни на что серьезное, все для них — игра. Как если бы дела Божии были забавой, подобно той, которую они устраивают, играя друг с другом на улице. Они «кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали». Одни не хотят принять участие в свадебном представлении, а другим не нравится изображать погребальный плач. Те и эти настаивают, чтобы игра была по их выбору, и отвергают все, что им предлагают.
В этом легкомыслии — причина гибели слишком многих. Речь идет о их вечной участи, о спасении их душ, а им и в голову не приходит, насколько это серьезно. Непостижимо это безумие слепотствующего мира! Господь хочет пробудить их, вывести из состояния кажущегося благополучия и безопасности. Он посылает к ним пророков, бóльшего из пророков — Предтечу, наконец, Сам приходит к ним. Но и здесь, отвлекаясь на какое-то время от игры, подобно капризным детям, они находят только повод для недовольства. Иоанн Предтеча вел суровый подвижнический образ жизни, пребывая среди пустыни в непрестанном посте и молитве. Кого как не этого мужа мудрости и созерцания, казалось бы, должны они были слушать! Но то, что было его похвалой, обращается у них в упрек ему. Оттого что он ни хлеба не ест, ни вина ни пьет, они говорят: в нем бес. Это — слишком мрачный человек, в таком неумеренном воздержании — действие сил зла. Господь наш Иисус Христос имел более свободное и открытое общение со всеми. «Он ест и пьет» — так говорили они о Нем. Он разделяет трапезу с фарисеями и с мытарями, в надежде просветить тех и других, Он ведет с ними задушевные беседы. Господь показывает по Своему человечеству, что у служителей его может быть неодинаковое призвание, различный образ трудов и проповеди, по-разному нужный и полезный для Церкви. Не существует единого стандарта для всех, и никто не должен поспешно судить о других, если они не следуют внешнему подвигу. Господь благословляет активную деятельность монастырей преподобного Иосифа Волоцкого и созерцательное уединение скитов преподобного Нила Сорского. С самого начала на Своем собственном примере и примере Предтечи Господь показывает, как могут отличаться внешние формы служения.
Но их общие враги выступают против них обоих. Те же самые люди, которые представляют святого Иоанна Предтечу утратившим рассудительность, называют Спасителя потворствующим нравственной распущенности. «Вот человек, — говорят они, — который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Где злая предрасположенность, там не жди добрых слов. Они не могут увидеть, что Господь, начавший Свое служение сокровенным сорокадневным постом, не постится теперь, при других, чтобы явить Своей праздничной трапезой приближение брака Агнца, мессианского пира веры, предназначенного для всего человечества, спасения всех.
«И оправдана премудрость всеми чадами ее». Кто ищет оправдания своей беспечности, останется со своей мудростью — которая есть безумие пред Богом. А Божественная премудрость, раскрытие Превечного Совета о мире — в человеческих душах и в истории, будет узнаваться и возвещаться всеми, кто является чадами ее. Люди могут употребить свою свободную волю для отвержения Бога. В своем легкомыслии они могут быть слепы и глухи ко всем Его призывам. Бог мог бы силой принудить человека к послушанию Себе, и в мире не было бы никаких потрясений и бед, но это был бы механический мир. Но Бог избрал опасный путь любви, и мудрость любви в конце концов восторжествует во всех, кто хочет быть человеком, чадом Божиим, созданным по образу Его.
***
Священник Стефан Домусчи
Сегодняшнее чтение представляет собой небольшой, но очень интересный отрывок. Как известно за Христом ходили толпы людей, кто-то искал утешения и новой жизни, а кто-то исполнения собственных прихотей. Обращаясь к людям, которые ходят за Ним, но не становятся его учениками Он сравнивает их с капризными детьми, которые ссорятся с другими детьми, за то, что те не захотели играть вместе с ними в одну и ту же игру. Их действия должны были вызвать соответствующую реакцию, соответствующее действие других, это было ожидаемо, но этих, последних, все время что-то не устраивало. Одни играют на свирели – другие должны плясать, но не пляшут. Тогда дети стали петь плачевные песни, но те опять не ответили, не стали плакать. Для развлечения им не подошли ни веселые, ни грустные мотивы. Конечно, эта история рассказана Христом не просто так. На первый взгляд может показаться, что под капризными детьми Спаситель подразумевает книжников и фарисеев, но по ходу повествования становится очевидным, что так ведут себя многие.
Но что же не устраивает их в приходящих учителях?
Пришедшего прежде Иоанна Крестителя обвиняли в чрезмерной строгости и аскетичности. Будучи воспитан в пустыне Он, как известно, вел очень строгую жизнь, скудно питался, носил грубую одежду. Настоящий отшельник, каким как кажется и должен быть проповедник покаяния. К людям, которые погрязли в быту, в заботах о еде, питье, одежде, забывших о Боге, приходит тот, кто всей своей жизнью показывает, что можно жить иначе, иметь иные стремления и иной смысл жизни. Он возвращает их к Богу, возвращает их к тому, чтобы они вспомнили, они Божий народ, они призваны к тому, чтобы встретить мессию, но для этого им надо покаяться. Надо отвернуться от прежних интересов, которые, может быть, сами по себе и не греховные, но оказавшись в центре всех жизненных смыслов и интересов, они заслонили собой Бога и знание того, чем и как должно жить.
И вот он приходит к людям, многие из которых, не желая каяться, говорят, что он бесноватый и отказываются слушать его и быть его учениками.
Сам Спаситель, придя, вел себя иначе чем Иоанн Креститель. Первый рассчитывал на обращение людей хоть сколько-нибудь благочестивых, расположенных к покаянию, которые как известно и пошли за ним. Спаситель же, как пришедший спасти всех, ест и пьет все то, что едят и пьют обычные люди, обращается к мытарям и грешникам, беседует с блудницами и язычниками. Иными словами делает все, чтобы к Богу обратились и эти, не просто избравшие иные ориентиры, но прямо забывшие Бога и живущие греховной жизнью.
И что же? Те самые люди, которые обвиняли Иоанна в излишней для проповедника аскетичности, говорят, что Иисус друг мытарям и грешникам, что он объедается и опивается с ними и не может быть проповедником и учителем. И хотя, для любого, кто решил бы присмотреться к жизни Христа стало бы очевидно, что сам он ведет жизнь безгрешную, его доброе отношение к мытарям, блудницам и остальным грешникам – стало хорошим поводом отвергнуть Его как пророка.
Но в пророках ли дело?
Конечно, нет!
Дело в людях, которые не хотят каяться и менять свою жизнь. Любой пророк, строгий или милостивый окажется неподходящим, если люди не хотят его слушать. Желание, чтобы все осталось по-прежнему и никто не мешал жить оказывается здесь определяющим.
Но это значит, что история эта вневременна, она не только о книжниках и фарисеях, не только об иудеях. Она о каждом из нас, когда мы находим причины не слушать Христа и не поступать по Его словам.
Но может ли пророк ориентироваться на ленивых и нерадивых людей? Он может заботиться и о них, может призывать к исправлению, но люди сами или откликаются или нет. Христос говорит, что премудрость оправдана чадами ее. Если мы вспомним, что Премудрость – это Он Сам, мы поймем, что Он имеет ввиду. Милостивый подход оказался более оправданным, чем сухая и горделивая праведность книжников и фарисеев, ведь Он спас и спасает всякого, кто осознав в Нем нужду преодолевает себя и приходит к Нему.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Святитель Филарет Московский в одном из своих великолепных слов писал: «Мир есть коловратный круг; наша душа есть образ троичного божественного единства. Круг, положенный в треугольник, не может занять всего пространства, так целый мир не наполнит души человеческой; не осмелимся решить, больше ли в сем гнева карающего или вразумляющего. Милосердия дело есть то, что человек поставлен среди таких опасностей; только мы должны признавать в сем состоянии нашем вместе и наказание и указание» (Слово в день Рождества Богородицы). Святитель Филарет с помощью геометрической аналогии показал причины нашей постоянное неудовлетворённости. Как Бог превосходит созданный Им мир, так и человеческая душа превосходит все видимое и потому не может им насытиться.
Современники Христа Спасителя были такими же людьми, как и мы. Если их восприятие мира отличалось от нашего в силу разного рода причин, то их души имели те же самые наклонности, что и души современных людей. Не удивительно, что им все не нравилось. Им не нравился Иоанн Предтеча, они видели в нем изъяны и ставили ему в вину нарочитый, как им казалось, аскетизм. Самого Христа они обвиняли в отсутствии аскетизма. И вряд ли древние израильтяне смогли бы внятно объяснить самим себе, каким должен быть посланный Богом человек. За свою немалую историю они видели самых разных пророков и праведников, но им они тоже не нравились: практически все пророки прожили непростую жизнь, полную людского непонимания и отторжения, итогом же их жизни чаще всего была насильственная смерть. Нечто подобное, только, конечно, не в таком масштабе, происходит и сегодня. Нам тоже редко нравятся люди. Нет человека, в котором бы мы не видели изъяна и которого не могли бы «разобрать по косточкам».
Такое отношение друг к другу — следствие все той невозможности насытить душу видимым миром, о которой замечательно и ярко сказал святитель Филарет Московский. Неудовлетворённость тем, что мы имеем, бесконечное иррациональное стремление обладать все большим и большим, неприязнь к тем, кто нас окружает и мечты о каком-то другом обществе говорят об одном: человек не хочет войти в общение с Богом; не хочет, а потому и не может. И потому вопрос Христа Спасителя сохраняется: кому подобны люди рода сего? Кому можно нас уподобить в том случае, если нас не устраивает наше окружение? Христос не только ставит вопрос, Он даёт и ответ: такие люди подобны плаксивым детям, которые хотят одновременно играть и спать, на ручки и пить, купаться и мазаться кремом для обуви. Помоги же нам, Господи, вырасти в полную меру человеческого совершенства!
О мышлении совершенных
(Флп. 3:8–19)
Протоиерей Вячеслав Резников
«Кто из нас совершен, так должен мыслить», – пишет Апостол. Заметим, что не «так должен делать», но именно «так должен мыслить». Значит именно в мыслящей душе, в самом сердце находится тот признак, по которому «познал Господь Своих» (2Тим.2:19). А любое дело можно истолковать по-разному. Об Иоанне Крестителе, который с детства жил в пустыне, ел скудную пищу, говорили: «в нем бес». А что же? и служители бесов порой отличаются крайним аскетизмом. Вспомним священномученика Киприана, который сначала был колдуном. И он на горе Олимп, в этом обиталище бесов, сорок дней и сорок ночей ничего не вкушал. А какой власти над своим телом достигают индийские йоги! С другой стороны, за обликом человека, который общался с грешниками, ел с ними и пил вино, – многие ли увидели Единого Безгрешного, воплотившегося Бога?..
Но как же все-таки должен мыслить совершенный христианин?
«Стремлюсь, – пишет Апостол, – не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее, и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить». Итак, вот в чем совершенство: не в том, чего мы достигли и какими видимся людям; но как раз в том, чтобы искренне забывать все, чего достигли; чтобы ни во что вменять свои подвиги и заслуги, простираясь вперед, в надежде все-таки достичь Господа своей любовью, как Он Своей любовью достиг нас. Чтобы нам «познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».
Бывало, что Господь отмечал, как совершенных, тех, кто еще ничего доброго не успел сделать, а только рванулся из тьмы греха, как, например, Закхей мытарь (Лк.19). Он только высказал намерение, а Господь уже засвидетельствовал о нем: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк.19:9). А люди в это время осуждали не только Закхея, известного грешника, но и Самого Господа, Который на их взгляд осквернил Себя вхождением в его дом. Кто кроме Самого Иисуса Христа слышал, как разбойник возопил на кресте: «помяни меня, Господи…»? И кто кроме самого разбойника расслышал: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43)? А все вокруг считали обоих последними злодеями, по делам принимающими казнь.
А вот что говорит Господь тому, кто ослабил силу своей первой любви: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела, а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:4–5). Того, кто оставил свое первое горение и стал теплым, Господь грозит извергнуть «из уст Своих» (Откр.3:16). И это независимо от пройденного пути.
Помня все это, будем осторожны в суждениях, кто совершен, а кто – нет. Например, когда поднимаются споры о чьей-то святости, о возможности канонизации. И особенно страшно тут говорить против. Представим себе, что вдруг встал вопрос о канонизации благоразумного разбойника. Тут же нашлись бы противники, которые поставили бы на вид всю его гнусную разбойничью жизнь. Но непременно нашлись бы и ревнители, которые, напротив, стали бы восхвалять эту жизнь, дескать, сколько он людей своими злодействами, разумеется, не без воли Божией, отправил в Царство Небесное!.. А наше дело – лишь свидетельствовать о том, что сами видели и слышали, смиренно представляя на суд тех, кто от Самого Господа «другдругоприимательно» облечен в Церкви властью «вязать и решить».
|