Исцеление расслабленного в Капернауме
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,-
18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом;
19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои.
21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что’ вы помышляете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
(Лк. 5:17-26) Лк.5:17. В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении: больных, -
Лк.5:18. вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его: в дом и положить перед Иисусом;
Лк.5:19. и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса.
Лк.5:20. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои
Перед собранием врагов Господу нужно было совершить какое-нибудь новейшее знамение. Поэтому Он исцеляет человека, болящего неизлечимой болезнью, чтобы через уврачевание такой болезни уврачевать и неисцельное безумие фарисеев. Сначала Он врачует болезни души, сказав: оставляются тебе грехи твои, — чтобы мы знали, что многие болезни рождаются от грехов; потом исцеляет и немощь тела, видя веру принесших. Ибо Он часто по вере одних спасает других.
Лк.5:21. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
А фарисеи говорят: что Он произносит хулы? «Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога?» Говорят они это, осуждая Его на смерть. Ибо Закон повелевал наказывать смертью того, кто скажет хулу на Бога (Лев. 24:16).
Лк.5:22. Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших?
Господь, чтобы показать им, что Он есть истинный Бог и не выдает себя за Бога по тщеславию, убеждает их другим знамением. Он сам узнает, о чем они помышляли в себе. Отсюда совершенно явно, что Он Бог, ибо знать сердца свойственно Богу (1 Пар. 28:9; 2 Пар. 6:30).
Лк.5:23. Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?
Лк.5:24. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
Лк.5:25. И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога.
Лк.5:26. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́дные дела видели мы ныне.
Итак, Он говорит: что вам кажется удобнее — грехи отпустить или телу дать здоровье? Конечно, по вашему мнению, отпущение грехов кажется удобнее, как дело невидимое и необличимое, хотя оно труднее, — а выздоровление тела кажется труднее, как дело видимое, хотя в сущности оно удобнее. Однако ж Я сделаю и то, и другое, и через исцеление тела, что для вас кажется труднейшим, удостоверю и в уврачевании души, которое хотя и трудно, но, как невидимое, вам кажется удобным. Смотри: грехи оставляются на земле. Ибо пока мы находимся на земле, мы можем загладить наши грехи, а после того, как переселимся с земли, мы уже не можем сами загладить наших грехов исповедью: ибо дверь заперта. Но об этом предмете мы сказали обширнее в объяснении других евангелистов (см. Mф. 9, Mк. 2).
(Лк. 5:17-26). «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления - чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего. Господь не наcилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство - чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека, в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, иcповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.
Протоиерей Павел Великанов
В сегодняшнем чтении об исцелении расслабленного есть несколько важных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Первое – это то, что Иисус уже необычайно популярен. Толпы людей окружают Его, где бы Он ни появился. В Нём видят прежде всего чудотворца, который с лёгкостью может решить давние нерешаемые проблемы.
Второй момент – здесь же, рядом, находятся фарисеи и книжники – они внимательно наблюдают за всем, что происходит. Напряжение уже появилось – но пока ещё не переросло в явную вражду и ненависть. Они понимают, что Иисус – другой, не такой, какими были привычные бродячие проповедники или лже-Мессии. Они видят Его безграничную внутреннюю свободу, они не могут отрицать факты множественных исцелений – но при этом Он никак не вписывается в застрявший в их головах шаблон о долгожданном Мессии.
Третье – это отношение друзей расслабленного к своему приятелю. Мы совершенно ничего о них не знаем. Более того: здесь же, за порогом дома, множество других немощствующих. Почему они решаются на столь дерзкое предприятие – забраться на крышу и в обход всех опустить больного прямо к ногам Иисуса – непонятно. Скорее всего, они понимали, что их никто просто так, расступившись, в дом не пропустит. В одном только можно не сомневаться: если бы ими двигали какие-то ложные, греховные мотивы – Спаситель их не похвалил бы. Ведь в Евангелии прямо сказано: исцеление происходит, когда Иисус «увидел их веру». Здесь не было дерзости, наглости, переступания установленных границ и пределов: это та ситуация, о которой говорится, что в ней любые средства хороши – лишь бы был результат.
А теперь давайте представим себе похожую ситуацию. Некий великий старец где-нибудь, например, в Лавре, принимает людей. К нему идут кто за советом, кто с покаянием, кто с просьбой об исцелении или помощи в борьбе с бесовской одержимостью. Полно народа, не пробиться. Можно простоять целый день – и не попасть. И тут, группа молодых парней, достаёт из карманов шуруповерты, ножовки, другой инструмент – и начинают разбирать стену приёмной снаружи. Оставляя в стороне реакцию окружающих, как должен поступить старец? Ответ предсказуем: он должен прекратить приём и выйти, чтобы выяснить, а что, собственно говоря, происходит? Даже представив себе этого старца предельно кротким и смиренным, едва ли он сможет воздержаться от укоризненного слова к этим наглецам, ради своей нужды разламывающих келью подвижника. Ну не поступают так нормальные люди!
А как же реагирует Христос? Мы не слышим из Его уст ни слова укора. Да, разобрали чужую крышу. Да, пробрались мимо очереди. Да, полное безобразие. И – «прощаются тебе грехи твои». И тут уже находившиеся рядом «духовные вожди» возмутились. «Ну ладно, что этому чудотворцу всё равно, что чужую крышу разобрали – но чтобы Он смел ещё и грехи прощать – это уже слишком!»
Чтобы понять причину такого возмущения, надо вспомнить, как понимались грехи в пространстве Ветхого Завета. Это мы сегодня, начитавшись аскетической литературы и утончив свой духовный вкус до различения помыслов и прилогов тех или иных страстей, с лёгкостью именуем себя грешниками – при том, что в целом ведём вполне благопристойный образ жизни. Для современников Христа грех – это конкретное преступление закона Моисея, с обязательным наказанием. За совершенный грех – в зависимости от его тяжести – наказание было неизбежностью, вплоть до побиения насмерть камнями. Конечно, как и сегодня, так и в те времена грехи могли скрывать – но тогда Сам Бог выступал обличителем, судьёй и мздовоздаятелем. Иудеи не сомневались: любой грех будет наказан. И это – закон мироздания: ненаказанное зло неизбежно превращается в заразительную эпидемию тотальной диктатуры греха.Только облечённый высшей и абсолютной властью Царь может иногда отменить приговор. В случае же с грехом – простить его может только Сам Бог. Но это – исключительные, единичные случаи – которые не могут стать общим правилом. В противном случае система сдерживания греха и зла просто развалится.
Поэтому с их точки зрения если человек сильно страдал, был неизлечимо болен – значит, было за что. Пусть ему будет плохо – таким образом он искупает свои грехи. И в этой ситуации какому-то бродячему проповеднику сказать, что прощаются этому расслабленному все его грехи – нечто из ряда вон выходящее.
Но Спаситель не только «говорит» о прощении – Он, как Сын Божий, действительно может разорвать эту причинно-следственную связь между грехом и наказанием: Он же прощает, Он же и повелевает расслабленному встать и идти домой на своих выздрововевших ногах. Фарисеи входят в глубокий ступор: они не понимают, что происходит. Система рушится. Почва уходит из-под ног.
Они не знают, что сейчас перед ними стоит не нищий проповедник, а Сам Непорочный Агнец, Который вбирает в Себя Самого всю человеческую нечистоту, весь грех, все беззакония – не потому, что Он согрешил, а потому, что Он любит любого человека, в какой бы бездне греха он ни находился. Грех как таковой никуда не исчезает. Просто Христос делает Себя, а не грешника, ответчиком за преступление. Он будет убит на Кресте за грехи всего человечества от его начала и до самого конца. Он, Сильный и Непорочный, взваливает на Себя всё то, что мы натворили – и тем самым избавляет нас от этой непосильной, раздавливающей нас ноши. Он будет распят – но и Он же воскреснет, разорвав рукописание наших грехов, пробив брешь в стене отчуждения между человечеством и Богом.
И теперь у нас, христиан, мотив не грешить – иного плана. Не потому, что Бог накажет и отомстит. Просто мы не хотим снова и снова распинать грехами Того, Кто нас так сильно любит.
***
Священник Стефан Домусчи
Христу, который сидит в доме, окружённый книжниками фарисеями, приносят молодого человека, расслабленного жилами, то есть не способного ходить. Люди которые принесли его, увидели, что толпа вокруг Христа многолюдна, и просто так подойти к нему невозможно. Тогда они не смущаясь разобрали часть крыши и спустили своего друга к ногам Учителя с надеждой на то, что Он исцелит его. Конечно сложно себе представить, чтобы друзья этого юноши разбивали глиняную крышу, которая обычно покрывала дома того времени. По всей видимости, это было время праздника кущей, в который иудеи неделю жили во временных домах, в вспоминание той жизни, которую они вели во время сорокалетнего странствия в пустыне. Крыши таких домов были покрыты пальмовыми ветвями и разобрать их было не настолько сложно, как можно себе представить. И всё же это было очень дерзновенно и могло показаться дерзостью… Но Христос понимал, что это было дерзновение любви и веры… Глубокой веры в силы Спасителя, Который сможет исцелить их друга. Видя их веру, Христос обращается к юноше и говорит: «Прощаются тебе грехи твои». В этот момент, присутствующие книжники и фарисеи возмущаются в сердцах своих, потому что знают, что прощать грехи может Только Бог.
Их возмущение может показаться странным, ведь и каждый из нас может простить другого, но в этом случае они правы… мы можем прощать личные обиды, можем отпускать грехи в широком смысле слова, прощать поступки, которые совершены против нас, но здесь явно речь идёт о грехах в прямом смысле, о тех поступках, которые совершены против правды Божией.
Размышляя над этой ситуацией, мы должны понимать, что слово прощение здесь очень условно, ведь когда прощает Бог, Он не перестает сердиться или желать нам зла. Всего этого в Нём нет изначально, ни обиды, ни злобы… Прощая человека, Он исцеляет его душу… И если надо, как в сегодняшней ситуации, его тело, которое связано с душой и на котором отражаются ее недуги.
Возмущение фарисеев понятно и обоснованно, «Прощаются тебе грехи твои» может сказать только Бог. Человек от своего лица говорить такого не должен. Но Христос не только человек, в Нём обитает вся полнота Божества телесно. И поэтому их возмущение остается плодом их незнания, их духовной черствости, ведь они не желают услышать Христа. Но именно потому, что Он Бог, для Него нет разницы в том, чтобы сказать «Прощаются тебе грехи твои» или «Возьми одр твой и ходи». Эта последняя фраза так или иначе означает исцеление больного, а значит и прощение его грехов.
Но может возникнуть вопрос, почему Христос его исцелил, ведь он не проронил ни одного слова? Покаялся ли он? Готов ли он изменить свою жизнь?
Во-первых, сокрытое от нас, было совершенно известно Ему, как Богу и сердцеведцу.
И во-вторых, Он исцеляет его по вере близких! По вере тех, кто любил его, несмотря на всю его греховность. Судя по словам Христа, юноша действительно был грешником, причем таким, что это отразилось на его теле…. И все же, кроме грехов в Его жизни было нечто, что породило любовь в сердцах окружающих его людей. Любовь, ради которой они были готовы своей верой и жизнью ходатайствовать за него. Их поведение было свидетельством перемен, произошедших в его сердце. И для Христа они оказались важнее слов. Это значит, что и нам стоит помнить: когда мы молимся о ближних, наши слова значат очень много, но нередко дела любви оказываются гораздо важнее.
|