12 октября 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 19-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп. 1:1–7; Лк. 4:37-44)

Исцеление Христом тещи апостола Петра

Евангелие святого апостола Луки, глава 4, стихи 37 - 44:

37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44 И проповедовал в синагогах галилейских.

Послание апостола Павла к Филиппийцам, Глава 1, стихи 1 - 7:

1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 4:37-44) Лк. 4:37. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.    

Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: «Это говорит Господь», но: «Я говорю вам», потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: «замолчи и выйди из него». Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи?

Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него.

Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, «обличаемый от него», ко всем злодеяниям своим «прибавил... и то, что заключил его в темницу». Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие.

Лк.4:38. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.

Лк.4:39. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

Господь всех питался гостеприимством учеников, подобно как и теперь Он принят Петром и исцеляет тещу его, чтобы и тебя научить не отказываться от благорасположения бедных. Не просто исцеляет ее от болезни, но придает ей крепкое здоровье и силу для служения. Если и мы примем Его, Он угасит нашу горячку, горячку гнева и нехотения, и восставит нас так, что мы в состоянии будем служить Ему, то есть делать угодное Ему.

Лк.4:40. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

Посмотри, прошу тебя, и на веру народа, как он и «при захождении... солнца» приносил больных и не удерживался временем.

Лк.4:41. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.

Не позволяет бесам говорить так потому, что не нуждается в похвале от нечистых, ибо «неприятна похвала в устах грешника» (Сир. 15:9), так и потому, что не желает возжечь в евреях зависть при похвале Ему от всех.

Лк.4:42. Когда же настал день, Он, выйдя: из дома , пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.

Лк.4:43. Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.

Лк.4:44. И проповедовал в синагогах Галилейских.

Народ ищет Его, хотя Он ушел в пустое место, и удерживает Его. Но Он не ограничивается одним местом, а говорит, что Мне должно благовестить «Царство Божие... и другим городам». Поэтому и нам не должно быть ленивыми, не довольствоваться одним местом заключения, но всюду обходить, чтобы кому-нибудь принести пользу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 4:37-44). «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Это - «ибо на то Я послан» - священству нашему надобно, принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» (11 Тим. 4:2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы - и ходит она по земле. Проводники ее - уста Иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои, тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих. Оттого и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая, не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от этой тяготы, испусти потоки Божеских словес, в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она - в святых писаниях; и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 4:37-44)

Протоиерей Павел Великанов

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о тех чудесах исцелений и изгнаний злых духов, которые обильно совершал Спаситель. Только что придя в дом Петра из синагоги, где Он проповедовал, Иисуса просят о помощи тёще Петра – которая лежит пластом в горячке и даже не может сама к Нему обратиться. Наклонившись над ней, Спаситель её исцеляет – и она, словно бы и ничего не было, отправляется накрывать угощение гостям.

Судя по дальнейшим словам, всё это происходило в субботу – потому что она оканчивалась с захождением солнца, и можно было совершать тяжёлую физическую работу – приносить больных, которые сами уже не в состоянии передвигаться. Среди насыщенного чудесными исцелениями повествования фраза о том, что Иисус запрещал говорить бесноватым о том, что Он  и есть Мессия, выглядит очень странным.

Перед  нами открывается одна из важнейших черт Христа Спасителя – Его невероятная скромность. Он не выпячивал Себя, Он не пытался использовать любую возможность, чтобы, как сегодня мы бы сказали, «успешно пропиарить» Себя Самого – напротив: категорически запрещал говорить о Себе. Он пришёл совсем не для того, чтобы снискать людскую славу – Его миссия иного рода, и о ней никто, кроме Него Самого, не то, что не знает – даже не догадывается. А пока – да, толпы людей, все ищут Иисуса, чтобы решить свои проблемы, чтобы воспользоваться Им, пока Он рядом и доступен. И Спаситель не запрещает, Он не устраивает «приёмных дней» по установленному регламенту, Он не устраивает кордон из секретарей и помощников, чтобы они сначала тщательно проверили, а на самом ли деле этот человек нуждается в оказании ему помощи – Он просто делает то, в чём нуждаются другие – без различия возраста, статуса, нравственности. Он действует как Бог – который посылает дождь и на добрых, и на злых, и на святых, и на нераскаянных грешников. Мы практически ничего не знаем о том, как сложились дальше судьбы тех, кто был исцелён Иисусом – уверовали ли они в Него как Мессию, когда Он был позорно убит на Кресте – или же отвернулись, забыв и вытеснив в своём сознании эпизод чудесного исцеления.

Несомненно только одно: Спаситель давал возможность каждому прикоснуться к Нему Самому, к скрытой под завесой обычного человеческого естества Божественной силе, посмотреть Ему в глаза, услышать Его голос. Он Сам делал первый шаг по направлению к человеку – после чего останавливался и ждал, каким же будет ответ. Он не пугал и не стращал, не занимался предвыборной агитацией и пропагандой, не обещал молочных рек и кисельных берегов – а всего лишь показывал каждым Своим словом, каждым Своим жестом, каждым Своим поступком – что Он – настоящий, в Нем нет ни лукавства, ни своекорыстия, ни «двойного дна», ни хитросплетённой многоходовой комбинации, ни потаённой обиды или глубоко скрытой жажды мести.

Нам трудно в это поверить, но Он – просто исцелял, потому что этого от Него просили – и всё. Без всяких задних мыслей – а как это послужит Его популярности и повысит рейтинги среди конкурентов? Фарисеи, книжники, духовная аристократия – все ждали от Него какого-то подвоха, и никак не могли понять, где же он спрятан. В растерянности они провоцировали Иисуса то с одной, то с другой стороны – и всё никак не удавалось Его уловить в слове. Глубинное неверие духовных вождей иудеев в то, что Иисус – и правда такой, каким Он Сам Себя показывает – в конечном счете и пригвоздило Спасителя ко Кресту. Ну не может же человек, с таким даром слова, с такой силой чудотворений, не иметь глубоко скрытой личной корыстной цели – поэтому лучше Его просто убить. Так, на всякий случай. Для подстраховки и стабильности религиозной системы. Неожиданности никому не нужды. А здесь можно ждать чего угодно… И как же эта гениальная затея рухнула, когда они узнали о том, что убитый ими Иисус – восстал из мёртвых и появляется то там, то здесь – а Его ученики из необразованных простаков вдруг стали проповедниками и чудотворцами! Неужели и правда в облике этого мужчины из Назарета скрывался Сам Бог – не грозный и страшный, а тихий и скромный?

Помоги же и нам, Господи, учиться у Тебя скромности и простоте!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О последовании событий
(Лк.4:37-44)

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня мы читаем отрывок, как Господь пришел в дом Петра и исцелил его больную тещу. У Матфея и Марка эти события располагаются именно в таком порядке. А по Луке – Иисус сначала был у Петра, а уже потом призвал его у Геннисаретского озера, обещая сделать ловцом человеков. Как же было на самом деле?

Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Свое Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» все важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Все, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь»! Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2:4). А потом – «между совершенными» проповедывали духовную мудрость. Так, Матфей и Марк показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также – что Апостолы с самого начала были свидетелями всего, о чем возвещают миру. Поэтому эпизод у озера у них – сразу после искушения в пустыне. А Лука пишет спустя несколько лет: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении, и цель Луки – укрепить его, дать «твердое основание» веры (Лк.1:4). А основание тем тверже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» дается ответ.

Почему же Петр вдруг сделал такой решительный выбор?.. А в том-то и дело, что не «вдруг». Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счел нужным сообщить и еще один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после Богоявления, еще в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона», «и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень» (Петр)» (Ин.1:41–42). Еще в Иудее Петр увидел Его прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время еще не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришел в Галилею, то зашел в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тещу. Петр и тут еще не последовал за Ним. И только после чудесного улова рыбы Петр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

Так, не умаляя ни призывающей силы Господней, ни чудесной решимости учеников, Лука дает и возможное психологическое обоснование этой решимости, облегчая возможность верить. Вообще мы видим, что Петру, который должен будет некогда «обратившись, утвердить братьев своих» (Лк.22:32), – Господь и времени уделял больше. Он тщательнее, и даже суровее воспитывал его, чтобы Петр, ступенька за ступенькой, поднимался по лестнице Богопознания. Потому что лишь тот, кто прошел более тщательный и последовательный путь обращения, может успешнее утверждать в вере других.

Церковный календарь. 12 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 12 октября

Читаем Апостол. 12 октября

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 12 октября

Мульткалендарь. 12 октября. Преподобный Феофан Милостивый

Мульткалендарь. 12 октября. Преподобный Кириак отшельник

День ангела. 12 октября

Этот день в истории. 12 октября