45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
(Мк. 6:45-53) Мк.6:45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
Мк.6:46. И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
Мк.6:47. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
Мк.6:48. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
Мк.6:49. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
Мк.6:50. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Мк.6:51. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
Мк.6:52. ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
«Понудил учеников». Ученики только по понуждению разлучаются с Ним, а сами по себе они не хотели расставаться, частью по своей любви к Нему, частью по недоумению о том, как Он может прийти к ним без лодки. А Он, отпустив народ, восходит (на гору) помолиться наедине, так как молитва требует уединения и невозмутимого состояния. Господь попускает ученикам быть обуреваемыми на море, дабы они научились терпению. Для того же Он не тотчас и является к ним, но попускает быть в опасности от бури целую ночь, чтобы приучить их быть терпеливыми и ждать избавления не в самом начале опасностей. Но заметь и другое обстоятельство, то есть что перед тем, как прекратить опасность, Он повергает их тем в больший страх; ибо, когда увидели Его, они закричали от испуга, думая, что это привидение. Тогда Господь тотчас ободряет их гласом Своим, говоря: «не бойтесь»; потом, войдя в лодку, дает им совершенное успокоение, потому что ветер вдруг перестал. Ходить по морю есть великое чудо и свойственно единому истинному Богу; а тем, что было смятение между учениками и противный ветер, чудо еще более возвышается. Что же до апостолов, они, не познав (Христа) из чуда над хлебами, познали Его из настоящего чуда на море. Поэтому можно думать, что Христос попустил им быть в опасности и для того, чтобы они, не познав Его из чуда над хлебами познали теперь из чуда над морем и отсюда извлекли для себя пользу.
Мк.6:53. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Господь прибыл в сие место, кажется, после немалого времени (отсутствия).
«Ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мк.6:50). Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал апостолам, бедствовавшим на море, так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или пред Ним верою, молитвою, упованием и преданностию в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уже всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Сегодняшнее Евангелие – о буре на море и о страхе, который естественно охватывает человека во время бури.
Море в Священном Писании – иногда дорога к другим, в другую страну, но также и угроза хаоса, беспорядка, смерти – от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Апок. 21:1).
Разбушевавшаяся во время плавания апостолов стихия, среди которой идет к нам по волнам на помощь Христос – образ всей нашей жизни, время от времени сотрясаемой бурями. Как будто все враждебные силы восстают против нас, вызывая в нас древний страх, исходящий из глубины веков и из глубины нас самих. Оттого, что мы верующие люди, оттого что мы ученики Христовы, наша жизнь не легче, чем у любого другого человека. Может быть, иногда даже труднее. Нам угрожают опасности – такие же, и порою более серьезные, чем остальным.
Мы исповедуем Господа, Творца неба и земли, но когда надвигаются на нас беды, мы начинаем бояться. Господь содержит все в деснице Своей, но действительно ли Он защитит нашу хрупкую жизнь от погибели? Святые отцы говорят: «Мы боимся смерти оттого, прежде всего, что мы боимся жизни».
Самое поразительное, что ученики в сегодняшнем Евангелии больше всего испугались приближения к ним Начальника жизни Господа. После страха от бури еще больший страх напал на них. «Это призрак» – вскричали они, думая, что, может быть, сам сатана идет к ним под видом их Учителя. «Это Я, не бойтесь» – отвечает Господь. «Это Я, от начала Сущий», – уверяет Бог Моисея в Своем державном присутствии, когда тот противостоит фараону. Это голос, от которого бесы бегут в ужасе, голос, который только те, кто следует за Христом, узнают.
Как и в другом Евангелии, рассказывающем об утишении бури, когда во время плавания Спаситель уснул на корме, Он предупреждает их прежде всего об опасности страха. Попускающий ученикам быть захваченными бурею и уготовляющий им великую тишину, Христос не говорит им об опасности смерти, от которой они будут избавлены, но об их страхе. Как если бы этот страх заботил Его больше, в конце концов, чем риск смерти, угрожающей им. Как если бы существовала страшная связь между смертью и страхом. Да, смертью порождается страх. Это слишком очевидно. И то, что происходило с апостолами во время бури, показывает на это. И каждый человек по собственному опыту знает, что в смерти – наш страх.
Но может быть, наоборот – не от смерти страх, а от страха – смерть. Может быть, страх заставляет нас цепенеть перед смертью, перед диаволом? Страх как хищный зверь, который вначале гипнотизирует, парализует свою жертву, чтобы затем пожрать ее.
Ученики охвачены страхом, а Господь идет к ним таинственным образом. Он ступает по волнам без всяких усилий. В Своем победном шествии Он даже хочет миновать их. В Священном Писании хождение по водам превосходит возможности человека, эта власть принадлежит только Богу. Только Он может укрощать силы зла и смерти, которые эти воды представляют. Совершенно ясно, что Христос являет здесь тайну Своего воскресения. Придет день, когда ученики услышат от ангела у гроба Спасителя: «Он воскрес, Он предваряет вас в Галилее». И настанет время, когда ученики Христовы будут искушаемы страхом и унынием среди жестоких гонений. Христа физически не будет рядом с ними. Он уйдет к Отцу Небесному – в этом смысл Его теперешнего ухода на молитву на гору. Можно подумать, что Он оставил их. Но Он дает им узнать Свое действенное присутствие. Что бы ни происходило, Церковь может увериться: Спаситель здесь – живой, избавляющий ее от всякой опасности. «И вошел к ним в лодку, и ветер утих». Однако слово Божие тут же произносит суровый приговор неверию учеников. «Они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». Иными словами, тайна Богочеловеческой личности Христа и Его служения еще не была постигнута ими. И это естественно, потому что они не прошли еще с Господом через бурю Его Крестных Страстей и не достигли Воскресения и Пятидесятницы. Подобно утишению бури, хождение Господа по водам показывает спокойствие Церкви среди всех испытаний, ибо Воскресший Христос спешит к ней на помощь. И мы, причастные в полноте всему, что совершил ради нас Христос, будем всегда уповать на Господа.
Но будем остерегаться также и ложной смелости. Победить всякий страх – это значит победить всякий грех. Только в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. И поэтому не будем отчаиваться, если нас порою охватывает малодушие. Ученики испугались, но Господь укрепил их веру. Многие святые вначале были малодушны, но потом твердой стопой шли вслед Господу.
А пока мы испытываем еще много страхов. Это как бы нормально. Мы не можем сразу достигнуть совершенства. Мы немощны по-человечески. Мы еще грешные люди. Но Христос уже освободил нас от всякого страха. Страха умирать, страха жить, страха бессмысленного существования. Страха, который парализует не знающих Бога людей и отдает их в жертву смерти без силы, без веры, без надежды. Христос освободил нас от этого великого страха. Всякий раз, когда мы испытываем страх великий или малый, всякий раз, когда мы охвачены бурей, Он торопится к нам. И поэтому мы должны побеждать все наши страхи. Потому что с нами Христос.
Он победил смерть. Он победил бурю, поистине великую бурю. Еще много будет бурь на озере Тивериадском. И еще много бурь будет в нашей жизни. Давно ли мы пережили небывалое в истории? Кажется, церковный корабль еще крепок, но приближается новая буря.
Однако великая буря утишена раз и навсегда. Поглощена смерть победою (1 Кор. 15:54). Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17).
***
Священник Дмитрий Барицкий
Чудеса, который творил Господь, имеют большое значение. Они совершались не только для того, чтобы помочь страждущим, но и для того, чтобы вразумить окружающих. В первую очередь они совершались для апостолов. Ученики Христа должны были утвердиться в вере, чтобы после того, как Учитель покинет их, самим идти с проповедью Евангелия в мир. То чудо, о котором мы только что услышали, произошло сразу же после сверхъестественного насыщения Спасителем пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбками.
Итак, Галилейское море, ночь, буря, одинокая лодка, пытается справиться с ненастьем. Ученики борются со стихией уже несколько часов. Не случайно сказано, что уплыли они вечером, а все произошло в четвертую стражу ночи, то есть между 3 пополуночи и 6 утра. Именно в этот момент они и видят Спасителя, Который идет по воде. И вот здесь мы должны обратить внимание на одну важную деталь. Евангелист говорит, что Господь идет не к ним. Он хочет минуть их. То есть, пройти мимо. Что за странность? Ключ к ответу мы находим дальше. Евангелист Марк делает одно замечание: чудо с умножением хлебов не вразумило апостолов. Сердце их было каменное. Если такое поразительное чудо не вызвало в них никаких чувств, если после него они находились в духовном оцепенении, что еще можно сделать, чтобы они поверили, чтобы их внутренности ожили? Господь мудрый педагог. Не получилось разбудить человека в спокойной обстановке, следовательно, нужно просто зайти с другой стороны. Он ставит их в такую ситуацию, которая встряхивает их до корней волос.
Мало того, что апостолы в отчаянии от разразившегося ненастья, ощущают себя на краю гибели. Они в ужасе, т.к. постепенно осознают, что единственная надежда проходит мимо них. Господь словно демонстративно оставляет их одних наедине с их страхами, недоумениями и воплями. Словно забирает у них надежду. Это неспроста. Если там, во время чуда насыщения, на зеленых холмах, в мягком свете закатного солнца, обдуваемые легким ветерком, они были просто пассивными созерцателями, все внутри дремало, теперь они активные участники происходящего, все их существо оживает. Их сердце начинает работать. Теперь оно просто вынуждено живо воспринимать происходящее. Их сердце вопит к Тому, Кто один может дать спасение, но почему-то проходит мимо. А Богу только этого и нужно.
Наверное, так устроен всякий человек. Порой, чтобы вывести нас из духовного анабиоза, необходима встряска. Не вразумишься одним, Господь зайдет с другой стороны. Ведь Он всяческим образом старается приготовить наше спасение, родить в нас живую веру, когда понимаешь, что надеется больше не на что, только на Него. Для нас это веская причина не унывать в тяжких обстоятельствах. Ведь все они есть ни что иное, как тот шторм на Галилейском море. И мы, подобно апостолам, должны обратиться к Тому, Кто в этот момент всего лишь делает вид, что хочет пройти мимо нас.
О окамененном нечувствии
(Гал.4:8–21; Мк.6:45–53)
Протоиерей Вячеслав Резников
После насыщения пяти тысяч пятью хлебами Господь «понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону». Сам же Он взошел на гору помолиться. Но увидев, что они терпят бедствие, по причине сильного ветра, пошел к ним прямо по воде. Они же, увидев Его, «идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку; и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились. Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено».
Окаменение сердца, это когда мы не способны усваивать уроки, когда события нашей жизни, едва перестав быть досягаемыми для телесных чувств, сразу же уходят в небытие. Окамененное сердце, подобно окаменевшим рукам, неспособно что-либо удержать. Так бывает и по отношению к Богу, когда при всякой новой беде мы забываем, как в прошлом Господь спасал нас. Так бывает и по отношению к человеку, когда при первом же недоразумении забываем, что перед этим долгое время нормально жили. Мы сразу бросаемся как в бой, как на самого лютого врага, – как будто, кроме этого, вольного или невольного, дурного поступка, ничего нет, не было, и не может быть!
Божий человек поступает совсем не так. Однажды Апостол столкнулся с умалением в галатийской церкви всеобъемлющего значения Христовой жертвы. А все, что касается Христа, для Павла было глубоко личным делом. «Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас», – с беспокойством пишет он Галатам. Сколько труда вложил он в их просвещение, а они, выходит, все попрали. Окамененное нечувствие в подобном случае если и вспоминает прошлое, то – вот, мол, вы и всегда были такими, что с вас взять! А человек с живым сердцем, видя настоящее зло, – с теплым чувством вспоминает прошлое добро, и самим же отступникам напоминает об этом. Он пишет: «Вы ничем не обидели меня! Знаете, что хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей, и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне». Ведь было же это! Именно сюда возвращается Павел. И именно сюда он хочет возвратить Галатов, чтобы именно отсюда снова повести их по истинному пути, чтобы помочь им преодолеть тупик, в который они зашли.
«Прошу вас, братия», – пишет Апостол, – «будьте как я»: и в вере, и в жизни по вере. – Потому что это вполне возможно для каждого из вас, несмотря на все ваши нынешние заблуждения. «Потому что и я, как вы». Потому что и я с Божией помощью выбирался из такой глубины зла, из такого противления истине, которые вам и не снились.
|