13 сентября 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

14-я Неделя по Пятидесятнице

(2Кор.1:21–2:4; Мф.22:1–14)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 14-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня в Евангелии Спаситель говорит о том, что Царство Божие подобно царю, который решил устроить брачный пир своему сыну и созывает на этот праздник гостей. Приглашенные не испытывают желания идти на пир царя. Они даже не проявляют никакого интереса к этому пиру. Святые отцы говорят нам, что эта притча – о духовном пире. Посмотрите, как сегодня люди живут, что их волнует, к чему они стремятся. Что передают по телевидению, по радио, что пишут в газетах. О чем сами люди, встречаясь друг с другом, беседуют. Когда речь идет о деньгах, о блуде, который теперь называется любовью, о политике, путешествиях, моде, спорте – они внимательно слушают. А заговорите с ними о жизни будущей, о Страшном последнем Суде, о рае и аде – на их лицах появляется скука. Одни из них откровенно зевают, а иные просто со злобою и с насмешкою встречают такие речи.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 22, стихи 1 - 14:

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 1, стих 21 - Глава 2, стих 4:

21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

23 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 22:1-14) Мф.22:1. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Мф.22:2. подобно Царство Небесное человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
Мф.22:3. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; не хотели прийти.
Мф.22:4. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
Мф.22:5. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
Мф.22:6. прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их.
Мф.22:7. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войскá свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа, а эта – о брачной радости, то есть о воскресении. Кроме того, обличаются здесь более тяжкие грехи иудеев, чем в первой притче. Там, когда у них требовали плодов, они убили требовавших, а здесь совершают убийство, когда их приглашают на пир. Бог уподобляется человеку-царю: Он не является таким, каков Он есть, но таким, каков Он по отношению к нам. Когда мы, как люди, подверженные немощам человеческим, умираем, Бог по отношению к нам является как человек; когда же мы становимся богоподобными, тогда Бог стоит в сонме богов; наконец, если мы живем, как звери, то и Бог оказывается для нас тигром, леопардом или львом. Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених – Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, – это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле – это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы – самый корыстолюбивый народ. Таким образом притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности. Пиршество духовное здесь называется обедом, а в других местах оно называется вечерей. Оно – вечеря, ибо сей брачный пир вполне открылся в последние времена, к вечеру, то есть к концу веков, но вместе с тем это и обед, потому что тайна была возвещаема и прежде, хотя и не так открыто. «Тельцы и откормленное» обозначают Ветхий и Новый Заветы. Ветхий обозначается тельцами, так как в нем приносились жертвы из животных, а Новый означается хлебным заготовлением, ибо ныне на алтаре мы приносим хлебы; их можно назвать хлебным приношением, так как они изготовляются из муки. Таким образом Бог призывает нас к вкушению благ и Ветхого, и Нового Завета. Когда же ты видишь, что кто-либо ясно истолковывает своим слушателям слово Божие, знай, что он подает хлеб духовный и им питает души простецов. Здесь ты спросишь: как это дается повеление «зовите званных», – если они званы, то зачем еще звать их? Но знай, что каждый из нас по природе призван к добру, призван разумом, своим врожденным наставником. Но Бог посылает еще и внешних учителей, чтобы они внешним словом созвали тех, кто уже зван по природе. Царь послал войско свое, то есть римлян, погубил непокорных иудеев, сжег и город их Иерусалим, как повествует точно историк Иосиф.

Мф.22:8. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
Мф.22:9. так пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
Мф.22:10. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Когда первые рабы, Моисей и пророки, не убедили иудеев, тогда Бог посылает иных рабов, апостолов, которые и призвали язычников, ходивших прежде ложными путями, рассеянных, блуждавших по различным путям учений, находившихся на распутьях, то есть в полном неведении и сомнении. Они были несогласны друг с другом; они были не на правильном пути, а на распутьях, то есть окольных путях; это – ложные учения, которые провозглашали язычники. Одни считали правильным то, другие – другое. Еще лучше так понимать: путь – это образ жизни у каждого, а распутья или уклонения с пути – это учения. Язычники, идя по ложному пути, то есть проводя постыдную жизнь, пришли и к нечестивым учениям; они измыслили гнусных богов, покровителей страстей. Апостолы же, выйдя из Иерусалима к язычникам, собрали всех: и злых, и добрых, то есть как исполненных всякими пороками, так и более умеренных, которых называют «добрыми» по сравнению с первыми.

Мф.22:11. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
Мф.22:12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Мф.22:13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
Мф.22:14. ибо много званых, а мало избранных.

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: «свяжите ему руки и ноги», то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; «тогда будет скрежет зубов» – это бесплодное раскаяние. «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет – это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  (2 Кор. 1:21-2:4; Мф. 22:1-14). Царь устрояет брачный пир для своего сына, посылает за званными однажды, посылает дважды, нейдут из-за житейских забот: тот занялся хозяйством, тот торговлею. Сделано новое приглашение в других сферах, и брачная палата наполнилась возлежащими. Между ними оказался один не одетый по брачному, и потому извержен. Смысл притчи ясен. Пир брачный – Царство Небесное; приглашение – проповедь Евангелия; отказавшиеся – совсем не уверовавшие; неодетый по брачному – уверовавший, но не живший по вере. К какому разряду кто из нас относится, сам всякий разбери. Что мы званные, это ясно, но верующие ли? Ведь можно быть и среди верующих, под общим их именем, без веры. Иной совсем не думает о вере, словно нет ее; иной кое-что ведает о ней и из нее и доволен; иной криво толкует веру; иной совсем враждебно относится к ней, а все числятся в кругу христиан, хоть у них ровно ничего нет христианского. Если ты веруешь, – разбери, сообразны ли с верою чувства твои, дела твои, – одеяние души, ради которых Бог видит тебя брачно или небрачно одетым. Можно знать веру хорошо и ревновать по ней, а в жизни работать страстям, одеваться, то есть, в срамную одежду души грехолюбивой. У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри: «имей мя отреченна» (Лк.14:19). Рассуждайте же о себе, в вере ли вы и в брачной ли вы одежде добродетелей, или в срамных рубищах грехов и страстей.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.22:1–14)

Священник Дмитрий Барицкий

Притча, которую мы сегодня с вами услышали, в первую очередь адресована непосредственным слушателям Христа, Его единоплеменникам. При помощи образов Спаситель раскрывает историю взаимоотношений Бога и еврейского народа. Давайте приглядимся к ним.

Израиль был создан для того, чтобы первым принять участие в брачном пире, иными словами, разделить радость полноценного общения с Творцом. Парадоксально, но, пожалуй, во всей мировой истории мы больше не встретим ни одного народа, который так остервенело сопротивлялся бы этому призыву. Священное Писание – яркое свидетельство того, что евреи воевали со Своим Богом; методично и цинично преследовали и убивал Его пророков, а в итоге и Его Самого распял на кресте. Результат закономерен. Если в притче царь сжигает город злых людей, то из истории мы знаем: в 70 году Израиль теряет свое государство и свою землю. Его священная столица, Иерусалим, была разрушена, а сам народ Божий разбрелся по всему миру.

Почему же так произошло? Почему Израиль постигла такая трагедия? Ответ есть уже в самой притче. У всех приглашенных были свои серьезные, действительно, важные дела: забота о поле, торговля, хозяйство и т.д. Они были полностью погружены в устроение своего маленького, но такого ощутимого, счастья. «Зачем нам такая далекая и непонятная радость общения с Творцом, если у меня есть конкретно осязаемая, причем здесь и сейчас? – Говорили они себе. – Посвятим все свои силы достижению этой радости. И долой все то, что этому мешает». В этой погоне за устроением земного они пренебрегли небесным и в итоге лишились всего.

Если взглянуть на образы притчи под этим углом, то станет очевидно, что она не только про Израиль. Она обращена и к тем, кого слуги царя собрали по перекресткам и кто пришел на праздник вместо евреев. То есть каждому, кто называет себя христианином. Она сообщает нам простую истину: на двух стульях не усидишь, двух зайцев за один раз не поймаешь, двум господам не сможешь служить. Невозможно, чтобы наш ум был полностью занят устройством личного земного счастья, решением житейских проблем, которые мешают его достичь, и вместе с тем наслаждаться общением с Богом. Невозможно переживать радость Его благодатного присутствия, если мы на Его торжестве находимся только телесно, а наше сердце поглощено земными делами. Такое состояние раздвоенности, неискренности – есть попытка примирить непримиримое, взять все от мира и Богу угодить. Это и есть та небрачная, грязная одежда, в которой каждый из нас порой пытается проникнуть на Его торжество.

А потому, если уж нас пригласили, постараемся явиться в соответствующей одежде. Посвятим Небесному Царю все свои чувства и мысли. Лишь в этом случае мы сможем стать полноправными участниками Его праздника, то есть вкусить подлинную, непреходящую радость. Ведь в конце концов от того насколько полноценно и беспримесно мы общаемся с Богом напрямую зависит и наше простое и такое желанное земное счастье.

***

Епископ Городищенский Феоктист

Притчу о свадебном пире можно найти у двух евангелистов: у Луки и у Матфея. Эти притчи произнесены в разных обстоятельствах, и они довольно сильно отличаются друг от друга, можно сказать, что это разные притчи, которые говорят о разных вещах. Сегодня перед нами притча, которую предлагает апостол и евангелист Матфей, она стоит сразу же за притчей о злых виноградарях и ее первейший смысл такой же, как и у предыдущей: она об официальном иудаизме эпохи Христа Спасителя, обе эти притчи Христос Спаситель произносил в рамках накалившейся полемики с иудейскими первосвященниками и фарисеями. Вместе с этим у притчи о брачном пире есть и традиционное аллегорическое толкование, согласно ему она о Таинстве Тела и Крови Христовых, об евхаристии. Нам, безусловно, важнее и актуальнее именно это — аллегорическое — ее прочтение. В рамках этого толкования возникает важный вопрос: что такое брачная одежда? И вообще, почему так странно: царь пригласил людей с распутий, то есть фактически из ниоткуда, они занимались своими делами и не планировали никуда идти, но они, всё же, пришли и вот один из них оказался не в той одежде, царь гневается и наказывает этого человека самым суровым образом. Понять гнев царя легко, достаточно узнать, что традиционно пришедшим на свадебное торжество выдавали соответствующую одежду при входе. Но один из гостей отказался. Это был его волевой акт. У него был выбор, он его сделал. Некоторые толкователи полагают, что здесь речь идёт о крещении и вере как необходимых условиях участия человека в таинстве евхаристии, но с этим спорил ещё святитель Григорий Двоеслов, по его мнению речь идёт о любви, так как оказаться среди тех, кто причащается Тела и Крови Христовых невозможно не имея крещения и веры, а вот без любви — вполне возможно и сделать это очень легко.

Святитель Григорий говорит и о том, что в Церкви одновременно присутствуют и добрые люди, и злые. Она «всех ведёт к вере, но не всех счастливо приводит к свободе духовной благодати через перемены в образе жизни, так как в этом людям препятствуют их грехи». В земной Церкви люди «перемешаны», но когда они достигнут конца, разделятся. Церковь принимает «граждан обоих видов… не различая, но разделит их впоследствии».

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О званых, призванных и изгнанных
(2Кор.1:21–2:4; Мф.22:1–14)

Протоиерей Вячеслав Резников

Некий царь сделал «брачный пир для сына своего, и послал рабов своих звать званых на брачный пир». Но они «не хотели прийти». Царь отправляет новых посланников. Может быть предыдущие что-то не так передали, или званые что-то не так поняли, – так объясните им: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир».

Царь звал не на работу, не на службу, а на пир. Но они погнушались чужой радостью. У них сразу нашлось «дело поважнее», и они пошли, «кто на поле свое, а кто на торговлю свою». Пренебречь любовью, ничего не требующей взамен, пренебречь заботой и стараниями – что может быть обиднее и бесчеловечнее? Но именно так они и поступили.

Почему же? – Позванные царем, они очевидно были достойны царского приглашения. Но похоже, они так раздулись в этом своем достоинстве, что сочли его абсолютно своим, забыв, что всякое достоинство в царстве – только от царя! И настолько раздулись, что те, у кого не нашлось под рукой никакого дела, – поступили еще более откровенно: «схвативши рабов его, оскорбили и убили их».

И тогда царь решил дать достоинство другим, призвать на пир тех, кто еще не имеет никакого достоинства. Теперь Он говорит рабам: «пойдите на распутия, и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы собрали всех, кому совсем уж некуда идти, у кого ни поля, ни торговли, ни даже дома или родных. И вот, «брачный пир наполнился». Какое чувство поистине нечаянной радости, какое чувство благодарности должны испытывать эти гости, с каким вниманием и предупредительностью должны вести себя!

И вдруг «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде»? А правда, как он мог войти без нее? Ведь брачную одежду давали всем приходящим. Ведь он же видел, что все берут ее, видел, что на нем такие лохмотья, в которых нехорошо входить в дом радости. И сколько надо было дерзости и пренебрежения ко всему и ко всем, а главное – к самому царю, чтобы оказаться на пиру все же без брачной одежды! Ему и оправдаться-то нечем, поэтому, обличаемый царем, он молчал. Он и уходить не хотел, и прощения просить не собирался. И царю ничего не оставалось, кроме как сказать слугам: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю».

Господь призывает нас в Свою Церковь, на брак Сына Своего, на Его спасительную Вечерю. И мы готовы ради этого отложить все дела… кроме одного-единственного. И грехов своих мы ради Царствия Небесного не оставили. В лучшем случае грехи сами уже оставили нас, по нашей старости или немощи, сделав с нами в свое время все, что хотели. И не хотим мы принять брачную одежду добродетелей, не хотим читать Святое Евангелие и вникать в самый дух учения Христова.

Но все-таки нам кажется, что мы на брачном пиру. Вроде бы не во тьме, и вроде бы нам не плохо. Но это лишь до поры, пока подойдет к нам хозяин и потребует отчета. «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил», – говорит посланец этого хозяина. И снова предупреждает: «когда опять приду, не пощажу» (2 Кор.13:2).

Есть только Бог и безбожие. И – либо с Богом, на брачном пире Его Сына, в светлой одежде добродетелей, в радости, в палатах Царствия Небесного. либо – за пределами жизни и радости, где тьма «внешняя», где поэтому «плач и скрежет зубов», где не богатые и не бедные, а – «псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). А третьего не дано.

Церковный календарь. 13 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 13 сентября

Читаем Апостол. 13 сентября

Мульткалендарь. 13 сентября. Святитель Геннадий, патриарх Цареградский

Мульткалендарь. 13 сентября. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский

День ангела. 13 сентября

Этот день в истории. 13 сентября