3 сентября 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 13-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.10:7–18; Мк.3:28–35)

Евангелие святого апостола Марка, глава 3, стихи 28 - 35:

28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.
31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?
34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 10, стих 7 - 18:

7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, -
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 3:28-35) Мк.3:28. Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
Мк.3:29. но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
Мк.3:30. Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

То, что Господь говорит здесь, означает следующее: люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение, по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, то получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святаго, то есть чудотворения, происходящие от Святаго Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотью Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены, как люди соблазнившиеся; а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?

Мк.3:31. И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.
Мк.3:32. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои, и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.
Мк.3:33. И отвечал им: кто Матерь Моя и братья Мои?
Мк.3:34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;
Мк.3:35. ибо кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра, и матерь.

Братья Господа по зависти пришли взять Его, как неистового и бесноватого. А Мать, вероятно, по внушению чувства чести, пришла отвлечь Его от учения, показывая таким образом народу, что Тому, Кому они удивляются, она свободно распоряжается и может отвлекать Его от учения. Но Господь отвечает: Матери Моей никакой не будет пользы быть Матерью Моею, если она не будет совмещать в себе всех добродетелей. Так же точно и родство бесполезно будет для братьев Моих. Потому что те только суть истинные сродники Христа, которые творят волю Божию. Итак, говоря это, Он не отрекается от Матери, но показывает, что Она достойна будет чести не за одно только рождение, но и за всякое другое доброе дело: если бы сего она не имела, то другие предвосхитили бы честь родства.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек» (Мк.3:29). Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: «многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей» («Правосл. испов.», ч. 3, вопр. 38).
Вот сколько путей! Зайди в который нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь – говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: «вящшая вина моя, еже оставитися мне» (Быт.4:13). Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.3:28–35)

Протоиерей Александр Шаргунов

К книжникам, обвинявшим Его, Христос обращается с предупреждением о хуле на Духа Святого, грехе, которому не может быть прощения. Святые отцы много размышляли о природе этого непрощаемого греха. И для многих до сих пор непонятно, как это Бог, бесконечно милостивый, может кого-то не простить. Дело в том, что прощение, которое принес Спаситель, надо принять. Как говорил преподобный Силуан Афонский, всегда может кто-то в самый последний момент сказать: «А я не хочу».

Обвинения книжников Христа позволяют нам понять, почему они не в состоянии принять Божие прощение. Они – свидетели дел Господа, которые Он совершил силою Духа Святого. При Крещении Господа на Иордане и во время Его искушения в пустыне, Дух Божий действовал в Нем (Лк. 1:9–13). И прощение грехов – то, ради чего Христос пришел на землю, Он совершает Духом Святым (Мк. 2:5). Как может принять это прощение тот, кто отождествляет действия Духа Святого с делом диавола? Сказать, что Христос действует силой бесовской, – значит, закрыть себя для прощения Духа Святого, всегда присутствующего и действующего во Христе.

В чем заключается хула на Духа Святого, за которую не может быть прощения? Трудно дать точное определение этой духовной смерти, нет необходимости предлагать список самых черных грехов, соответствующих этому состоянию. Речь идет скорее о таком всеопределяющем отношении к Богу, пример которого являют книжники, научившиеся видеть зло там, где добро. Кто не оставляет в себе места для добра, не может открыться прощению – самому великому дару, предлагаемому Богом. Словами, обращенными к книжникам Иерусалима, Господь предостерегает от такого искаженного видения жизни, когда человек тщится все очернить до самих сокровенных глубин, и таким образом делает себя недоступным для добра и красоты, для Самого Бога. Это предупреждение касается тех, кто в Церкви, и врагов Церкви, и всех без исключения людей.

Страшен этот отказ от очевидности света, отказ от Божественной любви. Грех книжников заключается в такой диавольской гордыне, которая не может узнать действия любви Божией в том, что совершает Христос. В словах Спасителя о грехе против Духа Святого прежде всего раскрывается милосердие Божие, готовое простить множество наших грехов. «Будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили», – говорит Господь. Но Бог оказывается со связанными руками, когда свободный человек отказывается от прощения, столь щедро предлагаемого ему. И, может быть, самый тяжкий грех и есть неверие, что Бог способен простить самые великие наши падения – там, где есть подлинное покаяние.

И далее нам показано, кто входит в святое семейство Христово. «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его». Близкие по плоти хотят, чтобы Он снова был с ними, они пытаются убедить Его возвратиться домой, перестать потворствовать прихотям этой истеричной толпы, которая поведет Его, куда Он не хочет. Очевидно, речь идет о Его репутации и репутации Его близких. И так Он уже зашел далеко. С осторожностью подходят Его родственники к дому, где Он учит. Чтобы избежать шума, они зовут Его вовне. Наедине они смогут сказать Ему то, что они думают. Господь – в доме, внутри, вокруг Него – те, кто являет образ будущей Церкви. А семья по плоти – вовне. Она не смешивается с собравшимися внутри. Она зовет Господа совне, как если бы Он должен был повиноваться ей. Мы невольно думаем о семьях, которые во времена гонений хотят убедить своих близких не оставаться в Церкви, потому что это становится опасно. Но в том-то и дело, что они остаются вовне. А внутри можно быть, лишь исполняя волю Божию.

 Кто-то говорит на ухо Господу: «Твои близкие спрашивают Тебя». Но Господь вместо того чтобы подчиниться им, пользуется случаем для продолжения Своего поучения: «Матерь Моя и братья Мои спрашивают Меня? Но кто Матерь Моя и братья Мои?» И, глядя на этих простых людей, сидящих вокруг Него, говорит: «Вы – Моя семья». Мы знаем, как через восемнадцать веков преподобный Серафим Саровский будет показывать на иконы святых, говоря: «Это все мои родные». Слушающие слово Христово и исполняющие волю Отца Небесного – самые близкие родные для Господа. Его семья – огромна. Она состоит из всех людей, которые до конца времен будут исполнять волю Божию.

Разумеется, у Господа и в мыслях нет отвергать Свою семью, тем более, Свою Пречистую Матерь. Он знает, что ни один человек на земле так не предан воле Божией, как Она. Велика тайна единства Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Но Господу надо показать, что слава Божией Матери заключена более в Ее послушании Отцу Небесному, чем в Ее родстве по плоти и крови с Ним. И Он хочет сказать всем, кто с трепетом и любовью слушает и будет слушать Его слово, что одним этим они уже больше, чем просто Его друзья. Они самые родные Ему, они – Матерь Его, и братья Его, и сестры Его. Они – возлюбленные Его, и Он – возлюбленный их, Бог и Господь.

***

Протоиерей Павел Великанов

Слова, которые мы только что слышали, были произнесены Иисусом после подлого обвинения Его в том, что источник Его чудес – диавол. Мы слышим очень категоричное обвинение: тот, кто хулит Дух Святой – уже не прощаем ни в земной жизни, ни в будущей. Это очень жёсткие слова: ведь гораздо чаще Спаситель говорил о том, что Его миссия – не судить, но спасать, даже самых закоренелых грешников. Почему вдруг здесь – такая непреклонность?

Каждый из нас может ошибаться, принимая зло за добро, увлекаясь ложными целями, испытывая зависимость от прихотей и страстей. Всё это – наша человеческая немощь, в которой нет ничего хорошего, но всё же она – вполне объяснима. Книжники, обвиняя Христа в том, что Он действует магической бесовской силой, утверждают это вовсе не из собственной немощи: напротив, их слова наполнены силой и уверенностью. Они точно знают, что говорят. Ведь за такое обвинение Иисуса должны были убить – по требованию закона Моисея! Что делают книжники? Они подменяют понятия, переворачивают смыслы. Видя перед собой очевидное добро и пользу, говорят: да вы что? какое же это добро? это сплошная бесовщина! Белое называют чёрным, а чёрное – белым.

Когда очевидное добро цинично именуется злом – это и есть хула на Святой Дух, Который оживотворяет всё мироздание. По своей сути – это бунт против Бога и Его мира, бунт против правды Божией, разлитой в Божественном творении. Книжники отказываются принимать то, что не вписывается в их систему координат – и называют это дьявольщиной. Значит, их координаты настолько лживы в своих истоках, что для живого, настоящего Бога в них просто не предусмотрено места. Есть место только для «идеи Бога» – как неотъемлемой, ключевой константы для всех построений – но не для Бога как активного деятеля, способного входить в жизнь людей и народа, входить не по протоколу – а исключительно согласно Его логике и желаниям.

Можем ли мы в какой-то ситуации уподобиться столь сурово осуждённым книжникам? Теоретически – вполне можем. Но, к нашему счастью, дойти до состояния хулы на Святой Дух – надо очень постараться. В человеческой природе всё обращено к Богу – и надо произвести много процедур по умерщвлению голоса совести, выжиганию сердечного чувства, раздуванию формальной и бездушной рассудочности, культивированию лживости – чтобы дойти до такого состояния. Конечно, кому-то и это удаётся. Как это возможно – в какой-то мере знает любой из нас: кто хотя бы раз испытывал радость от гнева, или знает, что такое – приятное щемящее чувство, когда у твоего недруга – неожиданные проблемы. Это и есть начальное злорадство – когда предметом радости вместо добра – как и задумано Богом и вложено в нашу природу – душа радостно откликается на зло. Имея такой опыт, перед нами – выбор: либо отказаться принимать такое расположение души и отправляться на исповедь, со слезами каяться в этой душевной занозе – либо, напротив, согласиться со своим «особым мнением» и продолжить раздувать адский уголёк, вброшенный понятно кем в наше сердце.

Выбор – за нами. Но надо всегда помнить: когда душа уже охвачена пожаром ненависти к Божьему миру, её даже Бог не может погасить. А всё ведь начиналось – с какого-то маленького, едва заметного, горячего уголёчка…

Помоги же нам, Господи, вовремя замечать в душе лукавые помыслы и быстро избавляться от них!

***

Священник Стефан Домусчи

Каждый выстраивает с Богом свои отношения. Кажется, Бог и человек несоизмеримы, и все же, при всей своей малости, каждый перед Богом ценен и каждый как-то по-своему к Нему относится. Даже тот, кто не верит в Него, выражает этим свое отношение к Нему.

Иногда даже не воспринимая Бога как личность, считая Его некоей силой, люди пытаются эту силу учитывать, считаться с ней…

Если человек христианин или по крайней мере хочет им быть, он должен понять, что настоящая вера предполагает, что Бога мы воспринимаем как личность и вступаем с Ним в личные отношения. Человеку нерелигиозному может показаться, что речь идет о каких-то странных контактах с потусторонним миром, хотя на деле это, конечно, не так. Все мы знаем что это такое из своего опыта, ведь мы умеем выстраивать такие отношения с людьми. Например, мы знаем, что где-то есть врач или учитель, но одно дело знать, что они где-то есть, и другое дело знать их самих, иметь с ними личный контакт. Так и с Богом, как бы это не было удивительно, отношения должны быть именно личными. Христиане не просто знают, что Он где-то есть, они уверены, что можно знать Его самого.

Но кто-нибудь скажет: как же это возможно? Ведь мы не видим Его, не можем говорить с Ним? Кажется, так и есть, но это верно лишь от части. Мы не видим Его обычным зрением и, когда молимся не можем слышать Его ответ обычным слухом. Бог есть дух, и Он открывается духовному зрению и духовному слуху. Кроме того, по словам Христовым, свои отношения с Ним мы можем выстраивать через отношения с ближними и даже с собственной совестью.

В Библии мы видим, что Бог открывается людям постепенно. Моисею образно в виде горящего, но несгорающего куста или ангела… В Новом Завете Бог становится человеком, чтобы уподобившись ему во всем кроме греха, человека спасти. Христос совершал чудеса, проповедовал… Но легко ли было узнать в Нем Бога? Узнать в проповеднике из Галилеи Творца Мира? Очень сложно. Именно поэтому, когда на него нападают и обвиняют, клевещут, говоря, что Он совершает чудеса и исцеляет больных силой князя бесовского, Он не отвергает их. Обращаясь к ним Христос говорит: «будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили, но кто будет худить Духа Святого тому не простится во век». Почему же это так? Ведь Бог не человек, и одна из ипостасей Троицы не обидчивее другой?! Богу вообще чужды обиды, Он поругаем не бывает… Значит дело не в том, что Сына можно хулить, а Духа Святого нет. Бога нельзя хулить, как и вообще никого хулить не стоит. Но почему же они, эти богобоязненные иудеи, хулили Христа? Очевидно, потому что не верили в Него.

Но! Он как раз и пришел в образе раба, так что не узнать его было вполне естественно. Именно поэтому хула на Него простится. Почему же не простится хула на Духа?

Может показаться странным, ведь присутствие Духа святого незримо! Но зато зримы Его плоды! Зрима любовь, зрима радость, зрима чистота и добродетель. И вот если человек противится тому, что для него очевидно открывается как истина и добро, как любовь и красота, если Он сознательно хулит то, что воспринимает, как исходящее от Бога – эта хула не простится ему, потому что Божье прощение ему не нужно, он сделал свой выбор. Важно понимать, что такой выбор между хвалой и богохульством совершают не какие-то отдельные люди, но каждый из нас. Совершает тогда, когда ощущает призыв Духа Святого, призыв к святости и духовному росту, звучащий в глубине сердца.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О хуле на Святого Духа
(2Кор.10:7–18; Мк.3:28–35)

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь сказал: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили. Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».

Бог Дух Святой – третье Лице Святой Троицы. Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Все три Лица всецело участвуют во всех Божественных делах. Нам открыто, что единственное различие Божественных Лиц в том, что Бог Отец не рождается и не исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; а Бог Святой Дух предвечно исходит от Отца. В остальном – нет такого свойства, которое было бы присуще только одному Лицу; нет такого дела, которое совершало бы только Одно Лицо. Но: иное свойство единого Божества наиболее открыто в Отце, иное – в Сыне, иное – в Святом Духе. Так, в Символе веры только Бог Отец называется: «Вседержителем, Творцом неба и земли», – хотя, конечно, это присуще во всей полноте и Сыну, и Святому Духу. Исповедуя веру в Бога Сына, Символ веры говорит о Его сошествии с небес, о Его воплощении, распятии, воскресении и т.д. Но конечно же, сходя с небес, Он по Божеству ни на миг не отлучился от Отца, и ни на миг не был вне Святого Духа.

Дух же Святой в Символе веры назван: «Духом животворящим», и «глаголавшим пророки». Он все животворит, всему дает жизнь. И Святым же Духом через Пророков и Апостолов написаны Священные книги Ветхого и Нового Заветов. Конечно же, и Отец, и Сын равно причастны этому. Но все же по неисповедимой премудрости Божией именно Святой Дух назван животворящим и глаголавшим через пророков.

Таким образом и окружающий нас мир, и Священное Писание, это – две написанные Святым Духом книги, яркими словами говорящие о Боге. Обе эти книги всегда перед нами. Выходит, что благая деятельность Бога Святого Духа наиболее открыта для нас. «Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас», – говорит Божественное Писание, – «потому что достигли до вас благовествованием Христовым». А где больше дано, там больше и спросится.

Он – Дух истины, а значит тот грешит хулой на Святого Духа, кто считает Священное Писание лишь делом рук человеческих, лишь измышлением человеческого ума. Бог Святой Дух – Господь животворящий, а значит тот грешит хулой на Него, кто считает природу лишь «диким совпадением диких случайностей», а не прекрасным произведением Премудрого Творца. И крайним выражением хулы на Святого Духа является самоубийство, когда человек по своей воле раз и навсегда захлопывает обе эти книги, отказавшись найти в них смысл.

Бог прощает все, в чем человек искренне просит прощения. Но если не просят – кого прощать? Господь говорил: «Верьте Мне… а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин.14:11). А если мы и слов Его не хотим слышать, и дел не хотим видеть, то чем еще возбудить в нас веру, чем подвигнуть к покаянию?

Церковный календарь. 3 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 3 сентября

Читаем Апостол. 3 сентября

Мульткалендарь. 3 сентября. Апостол от 70-ти Фаддей

Мульткалендарь. 3 сентября. Священномученик Павел Ягодинский, пресвитер

День ангела. 3 сентября

Этот день в истории. 3 сентября