30 августа 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

12-я Неделя по Пятидесятнице

(1Кор.15:1–11; Мф.19:16–26)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 12-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы слышим историю о богатом юноше, о печали человека, который побоялся полагаться только на Бога. Все есть у этого богатого человека, одного ему недостает – благодати. Не напоминает ли он многих из нас, все соблюдающих, хранящих уставы Церкви, честно проходящих свой жизненный путь со строгостью, иногда, может быть, даже чрезмерной по отношению к себе? Нельзя заработать вечную жизнь никаким трудом, никакими подвигами, никто не может победить смерть и грех, стать «причастником Божественного естества» и храмом Духа Святого. И, тем не менее, как часто мы уподобляемся одной корреспондентке святителя Игнатия Брянчанинова, которая недоумевает, почему она, столь тщательно готовясь к исповеди, стараясь жить строго и внимательно, назвала все свои грехи, в том числе самые мелкие, а вышла из храма пустой, без радости.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 19, стихи 16 - 26:

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 15, стихи 1 - 11:

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 19:16-26) Мф.19:16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Мф.19:17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставление, так как жаждал жизни вечной. Только он подошел к Христу, как простому человеку, а не как к Богу. Потому Господь и говорит ему: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог «, то есть если ты называешь Меня благим, считая в то же время за обыкновенного учителя, то ты ошибаешься: в действительности никто из людей не благ. Во-первых, мы очень легко уклоняемся от добра, во-вторых, самая доброта человеческая в сравнении с благостью Бога – не более как злоба.

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Мф.19:18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
Мф.19:19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Господь отсылает вопросившего к заповедям закона, дабы иудеи не могли сказать, что Он презирает закон. Что же?

Мф.19:20. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

Некоторые осуждают этого юношу, как человека хвастливого и тщеславного. Как же, говорят, он в совершенстве любил ближнего, когда оставался богатым? Кто любит ближнего, как самого себя, тот не может быть богаче ближнего. Ближний же – всякий человек. Иные понимают это так: допустим, что я бы сохранил все это: тогда чего бы мне еще недоставало?

Мф.19:21. Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Мф.19:22. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Что, говорит, ты исполнил по твоим словам, то исполнил только по-иудейски. Если же хочешь быть совершенным, то есть Моим учеником и христианином, то пойди, продай свое имение и тотчас же все раздай, не оставляя у себя ничего под предлогом, что хочешь постоянно подавать милостыню. Не сказал: «давай нищим», но «все отдай и стань неимущим». Потом, так как иные хотя и милостивы, но ведут жизнь, полную всякой нечистоты, Христос говорит: «и приходи, и следуй за Мною», то есть имей и все прочие добродетели. Но юноша опечалился. Хотя он и желал, хотя почва сердца его была глубока и тучна, однако семя слова Господня было подавлено тернием богатства, «ибо, – замечает евангелист, – у него было большое имение». Кто немного имеет, тот менее и опутан узами имущества, но чем больше богатство, тем крепче оковы налагает оно. Еще: так как Господь разговаривал с богатым, то и сказал: «ты будешь иметь сокровище на небесах», если уже ты любитель богатства.

Мф.19:23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
Мф.19:24. ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

Богач не войдет в Царство Небесное, пока он богат и имеет излишнее, в то время как другие не имеют необходимого. Но когда богатый отрясет все и таким войдет в Царство Небесное, то он уже войдет отнюдь не богатым. Имеющему же многое так же невозможно войти, как невозможно верблюду пройти сквозь игольные уши. Смотри же, как Христос выше сказал: «трудно войти», а здесь говорит, что совершенно невозможно. Некоторые под верблюдом разумеют не животное, а толстый канат, который употребляют моряки при бросании якорей.

Мф.19:25. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
Мф.19:26. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Человеколюбивые ученики спрашивают не для себя, ибо сами были бедны, но для всех людей. Господь же учит измерять дело спасения не немощью человеческою, но силою Божиею. Если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божией, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое; так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23). Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.19:16–26)

Священник Стефан Домусчи

В сегодняшнем отрывке рассказывается о благочестивом юноше, который подходит ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?»

Часто человеку все дано, все открыто, но ему кажется этого мало. Он ищет свой особый путь, свое призвание, но при этом забывает, что раз он считает себя сильным, Бог может дать ему ношу, которую трудно будет понести. Давид обращается к Богу: «Господи, укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою», т.е. вот, Господи, моя душа, я возношусь к Тебе всем сердцем, пытаюсь открыться Тебе, чтобы Ты показал мне путь, по которому мне идти. Но так ли подходит к Христу этот юноша, с таким же стремлением?

Мы слышим, что Господь отвечает ему: «Соблюди заповеди».

Мы часто думаем, что путь соблюдения заповедей слишком простой, как подумал и этот юноша. Конечно, он мог воспринимать заповеди формально, как книжники и фарисеи. И он отвечает Христу, что он все это сделал. Само по себе, исполнение заповедей бесконечно важно. Бог сотворил нас для того, чтобы мы стали, такими, как Он. Но каким образом мы можем достигнуть этого в жизни? Как именно это делается? Каков способ? Способ известен: данную нам свободу мы должны направлять на согласие с волей Божией, которая как раз и выражена в заповедях. Не случайно Христос в другом месте говорит: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». В этом смысл всего нашего жизненного пути – всегда утверждаться в выборе Бога. Он нас сотворил и поместил в мир, дал нам свободу, и смысл нашего пребывания здесь в том, чтобы мы избирали Бога, каждый день, каждый час.

Для абсолютного большинства людей путь соблюдения заповедей – единственный путь в Царство Небесное, единственный путь утвердиться в Боге, как говорит Давид, к Нему возносить душу свою.

Но вот юноша отвечает, что он все это сделал. И раз после этого у него остались вопросы, значит ему этого недостаточно. Тогда Господь говорит ему: «Раздай свое имение нищим и иди за Мной». Если тебе не подходит путь соблюдения заповедей, и ты ищешь особый путь и имеешь на это дерзновение, если ты, на самом деле, хочешь быть совершенным, тогда поступи так, как Я тебе говорю. И что же? Юноша отходит опечаленным.

Дальше евангелист говорит, что ученики очень удивились и сказали, что легче войти верблюду в игольные уши, чем богатому в Царство Небесное, а потом они спрашивают Христа: «Кто же может тогда спастись?» Это выглядит довольно странно. Не стоит забывать, что апостолы – простые рыбаки, вокруг них обычные люди, а не вельможи, купцы, и эти апостолы после слов Христа о невозможности богатому войти в Царство, приходят в смущение. Почему они так удивляются, они не богаты, и слова Христа, возможно, даже не к ним относились? Дело в том, что они почувствовали, что дело не в богатстве и не в его величине, а в отношении к имуществу, деньгам.

Почти все люди привыкли так жить, если у них есть деньги – они чувствуют себя уверенно, если у них есть имущество за плечами, они знают, что у них есть то, на что они могут опереться. Но, если у них этого нет, они чувствуют себя не просто неуютно, но как странник в мире, которому негде главу преклонить. Это создает ощущение постоянной внутренней неуверенности. Человек с момента грехопадения стал свою жизнь основывать не на Боге, а на мире: на деньгах, вещах, продуктах; и это был его внутренний выбор. Дело не в количестве денег, домов, вещей, еды, а в том, что мы возлагаем свою надежду на то, что истлевает, исчезает, и пока мы возлагает на это свою надежду, нам трудно спастись, потому что нас ведет по жизни не Бог, не Ему мы возносим душу свою, а своему имуществу.

Христос, когда говорил, что надо раздать имение, имел в виду, что надо положиться на Него, душу вознести к Нему и идти за Ним. Именно этого выбора не смог сделать юноша. Поэтому ужаснулись апостолы, они совсем бедные, но они знают, что где-то там, в Капернауме стоит лодка на причале, к которой они могут вернуться, если с учителем что-то произойдет. Слова Христа означают, что если они за Ним пошли, то именно Он должен быть основой их жизни, что нужно надеяться только на Него.

В чем же ошибка юноши и правда апостолов? Конечно, не столько в том, что он оказался богатым и не смог все раздать, а они оставили все и пошли за Ним. Дело в другом. Раз они пришли в ужас, значит и для себя чувствовали в этом проблему, значит не все было решено до конца.

На весь их ужас Христос отвечает: невозможное человекам, возможно Богу. Это значит, что юноша ошибся не столько в привязанности к имуществу, сколько в том, что не смог отдать свою жизнь в Его руки, не смог поверить, что с Ним он сможет справиться со всеми трудностями. В отличие от юноши, апостолы пошли за учителем. Они тоже боялись, они не могли на многое решиться, но шли, потому что доверяли Ему.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О скрытом лукавстве
(1Кор.15:1–11; Мф.19:16–26)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды к Иисусу Христу подошел некий человек и спросил: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»?

И в этом вопросе было скрытое, невольное лукавство, от неверного взгляда и на Иисуса и на самого себя. Уже в самом обращении, «Учитель благий», крылась ложь, на которую Господь сразу и указал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Потому что этот человек на самом деле не считал Иисуса Богом, а только хотел этими высокими словами выразить свое уважение.

А затем уже Господь дал и прямой ответ: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»: «не убивай, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя». Человек ответил: «Все это сохранил я от юности моей. Чего еще недостает мне»? И тогда Господь «сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

А что значит «отошел»? Неужели он только отказался от возможности быть совершенным, а вечную жизнь себе обеспечил? Отойти от Господа Иисуса Христа, Который есть истина и жизнь, значит – отойти не только от совершенства, но и от Царствия Небесного, и от вечной жизни: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».

Очевидно, были в нем и самоуверенность, и легкомыслие, и невнимание к себе. Очевидно, он и подошел с целью показать: вот, мол, какой я хороший, ни в чем не имею недостатка!.. И он не понимал, что перед ним не тот, кто просто показывает путь к вечной жизни, а Тот, Кто один только и может дать ее. Очевидно, и самая вечная жизнь не была для него таким благом, ради которого стоит отказаться от благ жизни временной.

Но и Самому Господу Иисусу тоже еще только предстояло завершить Свое дело. И уже Его посланники потом возвестят тому же человеку, «что Христос умер за грехи наши», «и что Он погребен был, и что воскрес в третий день», «и что явился» Своим ученикам, исполнив их силы и радости. И если этот человек к тому времени убедится, что «спастись … невозможно» не только своим богатством, но и своей праведностью, – он тоже примет протянутую ему спасающую руку воскресшего Господа и пойдет за Ним. А уж «Богу… все возможно».

Церковный календарь. 30 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 30 августа

Читаем Апостол. 30 августа

Мульткалендарь. 30 августа. Преподобный Алипий Печерский, иконописец

Мульткалендарь. 30 августа. Священномученик Димитрий Остроумов, пресвитер

День ангела. 30 августа

Этот день в истории. 30 августа