(Флп.2:5-11; Лк. 10:38-42, 11:27-28)
Слово на праздник. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Протоиерей Александр Шаргунов |
38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Евангелие святого апостола Луки, глава 11, стихи 27-28:
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
(Лк. 10:38-42, Лк. 11:27-28) Лк.10:38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
Лк.10:39. у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Лк.10:40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Лк.10:41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
Лк.10:42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо — внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, — говорит, — существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, — говорит, — «Марфа, ты заботишься и... печешься о многом», то есть развлекаешься, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств.
Иные слова «одно только нужно» разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению.
Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией — созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария — значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.
Обрати внимание и на слова: «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова.
Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа.
Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.
Лк.11:27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался!
Лк.11:28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
А Он ублажает тех, кои соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что родила Его и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей. Говорит это вместе и потому, что идет ко времени. Поскольку завидующие Ему и неслушающие слов Его поносили слушающих, то Он вопреки им особенно ублажает слушающих. Может быть, Он говорит это и ради исцеленного глухого, чтобы и он, выслушав слово, соблюдал оное, чтобы (дарованная ему) способность слышать не послужила ему в осуждение.
(Лк. 10, 42). "Мария же избрала благую часть". Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.
Протоиерей Павел Великанов
Сегодня Успение Божией Матери, один из самых любимых в православной Церкви двунадесятых праздников. Пречистая Богородица, столь любимая апостолами, завершает земной путь и направляется к своему единственному Сыну. В этом празднике перемежаются печаль и радость, слёзы и улыбки: это один из наиболее трогательных дней всего богослужебного года.
Традиционно, когда празднуется Пречистая Богородица, на Божественной Литургии читается зачало из Евангелия от Луки – о Марфе и Марии. Очевидно, что образ Марии, оставившей все житейские попечения и целиком погрузившейся в богомыслие, общение со Христом Спасителем – это образ Девы Марии, Матери Иисуса, которая потому и стала Божественной Избранницей, что смогла как никто другой целиком, без остатка, вручить Себя в руки Божии. Её подвиг – больше даже подвига Авраама, который был готов принести в жертву своего сына. Ведь на глазах Девы Марии Её Единственный Сын был опозорен, убит, как злодей, под крики и улюлюканье разгорячённой толпы, которая радовалась избавлению от этого яркого и категоричного проповедника. Она стояла под Крестом, на Котором беспомощно висел в предсмертных муках Её Сын – горько плакала от полного непонимания происходящего – от абсолютной безысходности ситуации – но при этом не возроптала, не «вернула свой билет» Богу, не стала проклинать судьбу, окружающих и обстоятельства, как, возможно, сделали бы многие. Ей было мучительно, невыносимо больно – по слову пророка, «оружие пронзило её сердце» – но она терпела и ждала. Сама не понимая, чего. Но даже в такой роковой час её вера не поколебалась: вера в то, что Бог – есть, что Он – добрый, что Он – а не диавол – правит этим миром – даже когда, казалось бы, всё вокруг однозначно свидетельствует о противоположном.
Именно этой вере Пречистой Девы мы и призваны подражать. У нас, православных христиан, есть Заступница и Ходатаица. Которая Сама прекрасно знает, что такое – находиться на самом краю бездны отчаяния – но суметь не свалиться в безнадёжность – даже когда с точки зрения здравого смысла – вариантов нет никаких. Вот почему в Православной Церкви так много икон Пречистой Богородицы: любовь к Ней, переживание Её близости и помощи, Её покровительства – это не из области теории, это многовековая практика.
И сегодня, в день Успения, хочется всем нам пожелать одного: не пренебрегать тем великим даром, который у нас есть – даром общения с Божией Матерью! Пусть Её помощь и близость для каждого из нас будет важным духовным опытом – имея который, на многое смотришь уже совсем другими глазами!
***
Священник Стефан Домусчи
Сегодня, в день Успения Богородицы, мы слышим традиционное богородичное евангельское чтение. В нем устами самого Христа говорится, что она блаженна не только потому, что она Его Матерь, но, в первую очередь, потому что она слышала слово Божие и соблюдала его. Для нее быть вместе с Богом, быть с Ним единомысленной оказалось выше и важнее, чем физическое родство. В начале чтения мы слышим рассказ о Марфе и Марии. Марфа очень добрая женщина, суетится и хочет сделать хорошее дело, но оказывается, если не слышать слово Божее и не хранить его в сердце, любая деятельность, даже служение Богу, может оказаться совершенно ненужным и бесполезным. Марфа хотела послужить дорогому гостю, но Христос говорит ей, не она, а Мария, ее сестра избрала лучшее, потому что, в первую очередь, важно преображение сердца.
Матерь Божия было тем человеком, в котором это преображение сердца произошло, оно восторжествовало в Ней. В слове «успение» мы слышим не только сон, но в нем слышится и слово «успех», хотя это может быть филологически некорректным, но по сути очень верно. Ее жизнь, несмотря ни на какие последствия грехопадения, пришла к победе и торжеству, ведь по Церковному преданию она воскресла. Иными словами, смерть Богородицы – это не то, что с ней случилось, это ее действие, ее поступок, не в смысле греховного самоубийства, а в смысле сознательного вхождения в смерть, не с боязнью, но со спокойным сердцем. Сердцем, которое хранило слово Божее.
Обычно люди воспринимают Бога как Того, Кто настолько свят и чист, что Ему невозможно быть причастным. Воскресение Христово мы воспринимаем как действие Богочеловеческое и поэтому нам кажется, что к нам оно не имеет прямого отношения. Но смерть и воскресение Богородицы – это то, что произошло с человеком. Поэтому когда мы сморим на нее, мы радуемся тому, что близость к Богу и причастность Ему могут настолько преобразить человека, что смерть, то есть самое страшное, что может быть на земле, становится для него днем победы и успения. Это судьба того, кто преображен победой Христа. Но в смерти и воскресении Богородицы приоткрывается судьба каждого из нас. Конечно, она Матерь Божия, и Он освятил ее своим присутствием, но дело совсем не в физической связи. В сегодняшнем чтении мы слышим как Он говорит: «Еще более блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». И мы понимаем, что эта близость к Богу, причастность Ему возможны для не только для нее, но и для нас. Господь призывает нас к богообщению, Он говорит, что все, кто слышат слово Божие и соблюдают его, также блаженны, им уготована та же победа… Именно поэтому мы празднуем ее смерть как победу.
Давайте задумаемся о своей жизни. Если мы будем верными и «неразвращенными», если мы будем хранить в сердце слово Христово, то и наша смерть, которая, конечно же, грядет, не будет для нас ужасной. Мы не будем у нее в рабстве, потому что это – дверь, за которой Христос, и мы можем войти в нее, чтобы встретиться с Ним.
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня Церковь празднует Успение Божией Матери. Предание рассказывает, что Ей за три дня было возвещено о предстоящем отшествии, и Она к этому времени празднично украсила Свою горницу. Апостолы находились в разных краях земли. Святой Дух восхитил их отовсюду и принес в Иерусалим, чтобы они могли проститься с Марией. На третий день горница исполнилась благоухания и света, и Сам Господь явился за Ней. Изобразительное предание показывает: вот, Ее тело лежит на одре. Вокруг – Апостолы. А рядом стоит Христос, и держит в руках Ее душу, имеющую вид маленького спеленатого младенца.
И мы думаем о Ее душе, какая она собранная, сосредоточенная, цельная. А еще – родившемуся младенцу предстоит возрастать и укрепляться. И действительно: прошло почти две тысячи лет, и как возросла слава Богоматери! Сколько за это время открылось повсюду источников Ее милости в Ее таинственно явленных чудотворных иконах! Скольких людей Она Сама привела к Своему Божественному Сыну! Но самое главное, и самое интересное, что во всех Ее делах после Успения мы узнаем Ее, какой знаем Ее по Евангелию. Там Она незаметна, немногословна, всегда в тени Своего Божественного Сына. И после Успения Она не изменилась: тоже не любит шума и суеты. Если Она является Сама, то лишь достойным избранникам. А если перед всеми, то – всегда в тени Своих икон.
Но вдруг иногда услышишь, что где-то Она стала являться постоянно, и каждый любопытный может прийти и посмотреть. Или кто-то объявляет себя Ее пророком, Ее особым избранником, и вот, у него уже целые книги будто бы Ее поучений… Как к этому относиться? – А надо исследовать, Она это или не Она? Похоже это на Нее или не похоже? Во-первых, неужели может пренебречь Словом Божиим Та, которая слагала в сердце каждое такое слово? А ведь в Священном Писании сказано, что «учить жене не» позволено, «но быть в безмолвии» (1 Тим.2:12). Она же никогда не нарушала Закона. Например, в сороковой день пришла в храм принести жертву, «когда исполнились дни очищения» (Лк.2:22), хотя и не имела в этом необходимости. Неужели Она хочет подорвать в нас доверие к Слову Божию, которое «живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого»? Да, Она всегда учила, и учит нас. Но учит Своей жизнью, Своим целомудренным немногословием. Несколько необходимых слов к благовествующему Архангелу: один вопрос и одно согласие. Пророческая песнь безмерной радости о Боге Спасителе. Материнское беспокойство, когда отрок Иисус потерялся в Иерусалиме. Несколько слов на браке в Кане Галилейской: одно ходатайство за людей и один совет – сделать то, что Он скажет. И на иконах – почти всегда с Ним: держит Его, указует на Него, как бы снова и снова повторяя свою единственную заповедь: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5).
И это – Она. А как бы ни было интересно то или иное явление, какие бы там ни говорились мудрые вещи, какие бы захватывающие чудеса ни показывались, но это – не Она, потому что не похожа на Себя, тихую и целомудренную, свято чтущую Божий Закон.
Как Сам Господь «Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13:8), так и всякий человек во Христе – тот же, и в этой, и в будущей жизни. Бессмертна именно человеческая личность, во всей совокупности своих личных дарований. Так и святые, после отшествия ко Господу, помогают нам теми же дарованиями, какими помогали при жизни. Так и Божия Матерь. Такая, какой мы знаем Ее по Евангелию, именно такая Она не оставила «во Успении мира». И мы обязаны знать и узнавать именно Ее, как мы знаем и будем узнавать друг друга и в этой, и в будущей жизни.
|