Исцелении бесноватого отрока
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
(Мф. 17:10-18) Мф.17:10. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
Обманывая народ, книжники говорили, что Он не Христос, ибо если бы Он был таковой, то Илия заранее пришел бы. Они не различали двух пришествий Христа: первого из них предтеча Иоанн, второго же — Илия. Это и Христос объясняет ученикам. Ибо слушай!
Мф.17:11. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё;
Мф.17:12. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, та́к и Сын Человеческий пострадает от них.
Мф.17:13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Говоря: «правда, Илия должен придти прежде», показывает, что он еще не пришел, придет же, как предтеча второго пришествия, и устроит в вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, устрояя их как бы в отеческое наследие, которого они давно лишились. Говоря же: «Илия уже пришел», намекает на Иоанна Предтечу. Они сделали с ним, что и хотели, убив Его, ибо, позволив Ироду убить его, хотя имели возможность воспрепятствовать, они сами убили. Тогда ученики, став вдумчивее, поняли, что Господь назвал Иоанна Илиею, потому что он был предтеча первого, как Илия будет предтечей второго пришествия Его.
Мф.17:14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
Мф.17:15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду,
Этот человек, по-видимому, был весьма неверующий, судя по тому, что Христос говорит ему: «о, род неверный», как и по тому, что он обвиняет учеников. Причиной же болезни его сына была не луна, но демон; он подстерегал полнолуние и тогда нападал на больного для того, чтобы творение Божие хулилось, как зловредное. Ты же пойми, что каждый безумный изменяется, по Писанию, как луна, являясь то великим в добродетели, то малым и ничтожным. Итак, он делается лунатиком и бросается то в огонь гнева и страсти, то в воду — в волны многочисленных житейских забот, в которых обитает левиафан — дьявол, то есть царь над водами. Разве не волны — постоянные заботы богачей?
Мф.17:16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
Мф.17:17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
Мф.17:18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
Ты видишь, что этот человек возлагает грех своего неверия на учеников, потому что они не были в состоянии исцелить. И так, Господь, посрамляя его за то, что он обвиняет учеников, говорит: «о, род неверный», то есть не так велик грех их слабости, как грех твоего неверия, ибо оно, будучи велико, победило соответственную их силу. Укоряя же этого человека, Господь укоряет вообще всех неверующих и присутствующих. Говоря: «доколе буду с вами», указывает, что Он сильно желает крестного страдания и удаления от них. Доколе буду жить с оскорбителями и неверами? «И запретил ему Иисус». Кому? Лунатику. Из этого же видно, что он, будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону.
Об Иоанне Предтече сказал Господь: "Илия уже пришел, и не узнали его". Отчего это? Оттого что не внимали путям Божиим и не интересовались ими: у них было другое настроение, другие вкусы, другое воззрение на вещи. Вне круга Божественных вещей, у них догадливость была в силе, а в этом круге они ничего не смыслили по отчужденности от него. Внутреннее настроение образует и свое чутье, которое тотчас подмечает и определяет знакомое ему, как бы оно сокрыто ни было. Художник, ученый и экономист смотрят на одну вещь равно внимательно, но суждение о ней произносит всякий по своему - тот по красоте, другой по причинным отношениям, третий по выгодам от нее. Так и иудеи: как были настроены, так и судили об Иоанне, а потом и о Спасителе, а поскольку были настроены не по Божьему, то и не поняли их, совершавших дело Божие. Вот и ныне не стали понимать ни Предтечи, ни Господа - и творят с ними как хотят. Поднялось скрытное гонение на христианство, которое стало прорываться и явно, как недавно в Париже. Что там сделалось в малом объеме, того надо ожидать со временем в больших размерах . . . Спаси нас, Господи!
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда Господь сходит с горы Преображения со Своими учениками, Он заповедует им никому не говорить о виденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они спрашивают Его, почему книжники говорят, что Илия должен придти прежде. Когда ученики не могут связать слова Христовы с тем, что они слышали в Писании, они просят объяснить им эти слова. Когда мы встречаемся с трудными местами в Священном Писании, мы должны обращаться ко Христу с молитвой, чтобы Он отверз наш ум Духом Святым к уразумению Писаний и наставил нас на всякую истину. И прежде всего к толкованию святых отцов, которые жизнью своей исполнили слово Христово.
«Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все». Христос пришел не для того, чтобы изменить или упразднить что-либо в ветхозаветных пророчествах. Иоанн Креститель предшествовал Ему, чтобы остановить духовный распад в богоизбранном народе, проповедуя покаяние. Это и есть устроение всего. «Учители Закона правильно говорят, что Илия должен придти. Но Я скажу вам то, что они не могут сказать – что Илия уже пришел». Часто бывает, что обетования Божии исполняются, а люди не замечают этого, и продолжают ждать их. «Где обетование пришествия Его?» – скажут они о Самом Христе, а теперь говорят так о Предтече пришествия Христова. В то время как обетования о Предтече уже исполнились. Учители Закона посвящали много времени спорам о Писании, но не видели в знамениях времени исполнения Писаний. Так можно иметь Апокалипсис любимым чтением и не замечать Апокалипсиса, происходящего на наших глазах.
Легче объяснить общее значение слова Господня, чем уметь применить его к реальной духовной жизни. Оттого что «они не узнали его», то «поступили с ним, как хотели». Если бы они узнали Господа славы, то не распяли бы Его. Если бы они узнали Предтечу, то не совершили бы усекновения его главы. И Господь добавляет: «Так и Сын Человеческий пострадает от них». Когда они запятнали свои руки в крови Иоанна Крестителя, они уже были готовы поступить точно так же со Христом. Как поступают люди с Христовыми служителями, так поступили бы они с Самим Христом.
«Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». Господь не называет по имени Иоанна, но дает такое его описание, которое должно напомнить им о том, что Он говорил о Предтече до этого: «Иоанн пришел в силе и духе Илииной». И служение Иоанна заключается в возвещении Агнца Божия, вземлющего грехи мира.
И далее мы слышим повествование об исцелении бесноватого отрока. В нем – иллюстрация духовной самонадеянности не утвержденных в благодати учеников. Ранее Господь посылал их на проповедь и, возвратившись, они с радостью говорили, что и бесы им повинуются. А теперь, когда некий человек приводит к ним своего сына с просьбой исцелить его, они не могут изгнать беса. Исцеление бесноватого отрока произошло сразу же после сошествия Христа с горы Преображения, где ученики Его услышали глас Отца Небесного, коснулись вечной жизни, непостижимого покоя, радости, для которой и создан человек. И первое, что они встречают, сходя с горы – мир, такой, какой он есть сейчас – в его непросветленности, подчиненности князю тьмы, с его беснованием, болезнями, маловерием. Слава небесная не может заслонить от Христа наши нужды и беды. И мы обманываем себя, если думаем, что после Воскресения и Пятидесятницы – все только свет. Нет, тьма мира сего, в которую Господь входит Своими Крестными страданиями, неотделима от света дня Господня. И мы призваны разделить с Господом до конца эту тьму, если хотим быть в свете.
Отец с плачем бросается к ногам Спасителя, прося исцелить своего ребенка, которого бес бросает то в огонь, то в воду. Сознание непоправимой беды заставляет людей преклонить колена. Диавол овладел душой и телом этого отрока, но кто, кроме Христа может победить диавола? «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его», – говорит потрясенный отец. «О, род неверный и развращенный!» – восклицает Господь. Эти слова обращены ко всему народу, и в особенности к учителям Закона. За неверие наше Господь не дает другим людям помощи, когда они обращают свой взор к Церкви. Сам Христос не мог совершить многих чудес там, где царствовало неверие. «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Неверие и развращенность тех, кому Господь открывает Свою благодать – великая печаль для Него. Однако о Боге нельзя сказать, что Он терпелив и милостив, говорят святые отцы, Он – долготерпелив и многомилостив. «Приведите его ко Мне сюда», – говорит Господь. Как бы ни гневался на нас за наши грехи Господь, Его любовь неодолима. Когда надежда на всякую человеческую помощь умирает, мы должны идти ко Христу, и Он не отвергнет нас.
Господь сокрушает силу сатаны как власть имеющий. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Сатана не может противиться слову Господню, как бы ни велика была его сила, и сколь бы долго он ни господствовал над людьми. Это было немедленное и полное исцеление. Во все времена родители должны приводить своих детей ко Христу. И особенно в такое как наше. Раньше подобное беснование было редчайшим явлением, а теперь это – наша повседневность. Как привести нам наших детей к таинствам Церкви и к просвещению словом Господним? Как научиться по-настоящему молиться за них, когда они отошли от Церкви? Если будет у нас переживание за наших детей, как у этого отца, и такое же, как у него, обращение ко Христу, Господь сокрушит сатану под ногами нашими вскоре.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В любом курсе пастырского богословия есть раздел о так называемых пастырских искушениях. То есть, о тех искушениях, с которыми неизбежно столкнётся священник во время своего служения. Люди, далёкие от Церкви, уверены, что основным из этих искушений являются деньги. Но пастырское богословие ничего об этом не говорит. Оно предостерегает против совсем иных искушений, самым серьёзным из которых является искушение занять собой место Христа. Любому внимательному священнику весьма просто это сделать: ведь нам приходится часто слушать исповеди и исповедальная статистика при минимальной наблюдательности способна дать невероятно богатый материал. Точно также как злоупотребление нездоровой пищей неизбежно сказывается на внешнем облике человека, так и грехи находят своё отражение во внешности. Статистика же способна научить видеть внешнее отражение того или иного греха. Ну а дальше все просто: человек пришёл на исповедь и ничего не стоит, прежде, чем он начал говорить, огорошить его рассказом о тех грехах, которые были им совершены. Такой рассказ способен сильно впечатлить и сместить веру человека со Христа на священника. Не секрет, что есть те, кто пользуется накопленным багажом знаний именно таким образом. Есть и те священник, которые разочаровались в служении и начали воспринимать его как возможность личного обогащения. И первые, и вторые очень несчастные люди. Им ужасно неприятно слышать нынешнее Евангелие, ведь оно говорит именно о тех, кто не смог устоять против подобных пастырских искушений. Впрочем, говоря о них, я имею в виду и самого себя, ведь эти искушения подстерегают каждого священника. И когда они подступают, важно помнить, что в этом евангельском чтении Христос Спаситель говорит о Самом Себе. Он нарушает риторические правила и говорит о Себе одновременно как о Пастыре и как о Двери. Именно через Него люди входят во двор — в Церковь и именно Он — Единственный Истинный Пастырь. Для священника велико искушение поставить себя самого на место Истинного Пастыря, а для мирян не менее велик соблазн ошибиться, и перестать видеть за личностью сопастыря, Того, Кто стяжал Церковь Своею Бесценною Кровью — Христа Спасителя нашего и Бога.
О волосах и о чести
(Мф. 17:10-18; 1 Кор.11:8-22)
Протоиерей Вячеслав Резников
Все в Божьем мире – на своих, Богом определенных, местах. Так и отношения мужа и жены находятся в прямой зависимости от происхождения обоих. И хотя об этом сказано в Священном Писании, Апостолу приходилось напоминать, что «не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа». А поскольку человек принадлежит как видимому миру, так и невидимому, то жена не просто должна знать и помнить о своем происхождении, но и «должна иметь на голове своей знак власти над нею»: покрывать голову во время предстояния пред Богом. И даже не для человеков это важно, а «для Ангелов». Потому что послушание по плоти говорит о духовном преуспеянии, и Ангелы более, нежели люди, способны это оценить.
Но дальше Апостол предлагает и самим Коринфянам рассудить, «прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головою? Не сама ли природа учит нас, – пишет он, – что если муж растит волосы, то это бесчестие для него; но если жена растит волосы, это для нее – честь: так как волосы даны ей вместо покрывала».
Но – знал же Апостол о ветхозаветных назореях, для которых растить волосы было честью. А как выглядел всеми чтимый пророк Илия: «весь в волосах, и кожаным поясом препоясан по чреслам» (4 Цар.1:8). И потом – как мог возникнуть в Церкви обычай для священнослужителей растить волосы и быть во время Богослужения с покрытой головой?
Очевидно, когда Апостол говорит о чести, он говорит о чести для каждого чина. Для мирянина честь – в одном, для священника – в другом. В таинстве брака мужа и жену трижды обводят вокруг Креста и Евангелия, а в таинстве священства ставленника трижды обводят в Алтаре вокруг Престола. Его венчают с Церковью. И эти великие узы становятся сильнее брачных уз. По нашим обычаям, священник даже перестает носить обручальное кольцо, чтобы внешние знаки брака не оспаривали знаков священства. Даже одежда ему положена с застежками на левую сторону, как у женщины. И растить волосы – для него становится честью. Потому что знаки его власти над женой уступают знакам его подвластности Богу и Церкви. И если мужчина в миру чувствует какие-то твердые автономные обязанности, основанные на твердых законах природы, то, став священником, он уже должен острее чувствовать свою непосредственную зависимость от воли Бога.
Так что для всякого честь – быть в своем, Богом установленном чине. А бесчестие, это – или позорно опускаться ниже, или же дерзко, вопреки своей природе, лезть наверх. Всему установлено свое почетное и единственное место. И только условно одно называется «первым», другое – «вторым», а иное – «третьим». В Господе же – «ни муж без жены, ни жена без мужа». «Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога».
|