1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;
2 а входящий дверью есть пастырь овцам.
3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
(Ин. 10:1-9) Ин.10:1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
Господь словами, что вы истинно слепы по душе чрез недуг неверия, упрекнул фарисеев за неверие. Чтобы они не могли сказать, что мы отвращаемся Тебя не по слепоте нашей, а во избежание обмана, Он ведет о сем продолжительную речь. Какую именно? Он выставляет признаки как истинного пастыря, так и волка – губителя, и таким образом показывает о Самом Себе, что Он добр, ссылаясь во свидетельство на дела.
Сначала Он излагает отличительные свойства губителя. «Он, – говорит, – не входит дверью, то есть Писаниями, ибо он не свидетельствуется ни Писаниями, ни пророками». Писания поистине суть дверь; ибо мы чрез них приближаемся к Богу. Они не позволяют входить волкам, ибо отлучают еретиков, поставляя нас в безопасности и сообщая нам знание обо всем, о чем пожелаем.
Итак, вор – тот, кто не входит чрез Писания «во двор овчий», чтобы заботиться об овцах, но восходит «инуде», то есть сам себе прокладывает дорогу иную и необычайную, как, например, Февда и Иуда. Они пред пришествием Христовым обманули народ, погубили его и сами погибли (Деян. 5, 36–37). Таков будет и скверный антихрист. Ибо у них свидетельство не из Писаний. Намекает и на книжников, которые не выполняли ни одного слова из заповедей закона, а учили заповедям человеческим и преданиям.
Прилично сказал «восходит». Это идет к вору, который перепрыгивает чрез ограду и делает все с опасностью. Это – признаки разбойника.
Ин.10:2. А входящий дверью есть пастырь овцам.
Ин.10:3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
Вот и признаки пастыря. Пастырь входит чрез Писания, и «придверник отворяет Ему». Под придверником разумей, пожалуй, и Моисея, ибо ему вверены были слова Божии. Моисей отворил дверь Господу, без сомнения, тем, что говорил о Нем. Сам Господь сказал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (Ин. 5, 46). Или придверник есть Дух Святый. Так как Писания, понимаемые при озарении от Духа Святаго, указывают нам Христа, то справедливо – Дух Святый придверник. Им, как Духом премудрости и знания, отворяются Писания, чрез которые Господь входит в попечение о нас и чрез которые Он оказывается Пастырем. И овцы слушаются голоса Пастыря.
Фарисеи часто называли Господа обманщиком и доказывали это своим собственным неверием, говоря «неужели кто-нибудь из начальников уверовал в Него» (Ин. 7, 48)? Посему Господь показывает, что не Его нужно считать губителем за то, что они не веруют, а их нужно исключить из числа овец. «Я, – говорит, – вхожу дверью». Очевидно, Я поистине Пастырь. Вы не последовали за Мною и тем показали о себе, что вы не овцы.
Ин.10:4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
Откуда же выводит Своих овец? Из среды неверных, как, например, извел из среды иудеев слепца, который и услышал Его, и узнал Его.
И идет перед овцами, хотя у телесных пастухов бывает наоборот, ибо они ходят позади овец. Сим показывает, что Он всех приведет к истине. И учеников, «как овец, посылает в средину волков» (Мф. 10, 16). Так, подлинно, пастырское служение Христа необычайно.
Ин.10:5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
«За чужим не пойдут», потому что не знают чужого голоса. И здесь, без сомнения, намекает на Февду и Иуду, за которыми овцы не последовали, ибо немногие были обольщены, да и те, по смерти их, отстали. А за Христом и при жизни, и в особенности после смерти, «ходил весь мир» (Ин. 12, 19).
Намекает и на антихриста, ибо и он немногих обольстит, а после своей погибели не будет иметь последователей. Слова «не идут» показывают то, что по смерти обманщиков никто не будет внимать или следовать.
Итак, Писания суть дверь. Чрез эту дверь Господь выводит овец на пастбище. Какое же пастбище? Будущее наслаждение и успокоение, в которое Господь вводит нас. Если в иных местах Он и Самого Себя называет дверью, сему не нужно дивиться. Ибо, когда Он хочет изобразить Свое попечение о нас, Он называет Самого Себя пастырем, а когда хочет показать, что Он приводит к Отцу, тогда называет Самого Себя дверью, подобно тому, как Он же в разных смыслах есть и Овца, и Пастырь. Еще под дверью разумеются слова божественных Писаний; а Господь Сам есть и называется Слово; следовательно, может быть назван и Дверью.
Ин.10:6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.
Иисус сказал им в этих словах притчу, или сравнение, и употребил неясную речь для того, чтобы сделать их более внимательными.
Ин.10:7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.
Когда же достиг этого, то разрешает неясность и говорит: «Я – Дверь».
Ин.10:8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.
«Все, сколько их ни приходило». Сие сказал не о пророках, как безумствуют манихеи. Они пользуются сим изречением для доказательства того, что Ветхий Завет не от Бога, и пророки не были посылаемы Богом. «Вот, – говорят, – Господь сказал, что все, сколько ни приходило, суть воры и разбойники». Но Он сказал это не о пророках, а о Февде и Иуде, и прочих возмутителях. А что сказал о них, это видно из того, что прибавил «овцы не послушали их». Ибо овцы не послушали этих возмутителей, а пророков послушали, и, сколько ни уверовало во Христа, все чрез них уверовали.
И иначе: «овцы не послушали их». Сказал это в похвалу. Но нигде не видно, чтобы Он хвалил тех, которые не слушали пророков, напротив, Он сильно осуждает и обличает их.
Потом, обрати внимание на точность выражения «сколько ни приходило», а не говорит «сколько ни (было) послано». Ибо пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как и вышесказанные мятежники, приступали к развращению обольщаемых тогда, как никто их не посылал. Так и Бог говорит: «Я не посылал их, они сами побежали» (Иер. 23, 21).
Ин.10:9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми (Деян. 5, 41).
«И найдет пастбище», то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, «внутренний и внешний» (Рим. 7, 22; 2Кор. 4, 16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и «дела плотские умерщвляет» во Христе (Рим. 8, 13). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: «Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка» (Пс. 22, 1).
(Гал. 1:11-19) Гал.1:11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
Хочет показать им, что он истинно отступил от закона, и для этого напоминает о прежней своей жизни и о резкой перемене, показывая, что он не перешел бы вдруг от иудейства, если бы не имел некоего божественного удостоверения. Поэтому и говорит: «Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», то есть не человека я имел учителем, а был учеником Самого Христа.
Гал.1:12. ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
Так как клеветники говорили, что он не был, как прочие апостолы, непосредственным слушателем Христа, а все принял от людей, то он говорит, что открыл мне Евангелие Сам Тот, Который научил и Петра и других.
Гал.1:13. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе,
Откуда видно, что чрез божественное откровение получил я Евангелие? Из прежней моей жизни. Ведь будучи таким гонителем, как бы я мог вдруг измениться, если бы не извлекло меня некое божественное явление? А что я был ревностным гонителем, видно из того, что слышали об этом и вы, галаты, столь далеко живущие от Иудеи.
что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
Заметь, как сильно он выражается. Ибо не сказал «гнал», а «жестоко гнал». И не только это, но даже «опустошал», то есть пытался разрушить до основания и истребить, – ведь в этом состоит дело опустошителя.
Гал.1:14. И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
Всех, говорит он, сверстников я превзошел горячностью, и в войне против Церкви шел впереди; иначе: был в чести у иудеев. Но не думай, что это было делом тщеславия или гнева, а из ревности. Итак, если я боролся против Церкви не по человеческим каким-нибудь расчетам, но из ревности по Боге, хоть и заблуждался, то как же теперь, когда познал истину, стал бы я проповедовать из любви к человеческой славе что-нибудь другое, а не то, что повелевает истина и чему научил меня Христос.
Гал.1:15. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей:
Если от чрева матери он предназначен был к благовестию и избран Богом, то, конечно, по некоторому божественному распоряжению оставался некоторое время в иудействе, без сомнения, для того, чтобы эта столь резкая перемена в нем привлекла многих к вере и утвердила в ней. Избрал же его Бог не по жребию, а по предведению, что он достоин.
и призвавший благодатью Своею,
Хотя Бог призвал его за добродетель, ибо сказано: «он есть Мой избранный сосуд» (Деян.9:15), – но он скромно говорит, что призван благодатью не по достоинству, а по милости.
благоволил
Гал.1:16. открыть во мне Сына Своего,
Не сказал: открыть мне, но – «во мне», показывая тем, что получил наставление не словесное только, но и сердце его исполнилось многого Духа, так как знание это запечатлелось во внутреннем человеке и Христос в нем говорит.
чтобы я благовествовал Его язычникам, –
Бог открыл мне Сына не с тем только, чтобы я познал Его, но и для того, чтобы проповедовать Его другим. Потому что не только то, что он уверовал, но и то, что он был избран для проповеди, было от Бога. Как же после этого вы говорите, что люди меня учили? И не просто, «чтобы я благовествовал Его», но «язычникам». Так как же бы я мог язычникам проповедовать обрезание?
я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
То есть не пошел на совещание к апостолам, ибо их он называет плотью и кровью, именуя их так по естеству; или же говорит это вообще о всех людях, потому что в деле веры ни один человек не был его учителем.
Гал.1:17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам,
Каким образом мог сказать это апостол? Неужели он настолько возгордился, что считает себя самодовлеющим и не имеющим нужды в советниках? И разве он не слышал изречения: «не будь мудрецом в глазах твоих» (Притч.3:7); и: «горе тем, которые мудры в своих глазах» (Ис.5:21)? Нисколько. Но так как клеветники его говорили, что должно слушаться апостолов, а не его, и что те были апостолами прежде него, то он принужден был сказать это, чтобы унять обольстителей. Да и неразумно было бы наученному Богом потом внимать людям. Итак, не по превозношению говорит он это, а чтобы показать достоинство своей проповеди. Правда, он приходил и в Иерусалим, но не с тем, чтобы учиться, а с тем, чтобы убедить других, что и живущие в Иерусалиме думают так же. Потом не тотчас пришел, то есть в начале, а после; да и то для убеждения других.
а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
Он ходил по местам невозделанным и диким, так как если бы он оставался между апостолами, то проповедь его встретила бы препятствия и не так быстро распространялась бы. Поэтому он пошел к самым диким народам. Но обрати внимание на смирение: перечисляя города, он нигде не сказал, сколько обратил, хотя в Дамаске он в такое смятение привел иудеев, что подвергся преследованию со стороны этнарха. Итак, если кажется, что он говорит много о себе, то говорит не ради тщеславия, но для того, чтобы не потерпела ущерба его проповедь, если ему не станут верить, как человеку простому и ученику учеников.
Гал.1:18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром:
И это доказательство смирения: столько совершивший, он отправился к Петру не из-за пользы какой-нибудь, а ради простого свидания, оказывая ему честь, как высшему. Посему не сказал: «видеть Петра» (ίδεΐν), а «видеться» (ίστορήσαι), как выражаются изучающие великие и прекрасные города; подобно тому, как и мы отправляемся к святым мужам, но мы скорее для пользы, а он ради одной чести.
и пробыл у него дней пятнадцать.
Свидание – выражение чести, а пребывание – выражение дружбы и горячей любви. И не сказал, что учился, но «пробыл у него», вместо «с ним».
Гал.1:19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Хотя пришел он ради Петра, – так он его почитал и любил, – но видел и Иакова, и о нем он также упоминает с почтением, называя его «братом Господним», – так далек он был от зависти! И действительно, если б он хотел отличить, то назвал бы его сыном Клеопы. Ведь по плоти он не был братом Господним, а только считался. Как же он приходился сыном Клеопе, слушай: Клеопа и Иосиф были братья; когда Клеопа умер бездетным, Иосиф восстановил ему семя и родил его и других его братьев, и Марию, которую, хотя она была дочерью Клеопы, Евангелие называет сестрой Матери Господа, так как Иосиф по отношению к Пресвятой Деве сохранял скорее заботливость отца, чем расположение мужа.
Протоиерей Павел Великанов
Фрагмент из прощальной беседы Христа Спасителя один из самых трогательных в евангельском повествовании. Совсем немного остаётся времени, чтобы побыть с любимыми учениками — и в этой беседе Иисус раскрывает им всю ту глубину и силу любви, которая живёт в Его сердце. Образ отары овец и пастуха для жителей Палестины был вполне понятен: это картинка из жизненных будней. И то, что между пастухом и овцами неизбежно выстраиваются дружеские отношения, было известно каждому. То, что в притче у каждой овцы есть имя, ещё одно подтверждение: это не «стадо безмозглых животных», а — как иногда называют у нас в народе — «животинки», меньшие друзья человека. Но о чем эта притча?
Спаситель отождествляет Себя в этой притче с «дверью овцам». При этом главный акцент в самой притче — на другом, на близости отношений между пастухом и овцами: они знают Его голос, а Он, в свою очередь, хорошо знаком с каждой из них, и знает всех по именам. То есть — это не безликое «стадо», здесь каждая овца значима и любима. Но почему всё же «дверь»? Мы знаем, что в дальнейшей речи Спаситель скажет о Себе как о «добром пастыре» овцам — и это вполне ясно — дверь-то здесь при чём?
Чтобы разобраться, давайте подумаем, какую роль играет дверь не только в контексте притчи, но и вообще. Наверное, многие вспомнят, как образ двери не раз использовали режиссёры в кинофильмах и театральных постановках. Дверь — это всегда некий «портал», точка перехода из одного пространства в другое. Граница между мирами — но через которую можно пройти. Кстати говоря, обычай не здороваться на пороге — не более чем дань глубоко сидящему в сознании именно этому архетипу двери. На пороге не встречают: либо выходят наружу, тем самым показывая, что пространство дома для пришедшего недоступно, либо, напротив, приглашают переступить порог и пройти внутрь — если гость желанный. Какие же функции выполняет дверь? Прежде всего, это функция разделения. То, что за дверью и то, что перед ней — не тождественно. Дверь не даёт этим пространствам смешиваться друг с другом. Вторая функция — защита: дверь не всегда должна быть открыта, и её конструкция должна быть достаточно крепкой, чтобы выдержать попытку взлома. И третья важная функция двери — это, с позволения сказать, «легитимизация» пришедшего. Тот, кого пустили пройти через дверь, имеет статус гостя и друга — а не врага.
Теперь давайте посмотрим, как же связаны эти «функции» двери со Христом Спасителем. Действительно: Богочеловек Иисус — точка соприкосновения двух миров, Божественного и человеческого, духовного и материального. Причём эти два совершенно отличных мира не поглощают один другой, а соприкасаются и взаимодействуют в лице Иисуса — при этом не подавляя и не уничтожая друг друга. Бог определяет быть «точкой входа» в Его Небесное Царство именно Своего Сына, ставшего человеком — это единственный легальный вход в Царство Божие. Любые другие попытки проникнуть туда помимо этой двери — преступление, нарушение установленных Богом границ и правил.
Примечательно, что Иисус говорит о Себе как о двери не только «в одну сторону»: «кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». То есть значимость Иисуса как «двери» между мирами вовсе не ограничивается решением проблемы загробной жизни — «дверью» необходимо пользоваться уже сейчас, задолго до пересечения последней черты. Общаясь со Христом в молитвах, приобщаясь Ему в Таинстве Евхаристии, мы учимся взаимодействовать с Божественным измерением, понимать его, подстраивать свою жизнь под тональность Божьего Царства — и всё это делать во время пребывания в теле. Этот бесценный опыт прикосновения к вечности дан нам именно Христом — и было безумным его отвергать.
Помоги же нам, Господи, дорожить тем даром, который Ты дал каждому верующему в Тебя — быть причастником вечной жизни уже сейчас!
***
Священник Стефан Домусчи
Человек начинающий ходить в храм или бывающий в нем очень редко, зачастую ведет себя в нем очень робко, боится сделать что-то не так, испытывает священный трепет. Часто такой человек боится обратиться на прямую к священнику с вопросом, не желая его беспокоить, наводит справки о том, как принято вести себя в храме, по интернету или спрашивает знакомых… Конечно, уважительное отношение к святыне очень важно, благоговение и трепет, но в их основе может лежать доверие или страх. Первое приводит к тому, что Церковь для человека становится домом и он соблюдает заповеди, потому что хочет быть близок к Богу. Если же в основе суеверный страх, боязнь неаккуратным словом или жестом навлечь проблемы, Бог всегда будет воспринимается как чужой и далекий. Жизнь такого человека представляет собой постоянное метание между верой и неверием, страхом и сомнениями… Он то ждет от Бога помощи, то разочаровывается в Нем, не получив от Него просимого.
На самом деле, такая жизнь тяжела и Бог насколько возможно, не нарушая человеческой свободы, облегчает ее. На этом пути было много важных этапов. Бог заключил завет с Авраамом и его потомками, дал закон своему народу через Моисея… Наконец, Он пришел к людям Сам и открыл им Бога как Отца, любящего и заботливого, способного на самые большие жертвы, ради тех, кого Он любит. В лице Христа, человек находит не грозного хозяина, но пастыря, который готов отдать всего себя за каждую овечку.
Это забота Христова находит отклик в наших сердцах неслучайно. Не просто потому что нам нравятся Его идеи или поступки… но потому что наше Сердце чувствует, что к нему обращается Сам Творец. Мы сотворены по Его образу и душа наша осознанно или неосознанно стремится к общению с Ним. Именно поэтому Его слова вызывают в нас внутренние доверие, позволяют душе успокоиться. Более того истинный Пастырь зовет своих овец по имени то есть воспринимает каждого человека как личность, уникальную и бесценную. Каждого знает, с каждым имеет Свои особенные отношения.
К сожалению люди давно воспринимают друг друга в качестве функций, ресурсы которых можно использовать для себя. Глубина и искренность личных отношений искажается вопросами выгоды, использования ресурсов и первенства… Бог же, как и те, кто старается жить по Его заповедям, воспринимают человека как величайшую ценность и святыню.
Мы приходим в храм и учимся тому, что такое святыня, тому как относиться к святому. Но сегодняшний текст говорит нам о том, что Бог так же воспринимает каждого человека как высочайшую ценность. Мы воспринимаем Бога как Святого и все, что с Ним связано — как святыню. Но при этом мы забываем, что теснее всего с ним связан человек, потому что сотворён по Его образу. Это значит, что сегодняшнее чтение не только об отношениях Бога и человека, но и о том, что научаясь в Церкви истинному богопочитанию, трепету перед Ним и любви к Нему, мы должны учиться такому же трепетному и любящему отношению ко всякому человеку, который оказывается рядом с нами…
Равноапостольный князь Владимир
Протоиерей митрополит Сурожский Антоний
Святой Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: Поминайте наставников ваших, которые открыли вам тайны веры... И вот сегодня мы вспоминаем князя Владимира: как историческая личность князь Владимир был сложным человеком, и в нем мы видим всю сложность человеческой души, человеческой жизни, когда она возникает из сложных, стихийных недр язычества, чтобы встретиться лицом к лицу с Евангелием, с Самим Христом. Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.
Каждый православный народ особенно чтит первого из своих князей и царей, который дал своей стране Христа. На грани язычества и христианства, там, где бушуют страсти, где борьба порой бывает самая трагическая и страшная, всегда стоит человек, который имел мужество весь народ свой посвятить Богу и всему народу дать Спасителя. За это мы благодарим князя Владимира, за это мы его вспоминаем; и вместе с этим каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас – грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, – когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем.
Но мы вспоминаем сегодня не только князя Владимира; мы вспоминаем еще отца Владимира Феокритова, который до меня был здесь настоятелем. Многие были его духовными детьми, многие его еще помнят благодарным сердцем. Он был человеком редкой цельности, кристальной чистоты; и он сумел построить этот приход на основании, положенном его предшественниками, в такой цельности и правде, на которых стоим мы и теперь. Мы должны ему быть благодарны за то, что у нас есть, и поэтому в конце службы мы отслужим по нему панихиду, вспомним духовных его детей, теперь усопших, и помолимся о том, чтобы по его молитвам и мы выросли в ту меру цельности и величия, примером каковых он был для нас. Аминь.
|