37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
42 кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей;
1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
(Мф. 10:37-11:1) Мф.10:37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше:
Мф.10:38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: «и следует за Мной», то есть живет согласно с Моими законами!
Мф.10:39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Кто заботится о плотской жизни, тот думает, что сберегает душу свою, но он губит и ее, подвергая вечному наказанию. Кто же губит душу свою и умирает, но не как разбойник или самоубийца, а ради Христа, тот спасает ее.
Мф.10:40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
Мф.10:41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка;
Мф.10:42. и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
Побуждает нас, чтобы мы принимали тех, которые со Христом, ибо кто чтит учеников Его, тот чтит Его, а чрез Него и Отца. Должно принимать праведников и пророков во имя праведника и пророка, то есть потому что они праведники и пророки, а не из-за какого-либо предстательства или заступления у царей. Но если кто-либо носит только вид пророка, на деле же оказывается не таковым, ты и его прими, как пророка, и Бог воздаст тебе так же, как будто ты действительно принял праведника. Ибо это означают слова «приимет награду праведника». Можешь понимать их и иначе: праведным будет признан и тот, кто примет праведника; и он получит ту же награду, что и праведники.
Мф.10:42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Чтобы кто-либо не стал ссылаться на бедность, Господь говорит: если сможешь дать кому-либо чашу холодной воды, потому что он Мой ученик, получишь его награду. Чашу же холодной воды подает и тот, кто научает кого-либо, пылающего огнем гнева и страстей, и делает его учеником Христовым; и этот не потеряет награды своей.
Мф.11:1. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
После того как Господь послал своих учеников на проповедь, Он успокоился, не совершая более чудес, но только уча в синагогах. Если бы Он, оставаясь здесь, врачевал, то к Его ученикам не обращались бы. Поэтому, чтоб и они имели повод врачевать, Он Сам уходит.
(Рим.12:1–3; Мф.10:37–11:1). "Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника". Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное? Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего. Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы дает Богу; или "если сотворили вы одному из них, то Мне сотворили". Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслью, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.
Протоиерей Александр Шаргунов
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос. Какие суровые слова! Бесчеловечные слова – кто может понять их, особенно в наше время, столь тяжелое для родителей в их трудных отношениях с детьми. Кажется просто невероятным, чтобы Господь советовал детям перестать любить своих родителей! Нет, пятая заповедь Божия – священное Божие установление: «Чти отца и мать твою». Сам Христос дал пример послушания и верности Своей Матери (Лк. 2:51; Ин. 19:26–28). Он напоминает также, что конкретная забота о родителях идет даже впереди «жертвы на Храм» (Мф. 15:3–6). Что же хочет сказать Господь этими суровыми словами?
Здесь Христос касается самого священного нашего долга, чтобы сказать с предельной ясностью, что мы должны предпочитать Его самым любимым, тем, кого мы должны любить больше всех. Следовать за Христом, быть верующим в Него, может иногда вызывать противостояние наших самых близких. Но Господь требует от нас быть способными предпочесть Его всему. И мы знаем, особенно в наше время, как часто это бывает. Слово Божие предлагает решительный выбор, в котором вся наша жизнь. Вследствие требования радикальных перемен, Христос часто может быть причиной разделений даже внутри семей, соединенных самой большой естественной привязанностью. Через две тысячи лет после того, как эти слова были впервые произнесены, это противостояние – не такое новое, как может кому-то показаться. Все заключается в том, как обрести нам мужество остаться верными Христу даже ценой крови нашего сердца.
«Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – утверждает Господь. Эти слова абсолютно созвучны предыдущим. После отношения детей к родителям следуют отношения родителей к детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви к кому бы то ни было. Кто может иметь право на такое неприемлемое, непостижимое требование, кроме Бога? Из всех великих основателей мировых религий Христос – единственный, кто так говорит. Во всех других религиях Бог ставится превыше всего. А здесь Христос не перестает повторять тем, кто «не достоин Меня». Кто же Он?
Обычно мы говорим, что, только любя друг друга, мы любим Бога. И это так. Бог хочет, чтобы наши отношения были основаны на любви. Было бы ужасно, если бы мы стали употреблять эти слова Спасителя для оправдания нашей нелюбви, нашей эгоистической неспособности заботиться о близких, нашей сосредоточенности на личных интересах.
Любить отца своего и мать. Любить сына своего или дочь. Это касается не только узкого семейного круга. Здесь – основание наших наследственных, культурных, общечеловеческих связей. Хотим ли мы этого или нет, мы зависим друг от друга, и мы создаем эту зависимость. Мы – часть «среды», того целого, что составляет нашу жизнь. Но это единство, сколь бы ни было оно важным, не может быть для нас извинением, что мы не идем вслед Христу. Кто любит свою среду больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит своих друзей больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит то, что с ним происходит, дело своей жизни, больше Меня, не достоин Меня!
«И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня.» Это третья ступень отвержения. Следует отвергнуться также и прежде всего – самого себя. Это слово о Кресте напоминает, что Христос не предлагает нам ничего, что Он Сам бы не исполнил. Всякий крест, который нам дается, всякая скорбь – приглашение следовать за Христом. Во времена земной жизни Христа Крест не был ни святыней, ни украшением – распятие на кресте было весьма распространенной, совершаемой на глазах любопытных толп жестокой казнью, предназначенной для рабов.
«Сберегший душу свою – говорит Христос, – потеряет ее. А потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как это противоречит тому, что более всего ценит современный мир: сегодня высшая цель человека – «реализовать себя», раскрыть себя в полноте. А Христос предлагает потерять себя и погубить себя!
Однако если мы немного задумаемся, мы увидим в этой заповеди Христа один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь – чтобы обрести ее! Слово Христа твердо и радостно. Речь идет о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. «Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком», – говорит Он (Ин. 10:10). Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующей от нас самоотречения ради других, – это и есть высший расцвет человеческой личности.
Не разрушение человека, а созидание его! Достаточно вспомнить нам о преподобном Серафиме Саровском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святой преподобномученице великой княгине Елисавете и других бесчисленных наших святых. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции – самый надежный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь. Быть крещеным, по слову Апостола, – быть распятым со Христом, чтобы жить с Ним. И каждая литургия напоминает нам, что Господь предал Себя за нас.
«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», – говорит Христос. Что бы с нами ни происходило, речь всегда идет о любви, и о любви в самом простом ее выражении – принять другого. Принимая Христовых служителей, иные, сами того не зная, принимали не ангелов только, но Самого Христа: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» Как бы ни были малы у нас возможности делания добра, Господь приемлет даже чашу холодной воды, поданную кому-то из малых сих. Добрые наши дела определяются не ценой дара, но любовью дарующего. По этой причине медная монета вдовы была не только принята, но поставлена выше всех других приношений.
Мы должны творить добро, взирая на Христа, ради Него. Пророк должен быть принят во имя пророка, праведник – во имя праведника, и один из малых сих – во имя ученика, потому что все они несут в себе святость и образ Христа. Доброта, явленная по отношению к тем, кто Христов, не только будет принята, но получит великое вознаграждение. Награды могут быть различны: есть награда пророка, есть награда праведника и есть награда одного из малых сих. Но все они заключаются в единственном, неповторимом и бесконечном нашем приобщении в вечности Христу.
***
Протоиерей Павел Великанов
Слова Христа, которые мы только что слышали, могут показаться слишком категоричными. Спаситель специально противопоставляет любовь к Себе любви к самым близким родным – и делает это совсем не случайно. Перед Ним – недавно призванные к апостольству избранные ученики; Он даёт им наставления, прежде чем направить в разные концы Палестины со свидетельством о наступлении Мессианской эры. И Он сразу предупреждает: не ждите тёплого и радушного приёма, вы будете как овцы среди волков, многим не понравится то, что вы будете проповедовать. Правда Божия будет выводить людей из привычного комфортного равновесия, и далеко не всякому это понравится. Вас будут и гнать, и подвергать смертельной опасности – но не смущайтесь этим. Не думайте, что это вы чем-то провинились: это нормальная судьба для любого пророка, который говорит не то, что хотели бы услышать, а то, что хочет сказать Сам Бог.
В этом контексте слова сегодняшнего чтения являются своего рода апогеем, вершиной – к которой постепенно и подводит учеников Иисус. В какой-то момент может случится, что вы окажетесь перед очень непростым выбором: между любовью ко Мне, вашему Господину и Учителю, и естественной любовью к своим кровным родственникам. Соблазн будет велик: сохранить семейные отношения – но тем самым предать себя, предать свою веру в Меня как Мессию. В этом смысле попытка «сберечь душу» – равносильна самоубийству: тот, кто отказывается расти – обречён деградировать и умирать.
В жизнеописаниях христианских святых мы встречаем, как на практике исполнялись эти слова Христовы. Иногда даже самые благочестивые родители не могли согласиться отпустить своего любимого сына или дочь из родного дома – даже когда призвание к всецелому служению Богу было очевидным. Не сомневаюсь, что были и другие истории – когда родители оказывались сильнее, и ребёнок ломался, отказывался от призвания – но такие случаи в жития уже не попадали.
Как важно помнить об этом нам, родителям, особенно когда мы беспокоимся о духовном здоровье наших детей! Нам очень хочется, чтобы они выросли верующими и благочестивыми – соответственно нашим представлениям. Мы очень легко проецируем собственный религиозный опыт – нередко полученный уже в зрелом возрасте – на детей, и думаем, что наше понимание отношений с Богом – единственно верное. Но если внимательнее вслушаться в сегодняшний текст – Христос повелевает нам разрешить детям самостоятельно выстраивать свои отношения с Богом, не взирая на наш опыт. Мудрый родитель никогда не поставит любимого ребёнка перед выбором: или – я, или – Бог – потому что сама ситуация такого выбора уже свидетельство нездоровых отношений, эгоистического собственничества по отношению к детям. Самый здоровый и эффективно работающий подход – когда и родители, и дети обращены к Одному и Тому же Господу Богу, словно радиусы к своему центру – и чем ближе становятся к Богу, тем теснее оказываются и в отношениях друг ко другу.
Помоги же нам, Господи, учиться правильно относиться к своим детям, и никогда не провоцировать их к болезненному выбору между любовью к нам – и любовью к Богу!
***
священник Стефан Домусчи
Как каким отношениям с ближними призывает христианство? На какие отношения настраивает? Наверное, для большинства ответы покажутся совершенно очевидными. Ведь всякий знает, что христианство призывает к любви, к заботе, к жертвенности… И в то же время, в Евангелии мы можем встретить довольно жесткие слова Христа, которые многих могут смутить. Причем не только неверующих, но и верующих. Они могут выглядеть каким-то вопиющим противоречием.
В сегодняшнем чтении Христос говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». Похожие слова Он повторяет в отношение к сыну и дочери. Слова эти могут показаться ревнивыми и эгоистичными. Это у тех, кто доверяет Христу и Евангелию может не возникнуть вопросов, а человек, впервые открывший Новый Завет, может оказаться в недоумении, ведь местом, в котором и учатся любви как раз является семья. Семейная любовь является примером для многих других отношений. Она настолько глубоко укорена в нас, настолько естественна и представляется чем-то почти биологическим, что посягательство на нее близко к кощунству. Но в этой естественности и укорененности в нас этой любви кроется не только ее высота, но и ее несовершенство, ведь для нее почти не нужно усилий, не нужно подвига, на такую любовь способен почти всякий.
Однако Христос, призывает нас к любви, которая выше естества. Если христиане любят друг друга такой любовью, какой любят язычники, чем они от них отличаются? Такой человек просто живет так, как ему живется… Но как ему живется после грехопадения? Ему живется эгоистично и потребительски… И даже его естественная любовь поражена этой болезнью. Христос же пришел для того, чтобы человека исцелить и дать ему нечто гораздо большее. Но, конечно, то, что выше естества не дается без усилий. Поэтому, тот кто не берет на себя креста и не идет за Христом – тот Его недостоин. При этом важно помнить, что греческое слово «аксиос» можно перевести не только как достоин, но «подходит», «соответствует». То есть дело не в том, что Бог кого-то отвергает, просто человек, который не стремится к духовному росту и не возвышается над естественными потребностями и способностями, оказывается не сроден Христу он не может стать причастным Его подвигу, и естественно не может получить его плодов.
Но кто же в таком случае вообще может называться христианином?
Если всё настолько трудно и буквально сверхъестественно, как быть простым людям, которых привлекает христианство, но они не находят в себе сил любить ближних самой простой, естественной любовью, не то что любовью Евангельской.
И все же, следующие слова Христова возвращают нам возможность христианской жизни, возвращают нам, — простым людям, — возможность христианского пути. Господь говорит ученикам, что те, кто принимает пророка именно как пророка, и праведника, как праведника – получат награду пророка и праведника. Что значит принять пророка? Дело пророка —пророчествовать, на другое у него редко остаются силы и время, принять его как пророка, значит почтить его служение нам, своим ответным служением ему. Кроме того, слово “принять” может означить не только гостеприимство, но и согласие. Это значит, что праведны не только пророки, но и те, кто согласны с ними и служат им своими возможностями; праведны не только праведники, но и те, кто принимает их праведность и служит им как праведникам. И тот, кто ради ученичества, ради вести Евангелия, послужит ближнему, тому воздастся даже за поданную чашку воды. Иными словами, Церковь Божия в мире существует не только благодаря клирикам, но и благодаря всем христианам, несущим служение любви на своем месте. Это приободряет каждого из нас, ведь служа Церкви и ближнему, мы становимся соучастниками их праведной жизни.
О жертве, жертвеннике и участниках жертвенника
(Рим.12:1–3; Мф.10:37–11:1)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Павел писал к церкви: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».
Вот каким словом определяется христианское «разумное служение»: «жертва». А что такое «жертва»? В Ветхом Завете для жертвы выбиралось лучшее, не имеющее порока, животное. Его брали от стада, и вели к храму, к жертвеннику. Жертва не была жертвой, если оставалась живой. Апостол же призывает христиан приносить свои тела в жертву «живую». А как приносится такая жертва? – Вот Господь говорит ученикам, посылая их на проповедь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». В этих словах не что иное, как выделение жертвы из стада, отсечение от предков и от потомков. «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» – здесь ведение к месту заклания. «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Здесь уже – самое заклание. Апостол объясняет, каким образом оно должно совершаться: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная, совершенная». И мы знаем из истории Церкви, как святые пророки, апостолы и праведники, переставая сообразовываться с безбожием и суетой, буквально умирали для мира.
Но всегда, где есть жертва, есть и участники жертвенника (1 Кор.10:18). В Ветхом Завете первыми были животные, а вторыми – люди. А в Новом Завете и те, и другие – люди. Участник жертвенника – тот, кто хотя и понимает необходимость жертвенного служения, но сам еще не имеет решимости стать «живой, святой, благоугодной» жертвой Богу. Господь и их не лишает надежды. Он говорит: «Кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика (например, Апостола – ради того, что он Апостол Христов), истинно говорю вам, не потеряет награды своей». Кто сердцем принимает человека ради того, что он служитель Христов, тот, как говорит Господь, «принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Думается, что, когда мы даже только читаем о подвигах святых угодников Божиих, когда удивляемся им, и вздыхаем о своем несовершенстве, – мы тоже не остаемся в стороне от этого Жертвенника…
Поэтому не будем упускать возможности сделать что-нибудь во имя Христово. А также, видя истинное служение, перестанем думать «о себе более, нежели должно думать». Но всегда – «скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил».
|