18 Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19 И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20 И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
21 ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22 Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23 И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
24 сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25 Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26 И разнесся слух о сем по всей земле той.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Мф. 9:18-26) Мф.9:18. Когда Он говорил им сие, подошел к нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
Мф.9:19. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
Ясно, что и этот имел веру, хотя и не большую, так как просит Иисуса не слово только одно сказать, но и прийти и возложить руку. Он говорит, что дочь его уже умерла (хотя, по сказанию Луки, она еще не умирала), или гадательно, потому что оставил ее при последнем издыхании, или чтобы, усиливая размеры несчастья, побудить Христа к милосердию.
Мф.9:20. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его,
Мф.9:21. ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
Мф.9:22. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
Нечистая по своей болезни, женщина не подошла явно, опасаясь, чтобы не помешали ей. Хотя она считала возможным скрыться, однако верила, что получит здоровье, как только прикоснется к краю одежды. Но Спаситель открывает ее не из любви к славе, а чтобы для нашей пользы показать ее веру и чтобы уверовал начальник синагоги. «Дерзай» говорит Он ей потому, что она испугалась, как похитившая дар; «дщерью» же называет ее как верную. Показывает равно и то, что если бы она не имела веры, то не получила бы и благодати, хотя одежды Его и были святы. Передают, что эта женщина сделала статую Спасителя, у ног которой росла трава, помогавшая кровоточивым женам. Во времена Юлиана нечестивцы разбили ее.
Мф.9:23. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении,
Мф.9:24. сказал им: выйдите вон; ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
Так как дочь начальника была незамужняя, то ее оплакивали брачными свирелями, делая это по закону. Господь говорит, что она спит, потому что для Него, который легко мог воскресить, смерть являлась сном. Не удивляйся тому, что над Ним смеялись, ибо этим они более всего свидетельствуют о чуде, именно, что Он воскресил ту, которая действительно умерла. Чтобы никто не мог сказать, что с больной был припадок, для этого всеми была признана ее смерть.
Мф.9:25. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
Мф.9:26. И разнесся слух о сем по всей земле той.
Где толпа и суета, там Иисус не творит чудес. Он берет девицу за руку, сообщая ей силу. И ты, если будешь умерщвлен грехами, воскреснешь, как только Он возьмет тебя за руку деятельности, изгнав толпу и суету.
Говорила кровоточивая: «если только прикоснусь к одежде Его (Господа), выздоровею» (Мф.9:21), – и получила по вере своей. Для нас, чувственных, необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную силу. Господь так и устроил. Церковь Его святая имеет видимое устроение. Разнообразные части ее обнимают нас, и мы соприкасаемся им. Сила Божия, находящаяся внутри Церкви, приемлется чрез такое прикосновение, у кого есть приемник – вера, говорящая: «если только прикоснусь... выздоровею». Церковь – тело и риза Господня. Виднейшие части, к которым прикасаемся мы, божественные таинства, и особенно, по крещении и миропомазании, таинство Тела и Крови Господней, в союзе с таинством покаяния. Но и во всех других частях соприкосновение с верою может привлекать необходимую силу от Господа, Который везде есть и всякого так действующего видит, и в сердце его говорит ему: дерзай, чадо! Вольнодумцы, неблаговолители к внешнему чину Церкви, сами себя лишают, таким образом, возможности войти в соприкосновение и с внутреннею, божественною, всеоживляющею силою. Потому остаются больными и течением суетных мыслей и чувств истощаются, сохнут духовно и замирают.
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы слышим рассказ о двух переплетающихся событиях. Ко Христу подходит некоторый начальник (в Евангелии от Луки сказано, что это был начальник синагоги Иаир) и умоляет Его об исцелении своей умирающей дочери. Велико горе несчастного отца: единственная дочь умирает на заре жизни. И хотя Иаир был большой начальник, он принародно кланяется Христу. Большинство людей, когда открывается им смерть, смиряются. Потому Господь и посылает такие тяжкие скорби, самую смерть, чтобы смирить гордыню человека, чтобы человек узнал, что чудо благодати Божией подается только смиренным. «Просите, и дастся вам» – говорит Господь. И первый шаг к Богу – это сделаться способным просить Его, обратиться к Нему. «И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его». Хотя Иаир не имел веры сотника, который верил, что только одно слово Спасителя на расстоянии исцелит отрока его, Христос идет с ним. Сильная вера всегда заслуживает удивления и похвалы, но и слабая вера не отвергается Господом.
И вот тайное прикосновение кровоточивой женщины. Она стыдилась свою болезнь исповедать вслух перед всеми, потому что Христос был все время окружен народом. Это течение крови, согласно ветхозаветному закону, делало человека нечистым. И поэтому она таилась в толпе, не могла открыто подойти ко Господу. Однако вера ее была сильной. Она не сомневалась, что, прикоснувшись к краю одежды Спасителя, получит от Него целительную силу: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Все ее существо – как единый молчаливый вопль, как будто она уже превратилась в дух: «Господи, спаси меня, я погибаю». Никто не должен бы приходить ко Христу только в силу обстоятельств, но чаще всего, люди приходят к Нему именно так. И мы видим, что и тогда Господь не отвергает никого. Великий Врач душ и телес исцеляет эту женщину и отсылает в жизнь с утешением: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя».
Сегодня полезно задуматься нам и о том, что, быть может, эта кровоточивая женщина, как говорят святые отцы, была наказана такой страшной болезнью за свою нечистую жизнь. А может быть – за то, что совершила убийство своего младенца во чреве. Или за какой-то связанный с этими преступлениями особенный грех. Мы можем сказать, что кровоточивая в Евангелии – образ всего человечества. Как страдала эта женщина, так страдает все человечество. Человечество страдает от многих зол, которые съедают его изнутри, и оно буквально кровоточит. Оно страдает от настоящего кровотечения. Это кровотечение – войны и революции; мы не говорим уже об убиении человечеством в неслыханных масштабах собственных нерожденных детей. Как остановить это течение крови человечества? Разные пути предлагались и предлагаются мудрыми философами и могущественными политиками. Но кровотечение продолжается, пока человечество будет пытаться своими средствами исцелиться от этого кровотечения.
То, что происходит с кровоточивой женщиной, показывает нам, что на самом деле означает смирение. Мы ни о чем не слышим столько лживых слов сегодня, как о смирении. Это лжесмирение, которое паче гордыни сатанинской, учит не обличать ложь, не сопротивляться лжи и диаволу в душе человеческой и в истории. Под видом смирения, действует мертвость души, равнодушие к добру и злу. Господь говорит, что подлинное смирение – это печать правды Божией. И только тот достигает его, кто не смиряется с ложью, кто всей жизнью и смертью своей стремится достигнуть Христа. Потому что всякий грех, как Церковь нас учит, есть несмирение. И причиной всякого греха является гордость. Научиться смирению – значит прикоснуться ко всем заповедям Божиим, ко всей правде Его – так, как прикоснулась она к краю одежды Христовой.
И тогда «пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении». Оттого что Господь как будто бы замедлил в пути, теряется смысл Его прихода к начальнику синагоги – потому что, что может молитва за человека, когда он умер? Но Христос говорит всем людям, оплакивающим умершую: «Не умерла девица, но спит». Господь хочет сказать им, что она не умерла навеки. Эта смерть скоро покажется ее друзьям сном, как если бы она заснула на несколько часов. Эти слова относятся ко всем, кто умирает в Господе. Мы не должны скорбеть о них как не имеющие надежды, потому что смерть – только сон. И долгие годы разлуки с нашими дорогими близкими покажутся нам мгновением перед лицом благодатной вечности, когда откроется эта новая жизнь, эта совершенная радость, для которой создан человек.
В Евангелии сказано, что все смеялись над Христом, зная, что девочка умерла. Люди знают, что смерть слишком реальна, чтобы легко поверить даже Христовым словам. Только Божия сила могла вернуть эту девочку к жизни. И только любовь Христова может сделать и нас свидетелями чуда победы над смертью. Только наше прикосновение ко Христу, к Его истине и правде может дать нам уверенность, что это единственная правда, на которой зиждется всякая подлинная правда и сама жизнь.
И мы видим, как Спаситель берет девочку за руку, как это делаем мы, когда хотим кого-то разбудить. Придет час, когда Сам Христос возьмет за руку каждого из нас, чтобы ввести нас всех, как детей, в Свой Божественный сад – в ту жизнь, бесконечно более прекрасную, чем эта земная жизнь. Господь создал нас для жизни, а не для смерти. Оттого, что в мире существует смерть, Он приходит к нам, мертвым от отчаяния душой или мертвым телом, и возвращает нас к жизни. Потому, как бы ни было порою темно – никто не должен терять надежды на неисследимое богатство Его благодати, на всепобеждающую силу Его Креста и Воскресения.
О мудрости и «мудрости»
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня мы слышали такие удивительные слова Апостола Павла: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая моя печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян».
И сказал он это сразу после других, тоже удивительных слов: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим.8:38-39).
Никто и ничто не может отлучить, а он сам хочет быть отлученным. И от Кого? от Того, к Кому прикоснулась больная и тут же получила исцеление; от Того, Кто подошел к умершей, «взял ее за руку, и девица встала». И кто хочет быть отлученным? – Тот, кому Сам Христос явился и вырвал со дна погибели. Тот, кто еще при жизни «был восхищен в рай», «слышал неизреченные слова», и потом свидетельствовал, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9)! Разве мало быть для всех всем (1 Кор.9:22)? Не учит ли нас Господь любить ближнего как самого себя, а не более, чем себя?..
Но дело даже не в ближнем. Обратим внимание, что все-таки не просто ради братьев по плоти хочет Апостол пойти на такой страшный крест. Ведь не кому-либо, а именно израильтянам «принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования». Израиль для Павла не просто «братья по плоти», но – сосуд, в который были излиты драгоценные Божьи дары, сосуд славы Божией, предназначенный в конечном итоге для всего человечества. И Павел хочет, чтобы ни капли не пропало из того, над чем так трудился Господь, к чему Он приложил столько особой любви и заботы. Ведь «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки». И поэтому когда речь идет о спасении людей, Апостол становится для всех всем. Когда же слово заходит о самом основании спасения, о «Христе по плоти», о Его крестном терпении и крестной жертве, то и любовь Павла теряет предел. Он готов пережить пережитое Самим Иисусом: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46).
Вот -любовь, до которой нам очень и очень далеко. Но не будем же, по крайней мере, говорить такие легкомысленные слова: «Пусть Бог меня накажет, только бы его не наказал»! «Пусть мне погибнуть, только бы ему хорошо было»! «Пусть твой грех будет на мне»!.. Ты еще не знаешь ни того, что значит быть со Христом, ни того, что значит быть отлученным от Него. Одни и те же слова в устах одного человека могут быть выражением высочайшей любви, а в устах другого – свидетельством крайнего невежества и безумия.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Лк. 6:17-23) Лк.6:17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
Лк.6:18. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» — это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» — это врачевание тел.
Лк.6:19. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.
Лк.6:20. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
Лк.6:21. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
Лк.6:22. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
Лк.6:23. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их
Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь — ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений.
(Лк.6:17–23) Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.
Протоиерей Павел Великанов
Этот отрывок из Нагорной проповеди Христа Спасителя читается в дни памяти преподобных – святых, потрудившихся в монашеском звании.
Если вдуматься в слова Христа, то при всей своей внешней благостности и красоте это – дерзновенное переворачивание базовых представлений людей о том, что такое счастье, и каким путём следует к нему двигаться. Каждое из блаженств – словно удар молнии, в прах разрушающий традиционные установки иудеев. Первый удар – по мифу о «знатности». Христос говорит: нет ничего хорошего в знатности и богатстве, сами по себе они не делают человека счастливым. Напротив: тот, кто не привязан к материальным благам и почестям, гораздо ближе к тому духу, которым и дышит Царство Небесное. Второй удар – по мифу о житейском благополучии. Желание видеть руку Божию и Его благословение на всех своих делах было не только свойственно иудеям – но и по сей день распространено среди верующих. Что-то не ладится – значит, Богу это не угодно. Кто-то процветает – значит, Его милость явным образом присутствует! Так вот с точки зрения Христа – это вовсе не очевидные показатели. Более того: в плаче, в скорби, в стеснённых обстоятельствах выковываются такие титаны духа, которые в комфорте и радости – просто бы не состоялись.
Третий хлёсткий удар – по значимости общественного мнения. Кому из нас приятно, когда окружающие тебя презирают, когда над тобой посмеиваются, смотрят как на дурака – или предателя – или просто человека несостоявшегося, неполноценного? Правильно, никому! Но если всё это происходит потому, что мы не пытаемся вписаться в навязываемый извне образ, если мы не хотим ломать самих себя ради чужой игры, если мы сохраняем чувство собственного достоинства – перед лицом Божиим – и не хотим переступать через собственные принципы – Христос нас поддерживает! Ему именно такие и нужны: не конформисты, не приспособленцы, не двоедушные и угодливые, а честные, решительные и главное – внутренне свободные.
Это и есть та самая благодатная почва, упав на которую слово Евангелия порой приносит невероятные плоды.
Святые христианской Церкви – это яркие подтверждения того, как на самом деле могут «работать» евангельские заповеди в жизни. У каждого из нас выбор: либо смотреть на эти призывы Христа как нечто в реальности недостижимое, и потому – бесполезное, либо – попробовать самим войти в эти воды новой жизни – откуда прежними мы уже точно никогда не вернёмся!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок евангельского чтения состоит из двух частей. В первой евангелист рассказывает нам о том, как Христос проповедует и исцеляет людей, которые ходили за ним толпами. Публика здесь была самой разношерстной. И жители Иудеи, то есть столичного региона, и те, кто пришел из провинциальных частей еврейского государства и даже из-за границы; здесь были и религиозные лидеры иудеев, и простые жители; и те, кого считали в народе маргиналами, грешниками, и строгие ревнители закона; и здоровые и больные; и те, кто всем сердцем принял Спасителя, и те, кто пришел из любопытства, а может и уже люто ненавидел Его. И тем не менее, проповедь Христа обращена ко всем. Никому Господь не отказывает в Своей помощи и каждого готов поддержать, утешить и, если необходимо, даровать исцеление. И ведь многим только это и нужно. Спаситель для них Тот, Кто может вернуть в их жизнь утерянное здоровье, стабильность, избавить их от страданий и тех стесненных обстоятельств, в которых они оказались. Именно так иудеи и представляли себе Царство Божие и пришествие Мессии. Это обретение такого желанного блаженства, то есть счастья, уже здесь и сейчас.
Вторая часть отрывка выступает резким контрастом первой. Здесь мы видим слово Господа, обращенные лишь узкому кругу учеников. Звучат они парадоксально. Оказывается, неизбежным атрибутом подлинного блаженства являются не здоровье, не благоденствие и стабильность в земных делах, не уважение окружающих. Напротив, верный путь к нему — это нищета, это голод и слезы, это ненависть и презрение и всяческие иные неустройства, которые человек может вынести ради Христа.
Итак, по сути, сегодняшнее Евангелие предлагает нам два пути. Можно приходить к Богу с просьбой избавить тебя от тех тяжких обстоятельств, в которых ты оказался. Ничего зазорного в этом нет. Ведь Христос и пришел ради этого в мир. Он исцелял, утешал, воскрешал, изгонял бесов, возвращал людям надежду. Есть правда здесь одна опасность. Можно слишком увлечься этими просьбами, превратив Бога в средство достижения счастья. Ведь так уже однажды случилось. Многие из тех, кто ходил за Спасителем со своими просьбами, отвернулся от Него, когда Он униженный стоял во дворе Пилата. Кто-то, возможно, даже кричал «Распни Его» и оказался в толпе зевак у креста на Голгофе.
Поэтому Господь и предлагает еще один путь, более совершенный, для тех, кто хочет стать Его ближайшим учеником. Можно научиться ради Христа с терпением и молитвой переносить те тяжкие обстоятельства, в которых ты оказался. В этом случае та разрушительная энергия, которую они привносят в нашу жизнь, немыслимым образом трансформируется в духовное богатство, в подлинное блаженство. Ведь в этом случае все мысли человека не о себе, но лишь о Боге. А где есть единство с Богом и желание потрудится ради Него, там и есть подлинное Царство Божие, подлинное счастье и блаженство.
***
Священник Стефан Домусчи
Есть тексты, которые буквально созданы для того, чтобы вызывать вопросы. Бывает так, что человек читает Евангелие и ему все понятно: понятны слова, понятен сюжет… Бывает иначе: по частям все понятно, но общий смысл ясен лишь в общих чертах. Отчасти, подобное можно сказать о сегодняшнем отрывке. И дело, конечно, не в том, что он запутанный или в нем употребляются сложные слова, просто он может быть правильно понят только при одном условии. И это условие – вера. Вера во Христа.
Уже первые стихи показывают нам Спасителя, окруженного множеством учеников. Почему же они пришли к нему? И почему люди вообще приходят к Богу? Почему Он оказывается им нужен? Они пришли отовсюду: из Иудеи, из Тира и Сидона. Пришли для того, чтобы послушать Его и исцелиться от болезни. И в этих словах Писания, конечно, сказана большая правда о религии и о том, как мы к ней относимся, о том, почему мы ее ценим, почему мы религиозны. Тысячи лет человеческой цивилизации люди приходят к Богу не ради Него самого, но по той же самой причине – послушать и исцелиться. Использовать Бога для себя, в таких понятных целях, которые от понятности перестают быть корыстными.
Посмотрев на человека не трудно увидеть, что он вообще существо все время нуждающееся. Кто-то от этого унывает, постоянный труд ради выживания или достатка, утомляет его. Кто-то, напротив, воспринимает потребление как веселую возможность, которая позволяет радоваться краскам этого мира и получать удовольствие… Но как бы кто не воспринимал потребление – без него человек не может. Не может без еды, без воды…. Они его надежда, его основа. Он даже не отдает себе отчет, но он надеется ни них больше чем на что бы то ни было. На эти самые простые вещи он надеется больше чем на Бога. Потому что он может отрицать бытие Бога, не искать Его, думать, что не нуждается в Нем. Но Он не может думать тоже самое про воду и еду.
И вот этих людей, пришедших из интереса и по необходимости – Он исцеляет. И если цели этих пришедших к нему людей, говорят нечто важное о них, то само это исцеление от болезней, освобождение от нечистых духов – говорит нечто очень важное о Нем. О Христе, который не обличает пришедших, не говорит о потребительском отношении, но ответив на просьбы учит их вере. Он знает человеческую природу, знает ее немощи, но знает так же и ее возможности, знает ее предназначение. И поэму ответив на их просьбы, Он возвещает нищим – блаженство Царства, обещает алчущим насыщение, плачущим смех и говорит о радости – гонимым… Все это можно было бы понять вполне приземленно, если бы не первые слова, которые задают тон всей остальной речи.
Говоря о нищих, Он не говорит, что они будут блаженными, когда станут богатыми, что их нищета прекратится, но называет блаженными их самих.
В чем же блаженство этих странных нищих? И кто это вообще – нищие духом? Неужели это просто нерешительные, робкие, неуверенные в себе люди?
На самом деле в последнем сравнении есть кое-что верное. Действительно, они неуверенные в себе люди, как в прочем, они не уверены вообще ни в чем и ни в ком… кроме Бога. Вот в Боге – они уверены, Он их единственная надежда, Он их основа в жизни, в смерти, во всем.
Пока мы верим в вещи и в людей больше чем в Бога, мы будем приходить к Нему лишь за тем, чтобы Он дал нам нечто или решил наши проблемы… Но если мы поймем, что вода и еда, вещи и здоровье, знакомые и незнакомы и весь мир есть только потому что есть Бог, который все это сотворил, и все это, вышеперечисленное зависит только от него и существует Его волей. Если Он станет важнее и глубже, чем все это – мы станем нищими духом, освободим свою жизнь от ложной надежды, чтобы в нее смогло войти Царство Небесное, дарованное нам Христом.
Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского
Протоиерей Александр Глебов
Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского. И день этот очень значительный для нашей церкви, для нашей страны и для нашей истории. В сонме святых преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.
Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особое трудное время. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может.
Представьте себе, огромная страна разделена, разделена на междоусобные княжества, родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скована возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скована, скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло. И оно пришло от Бога.
Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте.
Но вы знаете, добрая молва тоже распространяется, к счастью, по земле. Хотя мы знаем, что злая молва распространяется быстрее, и стоит нам сделать что-то некрасивое или злое, как люди знающие или даже мало знающие нас, сразу же оказываются в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвать от сердца своего или поступиться своими удобствами, то такая добрая молва пойдет медленнее. Поскольку нам, к великому сожалению, куда приятнее распространяться о недостатках других людей, чем о их добродетелях. Ведь когда говоришь о грехах другого, то сам на его фоне возвышаешься.
Но, тем не менее, добрая молва о преподобном Сергии стала постепенно распространяться. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы.
Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.
Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.
Все у него было соразмерно. Людей церкви всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на небо, с другой, взор на землю.
Некоторые говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, расшибетесь или машина собьет.
Другие наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются, и не придется им никогда.
И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.
Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ разъединился, князья, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного.
И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию.
Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.
И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.
Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России.
Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.
Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей. Аминь.
|