1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
(Мф. 12:1-8) Мф.12:1. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.
Желая пояснить постановления закона, Господь ведет учеников засеянным полем, чтобы они ядением нарушили закон о субботе.
Мф.12:2. Фарисеи, увидевши это, сказали ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
Мф.12:3. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
Мф.12:4. как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
Фарисеи снова ставят в вину естественное чувство голода, сами в худшем греша, Господь же стыдит их историей о Давиде. Ибо он, – говорит Господь, – по причине голода пошел на нечто большее. Под хлебами предложения разумеются те хлебы, которые полагались каждый день, ибо на трапезе полагалось двенадцать хлебов: шесть на правой стороне и шесть на левой. Хотя Давид был и пророк, однако он не должен был есть их (это могли сделать только священники), а тем более находящиеся с ними. Однако по причине голода он достоин прощения. Таким же образом и ученики.
Мф.12:5. Или не читали вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?
Мф.12:6. Но говорю вам, что здесь Тот, кто больше храма;
Закон возбранял работать в субботу, а священники в субботу и дрова кололи, и огонь разжигали, так что оскверняли субботу, то есть безумствовали, как вы думаете. Но вы говорите Мне, что то были священники, а ученики нет. На это отвечу вам, что здесь Тот, Кто больше храма, то есть, так как Я, Владыка, больше храма и нахожусь с учениками Своими, то они имеют большую власть нарушать субботу, чем священники.
Мф.12:7. если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6), то не осудили бы невиновных,
Мф.12:8. ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
Показывает их и невеждами, так как они не знают писаний пророческих. Не должно ли, говорит, быть милостивым к людям голодающим. Кроме того, Я, Сын Человеческий, господин субботы, как и всего, и творец этих дней; поэтому, как Владыка, Я нарушаю субботу. Понимай это и в переносном смысле: апостолы были делатели; жатва же и колосья – верующие; апостолы срывали их и ели, то есть своей пищей они имели спасение людей. Это они делали в субботу, в тот день, когда должно было уклоняться от злых дел. Фарисеи же негодовали. Так бывает и в церкви. В то время как учители часто поучают и приносят пользу, фарисействующие и завистливые досадуют.
"Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных". Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Действительно, грех осуждения - плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это - дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клеветливость. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, - и замрет злой позыв.
Протоиерей Александр Шаргунов
Иудейские учители искажали многие заповеди, толкуя их свободно, по своему усмотрению. Но в том, что касается четвертой заповеди: «помни день субботний», они впадали в другую крайность и применяли ее с чрезвычайной строгостью. Их мелочность в толковании Закона была всем известна. Строящие ограждения вокруг Закона обыкновенно делают требования его еще строже, забывая нередко о принципах самого Закона. Самое печальное, что в сердцах их не был ясно написан Божий Закон. Ни в одной секте иудаизма никогда не было правила, чтобы человек мог быть осужден на смерть за нарушение субботы. Однако фарисеи исполнены такой ненависти ко Христу, что уже замышляют Его убийство.
Христос оправдывает Своих учеников, которые срывали колосья в субботу, и показывает, что законно в этот день делать то, что диктуется нуждою. Что же сделали Его ученики? Они шли со своим Господом засеянными полями, и взалкали. Они были голодны, и Промысел Божий устроил так, что их путь проходил через поле спелого хлеба. У Бога много способов снабдить пищей Своих людей, когда это необходимо. Для Христа и Его учеников была предложена очень скромная трапеза, но они были довольны ею.
И мы видим, как соблазнились этим фарисеи. Они ни за что не хотели позволить им спокойно съесть эту пищу. Как смели ученики Христовы срывать и растирать в ладонях колосья в субботний день! С точки зрения законоучителей, это было делание – своего рода жатва. Ученики Христовы мало что могли сказать в свое оправдание. Но у Господа было что ответить фарисеям. Он оправдывает Своих учеников примерами из Священной истории, которые и для самих фарисеев не могли не быть святым образцом. «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» В том, что Давид ел хлебы предложения, проявилось не его достоинство, а обыкновенный голод. Самые великие не свободны от законов естества, и о нуждах самых малых печется Господь.
«Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» – говорит Христос тем, кто считает себя лучшими знатоками Писания. Священники в храме совершают множество дел в субботу, которые во всех других случаях считались бы осквернением субботы, но богослужение требует этих дел и оправдывает их. Значит, законны в субботу труды, которые совершаются не только для поддержания жизни человека, но и для богослужения дня. Субботний покой не должен препятствовать субботнему богослужению. Господь как бы приоткрывает тайну двуединой заповеди о любви к Богу и человеку.
«Но говорю вам, – обращается к учителям Израиля Христос, – что здесь Тот, Кто больше храма». Если храмовое богослужение оправдывало то, что делали священники во время его, служение Христово в несравненно большей степени должно было быть оправданием того, что они делали, служа Господу. Христос, стоящий среди засеянных полей был больше Храма. «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы». Субботний покой был установлен ради блага человека. Если бы вы знали, что эти слова означают, и как важно иметь милостивое сердце, то жалели бы тех, кто вынужден был таким образом утолить свой голод, и «не осудили бы невиновных». Недостаточно для нас знать Священное Писание, мы должны потрудиться постигнуть смысл его. Чтущий да разумеет. Непонимание смысла Писания особенно должно быть постыдно для тех, кто берет на себя учить других.
«Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы», – говорит Христос. Ветхозаветный Закон, как и все на свете, – в руке Господней. И Христос имеет власть так изменить день субботний, чтобы он стал днем Господним. «Сей день егоже сотвори Господь» – воспевает Церковь посреди Пасхи, совершая праздник победы Божией и нашей победы над смертью.
***
Священник Стефан Домусчи
Всякая религия представляется внешнему наблюдателю системой запретов и повелений, соблюдение которых должно привести человека к Богу, привести его в такое состояние, из которого богообщение оказывается возможным. В жизнь Адама, который совершил грех и отпал от Бога, вошла неумеренность желаний, неспособность контролировать свои мысли и чувства. От Адама она перешла ко всем его потомкам. Конечно, это бессилие неполное, иначе человек вообще не смог бы существовать, но по крайней мере оно очевидно для всех людей, начиная с тех, кто не может обуздать фантазии и заканчивая теми, кто не способен контролировать свой аппетит. Это рабство всегда расстраивало людей, которые стремились к самообладанию и целостности.
И вот Бог, в определенное время, дает человечеству закон, для того чтобы постепенно, через усердие в его исполнении, приучить человека к самостоятельной нравственной жизни. Как человек, с «расслабенный» болезнью не мог ходить и нуждался в поддержке, так и человек расслабленный духовно, нуждался в поддержке закона.
Однако было бы ошибкой думать, что духовная расслабленность подобна лени. Скорее ее можно определить как неспособность быть себе хозяином, а в чем это проявляется, в бессилии побороть лень или наоборот в трудоголизме, порожденном жаждой наживы, это уже не так важно.
Многие помнят, что одной из десяти заповедей Моисея была заповедь о субботе, т.е. о том, что человек должен работать шесть дней в неделю, а седьмой – посвящать Богу и отдыху от работы.
Но насколько этот закон был безусловным? Знал ли он исключения или был абсолютным? Из Евангельского текста мы знаем, что в случае болезни, необходимости заботы о животных и любой экстренной ситуации закон о субботе можно было нарушить. Но чем был сам ветхозаветный закон? Он был лишь костылями, для того, чтобы человек научился слышать Бога и быть хозяином самому себе. Он был лишь образом должного, он только приводил человека к той точке, из которой тот получал возможность идти на встречу с Богом к настоящему полному общению.
Чем же оказывается важен путь? Он важен тем, что позволяет воспитать себя, увидеть главное и второстепенное, разграничить форму и содержание.
Дело в том, что увидеть в Боге Того, Кто даёт тебе правила, значит увидеть в нём внешнего законодателя и контролера. Но в Новом Завете Бог проходит к человеку и живет с ним, показывая ему на собственном примере, как и для чего правило действует изнутри, показывает его внутренний смысл.
В сегодняшнем чтении мы видим, как Христос идет через засеянные поля. С Ним идут ученики и другие люди, которым Он интересен, как проповедник. И вот ученики берут колосья и растирая в ладонях, едят зерна. Формально это считалось нарушением субботы, т.к. было приготовлением пищи, что было запрещено. Но очевидно, что делали они это не от избытка, не от развязности, а от голода. В этом случае заповедь должна была потерять свою ограничивающую функцию. Но для того, чтобы понять это надо было быть настроенным на добро, быть готовым к прощению и извинению, надо было не искать в людях плохое, но надеяться на хорошее. Однако в том-то и была ошибка фарисеев, что они ценили формальный закон больше живого человека, и не были готовы поступиться нормой, ради снисхождения к ближнему, тем более, что в данном случае от этого нарушения никто не страдал. Они были очень образованы, были начитаны, но именно к ним обращены слова Христовы: О если бы вы знали, что значит «милости хочу, а не жертвы»! Формально они знали эти слова, но сердцем не чувствовали. Глядя на их пример, очень важно обратиться к своем сердцу и спросить его, способно ли оно чувствовать чужую нужду, помогать ближнему и искренне радоваться за того, кто с помощью Божьей ее преодолел.
О спасении всего Израиля
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол подводит итоги своих рассуждений о судьбах еврейского народа. Сначала он сказал коротко и загадочно, что «от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность» (Рим.11:11). Теперь он говорит более подробно и определенно: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников». «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы».
Евреи всегда жили обособленно. Закон Моисеев запрещал смешиваться с другими народами, чтобы не стали служить ложным богам. Но в конце-то концов, «неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» (Рим.3:29). Но как могли иудеи из своей крайней замкнутости вдруг выйти с открытой проповедью любви? Если бы все иудейские общины стали принимать христианство, то окружающим народам было бы очень трудно разглядеть истину из-за стены вековой вражды. И поэтому, желая спасти всех, Бог не препятствовал, чтобы на приходящих проповедников Христа обрушивалась почти единодушная ненависть иудейской общины. Тогда уже эти проповедники могли с чистой совестью сказать: «Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его, и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (Деян.13:46). Язычники при этих словах более располагались слушать, «радовались и прославляли слово Господне» (Деян.13:48).
Но Апостол пишет, что это будет «до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется». Но что значит «весь Израиль»? Невозможно допустить, что Апостол имеет в виду всех потомков Иакова-Израиля по плоти. Если так, то для чего веровать и креститься? Если весь Израиль по плоти, то, значит, и Иуда, и все гонители, так и умершие в ожесточении против Иисуса Христа? Нет сомнения, что для Апостола священное слово «Израиль» могло означать лишь тот «остаток», который сохранился «по избранию благодати» (Рим.11:5). Апостол имел в виду лишь тех иудеев, которые либо уже приняли Христа, либо примут, как только «войдет полное число язычников». Ведь и говоря бывшим язычникам: «Вы помилованы, по непослушанию их», – он тоже имеет в виду не всех римских язычников, а только обратившихся ко Христу.
Итак, весь истинный Израиль спасется.
А пока, по словам Апостола, «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Но разве может Бог сознательно вводить в грех непослушания? Разгадка здесь в словах: «чтобы всех помиловать». Апостол как никто испытал радость быть помилованным, и он понимал, сколь большее наслаждение – самому миловать. Он понимал, сколь естественно это Богу, Который есть Любовь. Апостол, очевидно, и хотел выразить это как бы бесконечное Божие искание повода – миловать. Человеческим языком трудно говорить о Божественных предметах.
Так, показывая Божий Промысел о спасении всех народов, Апостол всех зовет вместе с ним благоговейно воскликнуть: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему и слава во веки. Аминь».
|