9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
(Мф. 10:9-15) Мф.10:9. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
Мф.10:10. ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.
Приучает их ко всякой строгости. Поэтому, отвлекая их от всякого излишества и делая их совершенно беспечальными, не позволяет носить и жезлов. Ибо это подлинно нестяжательность, побуждающая верить Тому, кто учит о нестяжательности. Затем, чтобы не сказали: «откуда же будем добывать пропитание»? – говорит: «трудящийся достоин пропитания», то есть будете питаться от своих учеников, ибо они должны доставлять вам это, как делателям. Пропитания, сказал, а не роскоши, ибо учителям не должно жить в роскоши.
Мф.10:11. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
Не ко всем велит входить, чтобы, сообщаясь с недостойными, не сделались предметом клеветы, и если будут ходить к одним только достойным, то, конечно, найдут пропитание. Повелевает оставаться, а не переходить из дома в дом, чтобы не порицали их, как чревоугодников, и чтобы те, которые примут их в первый раз, не сочли себя оскорбленными.
Мф.10:12. a, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
Мф.10:13. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
Под целованием и миром разумей благословение, которое пребывает только с достойными. Узнай же отсюда, что преимущественно наши дела благословляют нас.
Мф.10:14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дому или города, отрясите прах от ног ваших;
Мф.10:15. истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
Господь желает, чтобы они отрясли прах, показывая этим, что они ничего не взяли там по причине неверия их, или же свидетельствуя, что тот путь, который они прошли, был очень длинен, и они совершили его без пользы. Итак, содомлянам отраднее будет, чем этим неверующим, ибо содомляне, будучи наказаны здесь, гораздо легче будут наказаны там.
Говорил еще Господь апостолам, что если какой город не примет их, и слов их слушать не станет, то "отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому". А что будет нам за неслушание слов Божественного Откровения? Нашей безотрадности и меры не будет. После стольких осязательных доказательств не верить истине Божией есть то же, что впадать в хулу на Духа Святого, в богохульство. И однако же, мы не робеем. Одного спириты утешают: "Какой суд! Только родиться лишний раз придется". Другому книжники натолковывают: "Кого судить? Все атомы: разлетятся и всему конец". Но придет, други, час смерти; разлетятся мечты эти, как призраки, и существенность предстанет во всей своей неумолимости. Что тогда?. . . Бедное время наше! Ухитрился враг губить души наши. Знает, что страх смерти и суда самое сильное средство к отрезвлению души, - и заботится всячески разогнать его, и успевает. Но погасни этот страх, отойдет страх Божий; а без страха Божия совесть становится безгласною. И стала душа пуста, стала облаком безводным, носимым всяким ветром учений и всякими порывами страстей.
Протоиерей Александр Шаргунов
Посылая Своих учеников на проповедь, Христос дает им благословение и наставления. В том числе относительно их материального устроения. «Не берите с собою ни золота, ни серебра». Они не обретут имений своим проповедническим трудом, но не потребуется и никаких собственных их затрат на Христово служение. Никакой воин Христов не обязуется куплями житейскими. И нечего обременять себя ненужными попечениями. Все упование они должны возложить на Божественный Промысел. Господь хочет, чтобы они научились жить, не заботясь о том, что они будут есть и пить. Те, кто исполняет дело Божие, более чем кто-либо может надеяться, что не останется без пищи. В доме Отца Небесного служители Христовы избыточествуют хлебом. Святой праведный Иоанн Кронштадтский любил повторять: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба». Пока мы храним верность Богу в служении Ему и стараемся исполнять наш труд хорошо, все другие заботы мы можем возложить на Него. Ученики Христовы не должны ожидать, что Бог будет непременно питать их чудесно как Илию, но они не должны сомневаться, что Бог расположит сердца людей, которым они будут проповедовать, обеспечить их всем необходимым. Ибо трудящийся достоин пропитания. Христос хочет, чтобы у учеников Его не было недоверия к Богу и к людям, которых Бог послал их спасать. Как Сам Господь, они не должны никогда искать изысканной пищи. Бог воздаст им в свое время за их труды, и они не будут оставлены здесь.
«В какой бы город или селение ни вошли вы, – говорит Христос, – наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете». Это значит, что в каждом месте есть люди, более чем другие расположенные к принятию Евангелия и его проповедников. В самые плохие времена и в самых плохих местах мы можем надеяться встретить тех, кто плывет против течения, и кто как пшеница среди плевелов. В доме жестокого гонителя Церкви Нерона были христиане. Узнавайте, кто достоин, кто имеет страх Божий пред очами своими. Не богатые дома, не лучшие гостиницы должны искать в незнакомых городах ученики Христовы, не имеющие денег и не стремящиеся их получить, – а людей Божиих. Потому что если Бог – Бог наш, то и люди Его – наши люди.
Если ученики Христовы будут останавливаться в домах с дурной репутацией, у безнравственных людей, это может серьезно повредить делу проповеди. Мы не должны никогда отождествляться с теми, кто может оказаться соблазном для приходящих к Церкви. Это не значит, что мы не должны стараться привести ко Христу даже самых закоренелых грешников, но служитель Христов должен быть разборчивым в том, кто его сокровенный друг.
«А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему». Рабу Божию должно быть приветливым со всеми. В основании всего, что мы делаем, должна быть любовь. Человеческие души влекутся ко Христу прежде всего любовью. «И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». «Мир всем», – возвещает устами священника Церковь. И Христос говорит: «Придите ко Мне все». Проповедь спасения обращена ко всем, но не все одинаково принимают ее. Если дом достоин, он примет Христово благословение. Если не достоин, да будет тебе живущий в нем как язычник и мытарь. Уходя, посланники Царя Небесного должны отрясти прах от ног своих, во свидетельство отвержения языческого нечестия. Ученики Христовы не должны иметь ничего общего с тем, что ненавистно Христу. И это будет предупреждением, что Бог отрясет как прах противляющихся Ему. Апостолы продолжат свой путь – с миром, который возвратится к ним. Этот мир они должны донести до всех, кто нуждается в нем.
Мы не должны удивляться, когда не принимают нас и не слушают наших слов. Самые великие проповедники истины встречались порой с нежеланием их слушать и отвержением. Но презрение к истине и презрение к служителям Божиим становится с неизбежностью презрением ко Христу.
«Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому». Отвергающие слово спасения услышат слово вечного осуждения в день тот. Но как различны будут награды любящим Господа, так различны будут и наказания ненавидящим Его. «Жители Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт. 13, 13), но мера их нечестия переполнилась, когда они не приняли посланных к ним ангелов, не пожелали слушать их, но поругались им. Но и для них будет меньшее наказание, чем для тех, кто не принимает Христовых служителей и не желает слушать их. Может ли быть большее безумие – в час, когда Господь предлагает вечную жизнь, предпочитать ей вечную смерть!
***
протоиерей Павел Великанов
Мы слышали наставления Христа апостолам перед отправлением их в разные концы Палестины с вестью о том, что приблизилась Мессианская Эра. Спаситель сразу существенно повышает риски недавно призванных учеников: Он решительно запрещает им пытаться найти какой-то компромисс между служением и удобством. Не брать с собой ни смены одежды, ни продуктов, ни денег, ни каких-то других «подстраховочных» средств – но целиком учиться полагаться на Бога и милость тех, кто готов им оказывать гостеприимство. Для древнего Средиземноморья оказать милость странствующему – одна из основных добродетелей. Если же это единоверец, да ещё к тому же странствующий проповедник или пророк – тогда в этом акте гостеприимства виделась возможность получить особое благословение Божие. Достаточно вспомнить историю Сарептской вдовы, которая в годы жестокого голода принимает к себе пророка Илию – с риском для жизни отдаёт ему последнюю еду – но с того момента еда в доме уже не переводится, а внезапно умерший сын воскресает по молитве пророка. Пожелание мира при входе в дом – это не просто формальность, но молитва, призывающая мир Божий на живущих в нём. Это в нашем современном языке, замусоренном донельзя, вес слов существенно уменьшился: наши слова, словно уличный мусор, поднимаются ветром и кружатся куда попало. Но для глубоко религиозного сознания человека древнего мира слово – это важнейший духовный инструмент: есть слова-проклятия, и есть слова-благословения. И люди воспринимали эти слова как вполне реальный «продукт» – не менее реальный, а то и более – чем обычные материальные блага. Поэтому ущемлять себя в плане пищи и комфорта ради благословения – совершенно нормальная, работающая модель поведения. Важность этого Спасителем подчёркивается еще и через наставление, как поступать, если кто-то решается нарушить закон гостеприимства и милости: к таковым надо отнестись как к иноверцам, чужакам – к которым у любого иудея отношение было вполне определённым. Нам может показаться слишком радикальным такой подход: если не принимают, то совершить ритуальное отрясение обуви при оставлении этого селения – чтобы даже пыль с собой не унести оттуда. Но надо помнить: во всём этом – мудрейшая Божественная педагогика, которая далеко не всегда – нежная терапия, но иногда становится и решительным хирургическим действием – опять-таки, для блага пациента. Сегодняшнее чтение учит нас внимательности к тем людям, которые ожидают от нас того или иного участия в их судьбе. Сегодня не так остро, как в древности, стоит вопрос, где приклонить голову во время путешествия. Но если внимательно посмотреть вокруг – нетрудно понять, где и в чем мы можем послужить нашим ближним. И если эта потребность очевидна, а мы – высокомерно игнорируем, кто знает: не отрясёт ли этот незнакомец прах с обуви своей – и благословение Божие так и не заглянет в наш дом, а пройдет мимо?
***
священник Дмитрий Барицкий
В сегодняшнем отрывке Господь отправляет Своих учеников на проповедь, снабжая их при этом подробными инструкциями. Первое, что Он им заповедует – не делать из своей миссии доходное предприятие. Ведь благодать Божию невозможно купить за деньги. Они получили ее даром, а потому даром должны передать другим.
Однако не только об этом говорит им Спаситель. Он прямо указывает на то, что дело служения Богу – такой же труд, как и все остальные. А потому проповедника должны материально поддерживать сами люди. Они должны обеспечить его и кровом, и пропитанием, и одеждой, и, если потребуется, средствами.
Поэтому эти слова Христа, обращены не только к Его служителям, но и ко всему церковному народу. Первые должны бескорыстно нести свое служение, полностью посвящая себя делу миссии, вторые, те, кто в этом служении нуждается, должны поддерживать своих пастырей.
В древние времена эта поддержка осуществлялась в виде т.н. десятины. В Ветхом Завете мы читаем, как праотец Авраам, одержав победу над неприятелем, отдал десятую часть добычи таинственному священнику Мелхиседеку. Позже этот обычай был узаконен Моисеем. Согласно ветхозаветному закону, все свои силы священники должны были отдавать на служение в Иерусалимском храме. Они не имели своей земли и питались, что называлось от жертвенника: Израильский народ поддерживал свое священство материально. Отдавал десятую часть урожая, а порой и материальных средств.
Подобная практика, существует и в христианской Церкви. Однако здесь она претерпела существенное изменение. Речь уже не идет об обязательном денежном или же натуральном налоге. Христианская десятина – это прямое следствие того духовного принципа, который организует жизнь любой здоровой церковной общины. Это принцип семейности. Ведь во все времена Церковь мыслила себя как семья. Как в семье здесь есть отец – предстоятель, священник, а есть дети – прихожане. Отец заботится о детях, а дети заботятся об отце. Не только прихожанин должен чувствовать поддержку в лице священника, который всегда способен его выслушать, утешить, поддержать в тяжелой ситуации, разделить с ним радость. Но и священнику необходимо чувствовать надежный тыл в лице своих прихожан. Это устанавливает определенные отношения и между самими людьми. Теперь они не просто чужие, они братья и сестры, участники семьи-братства.
Вот эта забота о ближнем, бережное и внимательное отношение к нему, по возможности поддержка и участие в его жизни, и есть та десятина, платить которую строгая и прямая обязанность каждого христианина. Если этого нет, то Церковь превращается или в бюро по оказанию ритуальных услуг, или в место, куда я прихожу только для себя одного, чтобы удовлетворить свои личные духовные потребности. Подобная безликая, потребительская модель ничего общего с христианством не имеет. Ведь в основе подлинной церковной жизни лежит домашняя и очень личная атмосфера сионской горницы. Здесь за одним столом собираются разные люди, чтобы в итоге стать одной семьей, единым Телом, Глава и Отец которому Спаситель Христос.
***
священник Стефан Домусчи
Можно подумать, что сегодняшнее чтение посвящено апостолам, т.к. содержит в себе прямые инструкции того, как именно они должны вести себя на проповеди, что делать и что говорить. Однако на самом деле очевидно, что их поведение в большой мере определяется поведением тех, кто будет вокруг.
И хотя слова Христовы сказаны две тысячи лет назад, их актуальность не изменилась. Как тогда апостолы, так сейчас Церковь посылается на проповедь в мир. Как тогда, так и сейчас ученики Христовы, их поведение и возможности во-многом зависят от того, кто их окружает. Дело, естественно, не в том, чтобы в разных обстоятельствах говорить разное, но в том, что условия проповеди могут быть более или менее плодотворными.
Итак, о чем же просит Христос апостолов?
Во-первых, Он призывает не брать с собой ни денег, ни сумы, ни одежды и обуви… Все потому, что трудящийся достоин своего пропитания. Естественно, что в наше время, миссионеру совершенно не брать ничего, сложно и часто невозможно. Однако дело не столько в актуальном состоянии, сколько в том духе нестяжательности, который должен быть очевиден в их проповеди. Они благовествуют, в то время как люди, поддерживают их всем необходимым. При этом очень важно помнить, что это не заработок, и не плата за проповедь, что было совершенно запрещено в иудейском обществе. Нет, речь совсем о другом. Это взаимная ответственность, взаимная поддержка. Проповедник в те времена, как и священник сегодня не должен думать, что он зарабатывает проповедью и служением. Он делает дело Божье, проповедует и заботится о церкви как пастырь. В то же время, люди, те, кого сегодня принято называть мирянами, имеют свою часть ответственности за жизнь Церкви в мире.
Во-вторых, придя в селение, ученики должны найти достойный дом и оставаться в нем, пока не окончат своей проповеди. Это поручение, как и первое – двойственно. Ученики должны следить за тем, чтобы слово Божье было обращено к достойным. Однако достоинство здесь – это не какой-то статус, оно не разделяет людей на плохих и хороших, но лишь на тех, кто хочет или не хочет не только слушать, но и слышать. Достойным в первую очередь оказывается тот, кто готов ответить на призыв Божий.
В-третьих, оказывается очень важным то, с чего ученики должны начать свою проповедь. Христос говорит, что это должны быть слова «Мир дому сему». Не забудем, что говоря о мире, Христос имеет ввиду не только бытовой смысл этого слова, не только и не столько пожелание примиренности и успокоенности, но в первую очередь принесение вести о примирении между небом и землей, которое произошло во Христе. Весть эта означает, что все наши временные земные усилия, все примирения, которые от нас зависят, оказываются вкладом в тот Мир с большой буквы. Мир, который принес нам Спаситель, и к которому он нас призвал. Приветствие мира, наполняет нашу жизнь радостью, потому что сказанное Христом, оно говорит о победе мира Божьего над миром греха и зла. Однако, кроме этого, оно должно говорить нам об ответственности, которая возлагается на нас.
Мир преподанный учениками может быть воспринят и тогда он наполнит дом и жизнь каждого, кто их встречает. Но от этого мира можно отказаться, и тогда он останется лишь в том, кто его благовествует. Эта, последняя идея, непосредственно связана с пророчеством о том, Содому и Гоморре в день суда будет отраднее, чем тем, кто отказался от благой вести. Это может показаться жестоким, но это следствие их свободы, без которой невозможна настоящая любовь и общение. В отличие от галилейских городов, перед Содомом и Гоморрой не стояло выбора принять или не принимать Христа. Это была величайшая возможность для Капернаума и Назарета, как и для других. Возможность которая могла бы наполнить всю их жизнь новым смыслом, а могла привести к отказу от него. Это большая честь, но и большая ответственность. Думая об этом, будем помнить, что этот выбор стоял не только перед ними, он стоит перед каждым из нас.
О Ждущей Душе
Протоиерей Вячеслав Резников
Посылая Апостолов, Господь сказал: «входя в дом, приветствуйте его, говоря: «мир дому сему». И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него». И сегодня Апостол показывает, что происходит в душе, ждущей Бога, на которую приходит Его мир.
«Когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер» (Рим.7:9-10). На какое-то время жить становится труднее. Но живая душа, во-первых, не будет обвинять в этом Божий закон. Она «знает, что закон духовен, а я плотян, продан греху». Живая душа видит, где добро, а где зло; она признает закон, и хочет следовать ему, «ибо желание добра есть во мне». «Хочу делать доброе», и даже «нахожу удовольствие в законе Божием». И ум, и воля, и чувства стремятся к свету. Но происходит что-то непостижимое: «не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». «Желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю».
И душа убеждается, что это поистине «закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Душа осознает свою греховную раздвоенность: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Ужас и состоит в том, что я прекрасно понимаю, чего я хочу; но я же хочу и противоположного! Хочу жить по духу, но хочу жить и по плоти.
Что же делать? – А только то, о чем пишет Апостол: увидеть это в себе, назвать все своими именами, и воскликнуть: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти»? Потому что только осознавший свою погибель примет слово о спасении, когда оно коснется его. А потом – от всего сердца воскликнет: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим»!
|