13 июня 2020 года



Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.1:7–12; Мф.5:42–48)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 5, стихи 42-48:

42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Послание к Римлянам, Глава 1, стихи 7 - 12:

7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф.5:42-48) Мф.5:42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Враг ли, друг ли или неверный просит у тебя денег или другой помощи. В займы же, говорит, не с ростом, но просто для пользы ближнего, ибо и во время закона давать в займы без процентов.

Мф.5:43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Мф.5:44. А Я говорю вам: любите врагов ваших,

Достиг верха добродетелей, ибо что больше этого? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих.

благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:

Мф.5:45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты пожелаешь терпеть? Под дождем и солнцем разумеет как знание, так и учение, ибо Бог всех освящает и научает.

Мф.5:46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Будем трепетать, так как мы не походим и на мытарей, но ненавидим даже и тех, кто любит нас.

Мф.5:47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Мф.5:48. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Одних из людей, конечно, друзей, любить, а других ненавидеть есть несовершенство; совершенство же – любить всех.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Без любви никого нет на свете: любят родителей и родных, любят благодетелей и покровителей. Но чувство любви к родителям, родным, покровителям и благодетелям естественно, и строится само собой в сердце; оттого и цены ей не дает Господь. Настоящая же христианская любовь проверяется отношением к недругам. Не только какая-нибудь легкая и случайная неприятность не должна погашать нашей любви к другим, но даже напасть и гонение, бедствия и лишения, намеренно вражески причиняемые. Мы должны не только благословлять этих людей, но еще благотворить им м молиться за них. Присмотрись, есть ли в тебе такое расположение к недругам твоим, и по тому суди, есть ли в тебе христианская любовь, без которой нет спасения?

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.5:42–48)

Протоиерей Александр Шаргунов

Просящему у тебя дай, — говорит Господь, — и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем нежелающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина, главное отличие христианства от всех других религий — любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.

Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:7-8). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей — за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».

Чтобы стать христианином — Божиим человеком — надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство — это больше, чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, — уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, — Божественная черта.

Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы — чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род — злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.

***

Протоиерей Павел Великанов

Сегодня мы слышим продолжение Нагорной проповеди Христа Спасителя, и основная тема чтения – любовь к врагам. Отчасти этот вопрос уже был затронут, когда Иисус говорил о непротивлении злу – но теперь проблема раскрывается во всей полноте. Гиперболы, приведённые Христом – это своего рода «тактические» подходы, которые ведут слушателя к самому главному, к «стратегической» цели. Нет смысла в непротивлении злу, отказе увеличивать резонанс зла в мире или в любви к врагам – если за всем этим не видна главная цель – уподобление Самому Господу Богу. Да, не больше – и не меньше. Только человеку дана необычайная привилегия не только веровать в Бога, но и уподобляться Ему. Если вдумчиво к этому подойти – становится страшно. Не потому, что Бог – велик, грозен, премудр и недоступен. А потому, что в нашей обычной жизни мы поступаем, руководствуясь совершенно иными принципами. Не помню, кому принадлежат эти слова – но они хорошо комментируют сегодняшнее Евангелие: «Диавол ни о чём так сильно не заботится, как о том, чтобы человек забыл, что он – все ещё Царский Сын!» Мы послушно ведёмся на различных поводках временных удовольствий и развлечений, питаемся душевным фаст-фудом, заедаем и запиваем тоску души чем найдётся – а в глубине души так никуда и не исчезает память о том, что мы – не бомжи, а царские детки, и не какого-то мелкого африканского царька, а Самого Творца Неба и Земли! Почему только маленькие дети помнят о том, что все девочки – принцессы, а мальчики – прекрасные и мужественные принцы? Да потому что это – глубинная память о рае и о своём главном предназначении! Почему эта неуничтожимая память для нас – всего лишь детская наивность, а не обличение в некогда совершённом нами предательстве – предательстве самих себя, своей заветной мечты о возвращении в Дом Отца Небесного? Вот куда нас сегодня зовёт Христос Спаситель: домой, к Отцу, туда, где нас любят и ждут, где нас уже давно простили – и очень хотят, чтобы мы никогда, ни при каких обстоятельствах не забывали, что мы – любимые детки Царя Небесного!

***

Священник Стефан Домусчи

Современные люди очень не любят нравоучений. Им кажется, что человек слаб и требования к нему надо предъявлять самые щадящие. И уж ни в коем случае нельзя заговаривать о чем-то совершенно правильном, о том, как должно быть в идеале. Лучше говорить о чем-то реальном, а не эфемерном, о том, что исполнимо.

Даже люди вполне благочестивые могут сказать: «Зачем об этом говорить, ведь этого никогда не бывает? Ты же знаешь что так никогда не будет в жизни, нельзя требовать от людей идеала, ведь человек грешен и слаб и это надо учитывать».

Но вот вопрос: Если человек грешен и слаб, мы должны учитывать этот факт в начале, когда задаем цель, или в конце, когда судим о результатах?

Сегодня Христос как проповедник явил для нас важный пример. Своим слушателей Он призывал к вещам, которые совершенно невозможно реализовать в жизни. Напротив с примерами вполне реальными, с теми нормами, по которым жили люди всегда и везде – Христос спорит и показывает их своим ученикам как нечто недолжное.

Он говорит «Вы слышали что сказано древними: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» То, что мы слышим – абсолютная норма для всех человеческих обществ, все люди так жили и живут, все любили и любят своих и ненавидят чужих. Это реалистично. Но он продолжает: «А я говорю вам любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Любому читающему очевидно, что эти нормы никогда не становились правдой в истории, никогда не возникало сообщества, члены которого все как один, любили бы врагов. Молиться за врагов и проклинающих – возможно, но любить врагов? Мы помним, что даже в апостольской общине были попытки отрезать ухо нападавшим.

Почему же мы должны так поступать? Потому что сам Отец Небесный является для нас высшим примером. Он повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Оказывается, что Христа совсем не устраивает естественная любовь. Его не устраивает та любовь которая возникает сама по себе, любовь родственная, любовь дружеская… Все это возможно и приветствуется, но во всем этот нет подвига, нет исполнения Божьего замысла. В том-то и дело, что если мы хотим реализовывать Божие дела в мире, хотим побеждать ненависть и разобщенность, которые возникли после грехопадения, мы не имеем права останавливаться на простой человеческой любви, для которой не надо совершать никаких усилий.

Завершает Свою проповедь Христос чрезвычайно максималистским призывом «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Этим словам есть прямая параллель в Ветхом Завете, Господь говорит израильтянам: «Будьте святы, ибо Я свят».

Когда говорят о том, что правила и призывы должны быть реалистичными, забывают одно: если задать низкую планку, человек снизит ее еще больше. Если же задать планку высокую, сказать о том, как должно быть – люди будут ориентироваться на эталон. Естественно, что они этого идеала не добьются, но свои ошибки будут воспринимать не как вариант нормы, не как то, что позволено слабому человеку, но как грехи и недоразумения, которые надо исправлять.

Итак, каждый из нас, должен понять, что норма на которую мы должны ориентироваться, задается нам не обществом, с его расслабленностью и нравственной усредненностью, но Богом, который призывает нас в Свой Свет, призывает нас к своей святости, поддерживает и благословляет нас на этом пути.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

в Субботу 1-й седмицы по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Глебов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Услышанный нами сегодня евангельский текст является частью Нагорной проповеди Христа Спасителя. Подробно проповедь содержится в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея, и в ней Христос изложил Свое нравственное учение.

Эти главы для нас с вами чрезвычайно важны. В Нагорной проповеди нет богословия, которое кто-то лучше знает, кто-то хуже, кто-то совсем не знает. В любом случае это знание или незнание не является чем-то определяющим в жизни человека, так как оно не является предметом суда Божия. Ведь мы знаем из Евангелия, что судить нас Господь будет не за то, что мы знаем, или не знаем, а за то, что мы либо делаем, либо не делаем.

И вот, что мы должны делать, как мы должны жить, как мы должны поступать с окружающими нас людьми, что должно являться для нас приоритетами в религиозной жизни, как надо молиться, поститься, творить милостыню, как надо выстраивать свои отношения с Богом. Вот обо всем этом и многом другом мы с вами узнаем из Нагорной проповеди Христа, которая, как я уже упоминал, изложена в 5, 6 и 7 главах Евангелия от Матфея.

Но есть в этой Нагорной проповеди такие призывы, откликнуться на которые на первый взгляд не представляется возможным. И об одном из таких призывов Христа, обращенном к нам, мы слышим в сегодняшнем Евангелии.

Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Вот реализовать в жизни этот призыв Христа о любви к врагам, наверное, практически невозможно. И хотя бы даже потому что любовь это такое чувство, которое человек не может искусственно вызвать к жизни. Нельзя заставить себя полюбить кого-то, как, кстати, заставить себя и разлюбить кого-то, если в сердце присутствует любовь. А ведь такие попытки не раз предпринимались в истории человеческих отношений. Например, так называемая безответная любовь, любовь без взаимности. Любящему человеку она приносит только страдания. Он и рад бы разлюбить, чтобы избавить себя от этих страданий, да не может. И не раз такая безответная любовь приводит к трагедии.

То же самое можно сказать и об обратной ситуации, когда по личным качествам, по крайне положительной и внешней и внутренней характеристике следовало бы любить и ответить на любовь человека взаимностью и может быть даже связать с ним свою жизнь, да ничего не получается – любви нет.

Чувство любви не подвластно нашей воле. Как же тогда можно понять и принять слова Христа о том, что врагов, – а враги это люди, которые не любят нас и не любим мы, – так вот этих очень часто ненавидящих нас людей надо заставить себя полюбить.

Возникает естественный вопрос: а как это можно осуществить? Какими силами можно заставить себя полюбить человека, к которому не просто равнодушен, а к которому испытываешь чувство неприязни?

Наверное, до конца ответить на этот вопрос невозможно. Единственное, чем можно объяснить эти слова Христа, это тем, что в них заложена максимальная цель развития человеческой личности. А цель развития человеческой жизни это Богоподобие. Ведь заканчивает сегодняшнее Евангелие Господь именно призывом к Богоподобию: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» – говорит Господь.

Правда, перевод этого стиха на русский язык не совсем точен. В оригинале он звучит так: «будьте совершенны, потому что совершен Отец ваш небесный». Не «как» совершен, а «потому что» совершен. И это, конечно, более соответствует истине. Ведь если сказать, будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен, это все равно, что сказать, что будьте всемогущими как Бог. А этого не может быть.

Человек в результате своего духовного развития должен стать похожим на Бога, подобным Ему, или преподобным. Именно этим титулом величаем мы людей, достигших этого Богоподобия в большей степени, чем остальные. Но стать Богом человеку не дано.

Вот через этот евангельский призыв быть совершенными, быть похожими на Бога, то есть иметь чувства и схожий внутренний мир с Богом, вот через это мы можем приблизиться к правильному восприятию слов Христа любить своих врагов.

Ведь во время земной жизни Спасителя у Него были не только друзья, но много врагов и злопыхателей. Именно силой их ненависти Господь и был осужден на смерть крестную. И какое же было у Христа отношение к этим людям? За все то, что они совершили против Него?

Будучи пригвождаемым ко кресту, страдая, Он молится за них. А что означают слова этой молитвы: Отче, прости им, не ведают бо, что творят? Это есть свидетельство прощения Христом своих не то, что врагов, а своих убийц. Это есть свидетельство Его любви к ним.

Каждый из нас, совершая грех, враждует тем самым против Бога, как бы бунтует против Его закона, Им установленного порядка жизни. Но ведь Господь и прощает нас, и дарует нам и Свою милость, и Свою помощь, и Свою благодать. То есть за наш грех, за нашу вражду против Него отвечает любовью. Как говорит Христос в сегодняшнем Евангелии: «ибо Он, то есть Бог, повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Да, молиться за своих врагов очень тяжело. Для большинства из нас, наверное, невозможно. Вот в связи с этой сложной темой я бы хотел процитировать отрывок из стихотворения. Стихотворение это называется «Молитва», и как всякая молитва, обращена она к Богу. Написала его дочь последнего Императора Николая II во время их заточения в Екатеринбурге. Заканчивается эта молитва следующими словами:

И у придверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться за своих врагов.

Да, для этого действительно нужны силы нечеловеческие. Для того, чтобы молиться за своих врагов, а значит любить их, нужна сила Божия. И для обретения этой Божией силы нужно совершенство. А ведь многие люди в жизни своей откликнулись на призыв Христа о любви к врагам, достигли совершенства, становясь преподобными. То есть подобно Богу они обретали эту нечеловеческую силу молиться за своих врагов, любить их и помогать им.

А это значит, что путь для достижения этой добродетели ни для кого не закрыт. Надо попытаться пойти по этому пути, пути, ведущему к совершенству, ведущему к Богу. И тогда многие евангельские призывы станут не только понятными для нашего ума, но станут радостной реальностью нашей жизни. Аминь.

Церковный календарь. 13 июня

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 13 июня

Читаем Апостол. 13 июня

Мульткалендарь. 13 июня. Мученик Е́рмий Команский

Мульткалендарь. 13 июня. Священномученик Филосо́ф Орнатский, пресвитер

Этот день в истории. 13 июня