35 На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
40 Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр.
43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
(Ин. 1:35-51) Ин.1:35. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
По причине легкомыслия слушателей Иоанн принужден повторять одно и то же, чтобы, по крайней мере, непрерывным свидетельством произвести что-нибудь. И не обманулся; но привел двух учеников ко Христу.
Будучи истинным невестоводителем, он делал все для того, чтобы природу человеческую привесть к ее жениху. Посему и Христос, как жених, молчит, а все возглашает посредник. И Господь, как жених, приходит к народу. На браках обыкновенно не невеста приходит к жениху, но жених к невесте, хотя бы он был и царский сын. Так и Господь, желая уневестить Себе природу нашу, Сам сошел к ней на землю и, когда брак совершился, взял ее с Собою, когда вознесся в дом Отца Своего.
Ин.1:36. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
«Увидев, – сказано, – Иисуса», то есть, имея пред глазами радость свою об Иисусе и чудо, Иоанн сказал: «вот Тот Агнец».
Ин.1:37. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Ученики, подготовленные постоянным свидетельством, пошли вслед за Иисусом не из презрения к Иоанну, а наиболее из послушания ему, свидетельствующему о Христе с лучшей стороны.
Ин.1:38. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь?
Евангелист Матфей, рассказав о крещении Господа, тотчас возводит Его на гору для искушения, а настоящий евангелист, опустив сказанное Матфеем, повествует о случившемся по сошествии Господа с горы. Итак, ученики Иоанновы следуют за Христом и идут к Нему после того, как Он сошел с горы и вынес искушение. По моему мнению, такое сочетание событий показывает, что никому не нужно вступать в звание учителя прежде, чем он взойдет на высоту добродетели (ибо сие означается горою), победит всякое искушение и будет иметь знак торжества над искусителем.
Ученики сии прежде следуют за Иисусом, а потом уже спрашивают Его, где Он живет. Ибо им нужно было беседовать с Ним не открыто, в присутствии многих, но наедине, как о предмете необходимом. Даже и не они первые спрашивают, но Христос Сам наводит их на вопрос. «Что вам надобно?» – говорит Он им. Спрашивает не потому, чтоб не знал Он (Он, который знает сердца человеческие), но чтоб вопросом вызвать их высказаться в своем желании. Вероятно, они стыдились и боялись Иисуса после свидетельства Иоаннова, что Он выше человека. А ты, прошу тебя, подивись их благоразумию. Они не только пошли вслед за Иисусом, но и называют его «Равви», что значит «Учитель», и притом тогда, как еще ничего не слышали от Него. Впрочем, желая чему-нибудь научиться от Него наедине, они спрашивают Его: где живешь? Ибо в тишине удобнее и говорить, и слышать.
Ин.1:39. Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
Господь не сказывает им признаков дома, но говорит: «Пойдите и увидите». Поступает так для того, чтоб еще более привлечь их к последованию, а вместе и обнаружить силу их желания в том случае, если они не затруднятся дорогою. Ибо если б они пошли за Иисусом с чувством холодным, то не решились бы идти до дому.
Каким образом согласить то, что Христос здесь представляется имеющим дом, а в другом месте говорится, что Сын Человеческий не имеет, где голову приклонить (Лк.9:58)? Одно другому не противоречит. Ибо когда говорит, что не имеет, где главу приклонить, говорит не то, чтобы не имел решительно никакого пристанища, но что не имел собственного. Итак, если Он жил и в доме, то жил не в Своем доме, но в чужом.
Евангелист замечает о времени, что «было около десятого часа», не без цели, но для того, чтобы и учителей, и учеников научить не откладывать своего дела до другого времени; учитель не должен откладывать и говорить: сегодня поздно, научишься завтра; а ученик должен всякое время признавать годным для учения, а не откладывать слушания до завтра. И то узнаем, что ученики так были умеренны и трезвы, что употребляли на слушание такое время, которое другие проводят в успокоении тела, будучи обременены яствами и став неспособны к занятию важным делом. Истые ученики Иоанна постника!
Приметь, пожалуй, и то, что Иисус обращается к идущим за Ним и показывает им Свое лицо. Ибо если не пойдешь вслед за Иисусом своею доброю деятельностью, то не достигнешь созерцания лица Господня, то есть не достигнешь просвещения божественным знанием. Ибо свет есть дом Христов, как сказано: «обитает в неприступном свете» (1Тим.6:16). И как просветится знанием тот, кто не очистил себя и не идет путем очищения?
Ин.1:40. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Евангелист сообщает нам об имени Андрея, а об имени другого умалчивает. Некоторые говорят, что другой был сам Иоанн, пишущий сие, а иные говорят, что он был из незнатных. Притом от знания имени не прибыло бы пользы. Об Андрее упомянуто так потому, что он был из знатных, так и потому, что он привел своего брата.
Ин.1:41. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
Посмотри, пожалуй, на любовь его к брату, как он не скрыл от брата оное благо, но сообщает ему о сокровище и с большою радостью говорит: мы нашли (вероятно, они сильно желали и много занимались исканием Мессии), и не просто говорит «Мессию», но с членом «онаго» Мессию, того самого, который есть поистине Христос. Ибо хотя многие назывались помазанниками и сынами Божиими, но ожидаемый ими был один.
Ин.1:42. И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
Андрей привел Симона к Иисусу не потому, будто Симон был легкомыслен и увлекался всякою речью, но потому, что он был очень быстр и горяч, и удобно принял речи, которые брат передал ему о Христе. Ибо, вероятно, Андрей очень многое высказал Симону и возвестил о Христе основательно, так как он довольно пробыл у Христа и узнал нечто таинственнейшее. Если же кто продолжает осуждать Петра в легкомыслии, то пусть знает таковой и то, что не написано, что он тотчас поверил Андрею, но что Андрей привел его к Иисусу; а это дело разума более твердого, чем увлекающегося. Ибо Симон не просто принял слова Андрея, но пожелал увидеть и Христа, чтобы, если найдет в Нем нечто стоящее речей, последовать за Ним, а если не найдет, отступить назад, так что приведение Симона к Иисусу есть признак не легкомыслия его, но основательности.
Что же Господь? Начинает Себя открывать ему пророчеством об нем. Так как пророчества убеждают людей не менее чем и чудеса, если еще не более, то Господь пророчествует о Петре. «Ты, – говорит, – Симон, Сын Ионин». Потом открывает и будущее: «Ты назовешься Кифа». Высказав настоящее, чрез то удостоверяет и в будущем. Впрочем, не сказал «Я тебя переименую Петром», но – «ты назовешься»; ибо сначала Он не хотел обнаруживать всю Свою власть, так как еще не имели твердой веры в Него.
Для чего же Господь прозывает Симона Петром, а сынов Зеведеевых – громовыми? Для того чтоб показать, что Ветхий Завет дал Тот же, Кто и ныне переменяет имена, как тогда назвал Аврама – Авраамом и Сару – Саррою (Быт.17:5, 15).
Знай и то, что «Симон» – значит послушание, а «Иона» – голубь. Итак, послушание рождается от кротости, которая обозначается голубем. А кто имеет послушание, тот становится и Петром, чрез послушание достигая твердости в добре.
Ин.1:43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: «иди за Мною». Чем же Филипп так скоро убедился? Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви. Ибо речь Господа не просто говорилась, а сердца достойных тотчас воспламеняла любовью к Нему, как и Клеопа со спутником говорят: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк.24:32). Во-вторых, так как Филипп имел озабоченное сердце, постоянно занимался писаниями Моисеевыми и всегда ожидал Христа, то как увидел Его, тотчас убедился и говорит: «мы «нашли» Иисуса», а это показывает, что он искал Его.
Ин.1:44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Потом, Филипп не узнал ли чего-нибудь о Христе от Андрея и Петра? Вероятно, беседуя с ним, как соотчичем, они рассказывали ему и о Господе. Кажется, на это намекает евангелист, когда говорит, что Филипп был из города Андреева и Петрова. Сей город был небольшой и приличнее мог быть назван деревнею. Посему и нужно удивляться силе Христовой, что Он лучших учеников избирал из среды не приносящих никакого плода.
Ин.1:45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.
Филипп также не удерживает добра за самим собою, но передает Нафанаилу, и как Нафанаил был сведущ в законе, то Филипп отсылает его к закону и пророкам, потому что он прилежно упражнялся в законе. Называет Господа Сыном «Иосифовым», потому что в то время считали его еще Сыном Иосифа.
Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме, а воспитался в Назарете. Но как рождение Его было многим неизвестно, а воспитание известно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.
Ин.1:46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Филипп сказал, что Христос из Назарета, а Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема, и потому говорит: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит: «Пойди и посмотри», – зная, что Нафанаил не отстанет от Христа, если послушает Его речей.
Ин.1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема.
Ин.1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Что же Нафанаил? Не увлекся ли похвалою? Нет, он желает узнать нечто яснее и точнее, и потому спрашивает: «Почему Ты меня знаешь?» Господь сказывает ему то, чего не знал никто, кроме его самого и Филиппа, то, что было говорено и делано наедине, и таким образом открывает Свое Божество. Филипп беседовал с Нафанаилом наедине, когда никого не было под смоковницею, однако же, Христос, и не быв там, знал все, почему и говорит: «Я видел тебя, как ты был под смоковницею».
Господь заговорил о Нафанаиле прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил с Нафанаилом.
Из сего Нафанаил узнал Господа и исповедовал Его Сыном Божиим. Ибо слушай, что он говорит далее.
Ин.1:49. Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Ин.1:50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более, чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим.
Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф.16:16–19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты – Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр.
Ин.1:51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих над Сына Человеческого. «Принимай, – говорит, – Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов». Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк.22:43; Лк.24:4, 23; Деян.1:10).
Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» – значит низверженная.
Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и – тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе.
Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого.
И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.
(Деян.2:22–36; Ин.1:35–51) Истину Воскресения разум может доказывать своими соображениями на основании Писания, и силу его доводов не может не признать неверующий, коль скоро не заглушено еще в нем чувство истины. Верующий же не требует доказательств, потому что Церковь Божия преисполнена светом Воскресения. Верны и убедительны оба эти указателя истины. Но против соображений разума могут рождаться и встречаться противосоображения, и вера может быть препираема и колеблема недоумениями и сомнениями, извне приходящими и внутри возникающими. Нет ли неприступной ограды для истины Воскресения? Есть. Это будет, когда сила Воскресения, воспринятая еще в крещении, начнет действенно обнаруживаться в истреблении растления души и тела, водворении в них начал новой жизни. Такой будет ходить во свете Воскресения, и ему безумным покажется всякий, говорящий против истины Воскресения, как тому, кто ходит днем, говорящий – будто теперь ночь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Вот Агнец Божий, — свидетельствует пред своими учениками Предтеча, увидев идущего Христа. Принесение в жертву Себя Христом за грехи мира — это то, что должно быть впереди всего в проповеди и служении Церкви. Христос и Крест Его. Этих слов было достаточно для учеников Иоанновых, чтобы они пошли за Христом. «Иисус же, обратившись, и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?»
Что нам надобно? Чего мы ищем? Благополучия, исцеления от болезней и бед, или истину, вечную жизнь?
«Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?» Они хотят не просто встречаться c Ним время от времени, а всегда пребывать вместе. «Пойдите и увидите», — говорит Господь. Господь зовет их к Себе. Чем ближе мы приближаемся ко Христу, тем больше видим Его красоту. Не так, как бывает с лжеучителями, которые поддерживают интерес к себе, держа своих учеников на расстоянии. Господь сразу же зовет их. Лучшее время — то, что сейчас. «Ныне — время благоприятное». «Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа». Хорошо быть там, где Христос, — где бы Он ни был. «Учитель, хорошо нам здесь быть!» Когда мы встречаемся с Богом, каждая подробность и даже час этого события запечатлеваются в наших сердцах навсегда.
После этого Андрей, весь переполненный Христом, «первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит Христос». Так естественно должно быть для нас искать духовного блага для наших близких! Кто истинно вкусил, как благ Господь, будет стремиться поделиться этим с другими. Господь, взглянув на Симона, сказал: «Ты — Симон, сын Ионин. Ты наречешься Кифа, что значит „камень“ (Петр)». Петр по природе своей отличался горячностью и твердостью. Господь видит это, но знает также, что он станет камнем веры благодаря не своим природным качествам, а дару благодати. Однако с самого начала всякий приходящий ко Христу должен быть исполнен решимости хранить Ему верность даже до смерти.
И мы видим призвание Филиппа и Нафанаила. Филипп был призван Самим Христом. У Бога различные пути приведения ко спасению избранных Своих. «Иисус находит Филиппа и говорит: следуй за Мной». Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы начали искать Его. Господь ищет спасения всех, и тот, кому открывается Его благодать, невольно уподобляется Господу. Филипп пошел к своему лучшему другу Нафанаилу, чтобы поделиться с ним своею радостью: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки, Иисуса, сына Иосифова из Назарета». Нафанаил ответил ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?»
Бывает, что когда в Церкви Христовой нам открывается вечная жизнь, мы приходим к кому-то и говорим об этом. И точно так же слышим в ответ: «Разве может быть что доброе в этой Церкви, которая не имеет ни вида, ни доброты, которая часто бывает отвержена, унижена и гонима?» И вместо того, чтобы доказывать этому человеку, что он ошибается, что на самом деле здесь есть высшая мудрость, которая не снилась никаким мудрецам, есть такая глубина, какой не достигает никто — даже лучшие из людей, мы отвечаем ему: «Иди и виждь» — «пойди и посмотри». Но надо вначале самому увидеть то, к чему ты хочешь пригласить другого. Не только увидеть, но и жизнью своей показать то, что невидимо. Жизнью своею мы должны показать это другому человеку, привести его ко Христу. И каждый человек, самый малый, оказывается для Господа драгоценнее всех, потому что ради этого человека Христос воплотился и принял страдания.
Когда Нафанаил приходит ко Христу, Господь говорит ему: «Вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». «Почему Ты знаешь меня?» — спрашивает Его Нафанаил. Господь отвечает ему: «Прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». И тогда Нафанаил, подобно апостолу Петру, произносит свое исповедание веры: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Почему же он так говорит? Стоя под смоковницей Нафанаил, очевидно, размышлял, о чем говорят все пророки, и молился, чтобы Господь сподобил его увидеть Мессию. Господь прочитал его самые сокровенные мысли, которые он не решался никому никогда высказывать.
Христос говорит Нафанаилу, что есть много людей, которые стоят где-то под другими деревьями, и не думают, может быть, столь возвышенно и столь глубоко, но они также дороги Господу, и их Он тоже хочет приобрести непостижимыми путями. Он говорит: «Ты удивляешься, что Я знаю, что происходит в каждой душе человеческой? Ты увидишь бесконечно большее, ибо Я — путь для всех людей, Я — лествица, которая ведет в небеса». Он как бы напоминает о том пророческом видении, которое было некогда Иакову о спасении всех через пришествие Бога на землю. Только через Господа Иисуса Христа человеческие души могут восходить по лествице, ведущей на небо. Эта лествица есть также Церковь Христова, где по милости Божией нам дано было однажды вступить на одну ступеньку и узнать, что мы находимся там, где истина. Кто следует слову Христову, будет все более убеждаться в истинности его. И какого бы откровения ни сподобился человек здесь, на земле, несравненно большее уготовано для него Христом в будущем веке. «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса». Отныне Христос начинает совершать чудеса. И скоро ученики Его станут свидетелями самого большого чуда — Крестной смерти Его и Воскресения.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок рассказывает о призвании Христом первых апостолов. Почему же именно их выбрал Спаситель и сделал Своими учениками?
Первые двое – апостол Андрей Первозванный и Иоанн Богослов услышали об Иисусе от своего учителя Иоанна Предтечи. Они пошли вслед за Спасителем, желая получить ответы на свои сокровенные вопросы. Христос Сам подзывает их и спрашивает, что они хотят от Него. Это не простой вопрос. Господь как бы предупреждает их: «Я могу дать вам ответ на то, что вас волнует, только если Вы действительно хотите служить Мне до конца; следовать за мной не из праздного любопытства, не из желания славы и почета, а из бескорыстного, искреннего стремления к Истине». В ответ ученики спрашивают Его: «где живешь», то есть: «пойдем к Тебе, там в более спокойной обстановке мы сможем подробно рассказать, что у нас на сердце, и Ты увидишь чистоту и глубину наших намерений». Ответ Христа, «пойдите и увидите» – не только приглашение к Себе в гости. Это еще и призвание пойти за Ним по этой жизни и на собственном опыте убедиться, что Он именно Тот, Кого они ожидали и Кого так жаждет их сердце. «Идите за Мной и вы увидите, кто Я есть на самом деле».
Нечто схожее мы видим и в случае с призванием Симона. Христос внимательно смотрит на него при первой встрече. Глагол, который используется в греческом оригинале буквально можно перевести, как всматривается, проникает в глубину. Господу открываются самые потаенные и сокровенные мысли и желания Симона. Он видит, что этот человек испытывает в Нем огромную нужду и благодаря своей ревности станет одной из ключевых фигур не только в Его жизни и судьбе, но и в жизни всей христианской Церкви. В знак этого, Христос даже переименовывает его. Дает новое имя, Петр, что с греческого переводится как скала, фундамент.
Наконец, последнее призвание. Нафанаил не хочет идти знакомиться с Иисусом. Он осторожничает, т.к. думает, что это еще один лжемессия. Таких в то время было довольно много. Нехотя он все же следует приглашению: пойди и посмотри. Однако все меняется, когда они встречаются и Спаситель говорит ему, что видел его под смоковницей. Существует предание, что сидя под этим тенистым деревом в одиночестве Нафанаил усердно молился Богу. О чем была эта молитва? Возможно, как человек благочестивый, он молился о скором пришествии Мессии, мечтая посвятить служению Ему всего себя целиком. И вот здесь перед ним Тот, Кто знает об этих его сокровенных помыслах. Нафанаил узнает в нищем проповеднике из Назарета Того Самого, с Кем он тогда вел сокровенную беседу и о Кого так страстно искал.
Итак, во всех трех случаях перед нами скрытая от посторонних глаз искренняя жажда Бога, сокровенное желание бескорыстно служить Ему, посвятить этому всю свою жизнь без остатка. И как ответ на это радость неожиданной встречи, призыв к такому долгожданному личному общению. Приглашение убедиться, что их молитвы и ожидания не напрасны. Господь выбрал учеников по простой причине. Еще до призвания они сами выбрали Его. Сделали Его смыслом, центром своей жизни.
Дай же и нам Господи взрастить в своем сердце такое же стремление к Тебе. Чтобы когда Ты придешь и позовешь, мы бы узнали Тебя и были готовы пойти, куда бы Ты ни позвал, пойти без страха и сомнений. Ведь несмотря на те скорби, которые нас ожидают на этом пути, в итоге всегда будет одно – радость Твоего воскресения, Пасха Господня.
О свидетелях и лжесвидетелях
(Ин.1:35-51, Деян.2:22-36)
Протоиерей Вячеслав Резников
Христос воскресе!
Евангелие сегодня говорило о первых учениках Господних, а книга Деяний Апостолов о том, как они впервые вышли на проповедь. Между этими двумя событиями немногим более трех лет. Все это время Апостолы неотлучно были со Христом, много слышали, много видели, и сами сподобились благодатью Божией исцелять больных и изгонять бесов. Но все же нельзя сказать, чтобы за эти три года они заметно изменились. Все время у них то сомнения, то недоумения, то непонимание, то споры. А в последних главах даже и страх, и трусость, и отречение.
Но вот проходит еще несколько дней, и ученики дерзновенно выходят на улицу и перед многотысячной толпой проповедуют Христа. И это уже другие люди. Они не оглядываются назад, не боятся ни угроз, ни страданий. Они ни во что ставят и самую смерть. Что же произошло за эти несколько дней? – А произошло то, чему были посвящены богослужения страстной седмицы и последующих светлых дней. Учитель был осужден, убит и погребен, и вдруг, в третий день явился воскресшим! И не так, как сын вдовы наинской, или как Лазарь, которые получили только временную отсрочку. Христос воскрес, чтобы не умирать вовеки; явился в новом, духовном теле, которому уже ничто не может причинить вреда.
«Воскресение Христово видевши», Апостолы несомненно уверовали и в свое грядущее воскресение. Они избавились от страха смерти, который делал их рабами. Они и всю землю исходили, возвещая, что «сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели». Для Апостолов Христос воистину воскрес, и поэтому они стали воистину другими. Поэтому и люди верили им и отвечали: «Воистину Христос воскрес»!
А когда мы с вами говорим: «Христос воскресе», то в ответ слышим: «Если Он воистину воскрес, то почему вы сами не живете по Его заповедям»? Мы говорим: «Христос воскресе», – а нам отвечают: «Если Он воистину воскрес, то почему вы с такой безмерной скорбью переживаете кончину близких»? Мы говорим: «Христос воскресе», – а нам в ответ: «Если Он воистину воскрес, то почему вы ничуть не меньше нас привязаны к земному, к тленному, к удобствам жизни, к вещам»? – И нам нечего ответить. Мы оказываемся перед людьми лжецами, потому что возвещаем величайшее событие, а сами живем так, как будто его никогда не было
Епископ Феофан Затворник пишет: «Слова Ангела «тецыте и миру проповедите» в отношении к нам значат, что живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес», и чтобы смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес», – потому что видимо живет в Его последователях».
Христос воскресе!
|