В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 66:10-24. На веч.: Быт. 49:33-50:26; Притч. 31:8-32)
33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.
1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.
2 И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.
3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.
4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так:
5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться.
6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.
9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.
11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;
13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.
14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?
16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
21 итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.
24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.
26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.
10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,
11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.
12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.
13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.
15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.
16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
24 будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.
8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:
29 “много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”.
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!
Кончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили?
Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.
Священник Дмитрий Барицкий
Мы помним, как внук Авраама, еврейский патриарх Иаков по благословению Божию и в результате удивительных стечений обстоятельств переселяется со всей своей семьей и имуществом в Египет, к своему сыну Иосифу. К тому времени Иосиф был вторым человеком в Египте после фараона и пользовался неограниченными уважением и властью. Поэтому и своих родственников с разрешения царя Египта он поселяет на удивительно плодородной долине в дельте реки Нил. Местность эта называлась Гесем. Предание говорит, что плодородие той земли было такое, что даже еврейские женщины за раз рожали сразу двух или трех младенцев. Численность Израиля резко увеличилась. Также здесь были богатые пастбища. Народ Божий мог заниматься здесь привычным для него делом — пасти скот. Кстати, в сознании многих египтян такое занятие было делом низших слоев населения. Поэтому местные жители чурались евреев и не входили с ними в близкий контакт. Именно этот факт помог евреям сохранить свою идентичность, избежать ассимиляции более многочисленным и культурно более развитым народом.
Спустя некоторое время Иаков стал совсем стар. Он призывает своих сыновей и каждому из них предсказывает судьбу его потомков. Каждый из двенадцати братьев станет патриархом, то есть родоначальником своего клана, или как еще говорят, колена. Все вместе эти колена, числом 12, и будут образовывать еврейский народ. Самым сильным из них будут колено Иуды. Поэтому однажды евреи получат еще одно имя — иудеи. После того, как Иаков умирает, Иосиф хоронит его останки. Однако делает это не в Египте, а в Палестине. Так Иосиф с одной стороны выполняет волю родителя, лежать в той земле, которую Бог обещал его потомкам, с другой показывает, что родина еврейского народа находится в Земле Обетованной. Именно сюда Израиль должны вернуться в будущем.
Сам Иосиф прожил долгую жизнь. Говорится, что он видел детей своего сына Ефрема до третьего рода и отошел ко Господу в возрасте 110 лет. Перед смертью он просит лишь одного — когда весь еврейский народ будет возвращаться в Палестину, и его останки должны покинуть Египет и лечь в родную землю. В будущем так и было сделано. По распоряжению Моисея саркофаг с телом Иосифа сопровождал евреев на протяжении всего их Исхода из Египта, и был положен в одной из гробниц Земли Обетованной.
Так заканчивается книга Бытия, первая книга Священного Писания. Горстка кочевников во главе со своим патриархом чудесным образом оказывается в богатом и процветающем Египте. Здесь в тепличных условиях, пользуясь покровительством самого фараона, евреи набирают силы и становятся великой нацией. Именно им суждено будет сыграть главную роль в судьбе человечества — подарить этому миру Спасителя Господа Иисуса Христа.
***
(Книга пророка Исаии 66:10-24)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Поистине, удивительно пророческое прозрение Исайи! В библейской науке принято разделять его книгу на три части, которые были написаны в разное время. При этом вторая и третья части — уже после смерти самого пророка. То есть сегодня принято считать, что написанное в книге пророка Исайи после 39-й главы не имеет отношения собственно к Исайе. Это слова каких-то других людей. Но как бы то ни было, невозможно не удивляться точному исполнению пророчеств. Очевидно, что анонимный пророк был в не меньшей степени вдохновлён Богом, чем и тот, чьим именем он надписал своё пророчество. Более того, он затрагивает те же самые темы, что и Исайя. Он говорит об уклонении израильского народа от богопочитания, о гордости и последствиях этих греховных состояний. Любопытно, что о подобном, но уже с другой стороны, говорит и апостол Павел в своём послании к Римлянам: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: „ветви отломились, чтобы мне привиться“. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11,17–21). Книга пророка Исайи говорит о тех бедствиях, которые постигнут — и как мы знаем, постигли — народ Израиля. Действительно, Бог отверг ветхозаветное священство и сегодня делает священниками людей, невзирая на их происхождение, тогда как Ветхий Завет ставит обязательным условием священства происхождение от Аарона, брата Моисея. Бог сделал христиан Новым Израилем, наследниками Авраама не по плоти, но по духу. Апостол Павел предупреждает, что Бог в силах все изменить ещё раз. Новозаветное избрание бывших язычников на служение Богу не должно давать повод для гордыни и превозношения. Апостол говорит очень чётко: «Не гордись, но бойся». Конечно, бояться надо не теоретической возможности лишиться того, что мы сейчас имеем, бояться нужно самих себя, своего греха, ведь именно он послужил причиной трагедии израильтян, именно он может послужить причиной и христианской трагедии, как личной, так и общей.
***
(Притчи Соломона, Глава 31:8-32)
Священник Стефан Домусчи
Внимательное чтение священного писания позволяет говорить о том, что христианство как религия предлагает активную социальную позицию. Оно говорит не только о человеке самом по себе, но видит в нем так же члена того или иного общества. Поэтому и заботится оно не только о конкретном человеке но и об обществе в целом. Оно стремится к тому, чтобы общество было устроено на честных разумных основаниях. Если мы посмотрим Ветхий завет особенно первые книги книги моисеевы мы увидим насколько эти книги полны этических социальных предписаний. В них очень много указаний на то, как должна быть в устроена жизнь народа Божьего. Она должна быть честный и справедливый, в народе должно быть честное распределение благ, честная оплата труда, люди должны быть настроены на взаимопомощь… Кто-нибудь может сказать, что христианство заботится только о спасении души, что оно зовёт человека в Царствие небесное и его не интересует жизнь мира.
Первая часть этого утверждения верна. Церковь действительно зовет человека в Царство небесное. Но нельзя забывать, что путь в этот царство пролегает через его обычную жизнь, жизнь семейную и жизнь общественную. Конечно, в этой жизни важны таинства, молитва, аскетические подвиги… Но и пройти мимо ближнего по пути в Царствие небесное невозможно. Неслучайно такой великий подвижник и пустынножитель как подобный Макарий говорил «моё Спасение в моём ближнем».
Итак путь в Царствие небесное это наш совместный путь и если мы оставляем справедливость и не интересуемся благополучием ближнего, вряд ли мы можем считаться полноценными христианами. Даже те люди которые уходили в пустыню продолжали молиться о своих братьях оставшихся в миру.
Сегодняшнее чтением начинается с настойчивого указания на то, как человеку вести себя в обществе и по отношению к обществу. Открывай уста твои за безгласного и для защиты сирот. Открывай уста для правосудия и для дела бедного и нищего. Может показаться, что это дело царя, но чтение это читается в церкви, читается для оглашенных… То есть нормы, которые оно провозглашает — это базовые нормы для всех, основа христианской жизни. Кто же упоминается в нем? Кому мы как христиане должны оказывать помощь? Безгласные, сироты, бедные и нищие… Тысячи лет звучат призывы, которые мы слышали сегодня, но все те, кто в них упоминался, существуют и продолжают нуждаться в помощи.
Если мы хотим быть христианами, нам не может быть всё равно, что кто-то рядом с нами оказывается унижен, беспомощен, голоден, болен или лишён своего человеческого достоинства… Конечно мир жесток, в нем есть ненависть, злоба соперничество… Но он не сводится к этому… И христиане должны быть закваской новой Евангельской жизни, той жизни, в которой все это если и не побеждено до конца, то побеждается совместными усилиями. Конечно, мы понимаем, что Царствие небесное на земле невозможно…, но если христиане, мы оказываемся причастны
Царству Божию уже здесь… И плоды этой причастности должны быть видны остальным людям. Причём видны не в наших словах, но в том, как наше присутствие изменяет мир уже сегодня.
Поучение в пятницу шестой седмицы Великого поста
Епископ Виссарион (Нечаев)
В сей день, как воспевает Церковь, совершилась душеполезная Четыредесятница. Четыредесятница так называется потому, что продолжается ровно 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы Великого поста до пятницы шестой седмицы. Душеполезною она называется потому, что соединяется с подвигами поста и покаяния, спасительными для тех, которые совершают эти подвиги со смирением, терпением и самоотвержением.
Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца, в половине XVII века в Москве так была проводима первая седмица Великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посещают службы в церквах ночью и днем, предаваясь молитвенному бдению, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержание. Наконец, отстояв обедню в среду, царь разговелся сладким компотом, при чем послал его для раздачи вельможам. Затем он опять постился от этого дня до позднего утра субботы, когда, отстояв обедню, приобщился св. Таин, вкусил антидор и затем позавтракал. Во всю эту неделю никто не видит его лица. Так же поступают в течение этой седмицы его вельможи, неукоснительно посещая службы в своих церквах днем и ночью. Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на Страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на Страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи».
В наше время примеры столь строгого пощения не часто встречаются. Есть не мало среди нас таких, которые восстают не только против строгого поста, но и вообще против поста, утверждая, что можно угодить Богу и без подвигов поста. Не будем, братие, обращать внимания на врагов поста. Если требует поста Церковь, повелевая нам не только вообще сохранять воздержание в употреблении какой бы ни было пищи, но еще воздерживаться от известного рода снедей, то необходимо слушаться Церкви, а не тех легкомысленных людей, которые и сами не хотят повиноваться Церкви, и других возмущают против нее, следуя в сем случае примеру диавола, который в раю уговорил наших прародителей не слушаться Господа, строго запретившего им вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2:16–17). Они, преступив заповедь Божию, стали на сторону врага Божия (Быт. 3:6). В подобном положении находятся современные нам презрители церковного устава о постах: они стоят на стороне того же самого искусителя, в сети которого уловлены были наши прародители.
Цель поста, заповеданного Церковью, состоит в том, чтобы через упражнение в подвигах пощения и говения укрепить нашу волю в послушании Богу и Его святой Церкви, приучить нас к самоотвержению, составляющему необходимое условие последования Христу, ибо Он ясно сказал: «кто хощет идти по Мне, да отвержется себе» (Мф. 16:24). Пост, соединенный с духовным трезвением, с молитвою и смирением, есть один из видов христианского самоотвержения, тем более угодный Богу, что он напоминает нам о нашей вине пред Ним, подобно тому как голодный стол, за который сажают провинившегося школьника, напоминает ему о его вине и предостерегает от повторения ее на будущее время.
|