1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
8 Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
(Мк. 13:31-14:2) Мк.13:31. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, эти непоколебимые, по-видимому, стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо все, что Я сказал, будет.
Мк.13:32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
Мк.13:33. Смотри́те, бодрствуйте, моли́тесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
Мк.13:34. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
Мк.13:35. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
Мк.13:36. чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
Мк.13:37. А чтó вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, – Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Это ты можешь понять из примера. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и если отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках, и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, – они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых. Но рассмотрим и с другой стороны сказанное. Вечером настает конец, когда кто умрет состарившись; в полночь, – когда кто достигнет средины века; в пении петухов, – когда начинает раскрываться в нас рассудок, ибо петух означает рассудок, пробуждающий нас от сна бессознательности, а потому, когда отрок начинает действовать рассудком и понимать, тогда в нем гласит как бы петух. Наконец, утро означает совершенно детский возраст. Итак, всем нужно помышлять о конце жизни. Младенец ли есть, – и о нем должно позаботиться, чтоб не умер некрещеным. Заповедует же это Господь всем вообще – и мирским людям, и отшельникам. Итак, мы должны бодрствовать и молиться, исполнять и то, и другое, ибо многие хотя бодрствуют, но проводят ночи (не в молитве, а) в худых делах. Заметь и то, что Христос теперь не сказал: Я не знаю, когда наступит время кончины, но «не знаете», ибо ради нашей пользы скрыл это время. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние.
Мк.14:1. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить;
Мк.14:2. но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Совет против Христа составлен был в среду. И вот причина, почему мы постимся по средам. Враги хотели было переждать праздничное время, но это не было попущено им. Господь, определяя Сам для Себя страдания, благоизволил предать Себя Распятию на саму Пасху, ибо Сам был Истинная Пасха. Здесь надобно дивиться могуществу Его. Ибо когда враги хотели взять Его, тогда не могли, а когда не хотели, по причине праздника, тогда Он Сам волей предал Себя им.
На что вчера навел нас Апостол, то ныне прямо внушает нам Евангелие. «Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время» (Мк.13:33). «Итак бодрствуйте... чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими» (Мк.13:35–36). Надобно ждать, и каждое мгновение держать в мысли, что вот-вот явится Господь и воссияет, как молния от одного конца Вселенной до другого. Иным думается, что можно это ожидание Господа заменить ожиданием смерти. Хорошо и это или хоть это. Но ожидание Господня пришествия одно, а ожидание смерти – иное. Иная мысль о том и другом; иное и чувство, рождающееся под действием той и другой мысли. Дня Господня жди, в который все кончится определением безвозвратным. После смерти все еще будет длиться время нерешенного состояния; а день Господень все распределит на вечные веки и запечатлеет так, что уж не жди изменения. Ждал, говоришь. И еще жди. И все жди. Но это, скажешь, отравит все радости. Не отравит, а только изгонит из порядков твоей жизни такие радости, которые незаконно пользуются этим именем. Будешь и при этом радоваться, но только о Господе. И Господа ждать при такой радости можно, и если Господь застанет тебя в этой радости, не взыщет, а похвалит.
Протоиерей Александр Шаргунов
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», — говорит Господь. Все советы Божии исполнятся, слово, которое сказал Бог, станет делом. Мы подобны людям, знающим, что господин их придет, но не знающим, когда он придет. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Мы живем, осеняемые вечностью. Потому нет причин для страха. Но это означает, что мы должны исполнять порученный нам труд день за днем. И мы должны жить так, чтобы для нас не имело значения, когда господин наш придет. Нам дано служение, каждый день которого мы должны посвящать Господу и быть достойными Его, с тем чтобы в любой момент оказаться готовыми к встрече с Ним. И вся жизнь наша становится предпразднством встречи с Царем Небесным. Мудр ли кто из вас, покажи на деле, что ты не забываешь никогда о том, куда все идет. «Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». Этой благодатной памятью конец становится не унынием, а вечной радостью.
Мы должны всегда бодрствовать, в ожидании Его прихода. Наш Господь придет, и придет господин дома, и мы дадим Ему отчет о нашем служении. Мы не знаем, когда Он придет. Это относится и к часу нашей смерти, и к Страшному Суду. Наша земная жизнь — ночь («даждь нам настоящего жития нощь прейти»), темная ночь — по сравнению с будущей жизнью. И мы не знаем, в какую стражу ночи наш Господь придет — во дни нашей юности, в зрелости или в старости. Но как только мы рождаемся, мы начинаем умирать, и с момента, когда мы делаемся способными что-то ждать, мы должны ждать смерти. Наша главная забота должна быть — чтобы Господь не застал нас спящими, уверенными в собственной безопасности, готовыми сказать: «Он не скоро придет» и неготовыми встретить Его. Его приход поистине будет внезапным. И потому неотъемлемый долг всех Христовых учеников — бдеть и бодрствовать. «То, что Я говорю вам, Я говорю всем в роде сем — всем, кто будет веровать в Меня во все века: бодрствуйте, ждите Моего Второго Пришествия, уготовляйтесь к нему, чтобы не было в вас пятна или порока». Если никто не знает ни дня, ни часа, это значит, что мы должны быть готовы каждый день и на всякий час.
В беседе с Петром, Иаковом, Иоанном и Андреем после их вопрошания о времени разрушении Храма, Господь говорит о катастрофах, о гонениях, о последних испытаниях, о том, что только после этого придет день Господень. И Он заповедует ученикам различать знамения времен и бодрствовать.
Ужасы надвигающихся событий наполняют страхом. Но в конце мира — радость, и это дает надежду. Вся наша жизнь, говорит преподобный Амвросий Оптинский, — между страхом и надеждой. Между страхом близких испытаний и радостью, уготованной избранным Господа. Поэтому мы должны быть исполнены доверия Промыслу Божию и бодрствовать.
Будущее — ни розового, ни серого цвета. Тем, кто видит только закрытый мраком горизонт, Господь возвещает день света. Тем, кто исполнен легкомысленного оптимизма, Он напоминает о трудностях сегодняшнего времени и необходимости отвержения всякого зла. Как для Самого Господа, так и для каждого из нас Крестные Страдания и Воскресение неотделимы друг от друга.
«Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков». События, о которых Господь возвестил Петру после его исповедания Господа Сыном Божиим (Мк. 8:27-30), приблизились.
Упоминание о двойном празднике, Пасхи и опресноков, имеет глубокий смысл. Пасха — праздник приношения в жертву перворожденных из скота, а опресноки — праздник бесквасного хлеба, благодарение Богу по случаю собранного урожая. Оба праздника совершались в Израиле в память Исхода из Египта, главного события в истории богоизбранного народа. Это был самый великий праздник года.
Знамение Пасхи и опресноков придает повествованию о Страстях Христовых особый, не отделимый от богослужений Иерусалимского Храма, характер. Если в начале проповеди Господа в Галилее, Его первыми врагами были фарисеи и иродиане (Мк. 3:6), теперешние Его враги, непосредственно ответственные за Его смерть, принадлежат священнической среде — первосвященники и книжники. Исполненные особенной ненависти к Пророку из Назарета после изгнания Им торговцев из Храма (Мк. 11:15-17 ), они, эти хранители ложной веры, намереваются вмешаться священнодействием, в котором Господь будет жертвой.
Они совещаются, как предать смерти Христа. Они хотят не только заставить Его замолчать, но отомстить Ему за все добро, которое Он сделал. Однако им надо торопиться. С каким изощренным коварством действуют они: «Только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе», чтобы никто не мог спасти Его. На Пасху наплыв народа в Иерусалим — со всех концов страны и земли — будет огромным. Все большее число людей становится на сторону Христа, и проповедь Его распространяется повсюду. В Евангелии от Марка сказано, что «множество народа слушало Его с услаждением» (Мк. 12:37). Необходимо все закончить до праздника. Те, кто более всего искал похвалы людей, более всего страшились недовольства народа. Суд будет скорым, с заранее вынесенным приговором. Видимость казни не прикроет убийства.
Символ и реальность будут увидены вместе. Наша Пасха — Христос — был принесен в жертву за нас — в то же самое время, когда был принесен в жертву пасхальный агнец и совершилось воспоминание избавления богоизбранного народа от египетского рабства.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В этом евангельском отрывке прозвучали очень непростые для понимания слова: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Христос — Бог. Как можно объяснить неведение Бога? Очевидно, что эти евангельские слова во все времена вызывали вопросы и порождали споры. В самом деле, Бог не может чего-то не знать, это аксиома. Бог Сам причина всего. В Нем всё, что есть и что будет. Разве может располагаться что-либо за пределами Его знания, через которое и в котором всё совершается? Если же Христос Сам признается в неведении, то вполне логичным может показаться вывод, что Он не Бог. Кто угодно: ангел, пророк и гениальный человек, но не Бог. Бог не может расписаться в собственном неведении. Действительно, такой вывод логичен и верен. Но при этом неправилен. Существует как минимум два христианских пути объяснения этих слова Господа Иисуса Христа. Первый строится на мысли о том, что Христос как Бог, так и Человек. Ему как Человеку была свойственна ограниченность природы. То есть Он нуждался в пище, в одежде, в отдыхе. Он не мог мгновенно преодолевать расстояния, для того, чтобы попасть из Галилеи в Иерусалим Он вынужден был пользоваться дорогами и тропами, Он не мог телепортироваться из одного места в другое. А любому человеку свойственна ограниченность знания. Именно из этой ограниченности вытекает незнание точного времени наступления того времени, о котором Спаситель предупреждает Своих учеников.
Второе объяснение неведение Христа строится на очень простом и всем известном примере общения с капризными детьми. Если такой ребёнок требует какую-то вещь, которая ему не только не полезна, но и может нанести вред, предположим, какой-нибудь нож, то лучше всего сделать так, чтобы ребёнок не видел этого опасного для него предмета. Сделать так, как будто этого предмета и вовсе нет. Был, но теперь нет. Выкинули. Ведь далеко не всякому ребёнку и не во всяком возрасте можно позволить после назидательных инструкций о технике безопасности взять в руки нож. Собственно, именно таким ножом для взрослого и разумного человека предстаёт знание точной даты кончины мира. Вооружённый этим знанием человек непременно либо покалечит себя, либо же и вовсе убьёт. Конечно, речь идёт о травмах и смерти души, а не тела. Один из древних церковных авторов передал эту мысль в таких словах: «Сын Божий не знает тот день, это не потому, что Он действительно не знает его, а потому, что Он не стремится сделать знающими тех, кому этого знать не следует». Взрослый сын благодарен своему отцу за то, что отец сберёг ему жизнь и здоровье в детстве. Зрелый христианин благодарит Бога в том числе и за сокрытое Им, видя в этом своё собственное благо.
О грехе и о истине
(1Ин.1:8–2:6; Мк.13:31–14:2)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». Что же получается: в ком нет греха, в том нет и истины?! – «Никак»! – ответил бы Апостол Павел на этот лукавый поворот мысли (Рим.6:15). Ибо далее Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать, как Он поступал». И «кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». Значит, все-таки, как раз если согрешаем, то нет в нас истины!
Недаром Апостол убеждает нас: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Апостол всех, без исключения, просит об этом. Значит, для каждого вполне по силам – совсем не грешить. Но если эта просьба дойдет до сердца, и вдруг – совсем перестанем грешить, и, наконец-то, радостно отчитаемся, «что не имеем греха», то… – снова представим Бога «лживым»! Что же, замыкается круг, из которого нет выхода?
Но в этот круг мы сами себя загоняем своей лукавой логикой. А вслушаемся внимательно в слова Апостола. Он ополчается против двух конкретных людей: против того, кто говорит «не имею греха», и против того, кто говорит: «Я познал Его». И ублажает он третьего человека, который не говорит ни первого, ни второго, а просто исповедует грехи свои. И если мы это делаем, «то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Если мы, стараясь «поступать так, как Он поступал», вдруг оступимся, то – сразу какие силы приходят на помощь: «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»! И мгновенно круг размыкается.
У одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый людьми, говоришь, что ты грешнее всех»? А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне»? – «Самый богатый человек». – «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии»? – «Одним из равных». – «А в Константинополе»? – «Одним из бедных». – «Ну а кем ты себя почувствуешь при царском дворе?» – «Последним нищим», – ответил тот. Вот так меняется духовное самочувствие человека по мере приближения к Богу, по мере познания Его, по мере того, как соблюдаем Его заповеди, и по мере того, как истина входит в душу. А если в душе истина, то и в голову не придет, «что не имеем греха».
|