21 января 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 32-й седмицы по Пятидесятнице

(Евр.12:25–26, 13:22–25; Мк.10:2–12)

Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 2 - 12:

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 12, стихи 25 - 26, Глава 13, стихи 22 - 25:

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 10:2-12) Мк.10:2. Подошли фарисеи и спросили искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
Мк.10:3. Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
Мк.10:4. Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
Мк.10:5. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
Мк.10:6. В начале же создания, Бог «мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27).
Мк.10:7. Посему оставит человек отца своего и мать
Мк.10:8. и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
Мк.10:9. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Посмотри, как они по злобе своей искушают Господа, не терпя, чтобы народ уверовал в Него, но всякий раз приступая к Нему с намерением поставить Его в затруднение и припереть Его своими вопросами. Они предлагают Ему такой вопрос, который ставил Его между двух пропастей: позволительно ли, – говорят, – человеку отпускать от себя жену? Ибо скажет ли Он, что это позволительно, или скажет, что непозволительно, – во всяком случае, они думали обвинить Его в противоречии Закону Моисееву. Но Христос, Премудрость Самосущая, отвечает им так, что избегает их сетей. Он спрашивает их: что заповедал им Моисей? А когда они отвечали, что Моисей заповедал отпускать жену, Христос объяснил им самый Закон. Моисей, – говорит Он, – не был так не милостив, чтобы мог дать такой Закон, но он написал это по причине вашего жестокосердия. Зная бесчеловечие евреев, такое, что муж, не возлюбивший свою жену, легко мог бы убить ее, Моисей дозволил мужу отпускать жену нелюбимую. Но изначала не так было: Бог сочетает два лица союзом супружества так, что они составляют одно, оставляя даже своих родителей. Заметь, что Господь говорит: Бог не дозволяет многобрачие, так чтобы одну жену можно было отпускать, а другую брать, и потом опять эту оставить, а сочетаться с иною. Если бы это было Богу угодно, то Он создал бы мужа одного, а жен многих; но произошло не так, а «сотворил Бог мужчину и женщину», чтобы сочетавались – один муж с одною женою. В переносном же смысле можно разуметь это так: слово Учения, бросая добрые семена в душу верующего человека, имеет значение мужа для приемлющей его души. Оставляет же (слово учения) отца своего, то есть выспренний ум, и мать свою, то есть украшенную речь, и прилепляется к жене своей, то есть к пользе души, приспособляется к ней и предпочитает часто мысли невысокие и речь простую. И тогда они оба становятся единой плотью, то есть душа верует, что «Слово (Божие) стало плотию», и уже никакой человеческий помысл не может отлучить душу от такой веры.

Мк.10:10. В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
Мк.10:11. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
Мк.10:12. и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Так и ученики соблазнялись (касательно развода мужа и жены), то и они приступают к Нему и спрашивают о том же. Их образ мыслей еще не совершенно был здрав. Господь отвечал им: кто отпустит жену свою и поймет другую, тот становится прелюбодеем с этой второй женой; так же и жена, оставившая своего мужа и сочетавшаяся с другим, делается прелюбодейкой.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк.10:9). Этими словами Господь утверждает неразрывность брака; только один законный повод к разводу указан – неверность супругов: но как быть, если откроется что-либо подобное? Потерпи. У нас есть всеобщая заповедь – друг друга тяготы носить; тем охотнее должны исполнять ее взаимно друг к другу такие близкие лица, как супруги. Нехотение потерпеть раздувает неприятности и пустяки взгромождаются в разделяющую стену. На что ум-то дан? Углаживать жизненный путь. Благоразумие разве­дет встретившиеся противности. Не разводятся они от недостатка благоразумия житейского, а больше от нехотения обдумать хорошенько положение дел, и еще больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей. Прекращаются услаждения, прекращается и довольство друг другом; дальше и дальше, вот и развод. Чем больше опошливаются цели жизни, тем больше учащаются разводы – с одной стороны, а с другой – беззаконное временное сожительство. Источник же этого зла в материалистическом воззрении на мир и жизнь.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.10:2–12)

Протоиерей Александр Шаргунов

Фарисеи задают Господу трудный вопрос, «искушая Его». На самом деле за их словами стоит неверность иудеев Моисею и Самому Богу во время исхода в пустыне, когда они искушали Господа, говоря: «Есть ли Господь среди нас или нет?» Теперь это звучит так: «Позволительно ли разводиться мужу с женою?» Их намерение – такое же, как у тех, кто требовал от Господа знамения с неба. Будет ответ Спасителя слишком строгим или будет в нем послабление – во всех случаях можно опорочить Его учение. Вопрос фарисеев – ловушка. Господь не попадает в нее. Он возвращает им их вопрос, поднимая его на уровень заповеди: «Что заповедал вам Моисей?» Изображая из себя ревнителей Моисеева Закона, сами они обнаруживают глубокую неверность Моисею. Ибо из всего Закона выбирают только ту часть, которая им подходит. Позволение на развод, на которое они ссылаются, дано в Ветхом Завете в книге Второзакония: «если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное», пусть «напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24, 1). Господь показывает, что причина, по которой Моисей позволил развод, было ожесточение их сердец: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь». Тема жестокосердия богоизбранного народа по отношению к Богу сопутствует всей его истории. Пророки непрестанно обличали этот «народ жестоковыйный», противящийся воле Божией. Сам Господь не раз обличал жестокосердие фарисеев, мнящих себя цветом нации.

Когда Господа спрашивают о тех или иных предписаниях ветхозаветных преданий, Он обращает внимание на первоначальный замысел Творца. Так делал Он, например, раскрывая смысл почитания субботних дней. И сейчас, когда речь заходит о браке и разводе, Господь говорит о том, что написано в книге Бытия – о тайне творения: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Вместе они были созданы по образу Божию. В этом заключается величие их союза. Бог сотворил человека – мужчину и женщину, одного мужчину и одну женщину. Так что Адам не мог оставить свою жену и взять другую. Их двое, единство их священно, и не может быть нарушено. Сам Бог соединил их вместе. Книга Бытия представляет союз мужчины и женщины как твердое основание, на котором человечество должно созидаться, а не разрушаться.

«Потому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Мужчина и женщина призваны положить основание семьи. Их первозданное единство – в Боге, и это то, что следует хранить любой ценой. Христос твердо обозначает это: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Господь открывает невероятную высоту брака. Он – Пророк, больший Моисея, Законодатель богоизбранного народа, Мессия, Который приходит с полнотой Божественной власти восстановить творение согласно замыслу Творца.

Оставшись наедине с Господом, ученики спрашивают Его о том же. Господь дает такой же ответ, только другими словами. Он говорит, что по самой своей природе, брак – это то, что навсегда. Эти узы не могут быть разорваны никакими человеческими установлениями. С самого начала, при творении, брак задуман как абсолютное единство и постоянство, и никакие предписания, касающиеся временных ситуаций, не могут изменить этого. В Евангелии от Марка запрещение развода и нового брака – абсолютно. В Евангелии от Матфея Господь абсолютно запрещает новый брак и позволяет развод по одной только причине – супружеской неверности. Супружеская неверность – то, что сразу же разрушает брак. Одним фактом измены единство оказывается разрушенным, и развод является лишь подтверждением этого. Господь обличает нравственную распущенность. Тем, кто ищет брак только для наслаждения, Он напоминает, что брак предполагает также ответственность. Целомудрие – величайшая из добродетелей, а нечистота лишает человека благодати Божией. Господь утверждает нерушимую крепость вокруг семьи, которая скоро будет именоваться малой церковью.

Его слова о тайне брака означают абсолютность Царства, абсолютность любви, абсолютность истины. Господь хочет нашей славы, то есть нашего преображения в Божественном свете. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» – говорит Апостол о браке (Еф. 5:32). И наш путь – через Крест и Воскресение. Без веры в Крест и Воскресение невозможно пройти его. Крест должен запечатлеть всю нашу жизнь, до самых сокровенных глубин, и победить в нас все греховное. Только Крест способен спасти нас от всех наших бед, от всех наших немощей. И только Крест – основание христианского брака как жизни в Боге. Мы знаем, как трудно бывает осуществить свое призвание, – брака или безбрачия. И мы знаем также, что Господь никогда не был законником, и что Он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17). Чтобы жить по-христиански, мы нуждаемся в благодати Божией, в том, чтобы она коснулась наших сердец и изменила нас. Мы нуждаемся в благодати, чтобы стать самими собой и узнать подлинно себя. Потому во время таинства, когда священник идет впереди венчающихся с крестом, Церковь поет: «Святии мученицы, добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Только в свете этой благодати, которая наполняет нас радостью среди уныния, можем мы понять то, что сказал Христос Своим ученикам наедине о тайне брака. Мученики и все святые видели радость, любовь и славу Христову, проходя через страдания. И это есть единственный путь жизни.

***

протоиерей Павел Великанов

Нет ничего удивительного в том, что для очередного испытания Христа фарисеи избрали именно вопрос допустимости второбрачия. Казалось бы, о чём здесь спорить? В Законе всё подробно прописано: Бог – сторонник только строгого единобрачия. Но это – одна сторона вопроса. На практике же развод существовал, причём наиболее уязвимой стороной была женщина – с которой муж мог развестись по любой причине. Она ведь – просто одушевлённая вещь, собственность хозяина, какие у неё права? Основание могло быть только одно – если муж в жене нашёл «что-то противное». Одним словом, не надо быть искусным толкователем закона, чтобы понять: при желании найти «что-то противное» можно у любой, даже самой замечательной во всех отношениях женщины. Плохо приготовила блюдо, заговорила с незнакомым мужчиной, или даже просто повысила голос – и основание для развода уже есть. Причем согласие самой женщины для развода не требовалось: её всего лишь письменно уведомляли, что отныне – она уже не жена и может дальше распоряжаться своей судьбой как ей угодно.

Неудивительно, что такая бракоразводная практика привела к тому, что женщины просто боялись выходить замуж, настолько был непрочен институт брака. Кроме того, необходимо вспомнить и о сильном влиянии римского права – где брак был легко расторгаем и отсутствовали многие ограничения, имевшиеся в иудаизме. Кровосмесительный и преступный брак Ирода Антипы на бывшей жене своего брата – Иродиаде – был ярким показателем того, насколько далеко могла уходить практика от традиционных для иудаизма принципов.

На этом фоне категоричные слова Иисуса о единобрачии прозвучали вызовом. Причём вызовом настолько жёстким и сильным, что даже самые близкие ученики Христа загрустили и сказали: «Ну, тогда уж лучше вообще не жениться!…» Вот почему евангелист Марк пишет, что даже когда уже остался совсем узкий круг, апостолы снова возвращаются к этому вопросу.

В чем же причина такого решительно однозначного подхода, исключающего столь желанную иудеям возможность множественных толкований? Как это может вместить и наш слух, когда каждый второй брак – согласно статистике – распадается?

В Своём ответе Спаситель отсылает нас к началу мирозданию, к тому замыслу, который был заложен Творцом в создании мужского и женского пола. Нерасторжимое единство – вот как можно описать ту цель, ради которой и был установлен Богом брак. Не только размножение, но – восполнение друг другом неполноты и преодоление своей ограниченности. Замечательный английский писатель Гильберт Честертон отмечал, что по мужским стандартам любая женщина – сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина – чудовище, мужчина и женщина психологически несовместимы – и слава Богу! Есть куда стремиться и мужчине, и женщине – к единству, заповеданному Богом. Сергей Аверинцев в своей замечательной статье «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи» – что я настоятельно рекомендую всем почитать – пишет: «Будут двое во едину плоть», – обескураживающая, неожиданная точность этих слов стала мне окончательно ясна, кажется, только после моей серебряной свадьбы. Не казенная «ячейка общества». Не романтический «союз сердец». Единая плоть. Благословенная трудность семьи – в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни – к Другому».

Но ведь Другой – это и есть тот самый евангельский Ближний, который на Страшном Суде и выступит нашим самым главным оправдателем – или же обвинителем! И те линии напряжения, которые неизбежны в любом настоящем браке – не более чем показатели, что есть над чем работать и мужу, и жене. Учиться выстраивать отношения друг с другом. Приобретать навык уважения – безграничного и искреннего! – к чуждой тебе позиции другого. Находить время и силы для предельно открытого и честного общения друг с другом, чтобы вовремя избавляться от мелких и крупных булыжников, носимых за пазухой. Не пытаться припудривать уже раскалившиеся докрасна отношения дипломатичностью и показным благодушием – а учиться помогать друг другу преодолевать недопонимания, избавляться от претензий и обид. И всё это – именно тот самый благословенный Богом подвиг брачного жительства, отказ от которого равносилен отказу от спасения и преображения собственной души. Гораздо легче перечеркнуть так и не сложившиеся отношения – и с облегченным сердцем побежать за другим счастьем. Да только одна беда: от себя не убежишь. Да и счастье так и не догонишь.

Помоги же нам, Господи, научиться быть мудрыми и добрыми строителями спасительных – а не разрушительных! – отношений друг с другом!

***

священник Дмитрий Барицкий

Несмотря на то, что брак для евреев был священен, практика развода была широко распространена в их среде. О возможности развода говорит еще Моисей. Вот отрывок из текста его закона: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»

Относительно этого постановления среди религиозных лидеров евреев, а также ученых раввинов не было единого мнения. Яблоком раздора было словно «противное». Что такого противного могла сделать жена, чтобы муж дал ей разводное письмо? Представители одной партии знатоков закона говорили, что это измена. То есть развод допускается только в случае неверности одного из супругов. Однако были и более широкие толкования. Согласно им, основанием для развода могло стать все, что угодно: женщина плохо приготовила обед, заговорила с незнакомым мужчиной, имела вздорной характер, или же просто мужу понравилась больше другая, а жена наскучила. Иными словами, противное – все то, что не понравится мужчине. Очевидно, что большинство людей понимало закон Моисея именно в этом смысле. Поэтому в эпоху Христа разводы были повсеместны. Причем случались они по самым незначительным причинам.

Многие фарисеи, как люди благочестивые и ревнители патриархального уклада семейной жизни, понимали, что такое положение дел совершенно не нормально. Однако, по своей ненависти ко Христу они используют сложившуюся ситуацию, чтобы поймать Спасителя в ловушку. Хотят, чтобы Он сказал нечто против закона Моисея: дескать, закон не верен, Моисей ошибся.

Однако Господь обращает их оружие против них самих. По его словам, закона Моисея относительно развода – это всего лишь снисхождение к немощам евреев. Ведь пророк понимал, что многие его соотечественники люди жестокие. Если требовать от них идеала супружеской жизни, которой они просто не в состоянии достигнуть, может случиться худшее. Они начнут или тайно изменять своим женам, или же будут устраивать разводы собственными коварными методами. Например, под разными предлогами избавляться от неугодных супружниц, вплоть до физической расправы. Поэтому и дан был такой закон, чтобы хоть как-то пресечь возможное беззаконие. И не вина Моисея, что евреи начали использовать этот закон и по поводу, как, например, в случае супружеской измены или психической неадекватности супруга, и без повода, просто, потому что характерами не сошлись. Ведь это самый легкий способ успокоить свою совесть – найти оправдание в священном тексте, заглушить ее голос авторитетом великого святого.

Взамен Спаситель напоминает им, что брак – не просто один из человеческих институтов. Он имеет божественное происхождение, ведь его установил Сам Создатель. Это таинственное, органическое единство между двумя, которые становятся одним целым, пусть пока и не до конца осознают это. И об этом есть прямые свидетельства, которые принадлежат перу того же Моисея. А потому нельзя разрушать союз супругов, руководствуясь легкомысленной прихотью, подчиняясь сиюминутным настроениям и эмоциям. Конечно, фарисеям было трудно поспорить со всеми этими словами. В очередной раз они проиграли.

Не правда ли, как вся эта ситуация актуальна для нашего времени! Речь идет не только о браке. Это обо всей нашей жизни. Как часто получается так, что вместо того, чтобы сделать мизерный шаг навстречу человеку, проявить любовь, покрыть его милостью, мы поступаем ровно наоборот. Мы делаем это по разным причинам: устали на работе, испытываем неприязнь к этому человеку, возможно, просто еще не умеем оказать любовь. Всякое бывает, и, наверное, Господь не сильно осудит нас за это. Ведь даже по-человечески эту неловкость можно понять. Хуже то, что мы делаем дальше. Для того, чтобы как-то упокоить взбунтовавшуюся совесть, мы идем не к Богу с просьбой простить нас и помиловать за нашу немощь. Мы находим какое-то правило, принцип, обычай, закон, которым пытаемся оправдаться. Мы словно говорим себе: ведь так поступил бы каждый, что я мог сделать? Но хуже всего, когда в роли этого правила выступает какое-либо церковное установление. Да, можно оправдать свою нелюбовь к ближним, желанием сохранить благочестие. Покрыть свое жестокосердие ревностью о Боге и его Церкви. Это самая разновидность религиозности. Фарисеи пошли по этому пути и из самых благочестивых мотивов распяли Бога.

Поэтому всем нам необходимо набраться мужества для того, чтобы уметь признаваться себе в собственных немощах. В том, что порой мы просто не можем любить своего ближнего. Пусть порой это больно, неприятно и мучительно. Ведь Бог только и ожидает от нас этого. В ответ на наше раскаяние Он придет к нам и даст нашей душе подлинное утешение и покой.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О колебании неба и земли
(Евр.12:25–26, 13:22–25; Мк.10:2–12)

Протоиерей Вячеслав Резников

Сравнив силу и значение Ветхого и Нового заветов, Апостол Павел обращается к своим слушателям с предостережением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес». Оказывается, Тот, кто некогда говорил в громе и огне и в трубном звуке, так что «слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» (Евр.12:19), – говорил «на земле». А тот, кто был подобен обычному человеку, до кого можно было дотронуться, – оказывается, говорил «с небес»!

Это – как явление Бога пророку Илии. Ему было сказано: будет «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар.19:11-12).

Видя грозные явления, мы ожидаем и суровых повелений. Но сравним, что говорилось тогда, и что потом. Например, о браке, и о возможности его расторжения. В огне и буре было позволено «писать разводное письмо и разводиться». А сейчас, в «веянии тихого ветра», сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Оказывается, когда мыслим Бога выше самых высоких гор и страшнее всех стихий, Он для нас еще на земле, и мы мыслим еще по-земному. Когда Бог в огне и трясении земли, то это – снисхождение к нам, к нашему жестокосердию. Но когда мыслим «в веянии тихого ветра», то и сами поднимаемся до неба, и небо стремительно приближается к нам.

И еще Апостол пишет, что если тогда Бог «поколебал землю», то потом дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». О первом колебании говорит книга «Исход»: «Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась» (Исх.19:18).

А о втором – в книге Пророка Аггея «так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:6-7). И какова же цель этого второго колебания? – Апостол объясняет: «Слова «еще раз» означают изменение колеблемого», «чтобы пребыло непоколебимое».

Может быть, как встряхивают сосуд, чтобы плотнее уложилось его содержимое, так и все колебания неба и земли, все содрогания природы и народов, тел и душ. Чтобы все, некогда сдвинутое с места человеческим грехом, встало бы, наконец, на свое твердое, определенное Богом место, и стало бы навеки непоколебимым. Земля и небо, люди и духи, бесы и Ангелы, праведники и грешники, – чтобы все пришло туда, куда упорно стремится.

Ощущение этих колебаний должно вселять в нас радостную надежду, что не вечно будем пребывать во лжи, висеть над пропастью, сидеть на двух стульях, разрываться между Богом и мамоной. Веяние тихого ветра довершит то, с чем не смогла справиться буря. И «мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр.12:27-29).

«Прошу вас, братия, примите сие слово увещания».

Церковный календарь. 21 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 21 января

Читаем Апостол. 21 января

Мульткалендарь. 21 января. Преподобный Григорий, чудотворец Печерский

Мульткалендарь. 21 января. Преподобный Георгий Хозевит

Этот день в истории. 21 января