13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
16 Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
17 Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
(Мк. 12:13-17) Мк.12:13. «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
Мк.12:14. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать пóдать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?
Мк.12:15. Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
Мк.12:16. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.
Мк.12:17. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
Об иродианах сказали мы в другом месте, что это была какая-то новоявившаяся секта людей, называвших Ирода Христом по той причине, что в его время кончилось преемство царей иудейских. А другие говорят, что иродианами называются здесь воины Иродовы, которых фарисеи взяли с тем, чтоб они были свидетелями того, что скажет Христос, а потом могли взять Его и отвести к суду. Но посмотри на злонравие их, с каким ласкательством они покушаются обольстить Господа! Знаем, – говорят, – что Ты не смотришь на лица человеков, а потому не убоишься и самого кесаря. Все же это было только лукавством, чтобы во всяком случае уловить Его. Ибо, если бы Он сказал, что должно кесарю платить подать, они обвинили бы Его пред народом в том, что Он порабощает народ чужому игу; а если бы сказал, что не должно, в таком случае они могли обвинить Его в возмущении народа против кесаря. Но Источник премудрости избегает их козней. Покажите Мне, – говорит, – монету, и, видя на ней изображение кесаря, сказал: что имеет на себе такое изображение, то отдавайте (лицу) изображаемому, то есть кесарю, а «Божие Богу». То есть обязанность платить дань кесарю нисколько не препятствует вам в деле богопочитания, ибо можете и кесарю отдавать, что следует, и Богу воздавать должное. Но у каждого из нас есть своего рода кесарь: это неизбежная потребность телесная. Итак, Господь заповедует давать и телу свойственную ему пищу и потребную одежду, и «Божие Богу», то есть посильное бдение, молитву и прочее. Но и диаволу, и этому кесарю, брось данное тебе от него, как-то: гнев, злую похоть; а Богу приноси Божие – смирение, воздержание во всем и прочее.
Протоиерей Александр Шаргунов
Фарисеи и иродиане искушают Господа относительно законности уплаты подати кесарю. Иудеи болезненно переносили уплату тяжкой подати оккупантам. У всех на памяти было восстание против уплаты подати, поднятое Иудой Галилеянином, как читаем мы об этом в книге Деяний. Господь знает, что Своим ответом Он автоматически поставит Себя либо среди коллаборационистов оккупационной власти, либо среди тех, кто оказывает ей сопротивление.
Фарисеи были великими ревнителями свободы иудеев, и если бы Господь сказал: «Позволительно давать подать кесарю», они возбудили бы народ против Него. «Трус и предатель», — сказали бы все о Нем. Иродиане были великими ревнителями римской власти, и если бы Господь сказал что-нибудь против уплаты подати кесарю, они возбудили бы римского правителя против Него, и арестовали бы Его как революционера. Не ново, что те, кто расходятся друг с другом во всем, объединяются друг с другом против Христа.
Они приходят к Нему под предлогом, что хотят решить вопрос, касающийся их совести. Они чрезвычайно превозносят Господа, называют Его Учителем —Учителем пути Божия, Учителем истины, Которого ни лесть, ни злоба кого бы то ни было не заставляет ни на шаг отступить от законов справедливости. «Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь», указуя всем, где добро и зло, правда и ложь. Они знали, что Он истинно пути Божию учит, и, тем не менее, отвергли совет Божий о себе.
Вопрос, который они задают: «Позволительно ли давать подать кесарю или нет?» Можно было подумать, что они желают достойно исполнить свой гражданский и религиозный долг. На самом деле единственное, чего они желали, — узнать, что Он скажет, — в надежде воспользоваться любым Его ответом для обвинения Его. Они делают вид, что передают решение этого вопроса Христу, изображая готовность поступить по Его слову: «Давать нам или не давать?» Многие как будто желают узнать, как им следует поступить в трудных обстоятельствах, а сами при этом нисколько не расположены поступать по совести.
Господь избегает их сетей. Он знает их лицемерие. Как бы ни было чье-то притворство искусно, оно не может быть сокрыто от Господа. Он знает, что они хотят уловить Его, и направляет дело так, чтобы уловить их. Он заставляет их признать, что официально принятая валюта этого народа — римская. Она имеет на одной стороне изображение императора, а на другой — его подпись. И это значит, что кесарь может распоряжаться их деньгами для общего блага: «Отдавайте кесарю кесарево». Обращение денег начинается от него и должно возвращаться к нему. Но кесарь не может распоряжаться их совестью. Он и не претендует на это. Потому платите свою подать без ропота и спора, но не забывайте, что Божие должно отдавать Богу. Многие из тех, кто как будто заботится о том, чтобы отдавать должное людям, совершенно не думают о том, что Богу следует воздавать славу, подобающую Его имени. Все слышавшие Христа были изумлены Его ответом, но кто из них после этого решился посвятить свою жизнь Богу? Естественно заключить: что стоит религиозная власть, не воздающая Богу то, что Богу принадлежит!
Несмотря на эти предельно ясные слова Господа, одним из главных обвинений Его на суде перед Пилатом будет то, что Он возмущает народ, запрещая платить подать кесарю (Лк. 23:2). В течение истории Церкви нередко возникали искушения отделить одну часть изречения Христова от другой. Господь хочет, чтобы мы различали часто смешиваемые области временного и вечного. Мы должны быть послушны государству во всем, что не противоречит закону христианской совести. Ибо верность Богу должна быть всегда впереди всего. Потому во все времена христиане — лучшие граждане своего отечества.
***
Протоиерей Павел Великанов
Ловушка, в которую пытаются завлечь Иисуса представители религиозной элиты и светские аристократы, была неплохо продумана. Если Иисус скажет, что нельзя платить налоги оккупантам – то есть римским властям – Его можно будет обвинить в подстрекании к мятежу и неповиновению Риму. Вполне достаточные основания, чтобы предать смерти и наконец-то вернуть ситуацию в прежнее управляемое русло. Если же Он скажет, что нет ничего зазорного в уплате налогов ненавистным римлянам – какой же Он после этого патриот? от Него неизбежно отвернутся многие и пойдёт дурная слава как о конформисте, предателе национальных интересов еврейского народа. Хитрость вопрошателей заключалась ещё и в том, что сначала они своими льстивыми словами надеялись загнать Спасителя в узкий коридор: коль уж Ты столь нелицеприятен и правдив, и заботишься только о правде Божией – Ты уже не сможешь отмолчаться или скрыть Свою настоящую позицию в этом более чем болезненном для любого иудея вопросе.
Чтобы понять всю глубину ответа Христа, надо обратить внимание на форму вопроса – и форму ответа. Фарисеи спрашивают – позволительно ли давать подать – а в ответ слышат призыв – отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Отдавайте – это совсем не то же самое, что «давать». Отдавать – значит возвращать назад то, что тебе не принадлежало, а было чужой собственностью. Фарисеи хотели придать религиозный смысл действию, которое прямого отношения к вере не имело: ведь монету чеканил императорский монетный двор, они принимали её для взаиморасчетов, тем самым признавая и римскую власть как таковую. Принимать монету царя – значит, принимать его как своего господина. Но уплата податей – одна из обязанностей, проистекающих из этого подданства.
Но Спаситель не этом не останавливается, а призывает не только отдавать налоги кесарю, но и «Божие – Богу». Блаженный Августин так красочно комментирует эти слова: «Кесарь ищет образ свой – возвращайте! Бог ищет образ Свой – возвращайте! Да не потеряет в вас кесарь монету свою, да не потеряет в вас Бог монету Свою».
Что же это такое – «Божие» в человеке, что мы должны обратно возвращать Богу? И как мы можем это не возвращать – а хищнически присваивать себе? Только у человека – в отличие от всех остальных живых существ – есть дар разумности. Мы поступаем тем или иным образом не потому, что нами владеют только животные инстинкты. В нас живёт дух – высшее начало, вложенное в человека Самим Богом – и даже в самом яростном безбожнике и грешнике этот дух никуда не исчезает. Да, он будет томиться, маяться, искать хотя бы какие-то проблески – но совершенно исчезнуть не может. Да, он может исказиться, стать духом злобы – или, напротив, духом любви и жертвенности – но всё равно именно он и будет главным в человеке, определяющим все остальные стороны его жизни. Когда ученики Христа предложили Ему спалить до тла небесным огнем города, отказавшиеся принять их – Иисус ответил: «Не знаете вы, какого вы духа». Сильный духом человек – это тот, кто понял секрет человеческой природы и научился им пользоваться. Дух в человеке – это та самая «точка входа», «портал», сквозь который мы заглядываем в вечность, где нет ни времени, ни материальной обусловленности, ни даже нашего физического тела. Так вот, отдавать Божие – Богу и означает, что мы призваны дать простор действию в нас вложенного некогда духа – чтобы он соединился со Святым Духом – действием и силой Живого Бога. Но это не может произойти вне нашего абсолютно свободного согласия, вне нашей воли. Либо мы отдаём себя в послушание Божественным заповедям, вслушиваемся в слово Божие, всматривается в обстоятельства нашей жизни и учимся понимать, что Он от нас в данной ситуации хочет – либо мы живём только и исключительно по своей воле, упрямо и самонадеянно – тем самым эксплуатируя некогда полученный дух и отказывая Богу его возвращать.
Научи же нас, Господи, не присваивать себе Твои дары – а учиться любое дело, любой поступок обращать в ещё одну ступеньку к Тебе!
***
Священник Дмитрий Барицкий
В сегодняшнем евангельском чтении представители религиозной элиты евреев задают Христу вопрос: можно ли правоверному иудею платить налог в пользу Рима. Вопрос с подвохом. При его помощи они стараются поставить Христа в тупик, как бы мы сейчас сказали, поймать Его на слове.
Дело в том, что динарий, римская монета, которая использовалась для уплаты налогов захватчикам, имел на себе образ императора Тиберия. Хождение этих монет в Палестине возмущало иудеев, которые боролись за политическую независимость своей родины. Ведь в древнем мире кто чеканит монету, которая используются на определенной территории, тот и владеет этой территорией. То есть это знак политической власти Рима. Кроме того, надписи, которые были на обеих сторонах этой монеты, говорили о том, что Тиберий — это сын бога и первосвященник. Это примешивало к политическим волнениям религиозные мотивы. Война за независимость становилась священной войной. Итак, согласившись, что кесарю, то есть цезарю, позволительно платить дань, Христос сразу стал бы ненавистен всему народу, превратился бы в глазах религиозных евреев не только в изменника, но и в богохульника. Но и другой ответ поставил бы Спасителя в невыгодное положение. Если бы Он ответил, что дань платить не следует, уже римляне пытались бы схватить Его как мятежника, который призывает к бунту, и, наверняка, предали бы смерти.
Получается вилка: или бунт или раболепство и предательство веры и родины. Вот перед каким выбором поставили недруги Христа. Однако Своим ответом Господь показывает, что решение этого вопроса лежит совсем в иной плоскости. Отдавая монету цезарю, мы всего лишь отдаем ему то, что и так принадлежит ему по праву сильного. Здесь ничего не поделаешь. Ведь его власть над Палестиной — объективный факт. Точно такой же, как тот, что на всех нас давит атмосферный столп, и мы, по сути, заложники, как внешних порой недружественных нам природных условий, так и немощей собственной природы. Важно то, что обязанность платить дань всем этим кесарям, никак не препятствует истинному богопочитанию. Можно признавать власть Рима и быть при этом праведным человеком.
Всем нам Господь напоминает, что человек много глубже, чем он сам о себе порой думает. Есть такие сферы в нашем существе, на которые не распространяется никакая внешняя власть, и доступ в которые можно получить лишь с нашего свободного согласия. Это область наших отношений с Богом, область духовной жизни. И не следует эту жизнь редуцировать до уровня социально-политических отношений. Проблемы духовного порядка невозможно решить единственно за счет какой-либо внешней активности, общественных реформ или же военных переворотов. Избавление от каких бы то ни было внешних несвобод не поможет нам обрести истину и сохранить себя для вечности. А потому не будем переживать, что обстоятельства жизни обложили нас тяжкой данью. Возвращая налог кесарю, сосредоточимся, на главном. Постараемся отдать Богу то, что принадлежит только Ему, свой ум, свое сердце, свою бессмертную душу.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Первая книга Священного Писания, Бытие, доносит до нас слова патриарха Иакова, которые он произнёс благословляя своего четвёртого сына Иуду: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель и Ему покорность народов». Эти слова праотца Иакова во все времена понимались как пророчество о грядущем Мессии. Из слов Иакова можно сделать, как минимум, два важных вывода. Во-первых, Христос будет потомком Иуды, а во-вторых, Мессия уничтожит грех как основную причину разделения людей друг с другом и людей с Богом, Мессия будет Примирителем. Довольно сложно соотнести эти слова патриарха Иакова со словами Самого Христа, Который сказал, что пришёл принести на землю не мир, а меч, что Он «пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее». Сегодняшний евангельский отрывок очень наглядно показывает, каким образом Мессия может в одно и то же время примирять и разделять. С вопросом к Нему подошли люди, которые совершенно по-разному смотрели на жизнь: фарисеи и иродиане. Последние составляли собой политическую партию приверженцев Ирода, идумейского князя, вследствие римского вмешательства ставшего иудейским царём. К религиозной жизни иудейского народа они не имели почти никакого отношения, если не считать их презрения к закону Моисея. Жизненные позиции фарисеев и иродиан были настолько различными, что об этих двух группах людей можно говорить как о непримиримых врагах. Но желание подловить Христа в слове и погубить Его смогло их объединить. Составленный ими хитроумный вопрос должен был поставить Христа в тупик, потому что этот вопрос не подразумевал иного ответа, кроме простого «да» или «нет». Подать, то есть налог, кесарю можно либо давать, либо нет. Если Христос говорит, что подать давать можно, то тем самым Он подпадает под обвинение в лояльности к римской оккупационной власти, если же Он отвечает, что платить налог Риму нельзя, то Его относят к политическим противникам императора. В первом случае от Христа отвернулись бы все правоверные иудеи, Он стал бы для них таким же врагом, каким были римские власти, во втором же случае Его можно было бы предать суду не по вымышленному, а по реальному обвинению в государственной измене. Просто, ясно, понятно Спаситель решил этот хитроумный вопрос. Это был поистине Божественный ответ. В его необычайно простой форме заключалась в то же время глубокая мудрость и содержание. Дан был основной христианский принцип, который уясняет область чрезвычайно сложных, запутанных отношений гражданской жизни. Был дан ответ на вопрос об отношении к государственной власти. Ответ этот не только не заключал в себе ничего незаконного, что давало бы возможность основать на нем хоть какое-нибудь обвинение перед судом римской власти, не только не ронял авторитет Спасителя в глазах иудеев, но можно думать, что он удовлетворил всех окружающих, несмотря на разницу их убеждений и взглядов. Ответ Христа примирил спорщиков между собой в ещё большей степени, чем желание уничтожить Спасителя. И в этом смысле Христос есть Примиритель, Его слова уничтожают все существующие земные споры и разногласия. Но есть условие, которое должно быть выполнено для того, чтобы слова Христа оказали примиряющее действие: приходя ко Христу, приходя к Его Церкви человек должен совершенно оставить лукавство и лицемерие, человек должен быть искренен. В противном же случае, слова Христа станут камнем преткновения, станут мечом, разделят человека в самом себе и противопоставят его окружающим, лишат человека простой человеческой логики, озлобят его. Помоги же нам, Господи, истребить всякий намёк на двоедушие и лукавство в отношении к Тебе!
О печати кесаря
(Мк.12:13-17)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды фарисеи задали Господу Иисусу очередной искусительный вопрос: «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Давать ли нам, или не давать»? В конечном итоге «Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Но как трудно в иных случаях понять, что кому принадлежит. Это так же трудно, как и разделить, что требуется для души, а что – для тела, – настолько они соединены в этой жизни.
В данном случае все очевидно: на монете – «кесаревы» «изображение и надпись». А если на монете изображение Господа Иисуса Христа? Или, например, святого Георгия Победоносца? Неужели эти монеты сразу станут Божьими, и мы уже не должны отдавать их тому, кто их чеканил?
Ну а кому принадлежит драгоценный богослужебный сосуд с изображением Господа Иисуса Христа? Что делать, если кесарь-богоборец говорит: я требую, чтобы вы под страхом смерти отдали мне все ценное, и в том числе – богослужебные предметы. А мы сказали бы: нет, богослужебные предметы мы отказываемся отдать. И вступили бы в физическую борьбу. И, конечно же, были бы побеждены и казнены, о чем кесарь и предупреждал. За что бы мы приняли смерть: за Христа, или за золото?
Мы, христиане, должны знать свое место в мире. Мы всегда должны быть готовы, что нас начнут гнать, а для начала – отбирать все ценное. Хотя бы, и в качестве провокации. Разве мы отречемся от Христа, когда уступим силе, и отдадим то, что они считают ценностью? Глядя на драгоценную чашу, мы удивляемся ее красоте, и мастерству ее создателей. И совсем другие чувства возникают перед Евхаристическими сосудами преподобного Сергия, сделанными просто из дерева, и которые никому, кроме нас, не нужны.
Когда срывали с икон драгоценные оклады, разве иконы не явились от этого в подлинной своей красоте? А когда отнимали иконы, объявляя их «художественной ценностью», – разве с меньшим благоговением прикладывался христианин к простой бумажной иконке с изображением священных ликов?
А страдать за золото? Страдать за ценности? Христос-то «пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Апостол говорит: «не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение». А какие чувства испытывает человек, вцепившийся и не отдающий драгоценный предмет? Те же самые, что и похититель.
Для того, чтобы мы не заблудились, слово Божие постоянно напоминает, что именно «драгоценно пред Богом». Вот и сегодня, например: «Жены», «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом». А за почитание каких сосудов с нас спросится? – «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Конечно, все, что связано с нашей верой, с Богослужением, – все для нас драгоценно, все почитаемо, и не допускает небрежения. Но древние христиане предавали души именно за Христа, а не за то, что как-то косвенно связано с Ним. Мы не должны повторять ошибок прошлого, когда Богоборческая власть снова будет провоцировать нас: хватать ценности, вырывая вместе с ними и наши души, которые прилепились к ним, не сумев отличить Божьего от кесарева.
О вере и легковерии
(Евр.11:17–23, 27–31)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Павел продолжает говорить о вере. И снова перед нами Авраам. Он имел такую решимость выполнить Божью волю, что Апостол говорит, как о уже содеянном, о том, чего Авраам до конца все же не совершил. Апостол утверждает, что Авраам уже «принес в жертву Исаака», «принес единородного»! Потому что верил, «что Бог силен и из мертвых воскресить».
Потом Исаак в старости «благословил Иакова и Исава». Потом Иаков перед кончиной благословил свое потомство. И когда благословляли, видели то, на что благословляли, как бы уже сбывшимся. Причем, что-то видели с радостью, а что-то со страхом и беспокойством. Например, о Дане Иакову было открыто, что «он будет змеем при дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня». Увидев это, Иаков восклицает: «на помощь Твою надеюсь, Господи» (Быт.49:17-18)!
Иосиф, когда перед кончиной прощался с братьями, видел будущее своего народа, как настоящее. Казалось бы, недавно пришли в Египет, поселились на лучших землях, впереди – спокойная жизнь. Но Иосиф видел исход отсюда, и как о самом важном, «завещал о костях своих», чтобы они взяты были в землю обетованную.
Далее Апостол говорит о родителях Моисея, которые «верою» три месяца скрывали его, хотя фараон велел уничтожать всех новорожденных евреев мужского пола. Родители видели, «что дитя прекрасно», и поэтому уверовали в избранничество своего сына, и что Бог его как бы уже сохранил. Поэтому и «не устрашились царского повеления».
И далее – о великих делах Моисея, которому был открыт путь Божьего народа. Моисей вывел народ из Египта, под предлогом принести жертву в пустыне, хотя ясно было, что обман обнаружится, и не миновать погони. Перед исходом он, по повелению Божию, совершил с народом пасху. При этом велел помазать косяки дверей жертвенной кровью, веря, что истребитель первенцев египетских не переступит этого знака. А потом он ввел народ посреди двух водных стен Чермного моря, веря, что они не сомкнутся. Когда подошли к Иерихону, Моисей, вместо того, чтобы вести правильную военную осаду, приказал зачем-то обходить вокруг города семь раз, трубя в трубы. И по его вере «пали стены Иерихонские».
Так, верою совершался этот великий исторический путь Божьего народа. Так, верою совершается и все великое в человечестве. Верою в невидимое, в то, чего еще нет. А что всегда стоит на пути этих движений? – Плоть: то, что видимо и осязаемо, то, что кажется единственно реальным. Но Господь говорит: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огнь не угасает». Также «и если нога твоя соблазняет тебя», «и если глаз».
Но вера должна быть обоснованной. Верить надо не потому, что просто во что-то надо верить. И не потому, что очень хочется верить. Вера должна быть проверена и умом, и сердцем. А то получится как с Египтянами. Они вслед за евреями вступили на дно моря. Но сделали это не по вере, а по легковерию. Они необоснованно подумали, что – то, что сейчас, будет и всегда; и что открыто для Божьего народа, будет открыто и для них. И вступили посреди вод самовольно, не получив повеления и благословения от Бога, как получил человек Божий, Моисей.
|