27 Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
32 после всех умерла и жена;
33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
37 А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
40 И уже не смели спрашивать Его ни о чем. Он же сказал им:
41 как говорят, что Христос есть Сын Давидов,
42 а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
43 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
44 Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
2 стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
6 а сластолюбивая заживо умерла.
7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
(Лк. 20:27-44) Лк.20:27. Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:
Лк.20:28. Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему.
Лк.20:29. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным;
Лк.20:30. взял ту жену второй, и тот умер бездетным;
Лк.20:31. взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей;
Лк.20:32. после всех умерла и жена;
Лк.20:33. итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
Саддукеи, в своих измышлениях утверждаясь на слабом основании, не верили учению о воскресении. Предполагая, что по воскресении будет телесная жизнь, они, естественно, заблуждались. Поэтому, осмеивая учение о воскресении как нелепое, они выдумывают настоящий безрассудный рассказ.
Лк.20:34. Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж;
Лк.20:35. а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят,
Но Господь опровергает их основание и объявляет, что там не телесная жизнь. А вместе с этим слабым основанием и предположением разрушает и учение их, сказав: вы заблуждаетесь, не зная Писаний и превратно толкуя их смысл. «Чада века сего», то есть рождающие и рождающиеся в мире сем, «женятся и посягают», то есть «выходят замуж». А сыны того века ничего такого не делают, ибо и умирать не могут; поэтому нет там и брака, а жизнь ангельская, божественная. Здесь потому и брак, что есть смерть, и потому смерть, что есть брак. А там, когда упразднится смерть, какая нужда в браке? Ибо брак установлен в помощь смертности и в восполнении недостатка. А где нет никакого недостатка, там какая нужда в восполнении?
Лк.20:36. и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения.
«Ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии». Почему? Потому что суть сыны воскресения. Слова сии такой имеют смысл: Я, – говорит, – назвал их сынами Божиими потому, что в рождении их не усматривается ничего телесного, но все божественное. Ибо в воскресении не предшествует ни соития, ни семени, ни утробы, ни зачатия, но тела наши рождает Бог известным Ему способом. Поскольку же в воскресении действует Бог, то возрождающиеся от воскресения справедливо называются сынами Божиими.
Лк.20:37. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова.
Лк.20:38. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
К умозаключению Господь присовокупляет и свидетельство от Писания. Моисей говорит, что Бог сказал ему из купины: «Я Бог Авраама» и прочее (Исх.3:6). Если бы патриархи навсегда уничтожились и не были живы пред Богом по надежде воскресения, то Он не сказал бы: «Я есть», но «Я был». Ибо о вещах поврежденных и потерянных мы обыкновенно говорим: я «был» хозяином такой-то вещи. А теперь, когда Бог сказал: «Я есть», Он показал, что Он есть Господь и Бог живых, а не уничтожившихся совершенно. Ибо хотя они и умерли, но надеждой воскресения живы, подобно как и Адам хотя и жив был, однако ж, был смертен, и о нем говорится, что он умер в то самое время, как вкусил от запрещенного плода.
Лк.20:39. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
Лк.20:40. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
Когда таким образом саддукеи были пристыжены, книжники, довольные победой над ними, одобрили Иисуса как соперника их.
Он же сказал им:
Лк.20:41. кáк говорят, что Христос есть Сын Давидов,
Лк.20:42. а сам Давид говорит в книге псалмов: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
Лк.20:43. доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Лк.20:44. Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему?
Вскоре имея идти на страдания, Господь проповедует о Своем Божестве, и то не явно и с гордостью, но очень скромно. Ибо спрашивает их и, приведя в недоумение, предоставляет им самим выводить следствие. Давид, – говорит, – называет Его Господом (Пс.109:1): как же Он простой Сын ему? Он был и сын Давиду по плоти, но вместе и Бог его, а они считали Его только сыном Давидовым. Поэтому Он опровергает это мнение их, что Христос есть простой сын Давидов, и объявляет, что Он не противен Отцу, но имеет с Ним большое единомыслие, ибо Отец поборает врагов Его. Это сказал Он книжникам.
Саддукеи имели возражение против Воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его.
Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования – карточный дом: дунь и разлетится. По частям их и опровергать нет нужды, а достаточно отнестись к ним так, как относятся к снам. Говоря против снов, не доказывают несообразности в составе или в частях сна, а говорят только: это сон, – и тем все решают. Точно такова теория образования мира из туманных пятен, с подставками своими – теориею произвольного зарождения дарвиновского происхождения родов и видов, и с его же последним мечтанием о происхождении человека. Все, как бред сонного. Читая их, ходишь среди теней. А ученые? Да что с ними поделаешь? Их девиз: не любо не слушай, а лгать не мешай.
Протоиерей Александр Шаргунов
Во времена земной жизни Христа иудеи задавались вопросом будущего воскресения мертвых. И, как мы видим это в сегодняшнем Евангелии, их мнения по этому предмету разделялись. Потому они и вопрошают Христа.
Для Господа не может быть никакой неясности в этом вопросе. Он непрестанно свидетельствует о жизни после смерти. И теперь Господь спокойно и решительно отметает возражения саддукеев, изобретенные ими по этому поводу: женщина, которая последовательно выходила замуж за семь разных людей, чьей женой она будет в будущей жизни? В том-то и дело, что жизнь будущего века будет совершенно отличаться от нынешнего: в том веке ни женятся, ни замуж не выходят, не умирают и умереть уже не могут. «Ибо они подобны Ангелам, — говорит Христос, — будучи сынами воскресения. Они — сыны Божии вовеки».
Христос утверждает истину воскресения. Но Он не доказывает ее. А возможно ли в принципе ее доказать? Никто еще не проникал за пределы смерти, чтобы вернуться оттуда на землю. Никто, кроме Христа и Божией Матери, не воскресал еще из мертвых в славе будущего века, чтобы свидетельствовать об этом. Однако Христос ссылается на Священное Писание и предлагает его как доказательство. Разве Бог, говоря с Моисеем при купине, не назвал Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова»? «Бог же не есть Бог мертвых, но Бог живых, — говорит Христос, — ибо у Него все живы».
Что это значит? Это значит, что свидетельство воскресения — в Самом Боге и в той непостижимой связи, которую Он восхотел создать между Собой и человеком. Бог есть абсолютная полнота жизни, то есть познания и любви. И эту жизнь Он восхотел разделить с человеком, которому Он дает познавать и любить Себя. Ибо творение, до такой степени соединенное с Богом, до такой степени принадлежащее Богу, что и Бог принадлежит ему, не может перестать существовать. Оно участвует в полноте жизни, воспринятой от Бога. В любви Бога оно не может не жить вечно. Поистине, Бог есть Бог живых, ибо все живы Им. Доказательство воскресения — Сам Бог, дающий его — в союзе любви, которой Он соединяет нас с Собою.
Так было уже во времена ветхозаветных патриархов, даже если иудеи не могли осознать это, так было во времена земной жизни Христа, еще до того, как Он вошел в Свою Пасху. Но после Пасхи Христовой эта тайна раскрылась с несравненной силой. В смерти и воскресении Человека, Который есть Сын Божий, решительно явилось ее ослепительное свидетельство. Для того, кто живет Христом, для того, с кем Христос связан узами никогда не колеблющейся любви, для того, кто может повторять с апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), сомнение больше невозможно. Благодать Божия свидетельствует в сердце нашем, что Господь переведет нас однажды через смерть к жизни вечной. Ибо где Он, там слуга Его будет (Ин. 12:26).
Ибо все стало иным для любящих Христа — жизнь, но также и смерть. «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение». Что бы ни происходило, мы принадлежим Христу, а Христос — нам. Что разлучит нас от любви Божией во Христе Иисусе? «Ни смерть, ни жизнь, — отвечает Апостол, — ничто ни в этом мире, ни в будущем. «Живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли или умираем, — всегда Господни». Какое же еще остается различие между жизнью и смертью? Господь всегда идет впереди нас, соединяя нас с Собой и ведя за Собой всюду, куда бы Он ни пошел. Если такова Его любовь к нам, Он будет пребывать с нами и мы — с Ним во веки.
Мы слышим также, как Господь вопрошает о тайне Мессии тех, кто хочет одним умом постигнуть непостижимое. Из Писаний ясно, что Христос должен быть Сыном Давидовым. И так же ясно, что Давид называет Мессию своим Господом. Если Он — Сын ему, почему же он называет Его Господом, а если Он Господь ему, какой же Он ему Сын? Мудрецы и книжники и здесь не могут справиться с кажущимся противоречием. Благодарение Богу, благодатью Его нам дано знать, что Христос, оттого что Он Бог, — Он Господь Давиду, а оттого что Он — Человек, Он — Сын Давидов. Тайна Христа, как и тайна Воскресения, постигается только благодатью Духа Святого.
***
протоиерей Павел Великанов
Ключевая тема сегодняшнего чтения – вера в воскресение мёртвых. Это один из острых вопросов, который проводил чёткую границу между двумя влиятельными партиями в ветхозаветном иудаизме – фарисеями и саддукеями. Вопрос, заданный Спасителю, с точки зрения саддукеев, неизбежно должен был завести ответчика в тупик и тем самым показать абсурдность веры в воскресение. Однако Христос одной фразой разрушает искусно поставленную ловушку. Безумно пытаться накладывать наши земные шаблоны на иной мир. Там – всё иначе. Это здесь, на земле – брачные отношения – неизбежный и благословенный Богом способ продолжения рода. Там – всё иначе. И не надо пытаться заглянуть в этот другой мир с инструментарием нашего, земного, материального бытия: ничего там работать не будет.
Но Спаситель на этом утверждении не останавливается. Он раскрывает глубочайшую истину, которая для Церкви Христовой впоследствии станет краеугольной. Иисус напоминает слушателям о том, каким образом Бог свидетельствует Сам о Себе во время явления Моисею в несгораемом кусте, или по-славянски, «купине неопалимой»: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». Если бы жизнь человека прекращалась с его смертью – эта фраза была бы абсурдной. Какой смысл вспоминать о человеке, если к этому времени уже и костей-то его не осталось! Это было бы похоже на то, как если бы некий землевладелец стал хвалиться своими умершими крестьянами: что от них толку, когда их больше нет? Но для Бога все они – и Авраам, и Исаак, и Иаков – живы – потому что они теперь – в Нём Самом, в Его Царстве – а не на земле.
Сам факт того, что Господь Бог определяет Себя именно через отношение, отсылку к конкретным людям – очень сильное свидетельство. Он не говорит: «Я Бог догматов!» или «Я Бог Типикона!» или «Я Бог Священных Ритуалов!» И учение, и образ жизни, и обряды – всё это, несомненно, важно и нужно. Но суть – вовсе не в этом. Главная ценность, ради чего существуют и наши чинопоследования, и заповеди, и богослужения, и догматы – правильно настроить отношения между конкретным человеком и Господом Богом. Не превращая жизнь в изнуряющее и непонятное «обслуживание» Бога, превратившегося в какую-то далёкую – но при этом очень опасную – абстракцию.
Но как можем мы понять, что между нами и Богом на самом деле выстроены правильные отношения? Я бы предложил несколько показателей.
Прежде всего, это наличие завета, договорённости между Богом и нами. При этом мы должны очень хорошо понимать смысл этих договорённостей. Конечно, есть Новый, Ветхий Заветы. Но в каждом конкретном случае между нами и Богом заключается наш собственный, личный завет – в котором обе стороны берут на себя определённые обязательства и условия их выполнения. Значит, если у нас в жизни нет чётких границ и внутренних рамок – ни о каких отношениях с Богом пока ещё речи не идёт. Это не отношения, а просто распущенность и своеволие. Что хочу – то и творю.
Второй показатель – это диалогичность. Наш Бог – вовсе не «молчун». Если Он реально присутствует в нашей жизни – мы будем уметь Его слышать. Именно слышать – то есть распознавать Его ответы на наши просьбы, понимать, хотя бы приблизительно, что именно в данный момент Он от нас хочет. И когда удаётся почувствовать то, что наши обращения к Нему – это вовсе не пустое сотрясение воздуха, а действенный разговор – тогда совсем по-другому начинаешь относиться к молитве. Не как к «обязанности», а как к уникальной возможности, которой если не пользуешься – тебе же хуже.
И третий показатель – пожалуй, самый неприятный – то, что настоящего Бога невозможно «запрограммировать» – то есть навязать Ему определённую последовательность действий, придуманную нами в наших же интересах. Он постоянно расстраивает наши планы и схемы – не потому, что хочет нас расстроить, а потому, что для нас же самих так будет лучше. И если у нас в жизни всё идёт совершенно гладко, без сучка и задоринки – самое время остановиться и внимательно посмотреть: а не катимся ли мы со свистом с какой-то горки? Если всё полностью идёт по нашему плану, может, Господь Бог дистанцировался от активного участия в нашей жизни – что толку, всё равно этот упрямец будет настаивать на своём? Его воля да будет – а не Моя, – с печалью говорит Господь?
Хочется пожелать почаще вспоминать об этих маркерах наших отношений с Богом – и при любых обстоятельствах помнить: наш Бог – это Бог живых людей, а не высоких истин и устойчивых систем!
***
священник Стефан Домусчи
Есть вопросы, которые очень беспокоят человека. В любом возрасте, в любом месте и в любую эпоху – мы думаем о смысле жизни, страдаем или радуемся из-за любви, печалимся и переживаем о смерти. И если жизнь и любовь нам знакомы, хотя каждому и по-разному, то смерть загадочная и страшная реальность, о которой людям открыто не так много. Конечно, всегда находились те, кого загадочное и неизведанное притягивало и интересовало; те, кому хотелось заглянуть в мир иной и получить весточку «от туда»… И хотя многим христианство представляется чуть ли не религией мертвых, никакого подробного учения о посмертии нет ни к Ветхом, ни в Новом Завете. В Ветхом есть жесткий запрет на любое общение с духами, а в Новом смерть названа последним врагом и побеждена Христом. Мы знаем, что она будет, но знаем так же, что за ней будет воскресение.
Иными словами, Бог не оставил нас в неведении об умерших, нам открыто достаточно для того, чтобы мы не отчаивались и имели надежду. Надежду, которая делает смерть хотя и тревожащей и неизбежной, но в то же время, не побеждающей, а побежденной…
И вот в сегодняшнем чтении, мы видим замечательный пример, в котором Христос показывает, как споры разных учителей закона и иудейских богословов становятся бессмысленными и неважными в контексте веры в Бога и надежды на воскресение. Все вопросы бьют мимо цели и те, кто хотел уловить Христа оказались бессильны перед простотой и ясностью возвещаемой Им истины. А истина эта в том, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».
Нет мертвых! Даже от одной мысли начинаешь трепетать! Ведь сколько бы молоды мы ни были – у нас есть родные и близкие, которые умерли. Мы не видимся и не общаемся с ними, мы лишь помним их, можем посмотреть фотографии или видеозаписи… Но Бог совсем не так, потому что те, кого мы считаем мертвыми, для него живы. Все. Думаю, что любой, кто задумается об этом, почувствует насколько весть о том, что смерть – это не последняя правда о мире, может перевернуть всю человеческую жизнь.
Кого-то, эта весь несомненно обрадует. Ведь если со смертью мы не заканчиваемся, значит для нас и наших близких еще не все потеряно, значит наша любовь и любовь других людей к нам и самое главное любовь к каждому Бога оказывается бесконечно сильнее и важнее чем смерть.
Но может ли весть о том, что мы живы для Бога даже после смерти тела, кого-нибудь расстроить? Думаю, очевидно, найдутся и те, кто не хотел бы оказаться с Ним лицом к Лицу.
Как построить свою жизнь? К чему стремиться? Каким быть здесь и сейчас? Это не пустые и не праздные вопросы, ответ на которые и определит нашу жизнь по смерти и воскресении.
О силе женщин и о силе истины
(1Тим.5:1–10; Лк.20:27–44)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды саддукеи, которые отрицали возможность воскресения, задали Господу Иисусу хитрый вопрос: чьей женой будет женщина в будущей жизни, если в этой она имела семь мужей? Они хотели наглядно показать безумие идеи вечной жизни. Мол, накопившиеся здесь проблемы никому, никогда и нигде не решить к общему согласию. Подобные вопросы нередки. Например, где смогут разместиться все воскресшие жители земли, и чем они будут заниматься в вечности? Но можно задать встречный вопрос: а что можно было бы сообщить ребенку во чреве матери о том мире, в который ему предстоит родиться? Наверное, только одно: «там совсем не то, что здесь». Господь саддукеям тоже сначала отвечает через «не»: «Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят».
Брачные отношения – важнейшая сторона этой жизни. Что такое женщина для мужчины, – очень ярко говорит Зоровавель во Второй книге Ездры: «О, мужи! Не велик ли царь и многие из людей»? «Но кто господствует над ними и владеет ими? Не женщины ли»? «Если соберут золото и серебро и всякие драгоценности, а потом увидят одну женщину, хорошую лицом и красивую, оставив все, устремляются к ней более, чем к золоту и серебру и ко всякой дорогой вещи. Человек оставляет воспитавшего его отца и страну свою и прилепляется к жене своей. И с женою оставляет душу, и не помнит ни отца, ни матери, ни страны своей». «Многие сошли с ума из-за женщин и сделались рабами через них». «Я видел» «Апамину», «сидящую по правую сторону царя; она снимала венец с головы царя и возлагала на себя, а левою рукою ударяла царя по щеке. И при всем том царь смотрел на нее, раскрыв рот: если она улыбнется ему, улыбается и он; если же она рассердится на него, он ласкает ее, чтобы помирилась с ним. О мужи! Как же не сильны женщины, когда так поступают они» (2 Ездр.4:13-32)?
И многие, действительно, не знают ничего сильнее. Таких бесполезно предостерегать, что если «не познали путей» Господних, то и «не войдут в покой» Его. Они с недоумением скажут: «а зачем нам в этот покой, где «ни женятся, ни замуж не выходят»? И какой для них смысл в том, что «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения мертвых» «равны Ангелам»?
Если о муже сказано: «да оставит» он «отца и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт.2:24), а о жене: «и к мужу твоему влечение твое» (Быт.3:16), то об Ангелах ничего не сказано в отношении пола. Но Ангелы ничем не обделены, и ничего не лишены, по сравнению с людьми. И мы, став, как Ангелы, ничего не лишимся, и ничем не обеднеем. И потом – есть же люди, которые, при всей силе женщин, уже здесь выбрали путь безбрачия, и нашли несравненно сильнейший источник радости и удивления.
Тот же Зоровавель, с таким вдохновением сказавший о силе женщин, с еще большим вдохновением говорит далее: «Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие, и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает, и остается сильною в век, и живет, и владычествует в век века». «Благословен Бог истины» (2 Ездр.4:37-40)!
Человек ничего не лишается в Царствии Небесном, но обретает то, что превыше всего. И все мы: и Ангелы, и мужчины, и женщины, «будучи сынами воскресения» – пред лицем нашего Господа забудем и все свое, и самих себя, и кто чей муж, и кто чья жена, и ни о чем не будем жалеть, и ни на что не будем оглядываться.
Ну а пока… Однажды молодой христианин спросил: «А можно ли в праздники позволять себя плотские утешения»? И наставник ответил: «Можно. Если ты еще не дорос до утешений духовных».
|