13 декабря 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 26-й седмицы по Пятидесятнице

(1Тим.4:4–8,16; Лк.20:19–26)

 

Евангелие святого апостола Луки, глава 20, стихи 19 - 26:

19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20 И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
21 И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
22 позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
23 Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
24 Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
25 Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 4, стихи 4 - 8, 16:

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 20:19-26) Лк.20:19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.

Но они и тогда, как поняли, что на них говорит Господь притчу сию, злоумышляют против Него и наложили бы на Него руки, если бы не побоялись народа. И Закон говорит: «не умерщвляй невинного и правого» (Исх.23:7); но его они не слушают, а боятся гнева людского и, уклоняясь от видимого наложения рук, устрояют иные ковы против Него.

Лк.20:20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
Лк.20:21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
Лк.20:22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?

Фарисеи приготовили сеть, которой, по их мнению, Господу трудно избежать, но в сети сей «запуталась нога их» (Пс.9:16). Смотри, какое лукавство! Если Господь скажет, что должно давать подать кесарю, тогда обвинят Его пред народом в том, что Он в рабство приводит народ, который есть «семя Авраамово» и никому не работал (Ин.8:33). Если Он запретит давать подать, в таком случае, как возмутителя, поведут Его к правителю.

Лк.20:23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
Лк.20:24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
Лк.20:25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Но Господь избегает сетей их как «серна», ибо так назвала Его невеста в Песни Песней (Песн.2:9), и научает, что телесная подчиненность владеющему нашими телами, царь ли он, или тиран, нисколько не препятствует нам духовно благоугождать Богу духов. «Итак, отдавайте, – говорит, – кесарево кесарю, а Божие Богу». И смотри, не сказал: «давайте», но «отдавайте». Это, – говорит, – долг, поэтому и уплати должное. Государь твой хранит тебя от неприятелей, жизнь твою делает мирной, за это ты обязан ему податью. И иначе: то самое, что ты вносишь, то есть монету, ты имеешь от него же самого. Итак, монету царскую ему (царю) и возврати опять. Между тем ты и для себя извлек из нее выгоду, разменивая ее и добывая необходимое для жизни.

Так точно и Божие должно воздавать Богу. Он дал тебе ум: возврати Ему оный разумной деятельностью. Он дал тебе рассудок: возврати Ему оный, не уподобляясь неразумным животным, но поступая во всем как одаренный разумом. И вообще Он дал тебе душу и тело: возврати Ему все и восстанови для Него образ Его, живя по вере, с надеждой, в любви.

И в ином смысле должно отдавать кесарево кесарю. Каждый из нас носит на себе или образ Божий, или образ князя мира. Когда мы уподобимся кесарю, становясь сыновьями диавола, мы носим на себе его образ. Сей-то образ должно отдавать ему и отвергать, чтобы он имел свое при себе, а в нас не находил ничего принадлежащего ему. Чрез это и образ Божий может сохраниться у нас в чистоте. Поэтому и апостол Павел убеждает, чтобы мы как носили образ земного, так носили и образ небесного (1Кор.15:49); и в другом месте: «отложить прежний образ жизни ветхого человека» (Еф.4:22). Что здесь выражено словом «отдавать», то у Павла словом «отложить», и что здесь названо образом «кесаря», то там образом «земного», без сомнения, Адама согрешившего, и «ветхого человека». Ибо образ земного не что иное, как тление и грех, каковой образ мы имеем потому, что уподобились отступнику, а не Царю.

Лк.20:26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.

Фарисеи не могли уловить Иисуса в слове пред народом. Ибо особенное старание у них было о том, чтобы оклеветать Его пред народом, как порабощающего народ римлянам. А сего они не могли достигнуть по причине премудрого Его ответа.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Кесарево – кесарю, а Божие – Богу» (Лк.20:25); всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское – своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, – в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том, что Божие – не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения, противные вере находят доступ в общество, и что общество склоняется к повальному безверию?

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.20:19–26)

Протоиерей Александр Шаргунов

Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно определяет решительно отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно дает христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.

Где и когда Христос произнес это слово, которое стало законом? В Иерусалиме, за несколько дней до Своих крестных страданий, когда с разных сторон все делали, чтобы избавиться от Него. И изыскивали, как скомпрометировать Его. Ловушка была построена весьма искусно. Платить подати императору, римской оккупационной власти, означало признать ее как законную власть. Однако фанатично настроенные иудеи выступали против этого. Они предпочитали террор, вооруженную борьбу против римлян. Многие из них кончили жизнь на кресте, как два разбойника, казненных одновременно с Господом.

Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придет Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель.

Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: «Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берете эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит».

Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Ленин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна.

С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат.
 

«Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они — только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займет свое место.

***

священник Дмитрий Барицкий

В 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпей Великий покорил Палестину. С этого времени евреи были обязаны платить дань кесарю, правителю Рима. Это была подушная подать, то есть взималась она с каждого человека. Для уплаты налога использовался римский динарий. Каждый мужчина в возрасте с 14 до 65 лет, а также каждая женщина с 12 до 65 лет должны были заплатить один динарий в год. Сумма небольшая. Равнялась она дневной плате наемного работника. Однако для многих евреев был принципиально неприемлем сам факт существования подобного побора. И дело не только в политических мотивах. Как мы помним, иудеи ждали Мессию. Именно Он, по их мнению, должен был стать подлинным царем Израиля, восстановить было могущество, величие и славу еврейского государства. А потому и платить дань еще кому-то кроме Него считалось явным признаком богоотступничества. Именно по этой причине в Иудее так часто вспыхивали восстания против власти Рима. Все они носили религиозный характер – в каком-то смысле пытались приблизить царство Мессии, как его понимали иудеи.

Зная это, мы можем оценить глубину коварства тех, кто прилюдно спросили Христа, платить им этот налог или не платить. Спасителя в очередной раз пытаются загнать в ловушку. Ведь если Он скажет: не платить, – Его обвинят в подстрекательстве к бунту против Рима. А это, однозначно, смерть. Если скажет: платить, – Его обвинят в богохульстве и предательстве веры. Люди отвернутся от Него.

Как всегда, Господь предлагает неожиданное решение. Он требует динарий и обращает внимание народа на то, что на нем изображено: это профиль цезаря Тиверия, который был на тот момент римским императором, а также надпись: «Тиверий кесарь, сын божественного Августа». В древнем мире тот, кто чеканил собственную монету, имел право собирать налог с территории, на которой эта момента имела хождение. То есть Христос как бы говорит иудеям: эта вещь принадлежит кесарю, а потому вполне логично и законно вернуть собственность ее хозяину. Уплата пошлины в пользу Рима, да и сама покорность оккупанту, совершенно не препятствуют истинному служению Богу. Более того. Если вы думаете, что, не выплачивая налоги, поднимая бунты, вы совершаете богоугодное дело, приближаете царство Мессии, то вы совершенно ничего не смыслите в подлинной духовной жизни. Царство Мессии наступит только тогда, когда вы научитесь отдавать Богу то, что принадлежит Ему по праву. Самих себя, исполненных любовью к Нему и своим ближним. Это и есть то, что ожидает от вас Господь. А пока вы одурманены своими религиозно-политическими идеями, вы так и будете обирать кесаря и, что печальнее всего, пытаться отдать это краденное Богу, будто Он этого от вас ожидает.

Слова Христа обращены ко всем тем, кто искренне пытается идти путем веры. Ведь здесь так легко угодить в ту же самую ловушку, в которой некогда оказались иудеи, – подменить подлинно духовную жизнь, которая в первую очередь есть жизнь сердца, борьбой с какой-либо внешней угрозой. Всегда при большом желании можно найти врага, того, кто пытается разрушить Церковь как извне, так и изнутри. Посвятить себя всего целиком и без остатка священной войне с атеистами, иноверцами, еретиками, раскольниками, модернистами, либералами, экуменистами, – в общем, со всеми теми, кто, по нашему убеждению, мешает Церкви жить полноценной жизнью. Как только эта привлекательная мысль промелькнет у нас в голове, вспомним то, что сказал нам сегодня Господь. Он ожидает от нас совсем не этого. Ведь все это методы, при помощи которых действуют земные правители, чтобы утвердить свои империи. Все это кесарево. Царь небесный хочет, чтобы мы вернули Ему то единственное, что принадлежит Ему по праву, – свое сердце, исправленное тщательным исполнением евангельской заповеди жертвенной любви ко всякому нашему ближнему.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Память святого апостола Андрея Первозванного

Еп. Митрофан (Зноско-Боровский)

Сегодня св. Церковь отмечает память св. ап. Андрея Первозванного. Имя Андрей означает «мужественный», и св. ап. Андрей вполне оправдал свое имя.

Придя в возраст совершенный, он оставил полный изобилия родительский дом и вступил в число учеников Иоанна Крестителя.

Многие израильтяне, ожидая Мессию, представляли Его в виде героя, который освободит свой народ от иноземного ига и создаст непобедимое иудейское царство. В этом смысле и ожидали они от Иоанна Крестителя свидетельства о Мессии. Но, к их разочарованию, Иоанн призывал их к крещению покаяния, к подвигу смирения, к очищению сердца, предуказывая тем, что грядущий Мессия не герой народный, а Искупитель, духовный возродитель человечества, открывающий человечеству утерянный им путь к радости и единству всех в Боге.

И вот Андрей, чуждый законнической фарисейской закваски, услыхав слова Предтечи: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира», сразу последовал за Иисусом, назвал Его Учителем и пробыл у Него целый день. Таким образом, сын рыбака Ионы, Андрей, стал первозванным учеником Сына Божия. Он привлек за собой ко Христу брата своего Симона, которому Иисус дал имя Кифа-Петр.

Но это еще не было окончательное избрание Андрея и Петра. После первой встречи со Христом они вернулись в родное селение и, размышляя о Божественном Учителе, занимались, вместе с отцом, ловлей рыбы на море Галилейском. Проходя, после 40-дневного пребывания в пустыне и искушений от диавола, по берегу моря, Христос учил народ и исцелял больных. В один из этих дней Он вновь увидел Симона-Петра и Андрея, закидывающих сети в море, и сказал им: «Следуйте за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Не задумываясь, и Симон-Петр и Андрей оставили сети, оставили отца своего и приняли призыв к всемирному апостольскому служению.

Ап. Андрей, всегда сосредоточенный, самоуглубленный, решительный и смелый, выступает в Евангелиях в особо важных, ответственных случаях.

«Пришел час прославиться Сыну Человеческому... Кто Мне служит, Мне да последует». Слушая эти Христовы слова, Андрей знал, что он, не колеблясь, последует за Божественным Учителем – и в крестном подвиге, и в благовестии. А заповедь Вознесшегося: «Идите, научите всенароды, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», – побудила ап. Андрея пойти с Благой Вестью о Распятом и Воскресшем к тем народам, которые менее других могли надеяться на приход к ним благовестителей.

Ап. Андрей посещает Ефес, сопровождает Приснодеву Марию на гору Афон, проповедует в Малой Азии, в греческих областях Римской Империи, в скифских городах Кавказа, в Грузии, в Херсоне. Посетил он необозримые пространства Великой Скифии – современной южной России, приходит на Киевские высоты, где водрузил св. Животворящий Крест, сказав своим спутникам, что «на сих горах воссияет благодать Божия», и достигает Севера России, где расположится дивный Валаам. Так наша Русская Земля была озарена светом Христовым первозванным Апостолом Андреем, свидетелем всей земной жизни Спасителя нашего, Его Голгофских страданий за род человеческий и Его Воскресения. От ап. Андрея ведет свое начало Христова Церковь на Руси.

Мучеником закончил свой жизненный на земле подвиг Апостол Андрей. Взирая на крест (в форме буквы «X»), приговоренный к распятию, ап. Андрей возгласил: «Радуйся, Крест, плотию Христовой освященный... Прежде ты был страшен для людей, ныне ты любим и принимаешься с охотой... Посему я иду к тебе с радостью... Возьми меня от людей и отдай меня моему Учителю, чтобы тобою меня принял Тот, Кто искупил меня Тобою».

«Послушание лучше жертвы», – говорили ветхозаветные пророки. И Господь наш Иисус Христос всей Своей жизнью освятил подвиг послушания, «послушлив был даже до смерти крестной». Образ такого послушания Богу дает нам и св. Апостол нашей Родины – Андрей Первозванный, хранитель страждущей Церкви Российской и покровитель верующего народа нашего.

К его и наших Новомучеников Российских молитвенному заступлению прибегаем мы с горячей сердечной мольбой: да возродит Промыслитель Русь Православную чрез воскресение Христа в наших и всего страждущего народа нашего сердцах, Христа Спасителя, к Коему привел впервые Андрей Первозванный наших отдаленных прародителей. Аминь.

Церковный календарь. 13 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 13 декабря

Читаем Апостол. 13 декабря

Мульткалендарь. 13 декабря. Апостол Андрей Первозванный

Священномученик Иоанн Честнов, пресвитер

Этот день в истории. 13 декабря