3 декабря 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 25-й седмицы по Пятидесятнице

(2Сол.1:10–2:2; Лк.17:26–37)

Евангелие святого апостола Луки, глава 17, стихи 26 - 37:

26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

2-е послание Апостола Павла к Солунянам , глава 1, стих 10 - глава 2, стих 2:

10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 17:26-37) Лк.17:26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
Лк.17:27. ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Лк.17:28. Тáк же, кáк было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
Лк.17:29. но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
Лк.17:30. так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

И здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Примерами этими, то есть примером людей предпотопных и содомлян (пред пожаром), намекается и на то, что в пришествие антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия, что люди будут распутны и преданы преступным удовольствиям, как и апостол сказал, что «в последние дни... люди будут... более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим.3:1–2, 4). И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло. Ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого, что может сделаться чистым? Итак, люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы.

Лк.17:31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их;

В тот день пришествия антихристова «кто будет на кровле», то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом. Ибо все житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Итак, стоящий на высоте добродетели, не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай.

и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Подобно и тот, «кто будет на поле», да не обращается назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель не должно обращаться назад, но должно простираться вперед, как и в другом месте сказано: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).

Лк.17:32. Вспоминайте жену Лотову.

Господь представляет в пример жену Лотову. Она, обратившись назад, стала соляным столпом (Быт.19:26), то есть, не удалившись от злобы, осталась при ее солености, сделавшись совершенно злой, и, погрязнув и оставшись во зле, составляет памятник поражения, которое она потерпела.

Лк.17:33. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее». Никто, – говорит, – в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на смерть и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни. Выше Господь сказал, что стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться ни приобретением, ни имуществом и из-за них ослабевать в борьбе. Подобно и теперь, простираясь далее, говорит: и что Я говорю, не сходи за сосудами? Нет, не оставляй добродетели и из-за внешних благ, ни даже из-за самого сбережения души не решайся преклониться пред обольстителем и гонителем.

Евангелист Матфей (Мф.24) говорит, что все это Господь сказал о пленении Иерусалима, намекая на осаду от неприятелей и на то, что при нашествии римлян должно бежать от них без оглядки: находящимся на кровле не нужно сходить в дом, чтобы взять что-нибудь из житейского, но должно тотчас бежать, ибо тут не время спокойствия, чтобы собирать сосуды; равным образом, находящимся в поле не нужно возвращаться домой, а даже и тому, кто будет дома, нужно бежать. Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в пришествие антихриста, особенно же, если пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжела скорбь.

Лк.17:34. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что «двое... будут... на одной постели», показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф.19:23–24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен «в сретение Господу» (1Сол.4:17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный.

Лк.17:35. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
Лк.17:36. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных.

Лк.17:37. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: «где труп, там... и орлы»; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф.13:43).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк.17:33). Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя; а губить душу – не жалеть себя; надобно только подразумевать: на пути заповедей Господних или в работании Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнении Его заповедей, не жалея себя, тот спасается; а кто жалеет себя, тот погибает. Стань жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей, и, следовательно, рабом неключимым*; а неключимому рабу какой приговор? «Ввер­зите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом»** (Мф.25:30). Потруди­тесь наблюсти за собою хоть в продолжении одного дня и увидите, что само­жаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, – вот и остановка. Есть дела, которые хочешь не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать – есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось – желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда – что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение?

* Неключимый (церковносл.) – негодный.

** «Негоднаго раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.17:26–37)

Протоиерей Павел Великанов

Перспектива пришествия Христа, описанная в прочитанном отрывке, не может не показаться мрачной. Всё происходит совершенно неожиданно: читателя или слушателя не может не охватить тревога перед лицом этой внезапной неминуемости. Не оборачиваться, не думать о других, не пытаться спасти свою жизнь, не возвращаться домой за самыми необходимыми вещами – ну зачем только Иисус нагнетает такой ужас? Да ещё и ветхозаветную историю с бегством Лота из Содома припоминает – и как жена Лота, обернувшись назад, превратилась в соляной столб. Зачем народ-то так пугать?

А ведь смысл чтения вполне очевиден. Там, где начинает явным образом действовать Бог – надо упраздниться и не мешаться под ногами. Своих слушателей Спаситель учить очень важному навыку, который вскоре им сильно пригодится. Позвольте мне снизить стиль повествования и привести пример из компьютерных технологий.

В любом компьютере есть оперативная память. Она, как правило, всегда чем-то заполнена – в большей или меньшей степени. Эта память – реактивная и быстрая, благодаря ей решаются задачи «на поверхности». Но если программа решила запустить очень ресурсоёмкую задачу, а память захламлена незакрытыми приложениями – скорее всего, компьютер или зависнет, или вообще перестанет работать и потребует перезагрузки. Опытный пользователь, прежде чем запускать такую программу, постарается максимально освободить оперативную память, чтобы не создавать ненужной конфликтной ситуации.

Так вот, если вернуться к евангельскому тексту. В нём Спаситель учит Своих учеников и слушателей – с позволения сказать, «выгружаться» из привычных мыслей, уютных шаблонов, давно наезженных правил поведения. И выгружаться быстро и максимально полно. Зачем? Чтобы справиться с большой и сложной задачей. Это вопрос жизни – не временной, а вечной. Чтобы сделать шаг веры – и ощутить всю красоту полной вверенности Богу. Также, как однажды ребёнок перестаёт пытаться нащупывать дно бассейна во время плавания и целиком отдаётся владению водной стихией – и тем самым берёт на себя риск утонуть. Но без этого риска он никогда не познает всей прелести движения в толще воды.

Когда начинает действовать Сам Бог, бессмысленно устраивать семинары «Как понять волю Божию» или «О признаках конца времен». Надо быстро открыть уши и понять, что здесь и сейчас хочет от тебя Бог, чтобы ты сделал. И не заморачиваться мыслью, а вдруг я не услышу, или пойму не правильно, или сил не хватит, или может мне просто показалось? Думаю, люди, бывавшие в острых кризисных жизненных ситуациях меня лучше поймут. Там, где действует Бог, уже не до «размышлизмов». Это и есть – та самая «выгрузка», которой сегодня учит Спаситель не только апостолов, но и каждого из нас. Тот, кто хотя бы однажды попадал в этот двунаправленный поток взаимодействия с Богом – знает: голова здесь подключается уже потом, все решения принимаются на каком-то гораздо более высоком, нежели чем наше «рацио», уровне.

Ещё совсем немного – и ученики увидят, как всё, что они столь трепетно лелеяли в сердцах, рухнет. Приколотят любимого Учителя на Крест. Под ним будут стоять безутешные женщины, с зелёным от скорби лицами и заплаканными глазами. Те, кто вчера кричали «Осанна!», будут плевать на беспомощного Иисуса. А людское коварство и злоба будут праздновать свою полную победу.

И вот здесь-то ученикам и пригодился бы урок, совсем недавно преподанный Учителем. Не пытаться рационализировать, оправдывать или осуждать происходящее. Включиться в реальность и принять её такой, какой она оказалась. Не дёргаться, не суетиться, не пытаться добиться справедливости и торжества правды. Дать Богу простор действовать так, как Он хочет. И совсем скоро они увидят, как Бог выходит полным победителем из этой абсолютно проигрышной ситуации.

Вот чему учит и нас сегодняшнее Евангелие: когда жизнь делает резкий поворот, набраться веры отдаться Богу целиком, без остатка – потом обдумаем, обсудим, отрефлексируем. А сейчас – надо сделать самое главное дело жизни – дело веры, без всякого СВОТ-анализа рисков и показателей эффективности. Просто отдать Ему свою руку – и почувствовать теплоту держащей тебя крепкой ладони.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Рисуя картину Своего Второго пришествия Господь Иисус Христос призывает помнить о жене Лота. Что же нам известно об этой женщине? Из книги Бытия мы знаем, что она, её муж Лот и их дети были теми людьми, которых за их праведность Бог через Своего ангела извёл из Содома перед тем, как на этот город обрушился дождь из огня и серы, который уничтожил и город и всех оставшихся в нём жителей. Жена Лота вместе со своей семьёй успела покинуть город до того, как он был уничтожен. Но при этом она ослушалась повеления Божия, она оглянулась назад, на свой родной город, который она, очевидно, любила, с которым была связана её жизнь. За своё непослушание она была наказана смертью. При определённом угле зрения действия Бога могут показаться неоправданно жестокими. А Его наказание — чрезмерным и не адекватным совершенному поступку. Но, как ни странно, вопрос о неоправданном наказании не особо занимал древних толкователей. Их внимание было приковано к объяснению свидетельства книги Бытия о том, что это несчастная женщина превратилась в соляной столп. Для последующих поколений христиан жена Лота стала символом души человека, который встав на путь добродетельной жизни не находит в себе сил совершенно отказаться от воспоминаний о прошлом, которого манит и привлекает та жизнь, которую он вёл до того, как встал на путь исправления, на путь отказа от греха и следования за Христом Спасителем. То, что случилось с этой женщиной, это образ того, что происходит с душой человека, который не находит в себе сил и решимости не оборачиваться назад и не жалеть о выбранном пути жизни по заповедям. Собственно, именно об окончательной решимости идти за Христом и говорит Господь в услышанном нами евангельском чтении. Вместе с этим, Его слова Он предостерегают нас от ложного любопытства. Жена Лота знала, что, оглядываясь назад, ничем не могла помочь погибающим. Ослушавшись, она только исполнила свою прихоть без всякой пользы. Все мы знаем о той притягательной силе, которую имеет для нас запрещённый плод. Нам хотелось бы иногда бросить хоть один взгляд на него, но взгляд этот становится не только преступным, но и вредным, потому что он тормозит нас на пути к добру и приковывает нас к одному месту. Вот почему жена Лота изображает для нас душу человеческую: за нею погибает целый мир, а перед нею простирается бесконечное спасенье, жизнь вечная, осуществление всех надежд. Но несмотря на это она застывает на месте. Будем по слову Христа Спасителя помнить о ней, помнить о том, чем грозит праздное любопытство и сочувствие к прошлой и несовершенной жизни. Помнить и не повторять её трагическую ошибку!

Церковный календарь. 3 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 3 декабря

Читаем Апостол. 3 декабря

Мульткалендарь. 3 декабря. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский

Священномученик Алексий Никатов, пресвитер

Этот день в истории. 3 декабря