37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
(Лк. 9:37-43) Лк.9:37. В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
Лк.9:38. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
Лк.9:39. его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его
Лк.9:40. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
Человек сей (о котором речь) был весьма неверующий. Поэтому и бес не выходил из сына его. Ибо неверие превозмогало силу апостолов. Неверие и дерзость его видны из того, что он пришел пред всеми обвинять учеников.
Лк.9:41. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?
Но Господь объявляет, что сын его не исцелен по причине его неверия, и пред всеми порицает его, и не одного его, но и прочих всех вообще. Ибо сказав: «о, род неверный» разумеет под этим всех иудеев, а словом «развращенный» показывает, что злоба их не от начала и не от природы. По природе они были добры (ибо они были святым потомством Авраама и Исаака), но развратились по своей злобе. Слова: «доколе буду с вами и буду терпеть вас» означают то, что Он желает восприять смерть и хочет скорее избавиться от них. Ибо, доколе, – говорит, – буду терпеть ваше неверие?
приведи сюда сына твоего.
Лк.9:42. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
Господь, чтобы показать, что Он имеет силу, побеждающую неверие иудеев, говорит: «приведи сюда сына твоего» и, исцелив его, «отдал отцу его». Бесноватый прежде принадлежал не отцу своему, но злому духу, одержавшему его; а теперь Господь отдал его отцу, потерявшему его, а потом нашедшему.
Лк.9:43. И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
Прочие «все дивились всему, что творил Иисус», а не одному только этому чуду. Но Иисус, оставив прочих, беседует с учениками.
По отшествии с горы Преображения, Господь исцеляет бесноватого юношу. Исцелению предшествовал укор в неверии, как причине, по которой бедствовавший не был исцелен учениками. Чье бы ни было это неверие – отца ли, который привел сына, собравшегося ли народа, или, может быть, и апостолов – видно только, что неверие затворяет двери милостивого заступления Божия и помощи, а вера отверзает ее. Господь и сказал отцу: сколько можешь веровать, на столько и получишь*. Вера не дело одной мысли и ума, когда относится к лицу, а обнимает все существо человека. Она заключает взаимные обязательства верующего и Того, Кому он верует, хоть бы они не были выражаемы буквально. Кто верует, тот на того во всем полагается и отказа себе от него ни в чем не ожидает; потому обращается к нему с нераздвоенною мыслию, как к отцу, идет к нему, как в свою сокровищницу, в уверенности, что не возвратится тощ. Такое расположение склоняет без слов и того, к кому оно имеется. Так бывает между людьми. Но в истинном виде является сила расположений, когда они обращены ко Господу, всемогущему, всеведущему и хотящему подать нам всякое благо; и истинно верующий никогда не бывает обманутым в своих ожиданиях. Если мы чего не имеем и, прося того, не получаем, то это потому, что нет у нас должной веры. Прежде всего надо взыскать и водворить в сердце полную веру в Господа, взыскать и вымолить ее у Него, ибо и она не от нас, а Божий дар (Еф.2:8). Отец юноши на требование веры молился: «верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк.9:24). Веровал слабо, колеблясь, и молился об утверждении веры. А кто похвалится совершенством веры и кому, следовательно, не нужно молиться: «помоги, Господи, моему неверию?» Когда бы вера была в силе у нас, то и мысли были бы чисты, и чувства святы, и дела богоугодны. Тогда Господь внимал бы нам, как отец детям; и что ни вспало бы нам на сердце, – а вспасть могло бы при этом только одно приятное Господу, – все то получали бы мы без отказа и отсрочки.
* «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23).
Протоиерей Александр Шаргунов
Это было после Преображения Господня. Радость Фавора была абсолютно необходима для апостолов, но они не могли остаться в этой славе. Они должны были снова сойти в мир, исполненный зла и страданий. Благодать дается нам для того, чтобы у нас были силы для каждодневной жизни. Мы не можем всегда жить в фаворском свете, но наша жизнь была бы вообще невозможной без этого света. По обыкновению Христа «встретило множество народа» — подобно тому, как в других случаях «множество народа следовало за Ним». Перед нами — смятение людей, не знающих, что делать. А ученики — беспомощны. Христос приходит, чтобы смятение и отчаяние многих сменилось тишиной. Как часто жизнь бывает охвачена распадом, и только Христос, Начальник жизни, Которому принадлежит вся власть на небе и на земле, может восстановить ее.
Отец одержимого бесом отрока умоляет Христа помочь ему. «Умоляю тебя взглянуть на сына моего». Он верит — одного сострадательного взгляда Христа будет достаточно, чтобы исцелить его. Мы должны приходить сами и приносить наших детей ко Христу, чтобы Он взглянул на них. «Он один у меня», — молит отец. Те, у кого много детей, могут смягчить свою печаль об одном — утешением о других. И как горестно состояние отрока! Он — во власти злого духа, «который схватывает его». И когда он схватывает его, тот внезапно вскрикивает. Сколько раз эти крики пронзали сердце любящего отца! Злобный дух «терзает его, так что он испускает пену, и насилу отступает от него, измучив его». Какое зло приносит сатана тем, к чьей душе он находит доступ. Но как блаженны те, кто имеет доступ ко Христу!
Ученики оказались немощны в своей вере. Только что они были посланы Христом в мир, и возвратились с радостной вестью, что «и бесы им повинуются». Хотя Христос дал им власть над духами нечистыми, теперь они не могут изгнать этого злого духа. Может быть, поражение наступило вследствие их некоторого превозношения прежними победами. Или у них не было полного доверия силе, которую сообщил им Господь, — во всяком случае, они не подвизались в молитве как должно. Господь обличает Своим пророческим словом этот «род неверный и развращенный» — так запечатлевает Он своих современников — но также и учеников, которые обнаруживают свое бессилие.
Господь тотчас же исцеляет отрока. Христос может совершить для нас то, что ученики Его не могут. Господь принимает веру отца от имени сына. Ради веры отцов Церковь крестит и причащает детей. Господь «запретил нечистому духу». При приближении Господа, бес поверг отрока на землю и стал бить, желая разорвать его на части. Но одно слово Христово исцелило отрока, и обратило в добро то зло, которое бес причинил ему. Это событие напоминает чудо воскрешения сына вдовы Наинской — вплоть до самого конца: Иисус «отдал отрока отцу его». Победа над диаволом — победа над смертью.
Когда наши дети заболевают, в особенности, если это тяжелая болезнь, и в особенности, если это болезнь греха, мы должны приводить их ко Христу. А когда они выздоравливают, мы должны принимать их как вновь возвращенных нам Богом, как оживших после смерти. Великое утешение — принять их из рук Христовых. Прими это чадо с благодарением, и расти его для Христа, ибо ты вновь принял его от Него. Так должны родители принимать своих детей из Христовых рук и, утешившись, снова предавать их в Христовы руки.
***
Протоиерей Павел Великанов
Повествование евангелиста Луки об исцелении бесноватого отрока в целом тождественно рассказу других синоптических евангелий – от Марка и от Матфея, за исключением всего лишь одной детали. Только Лука говорит о том, что этот несчастный отрок был единственным ребёнком у отца – соответственно, в одном лице соединились и великая радость, и такое же великое горе.
Претензия, высказанная этим отцом по отношению к бессилию учеников исцелить отрока, самообличительная. Не видя проблемы в себе самом, отец бесноватого начинает винить других. И, похоже, для него это была давняя наезженная колея. В ответ из глубины души Иисуса вырывается яркое эмоциональное восклицание: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» В переводе Сергея Аверинцева эта фраза обретает особенный колорит – вот как он предлагает читать: «О поколение, не имеющее веры и сбившееся с толку! Сколько мне ещё быть с вами и терпеть вас?»
Вот где скрывается корень проблемы, который столь упорно не хотел видеть отец отрока. Проблема – не в ребёнке, непонятно почему столь сильно охваченном демоном. Проблема – не в Боге, непонятно почему эту ситуацию допустившем. Проблема – не в окружающих, которые, как казалось отцу, могли навести «порчу» или «проклятие» на невиновного ребенка. Проблема – в отце, в его внутреннем состоянии недоверия, боязливости, пугливости и подозрительности, столь глубоко пустившем свои корни в сердце, что вырвать это дерево без боли уже просто невозможно.
Отец постоянно находится в остром кризисе: ежедневно он – перед опасностью потерять единственного сына, когда демон его бросает то в огонь, то в воду. Никто помочь не может, даже ученики прославившегося Своими чудесами Иисуса. В его обращении ко Христу – умоляю взглянуть на сына! – он даже сам уже не знает, чего просить, он в полной растерянности – слышен только вопль безнадёжности. Но евангелист Лука не приводит ключевых слов ситуации – обращения Христа к отцу с вопросом – а можешь ли ты хоть сколько-нибудь веровать – и слёзного ответа отца: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» Эти слова обличения собственного неверия, эта детская мольба о помощи поверить, этот прорыв веры и были смыслом всех страданий семьи, и душевных, и телесных. Не окажись они в такой безысходной ситуации – так бы и гнили себе потихоньку, незаметно и для самих себя, и для окружающих. Но Бог посещает их бедой – и жизнь круто меняется. Пришла беда – отворяй ворота, но и помни: беда пришла не для того, чтобы тебя уничтожить, но чтобы смыть своей непрошенной мощью всё то наносное, слежавшееся, пустившее глубокие корни, сроднившееся с нами – но при этом так и остающееся чужеродным и враждебным. Беда приходит тогда, когда сам – уже не в состоянии разобраться и навести порядок. Требуется внешнее вмешательство, без которого – окончательная гибель.
Как это ни прозвучит странно, у христианских подвижников именно поэтому было парадоксальное отношение к скорбям. Они никогда их не искали – но искренне радовались, когда эти скорби сами их находили. В Древнем патерике, есть рассказ об одном монахе, который постоянно находился в болезни и изнеможении. Но в какой-то год он вполне выздоровел – и вместо того, чтобы радоваться, восскорбел ещё больше. Он говорил: оставил меня Бог, и не посетил меня! Любую скорбь, беду или проблему, они воспринимали как живое свидетельство о том, что Бог заботится об их духовном возрастании, Он, словно требовательный профессиональный тренер, верит в Своих учеников и каждый раз поднимает Свою планку всё выше и выше.
У Марины Цветаевой есть замечательные стихи об этом:
Радость – что сахар,
Нету – и охаешь,
А завелся как –
Через часочек:
Сладко, да тошно!
Горе ты горе, – соленое море!
Ты и накормишь,
Ты и напоишь,
Ты и закружишь,
Ты и отслужишь!
Вот какими глазами надо нам смотреть на постигающие нас скорби: не впадать в отчаяние и уныние, а, напротив, прозревать сквозь них явное попечение Господа о нас – и пить чашу с горьким лекарством мужественно и твёрдо!
***
Священник Стефан Домусчи
Христиане не редко жалуются, что им приходится обращаться к людям, несмотря на то, что они не хотят их слышать. Люди бегут по своим делам, суетятся, торопятся, решают проблемы… Они знают, конечно, есть верующие, которые все время их призывают к чему-то, например к исправлению жизни или к выполнению определенных правил… Но им кажется, что все это не так уж и важно, им все время не до того. В то же время, если посмотреть на самих христиан, они немногим то от прочих людей отличаются. Часто лишь создают свою субкультуру, свой характерный уклад… но заботятся о жизни не меньше, а иногда и больше.
Часто вместо того, чтобы осуждать человека, который пробегает мимо храма, нам стоит задуматься, что именно изменилось в нашей собственной жизни с тех пор, как мы стали заходить в храм, вместо того, чтобы так же как он бежать по делам. Если изменилась лишь внешняя часть, причина того, что нас не хотят слушать, станет для нас очевидной.
Но еще очевиднее станет другое. Если нам самим, при всей суете нашей жизни тяжело бывает с людьми совершенно неверующими, с теми, кто сводит все к потреблению и развлечению, каково Богу, который все же любит наш мир и обращается ко всем и ждет всех не смотря ни на что.
В сегодняшнем чтении мы слышим о том, как ко Христу, спустившемуся с горы, подходит человек и просит взглянуть на своего единственного сына, который много лет мучим лукавым духом. Он добавляет так же, что Его ученики ничего не смогли с ним сделать.
Ответ Христа свидетельствует о том, что Он живет в ситуации постоянно встречающегося неверия и развращенности. Многими авторами, еще в древности было подмечено, что, говоря это, Он не обращается к кому-нибудь конкретно, ни к отцу юноши, ни к апостолам, но лишь риторически восклицает, сетуя на то, как ведут себя окружающие. В той ситуации у подножия горы не осталось верных и неразвращенных, каждый в свою меру оказался бессилен. Судя по возгласу Христа, для Него это состояние людей тягостно. Но тягостно не в том смысле, что Он гнушается этими людьми. Напротив, это нетерпение любви, ведь Он пришел освободить их, просто время этого освобождения еще не пришло.
Однако, внутренняя позиция людей подвижна. Так бесноватый юноша идет ко Христу. И, хотя он падает под воздействием лукавого, Христос его все равно исцеляет. Да, миг освобождения еще не настал, еще впереди трудный путь на Голгофу, крест и воскресение… И все же, начало этому освобождению положено и положено Самим Христом — Его милостью и готовностью помогать людям несмотря на их состояние.
Его готовность двигаться на встречу падшему и больному человечеству — воодушевляет и придает сил. Придает их уже не только участникам Евангельского рассказа, но и нам, его слушателям. Причем с одной стороны, действия Христа указывают на то, что Он готов и нам помочь несмотря на нашу неверность и развращенность. С другой, они побуждают учеников Христовых любить окружающих, несмотря на их состояние, и может быть даже вопреки всему этому, как и любил всех Христос.
О том, кому «предал Себя» Христос?
(Лк.9:37-43)
Протоиерей Вячеслав Резников
Когда Господь с тремя учениками сошел с горы после Преображения, «встретило Его много народа». И подошел некий человек с просьбой изгнать беса из его сына. «Я просил учеников Твоих изгнать его; и они не могли», – добавил он. И тогда Господь воскликнул: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами, и буду терпеть вас»?
О ком это? О тех ли, кто своим неверием и своими грехами дают власть бесам над собою? Или о тех, кто, имея лишь вид благочестия, не имеют его силы, и поэтому не могут помочь страждущим? Скорее всего, и о тех, и о других. Но все же и тем, и другим Он помогает. Он возбуждает веру в отце бесноватого отрока, Он освобождает самого отрока. И Он объясняет ученикам, как обрести должную силу.
Ну а воскликнул так Господь, наверное, потому, что только что сошел с Фаворской высоты. Там было Преображение. А здесь – глубокое падения тех, кто сотворен для участия в славе и блаженстве.
В конце Своей земной жизни Господь именно за этот «род неверный и развращенный» «отдал Себя Самого», и тем самым положил твердое начало избавлению «от настоящего лукавого века». Но если мы не пережили, подобно, например, исцеленному отроку и его отцу, что такое настоящее пленение, то и слово о избавлении не прозвучит с должной силой. Не испытаем мы непосредственного, живого чувства освобождения, а будем любопытствовать: а у кого именно выкупил нас Господь? Кому именно принес Себя в жертву?
И нам будут предлагаться разные ответы. Одни скажут что Он принес Себя в жертву сатане, а другие, что – Отцу, удовлетворив тем самым Его оскорбленное человеческим грехом достоинство. Но странно подумать, что Господь приносит Себя в жертву сатане, когда Он Сам изгонял легионы бесов. И не менее странно представить себе разгневанного Бога Отца, жаждущего крови и требующего отмщения.
Но не надо здесь ничего придумывать и ничего представлять себе. Слово Божие само отвечает и на этот вопрос; и отвечает не так, чтобы просто удовлетворить любопытство, но чтобы, как всегда, побудить к соответствующим делам: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу». Но не в удовлетворение Его «оскорбленного достоинства», а – «в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). Потому что нет любви без жертвы, а «Бог есть любовь» (1 Ин.4:8). И в то же время сказано, что Он именно предал Себя «за нас», «за грехи наши», «за людей» (Ин.11:50), «за нечестивых» (Рим.5:6), «за всех нас» (Рим.8:32). Сказано, что мы искуплены «драгоценною Кровию Христа» (1 Пет.1:18-20).
Я как бы сидел в камере смертников и ждал неотвратимой казни. А Он пришел и сказал: «Иди. Я буду страдать и умру вместо тебя». Что же я сделаю? Неужели тут же радостно выскочу, и поспешу вернуться в ряды «лукавого и развращенного рода»? Неужели не останусь разделить с Ним временные страдания, чтобы вместе войти в вечную жизнь?
О цветах добра и цветах зла
(2Кор.8:1–5)
Протоиерей Вячеслав Резников
В послании к Коринфянам Апостол Павел делится радостью о преуспеянии Македонских христиан, «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель». «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым». «И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией».
Преподобный Симеон Новый Богослов отмечал, что прекрасный цветок любви к Богу вырастает только на безвидном и неприглядном стебле страха Божия. Увидишь иногда где-нибудь в горах алый тюльпан, и с удивлением подумаешь: как из этой серой земли мог возникнуть его яркий, сочный цвет? Так и здесь: великое испытание скорбями, глубокая нищета, и вдруг, – из этой печальной земли – «радость и богатство радушия»! С какой силой выбивается этот мощный росток: доброхотность не только по силам, но и «сверх сил»! И не просто соглашаются сделать нечто доброе, но – убедительно просят принять их дар! Чудо – прорастание: великое чудо – цветок; но самое большое чудо – плод. И у Македонян – как плод: «не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией».
Удивительно, как в Божьем мире все дышит единством. Так, имеющий зерно уже имеет все, и в то же время не имеет еще ничего. В духовной жизни зерно – Слово Божие. Его хранят «в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении». Имеющему зерно Бог еще должен дать и погоду, и дождь ранний и поздний. И сам имеющий в зерне «все» – сколько должен положить труда и терпения, чтобы ему, уже имеющему, было бы, наконец, дано! А иначе – отнимется и то, что имеет: зерно останется без плода. «Итак», не обольщайтесь, но «наблюдайте, как вы слушаете: ибо кто имеет, тому дано будет; а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».
Закон прорастания – и в других словах Господних: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». По этому закону не только благие цветы прорастут и будут явлены миру, но и цветы зла. Одни распускаются навстречу свету, который «пришел в мир» (Ин.3:19), к которому тянется каждый, «поступающий по правде». Другие же распускаются как бы в обратную сторону, стараясь скрыться от света. Они, в конце концов, тоже расцветут во всем своем безобразии, чтобы зло для нас наконец-то потеряло и малейший привкус добра.
Но тьма только тогда настоящая тьма, когда она в ответ на Божественный свет. Зло только тогда безнадежное зло, когда оно в ответ на совершенную любовь. Так и добро, и радость, и любовь к Богу, и к ближнему, только тогда поистине таковы, когда они – сквозь зло, сквозь препятствия, сквозь искушения. А иначе – то, что издали кажется живым, поднявшимся к Богу ростком, вблизи может оказаться уже давно завядшим и засохшим.
|