1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, -
7 ибо мы ходим верою, а не видением, -
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
(Лк. 9:1-6) Лк.9:1. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
И отсюда открывается превосходство Божества Иисусова. Ибо Он не только Сам творил чудеса, но ту же силу давал и ученикам. А сообщать своим друзьям такие дары, без всякого сомнения, возможно не человеку, а только Богу.
Лк.9:2. и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
Дав ученикам власть над злыми духами, Господь не ограничил их употреблением только сей власти, но повелел им и Евангелие проповедовать. Тот, кому вручено учительство, должен и проповедовать, и совершать чудеса. В таком случае проповедь подтверждается чудесами, а чудеса – проповедью. Ибо многие часто совершали чудеса силой бесовской, но проповедь их не была истинная; а поэтому и чудеса их не от Бога.
Лк.9:3. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
Господь, посылая учеников, заповедует им такую умеренность, что не повелевает им брать ни хлеба, ни чего-нибудь другого такого, чего многие из нас набирают себе.
Лк.9:4. и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
Заповедует им и то, чтоб они не перебегали от одного к другому, но в какой дом войдут, в том и оставались бы, чтобы не показаться какими-то непостоянными и очень переменчивыми.
Лк.9:5. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
Отрясайте, – говорит, – пыль на тех, которые не примут вас, «во свидетельство на них», то есть на обличение и осуждение их, показывая им, что, хотя ради их и много пути совершили, не получили, однако ж, от них никакой прибыли.
Лк.9:6. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Некоторые заповедь апостолам – не носить ни сумы, ни посоха, не иметь по две одежды, понимают так: не собирайте сокровищ, – ибо сума, вмещая многое, означает собирание; не носите посоха, то есть не будьте гневливы и драчливы; не имейте по две одежды, то есть не будьте переменчивы в нравах и двоедушны в мыслях.
«И послал их (св. апостолов) проповедывать Царствие Божие» (Лк.9:2). В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное святыми апостолами от лица Господа во Святом Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим святых апостолов и Самого Господа так, как бы они были пред нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со святыми апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним – но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветнаго не считать истинным словом святых апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: «я не вижу, я не вижу». – Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман – атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. – «Но ведь это то же, что перестать мне быть мною». – Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. – «Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, «да искуснейшие явятся»*. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимаго мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом». – Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. – «Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каков я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста». – Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло «тьма» – упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты – хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь посылает Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять больных. В подтверждение истинности Своего учения они будут творить чудеса. «Он дал им власть над всеми бесами», чтобы они могли изгонять их. И силу врачевать от болезней, чтобы они могли привлекать к слушанию проповеди слова Божия многих людей.
Они не должны заботиться о том, чтобы составить о себе доброе мнение своим внешним видом. Они должны идти такими, какие они есть, не думая о перемене одежды или обуви. Все упование свое они должны возложить на Промысел Божий и на доброту посылаемых Им друзей. Христос хочет, чтобы Его ученики не стыдились принимать дары от друзей, но ждали их. «Ничего не берите на дорогу, — говорит Он, — ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра». Они должны идти налегке. Хотя бы потому, что идущий налегке может идти далеко и быстро. Чем больше человек увешан вещами, тем больше он может быть привязан к одному месту. Бог нуждается в тех, кто служит Ему на одном месте, но Он ищет также таких, кто готов оставить все земные привязанности и всю свою жизнь превратить в путь вслед Христу.
Останавливаясь в каком-либо селении, они не должны переходить из дома в дом, из опасения утомить оказавших им гостеприимство. «В какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь», чтобы люди знали, где вас найти. Пребывайте с теми, с кем вы уже как бы духовно сроднились. Апостолы должны уметь со властью предупредить тех, кто отвергает их, и утешить тех, кто принимает их. «А если где не примут вас, — предайте их суду Божию — и выходя из города того, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них». Когда раввины возвращались в Палестину после пребывания в языческой стране, они отрясали малейшие частицы языческой пыли от своих ног. И вот теперь иудейские селения, не принимающие учеников Христовых, занимают место языческих стран. Они отвергли возможность спасения и сами осудили себя.
Господь дает ученикам чудотворную силу. Однако им еще недостает Духа Святого — силы, которая позволит им свидетельствовать о Христе во враждебном мире. Они примут ее только после ухода от них Господа на небо. Это значит, что теперешний выход апостолов на проповедь — только прообраз того, что они будут делать после Пасхи Господней. (Отметим также, что вслед за двенадцатью Господь скоро пошлет семьдесят учеников).
Но уже теперь их труды — такие же, как у их Господа: «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Они заботятся не только о душе человеческой, но и о теле. Может быть, ничто не принесло Церкви столько вреда, как постоянное повторение, что происходящее в этом мире не имеет значения. Придти и сказать погибающим от нищеты и голода, что недостойно человека думать о материальном, будет непростительным, — в особенности, если говорящий это сам благополучно устроен. Разумеется, существует опасность преувеличить значение материального. Но не меньшая опасность — совершенно пренебречь им. Мы избавимся от этой опасности, только когда не будем забывать, что Христос послал Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять — чтобы спасти и душу человеческую, и тело. Одно неотделимо от другого. То и другое спасает Христос Своим Воскресением.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В древние времена информация распространялась в подавляющем большинстве случае только устно. Современных средств коммуникации не было, книги писались от руки на материале, который был дорогим и непрактичным, цена книги, равной по объёму Евангелию от Луки, была запредельно высокой. Цену книги того времени можно сравнить с нынешней ценой на не самый дешёвый автомобиль. Поэтому проповедь могла быть только устной. Самого Господа Иисуса Христа ограничивали пространство и время, поэтому он посылает на проповедь Царства Божия Своих учеников. Его ученики должны были стать Его устами. Они должны были отправиться в путь налегке, потому что таким образом можно путешествовать быстро и далеко. Чем больше человек обременён вещами, тем больше привязан он к одному месту. Если учеников где-то не примут, они должны отрясти прах со своих ног, покидая такой город. Когда древние раввины после путешествия в языческой стране возвращались в Палестину, они отряхивали со своих ног каждую пылинку той страны, из которой они вернулись. Ученикам велено было вести себя так же, как и раввин вёл бы себя в языческой стране.
Помимо проповеди Царствия Божия, которую возложил на своих учеников Христос Спаситель, важно отметить не раз повторяемое повеление исцелять больных. Напутственные слова Христа объединяют заботу о теле человека и о его душе. В миссию двенадцати входило не только благовестие, каким бы утешительным оно ни было, но и деяния. Проповедь Царствия Божия не ограничивалась благой вестью о вечной жизни; она предлагала изменить и условия земной жизни людей. Эта проповедь подтверждала, что здоровое тело человека, его земное благополучие — такая же неотъемлемая часть цели Бога, как и его здоровая душа.
Сложно представить, какой вред нанесло невнимание к этой второй части слов Христа ученикам вместе с неоднократными утверждениями о том, что земные блага и материальные ценности не имеют абсолютно никакого значения. Ведь мы понимаем, что нищета и болезни либо ожесточают людей, либо ломают их волю. И прежде, чем согревать сердце евангельскими словами, нужно отогреть тело человека. Собственно, именно так сегодня поступают, к примеру, в монастырях Святой горы Афон. Каким бы ни был пришедший в монастырь путник, его сначала накормят и обогреют, а уже потом поведут в храм. Точно так же поступали и прославляемые Церковью святые, они всегда заботились и о житейском благополучии тех, кто обращался к ним за советом. В этом смысле очень интересны письма святителя Феофана Затворника. Когда он находился в затворе, он общался только через переписку. При этом круг его общения был невероятно широк. И в каждом его письме можно найти как советы относительно духовной жизни, так и относительно устройства жизни телесной, вплоть до рекомендаций о правильном вложении денег, таком, который позволит получить дополнительный доход. Удивительно, но все его советы актуальны и сегодня, по ним можно выстроить во всех смыслах благополучную жизнь.
Впрочем, есть риск начать уделять слишком большое значение материальным ценностям. Но существует также опасность недооценивать их значение. Опасно забывать, что Христос Спаситель в первый раз послал своих учеников проповедовать Царствие Божие и исцелять больных, спасать тело и душу.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок, рассказывает о том, как Иисус Христос посылает Своих ближайших учеников на их первое миссионерское задание. В связи с эти можно отметить несколько важных момента.
Будучи простым человеком, Спаситель в то же время был и Богом, сотворившим этот мир. А потому во всей полноте Он обладал божественной силой, которую просто скрывал. Очевидно, что для Него не было бы проблемой преодолеть пространство и время, чтобы проповедовать о Царствии Божием сразу в нескольких концах Палестины, причем в одно и то же время. Однако Он приглашает к сотрудничеству Своих учеников. Они должны стать Его глазами, руками и устами. Теперь, как и Он Сам, на какое-то время они становятся учителями. Перед нами ни что иное, как величайший акт доверия Бога человеку. Господь верит в Своих учеников. В знак этого Он и приглашает их разделить с Ним то бремя, которое Он несет Сам. Стать важными участниками Его миссии.
Спаситель отправляет апостолов на проповедь, наделив их сверхъестественною силою. Они будут проповедовать о Царствии Божием не только словом. Господь дает им власть изгонять нечистых духов и исцелять болезни. Это очень важно. Ведь суть Евангельского учения заключается в том, что наконец-то пришел долгожданный Мессия. Пришел для того, чтобы установить новое царство. В этом царстве человек будет жить совсем по иным законом, нежели те, по которым живет падший, исковерканный грехом мир. Он получит свободу от телесных и душевных болезней, а также освободиться от власти и гнета темных сил. Чудеса, которые совершают апостолы, — яркое свидетельство того, что их слова о наступлении царства Мессии — сущая правда.
Наконец, Господь дает апостолам заповеди о том, как вести себя во время проповеди. Он запрещает им брать вещи, которые, казалось бы, так необходимы в далеком путешествии: одежда, деньги, пропитание. Ученики должны быть уверены в том, что точно так, как они получили от Бога сверхъестественные дарования, Господь устроит и все остальное: если необходимо, даст ночлег, накормит и оденет. Им же следует заботиться о главном, а не отвлекаться на всякие бытовые мелочи. Иными словами, Христос ожидает от Своих учеников подвига веры и доверия Ему. Судя по тому, что пишет Евангелист Лука в конце отрывка: «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду», — апостолы оправдали ожидание Учителя.
Эти слова обращены не только к ближайшим последователям Христа, но и ко всякому, кто считает себя Его учеником. Ведь все мы в той или иной степени приглашены к соработничеству с Богом. Все мы способны каждый в свою меру свидетельствовать о Христе и наступлении Его Царства, то есть продолжать дело апостолов. Будем в этом брать с них пример: помнить, что иметь успех могут только те слова о Христе, которые подкрепляется делами, и в основе которых лежит бескорыстное преданность Евангельскому учению и безграничное доверие Богу.
Сила и власть
(2Кор.5:1–10, Лк.9:1-6)
Протоиерей Валериан Кречетов
Господь посылает учеников Своих с проповедью и дает им силу и власть. Если вдуматься в это сегодняшнее Евангелие, то, кажется, не много сказано. В Евангелии ни одно слово не сказано просто так. Больше того, совсем не все равно, а даже имеет особый смысл место этого слова.
Вот, мы знаем замечательный пример притчи о милосердном самарянине. Там сказано: Человек некий схождаше из Иерусалима в Иерихон, и в разбойники впаде… (Лк.10:30). Святые отцы так изъясняют нам эти слова. Почему человек шел из Иерусалима в Иерихон, а не из Иерихона в Иерусалим? Почему не из Вифлеема в Иерусалим и не из Иерусалима в Вифлеем? Потому что Иерусалим – это город святой, а Иерихон – город греха. Человечество от первозданного состояния своего, когда оно было в раю, идет путем греха. И вот, на этом пути, израненное, впало в разбойники.
Дьявол приступал к Спасителю на Горе искушений, и два апостола, Матфей и Лука (их Евангелия, кстати, сегодня читались), повествуют об этих искушениях. В этих повествованиях искушения одинаковые, но они имеют разную очередность. Первое искушение у обоих одно: Рцы, яко да камение сие хлебы будут (Мф.4:3; Лк.4:3). А далее второе искушение, с которым дьявол приступает, – у апостола Матфея: Верзися низу (Мф.4:6), то есть, бросься с крыши, и ангелы тебя на руках понесут. И в третьем искушении дьявол поставляет Его на весьма высокую гору, показывает Ему все царства мира и говорит: Сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся (Мф.4:9). Апостол же Лука повествует об этих искушениях с некоторой особенностью. Во-первых, два искушения после предложения превратить камни в хлебы – в другой последовательности. Сначала диавол поставляет Спасителя на горе, представляя все царства мира. И тут апостол Лука вставляет одно слово: когда диавол предлагает Спасителю власть над всем этим миром, он говорит: Тебе дам власть сию всю, и славу их, яко Мне предана есть… (Лк.4:6). То есть, не то что он всегда имеет эту власть, а она ему временно дана. Почему он и именуется «князем мира сего». А потом диавол так же поставляет Его на крыле церковнем и говорит Ему: Верзися отсюду долу. Писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя, и на руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (Лк.4:9-11). То есть, яви чудо.
И вот, два эти описания искушений имеют глубочайший смысл.
Все запинаются, прежде всего, на одном: на материальных благах. Живут-то в мире, поэтому всё так и ценят. Рцы каменеви сему, да будет хлеб – это о материальных благах, которые как раз и являются камнемпреткновения. Камень может быть хлебом, а хлеб бывает камнем. Господь может сотворить из камня хлебы, человек же через греховность свою из хлеба делает камни. «Камень преткновения», о который спотыкаются все в разной степени.
Второе и третье искушения. Бывает так, что люди или даже народы сначала бывают искушаемы славой, а потом бывает искушение желанием власти. Другие имеют власть – и тогда бывают искушения славой.
Простым примером истории является то, как какой-то человек-правитель, царь – достигает могущества, и тогда ему, прежде всего, нужно еще больше власти. И не только над своей страной, но и над другими. Начинаются войны. Сражения должны увековечить его имя – это тщеславие. Ему нужен почет! Не только власть, но и почет. То есть, и владеть, и чтобы его почитали.
Так и в сегодняшнем Евангелии тоже с большим значением поставлено два слова. Господь, сказано, посылая Своих учеников, дал им силу и власть над бесами. Может быть, можно было сказать «дал власть и силу», но нет. Господь сказал: силу и власть. Суть проста: настоящая власть имеет силу, которая служит основанием власти. Поэтому Господь, когда фарисеи говорили, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского Веельзевула, говорит: Како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго?.. (Мф.12:24-29). Чтобы связать, нужно иметь силу. Господь имел силу и повелевал со властью.
И вот, дар, который Господь дал апостолам, заключался именно в том, что они имели силу и власть.
Этот евангельский первообраз на самом деле в жизни постоянно присутствует. И власть, и сила все время находятся во взаимозависимости.
Свидетельства этой истины еще в Евангелии есть. Господь дает силу и с ней – власть. Человек, имеющий силу, повелевает духам нечистым.
Замечателен евангельский пример Пилата. Он говорит Спасителю: Мне ли не глаголеши? Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? А Господь говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин.14:10-11). Пилат думал, что он имеет власть, но силы-то у него не было! Он же признал, что Господь не виновен, а подписал распять. Где же твоя власть?
Кстати, этот момент на самом деле очень серьезный, очень глубокий, потому что это свидетельство евангельской истины. Очень часто бывает в жизни, когда люди, облеченные властью, не имеют силы. Вроде и власть есть, а творится беззаконие, потому что сил нету. Не дано! Настоящая власть – она с силой. Поэтому бывает так, и мы это вынуждены свидетельствовать, что власть властью, а управляют сильные мира сего.
Очень интересный, глубокий момент такой.
И что является главным? Первое – это сила, потом – власть.
Так же, как было, когда Господь послал апостолов: они благовествовали и исцеляли. Потому что главное – благовестие, а исцеление – это уже не главное. Благая весть – для спасения души человеческой, она дает спасение. А исцеление дается, если оно нужно для спасения.
Этот момент очень важен. После того, как апостолы были посланы на проповедь, и получили силу и власть, и сказали: Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем, — Господь говорит им: О сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на Небесех (Лк.10:17, 20). Это самое главное. Эта иерархия в том, что происходит, очень важна. И если ее нет, нет такой связи, нет этого единства, тогда это не то.
В других словах Апостола сказано: Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися (2 Тим.3:5). Внешне могут быть всякие звания, титулы, но чтобы что-то сделать, для этого силы нет. Хотя бы человек имел положение, но если нет силы, то ничего он не может сделать.
Это, на самом деле, так и есть. Это – как ум и знание. У человека может быть много знаний, но это еще не значит, что он умный. Эту истину когда-то выразил еще Аристотель: «Множество знаний еще не предполагает наличие ума». Это такое же сочетание: вроде, внешне много, а внутри мало. Власть есть, а силы нету; знание есть, а ума нету. Больше того, ум-то – это и есть дар Божий, когда человек понимает сущность. Святитель Николай Сербский прекрасно об этом сказал: «Первые люди не много знали, но всё понимали. Потом стали знать больше, но понимать меньше. Ну, а в конце будут, наверно, много знать, но ничего не понимать».
И так – во всём. Власти полно, а силы никакой, и ничего не могут сделать. Сила не дана, не дано и разумение: что главное и что не главное. Это свидетельствуется жизнью, как и произошло с Пилатом: Власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя, — а подписал только к распятию.
Удивительно, что такое сочетание – совершенно потрясающее по своей глубине и жизненности: сплошь и рядом все эти вещи происходят. Именно так.
Например, недавно мне пришлось прочесть рассуждение каких-то представителей науки против того, чтобы говорить детям о вере вообще. Мол, зачем вводить предмет основ православной культуры? Самое интересное, что они апеллировали к тому, что у нас, мол, светское государство: это якобы против конституции! Хотя конституция гласит, что человек может исповедовать любую религию или не исповедовать. Получается, власть говорит: «пожалуйста, выбирай». А тут – как же тогда человеку делать выбор, если одно будут говорить, а другое не будут говорить? Если будут говорить только, что ты – скотина облысевшая (ну, обезьяна – что такое?) Нет, говорят, не обезьяна, а родственница обезьяны. Невелика разница. Теперь уже научились уворачиваться. И вот это до сих пор преподается детям. А говорить им о том, что Господь сотворил человека, – это, видите ли, «посягательство на свободу». Когда всё время называют свиньей и человек начинает хрюкать, – это не есть посягательство на свободу. Когда говорят, что ты сотворен по образу и подобию Божию, когда человек начинает задумываться о своем высоком предназначении как образе Божием, – это «посягательство на свободу».
Вот и выходит, что власть-то, вроде, власть, а на деле всё получается по-другому. Это называется, выражаясь современным бытовым, мальчишеским языком, «игра в одни ворота». В каком-то светском произведении есть такой юмор, когда кто-то говорит: «Молчи, когда со мной разговариваешь!» То есть, с одной стороны вроде так, а с другой стороны, оказывается, не совсем так.
Власть и сила, сила и власть, они всё время в таком сочетании: человек имеет силу, но власти ему не дано, и он не может ничего сделать. И тогда действует вопреки порядкам, но не все это могут, слишком большая сила должна быть. Власть говорит: нет, нельзя, а сила говорит, что это нужно.
Замечательно, что наши настоящие правители – Государи наши православные, – эту истину понимали. Был такой диалог Императора Павла с одним из его вельмож, когда Государь говорит: «Нужно сделать так», – а тот отвечает: «Согласно закону, так нельзя делать». – «Как это, нельзя? Я сам этот закон устанавливал, и говорю, что нужно сделать вот так». – «Хорошо, Ваше Величество, но тогда нужно изменить закон».
Должно быть соответствие силы и власти, а часто бывает разделение того и другого. И на этом, собственно, происходит то, что происходит.
Но над всем есть высшая сила – сила Божия. И она в этой жизни может любого поставить на свое место или сместить с этого места. Не говоря уже о том, что там, у Бога, все будут не как хотят, а как кому Господь даст. Здесь люди часто думают, что они делают что-то, что они могут делать, но делают они постольку, поскольку им это попущено, на данный момент даже. Об этом свидетельствует тот же самый пример Пилата. Да еще Ирода – не того, который приказал убивать младенцев, когда родился Иисус Христос, а того Ирода, который отсек голову Иоанну Предтече. Два этих примера потрясающи! В Евангелии эти два примера есть.
Приходят к Спасителю и говорят: Ирод хощет Тя убити. Господь говорит: Шедше рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий день скончаю. Обаче подобает Ми днесь и утре, и в ближний ити, яко не возможно есть пророку погибнути кроме Иерусалима (Лк.13:31-33). Поэтому Ирод ничего не сделает, хотя всю Иудею можно было за три дня пересечь запросто.
Так вот, два правителя: Ирод и Пилат. Один хотел убить, но не сделал этого; другой хотел пустить, а подписал распять. Вот пример силы и власти. Не дано. Когда Пилат сказал: «Мне дана власть», - Господь сказал, что к власти еще нужна сила. Она – от Бога. Поэтому Господь дал апостолам силу и власть.
Вот как много заключено в этих двух словах! Почему они и поставлены именно так: не власть и сила, а сила и власть. Такова сущность любой настоящей власти: она только тогда и может быть властью, в положенных ей пределах, если она имеет силу. Иначе она фиктивна.
Но у Бога – всё истинно! Тут всё так, как подобает. Поэтому Господь, сказано, дал силу и власть. И поскольку они даются Богом, поэтому эту истину нужно помнить. И в любых обстоятельствах: не хватает ли власти, не хватает ли силы, – нужно просить Того, Кто дает и силу, и власть. Тогда Господь восполнит и исполнит. Поэтому и сказано: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс.126:1). Собственно, это та же самая истина, сказанная другими словами.
Поэтому будем веру свою укреплять. И во всех обстоятельствах, в которых мы не можем что-то сделать – не дано нам или кому-то не дано, – будем просить помощи Божией. Аминь.
|