9 ноября 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 21-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.3:12–18; Лк.8:16–21)

Евангелие святого апостола Луки, глава 8, стихи 16 - 21:

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
19 И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.
20 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 3, стихи 12 - 18:

12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 8:16-21) Лк.8:16. Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.
Лк.8:17. Ибо нет ничего тайного, чтó не сделалось бы явным, ни сокровенного, чтó не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
Лк.8:18. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и тó, чтó он думает иметь.

Здесь начало другого учения. Ибо Он обращается к ученикам и говорит это с целью наставить их быть тщательными в жизни и непрестанными подвижниками, так как все на них будут обращать взоры. Ибо на учителя и проповедника все смотрят, все наблюдают за ним, хорош ли он, или наоборот, и ничего своего он не укроет. Итак, если вы, ученики, будете внимательны и тщательны, то Бог дарует вам большую благодать; а кто не будет иметь тщательности и внимательности, тот своей небрежностью угасит и погубит тот дар от Бога, какой, по-видимому, он имеет.

Лк.8:19. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

Отсюда оказывается, что Христос был не вместе со Своими сродниками по плоти, но они пришли к Нему, ибо Он, оставив их, занимается духовным учительством. Так и всякий, кому вверено служение Божие, не должен ничего предпочитать ему; а должно и родителей оставлять, если они без пользы и напрасно будут препятствовать нам в деле Божием, подобно как и Господь теперь поступает.

Лк.8:20. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.
Лк.8:21. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Когда некоторые сказали Ему о Его сродниках, Он не заключает братства в числе немногих и сынам Иосифовым не придает той чести, будто бы они только одни Его братья. Но поскольку Он пришел спасти весь мир и всех сделать братьями, то говорит: «мать Моя и братья Мои суть те, кои слушают слово Божие; потом, поскольку одно слушание никого не спасает, а разве только осуждает, Он говорит: «и исполняют». Ибо должно слушать и вместе исполнять. Словом Божиим называет Свое учение, ибо, что Он ни говорил, все принадлежало Отцу Его, так как Он не был противником Богу, чтобы слова Его не были Божиими.

Некоторые место это понимают так: поскольку Христос учил и был в славе за Свое учение, то некоторые, возбуждаемые завистью, как бы в насмешку над Ним, говорили: «вот Мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя». Так как Мать Его была бедна и братья Его не славны, как дети плотника, то они, чтоб опозорить Его, как неблагородного, и указывали Ему на Мать Его и на братьев. Но Он, зная мысль их, сказал: бедность родственников нисколько не вредит Мне; напротив, если кто даже и беден, но слушает Слово Божие, того Я делаю сродником Своим.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8:17). Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, Им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать – она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец...

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.8:16–21)

Протоиерей Александр Шаргунов

Принявший благодать Христову должен быть горящей свечой. Свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Если Христос дал Своим ученикам наедине знать тайны Своего Царства, это не значит, что они должны быть сокрыты от всех. Они не только должны быть добрыми, но — творить добро. Время Церкви — от Первого до Второго Пришествия Христова — время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его.

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». То, что сокрыто сейчас, скоро откроется и станет известно всем. Иногда мы стараемся скрыть, что-нибудь от самих себя. Мы закрываем глаза на последствия некоторых наших поступков, хотя хорошо сознаем, что это значит. Мы уподобляемся человеку, который нарочно закрывает глаза на симптомы болезни, которая, он знает, есть у него. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от людей, но все равно это выходит наружу. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», говорит поэт. Счастлив тот, кому нечего скрывать. Иногда мы стараемся скрыть что-нибудь от Бога. Нет ничего более бессмысленного. Грешник думает, что он окружен безопасными стенами и тьма, в которой он совершает свой грех, скрывает его от всех, но «очи Господа в тысячу крат светлее солнца». И перед каждым из нас всегда должно быть слово Писания: «Ты Бог, видящий меня» (Быт. 16:13) .

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, — говорит Господь, — ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше — тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» — кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант — потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь — то, что они не употребляют.

«И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией — то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, — нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7:5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3:21).

Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены — от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера — выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера — выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.

Семья Божия — Святое Семейство — родство веры и жизни по воле Божией. Господь включает в Свою Семью всякого, кто творит волю Отца Небесного. Разумеется, не может быть противопоставления между семьей учеников Христовых и семьей Господа по плоти. Ясно, что слова: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» относятся и к родственникам Его. Мы знаем, что никто в роде человеческом не мог, как Матерь Божия, сказать: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», которые определяли каждое мгновение Ее жизни. Но здесь — первое и единственное упоминание о братьях Господних рядом с Божией Матерью — в значении их ученичества, предваряющее, как сказано в книге Деяний, «единодушное пребывание в молитве и молении Церкви с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян. 1:14). Божия Матерь участвует в славе Своего Сына не просто потому, что Она родила Спасителя мира. Ее блаженство основано на том, что Она слышала, веровала, повиновалась, хранила и продолжала исполнять слово Божие до Креста Христова, до собственного Своего Успения, в полноте причастного Его Кресту и Воскресению.

***

Священник Стефан Домусчи

Феномен веры сложнее, чем обычно кажется. Дело в том, что вера предполагает не только признание чего-то истинным без доказательств, это важно, но не достаточно. Сам характер веры меняется и может быть очень разным в зависимости от личного отношение к тому во что верят, воспринимают ли это как важное или как второстепенное. Это относится к любой вере, не только к религиозной. Бо́льшая часть воспринимаемой нами информации, научной, бытовой или религиозной, воспринимается нами на веру, без доказательств. Но только та информация, которую мы считаем важной влияет на нашу жизнь. Смотря погоду после выпуска новостей человек узнает о том, какой она будет в разных регионах, но особенно прислушивается к тому, какой она будет в том месте, где живет он сам. Это совершенно нормально и естественно. Однако, есть люди, которые воспринимают истины веры так же, как восприняли бы рассказ о потеплении в соседнем регионе… Они не сомневаются, в том, что это правда, для кого-то это может быть интересно, для кого-то важно… Но как это влияет на их реальную жизнь?

В то же время, на самом деле, если человек честно посмотрит на свою жизнь и свою веру, он поймет, что религиозные истины не могут просто «приниматься к сведению», человек либо верит, либо думает, что верит, не веря в действительности. Потому что вера не просто сообщает человеку нечто о внешнем мире, не говорит только о Боге… Она говорит каждому человеку нечто важное о нем самом… Не просто как об одном из  многих, но лично каждому из нас. Потому что Бог относится к каждому человеку особенно, у него для каждого есть своя цель, не только для избранных и святых. Для Бога нет главных героев и массовки, каждый человек для Него сын или дочь, и о каждом он заботится как о единственном.

Конечно, мы не говорим здесь о безличной религиозности, о тех, кто признает, что «что-то есть», но о тех, кто считает себя христианами. Человек поверивший Христу по-настоящему, не может просто верить в то, что Бог есть, он непременно должен верить во все, что из этого следует.

Именно этому посвящено все сегодняшнее чтение. Если человек поверил Христу – этого не утаить. Тот, кто зажег свечу не будет закрывать ее сосудом и не будет скрывать под кроватью, потому что в первом случае – она потухнет, а во втором устроит пожар. У человека существует множество тайн, которые никогда и никому не станут известны, но вера и неверие могут быть тайной до поры до времени, в жизни так или иначе все равно обнаружатся. Причем обнаружиться не только для  окружающих, но и для самого человека. Если тот, кто думает, что имеет веру, не верит по-настоящему, в момент испытания ее на прочность он поймет, что все это было миражем и самообольщением, у него отнимется то, чем, как ему казалось, он обладал в действительности.

Причем речь не идет о серьезных гонениях, проверкой может быть элементарный нравственный вопрос, готовность простить или попросить прощения, поверить в важность совместной молитвы и прийти в храм на богослужение. Готовность поверить и послушаться в мелочах говорит о реальности веры. Напротив, тот, кто не выстоял против собственной гордости, вряд ли выстоит против угрозы собственной жизни и благополучию.

Все это не означает, конечно, что человек не прощающий или не просящий прощения, сразу становится неверующим. Просто он должен отдавать себе отчет, что в этих своих поступках он ведет себя как неверующий. И осознав это он может с этим согласиться, но может начать с собой бороться. Важно не только, что у тебя получилось сейчас, но и то, как ты к этому отнесся, согласился ли ты со своим сиюминутным безбожием. Верность Христу – это не раз и навсегда установившийся факт, но постоянный выбор Его стороны и постоянная борьба. Эта верность настолько важна для Христа, что ее не могут подменить никакие иные связи, даже такие тесные как кровное родство. Единственное, что оказывается реальным ее подтверждением – это слышать слово Божие и хранить его.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Существует бесконечное количество причин, чтобы не выказывать всему миру свою веру. Мы понимаем про самих себя, что мы никудышные христиане и потому, нам лучше молчать о христианстве. Мы чувствуем, что если позиционировать себя как верующих людей, то это может вызвать неуместные вопросы и поставить нас в неловкое положение. Если мы заявим о своей вере, то нам придётся соответствовать и следовать словам апостола Петра: быть всегда готовыми всякому, требующему у нас отчёта в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (ср. 1 Пет 3:15). А для всего этого необходимо делать непрестанные усилия и всегда быть в состоянии выбора: если я скажу то-то и то-то, как в глазах людей вне Церкви будут восприняты мои слова? Не послужат ли мои слова причиной негативного отношения к Церкви и к Ее Главе, Господу Иисусу Христу? Да и вообще, а если случится чей-то день рождения или корпоратив во время поста, как быть? Ведь все будут смотреть на меня! Если я говорю о себе как о христианине, то я обрекаю себя на жизнь под пристальным взглядом. Это непросто. Но христианство отличается от многих других религиозных течений в том числе и тем, что оно имеет миссионерский характер. Слова Христа Спасителя «идите, научите все народы» (Мф 28:19) относятся не только к апостолам и не только к тем, кто уже назвался христианином, принял священный сан, облачён в особенные одежды и имеет несколько архаичный для современного мира внешний облик. Эти слова относятся ко всем. Именно об этом сегодня говорит нам Церковь. Она ещё раз повторяет слова Христа: христианство — светильник и абсолютная глупость зажигать лампу для того, чтобы спрятать ее в шкаф или же накрыть одеялом. Светильник должен освещать окружающее пространство. В этом его функциональное назначение. Без этой функции он перестаёт быть светильником. Точно также и христианин, который боится или не хочет открыто жить по своей вере, который в силу каких-то причин отказывается быть христианином всегда и везде — не христианин. Христианство не может быть закрыто внутри человека. Оно подразумевает выход вовне. В своей следующей мысли Христос говорит, что все тайное рано или поздно станет явным. Эти Его слова можно применить много к чему, например, ко времени Страшного Суда, но также их можно применить и к нашему христианству: рано или поздно оно проявит себя. И не стоит этого бояться. Это должно случиться и, если это произошло, значит мы на верном пути.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О покрывале
(2Кор.3:12–18)

Протоиерей Вячеслав Резников

Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое».

Лицо Моисея, когда он с Синайской горы сошел к народу, «стало сиять лучами, оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему». И тогда Моисей стал полагать на лицо свое покрывало, когда говорил с народом. «Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх.34:29–35). Так, хотя Моисей и принес закон, но не мог передать самое главное: свою личную близость к Богу, свою личную праведность. О народе постоянно говорится, что он был «жестоковыйный» (Исх.32:9), а о Моисее – что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3).

Вспоминая этот прообраз, Апостол переносит его на своих современников, на тех Иудеев, которые упорно не принимали Христа. «Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом». Поэтому, кстати, начинать изучение Священного Писания лучше не с Ветхого Завета, а с Нового, где в частности показывается и соотношение двух Заветов. Например, в Нагорной проповеди сравнивается, что сказано через Моисея «древним», и что должно быть на самом деле. «Древним сказано: не убивай». А на самом деле нельзя даже гневаться. «Древним сказано: не прелюбодействуй». А на самом деле нельзя и в сердце допускать нечистую мысль. Ветхозаветные заповеди -лишь первая ступень: воздержание от злых дел. А впереди – совершенное очищение сердца.

Так и ветхозаветные ритуальные предписания -лишь первая ступень послушания Богу. А совершенный человек – готов отвергнуться себя, взять свой крест, и следовать за Христом, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8).

А два сегодняшних евангельских примера снимают покрывало с заповеди о субботе. Суббота была дана, «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, и осел твой, как и ты» (Втор.5:14). Заповедь о субботе, это заповедь о милости и к себе, и к подвластным. Поэтому суббота не может препятствовать, чтобы напитался голодный и исцелился больной.

На Ветхом Завете лежит покрывало самого страшного национализма – религиозного. Сам Бог, Творец неба и земли когда-то повелевал Израилю в иных случаях безжалостно истреблять целые народы, мера беззаконий которых переполнялась (Быт.15:16). И еще на Ветхом Завете – покрывало двойной морали, когда одно предписывается по отношению к единоплеменникам, а другое – по отношению к чужим.

И только Христос ставит точку над всем временным и относительным. Отныне – новый Божий народ, новый Израиль – из всех людей, отовсюду приходящих ко Христу. Христос отверзает «ум к уразумению писаний» (Лк.24:45), показывая, что все пророки указывали на это, уже наступившее время.

А для религиозных поклонников только Ветхого Завета – на нем по-прежнему покрывало. Они продолжают считать себя раз и навсегда единственным Богоизбранным народом; они продолжают ожидать кого-то, кто снова соберет их вместе, восстановит храм и покорит им все народы. Они продолжают праздновать свою пасху, эту политическую победу над врагом, и не видят новой, истинной Пасхи – победы над грехом и смертью. И «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их». И только «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Но иногда приходится слышать: как я могу обратиться ко Христу? Это значит – предать свой народ, отречься от него. Но в этом случае ты сам клевещешь на свой народ, утверждая, что только ненависть ко Христу образует из твоего народа единое целое.

Церковный календарь. 9 ноября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 9 ноября

Читаем Апостол. 9 ноября

Мульткалендарь. 9 ноября. Преподобный Нестор Летописец, Печерский

Святой мученик Нестор Солунский

Этот день в истории. 9 ноября