46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Лк. 6:46-7:1) Лк.6:46. Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что́ Я говорю?
Лк.6:47. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
Лк.6:48. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, «а делами отрекаемся» от Него (Тит. 1:16). Если, — говорит, — Я — Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов — делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый «подобен человеку, строящему дом», построившему оный «на камне». «Камень же..., — как свидетельствует апостол (1 Кор. 10:4), — Христос.»
Лк.6:49. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.
Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, то есть гонение или искушение, река подступит к этому дому, то есть искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее.
Лк.7:1. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.
(Лк. 6:46-7:1). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: «Господи, Ты мой Господь», тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть, нечего и взывать: «Господи, Господи?» Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, – чувство и расположение сердца.
Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь... Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: «Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей». И будет взывание ко Господу приятное для Господа.
Протоиерей Александр Шаргунов
Недостаточно слушать то, что говорит Христос, надо это исполнять. Для Господа оскорбительно, когда мы зовем Его: «Господи! Господи!», а сами делаем все против воли Его. Мы можем уподобляться тем, кто в час поругания Христа, пригибая колена, глумливо кланялся Ему и говорил: «Радуйся, царь иудейский!» Разве не то же значит — без конца обращаться к Нему: «Господи! Господи!» и упорно ходить по воле сердец наших? Мы обманываем себя, если думаем, что одно слушание слов Христовых, без исполнения их, приведет нас на небо. Только те спасаются, кто не просто приходит ко Христу послушать Его, но научиться жить у Него по правде Божией. Они подобны дому, построенному на камне, говорит Христос.
Трудно бывает строительство такого дома. Требуется много усилий, чтобы положить прочное основание. Но когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, все труды были вознаграждены. Дом устоял, потому что его основание было надежным. Как напоминает это наводнение, которое приходит, чтобы испытать прочность того, что мы строим, о Суде Божием во времена потопа.
Притча учит нас, как важно положить неложное основание жизни. Таким единственным основанием является послушание учению Христову. О строителе этого дома сказано, что он копал, углубился. Его глубокая надежда была основана на Христе. Христос — камень всех веков, и никто не может положить иного основания. Те, кто живет так, не поколеблются во времена испытаний и гонений. Когда многие, надеющиеся на свои силы, падут, они будут твердо стоять в Господе. Они сохранят в сердцах своих мир и надежду, и радость посреди самых великих потрясений. Никакие бури не сокрушат их, потому что ноги их будут стоять на камне. Исполняющие слово Христово соблюдаются силой Его, верою ко спасению, и никогда не погибнут.
Тем же, кто удовлетворяется одним только слушанием слова Христова и не живет по нему, скоро постигнет горькое разочарование. Они хотели избежать трудного пути, им казалось, что слишком обременительно копать и углубляться до камня. Насколько приятнее строить на песке! Да, идти нашим собственным путем, может быть легче, чем идти Христовым путем, но конец такого пути — крушение. Путь Христов надежен и для земной жизни и для вечности. «А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания». Он поступает очень недальновидно. Он даже не задумывается о том, во что в самом скором времени может превратиться его строительная площадка.
Каждым нашим решениям в жизни есть ближняя и дальняя перспектива. Блажен человек, который никогда не продает доброе будущее ради настоящего удовольствия. Блажен человек, который видит все не в свете сиюминутного успеха, а в свете вечности.
***
Священник Стефан Домусчи
Важной частью религиозной жизни является молитва. Сложно представить себе верующего человека, который не молится. Кто-то делает это регулярно, кто-то от случая к случаю. Кто-то читает молитвослов, а кто-то предпочитает говорить с Богом своими словами. Практики существуют разные, какие-то лучше, какие-то хуже, но люди бывают в разных духовных состояниях и то, что является расслаблением для человека церковного, для кого-то может показаться верхом религиозности. В любом случае и постоянная молитва по молитвослову и редкая своими словам может оказаться искренней и идти из сердца, но может быть формальной, и идти скорее от ума, и восприниматься как обязанность.
Не секрет, что формальностей в нашей обыденной жизни довольно много. В то же время, несмотря все различия, большинство из нас понимает, что есть ситуации в которых формально действовать нельзя, так как результата не будет. Как формальная справка о здоровье не сделает нас по-настоящему здоровым, так и формальная, пустая молитва не будет настоящим разговором с Богом. И если в делах бытовых, людей порой вполне устраивают формальности, то вряд ли это же можно сказать о встрече с Богом.
При этом, человек не только сам может ощущать, что искренности в его словах не достает, но и имеет некоторый внешний критерий формальности. Именно об этом критерии и говорит в сегодняшнем чтении Христос.
«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я говорю?»
В действительности просительных молитв, конечно, всегда больше чем благодарственных и хвалебных. Благодарности надо учиться, способность славить Бога вообще говорит о довольно глубоких и правильных отношениях с Ним, а вот просить могут и верующие и маловерующие, и даже неверующие в экстренных ситуациях. Но что же обычно происходит после всех просьб и отчаянных требований? Со стороны человека не происходит ничего.
Это отсутствие ответа со стороны человека и есть корень проблемы. Ведь молитва это место общения, а при общении должен быть слышан голос обеих сторон. И если мы хотим, чтобы Бог нас услышал, мы должны услышать Его. И это не просто Его прихоть, не формальное условие, которое Он ставит. Дело совсем в другом.
Дар Божий, Его ответ на нашу просьбу должен быть правильно принят. Неслучайно в молитвах часто встречается просьба к Богу: исполнить те из наших прошений, которые будут для нас спасительны. Но спасительность этих даров не автоматическая, ведь и самый важный Его дар, саму жизнь мы можем воспринять и правильно и неправильно. Это значит, что дело не только в том, чтобы просить у Бога чего либо, но и быть готовым к тому, чтобы правильно этим распорядиться.
Иными словами, возможность молиться – это, и возможность встречи с Богом, разговора с Ним, возможность настоящего общения и соработничества. Но если это так, то молитва так же – это и величайшая ответственность, ситуация в которой возможно пренебрежение и эгоизм, желание использовать Бога в своих целях.
Зная это, Христос подчеркивает, что ситуация, в которой человек не слушает Бога и не исполняет Его воли ведет не столько к наказанию, сколько к тому, что человек не получает должного опоры, должной помощи и поддержки. Не потому, что ему этой помощи не дали, а потому что для ее получения он должен был углубиться, должен быть услышать Бога и послушать Его. Напротив, дело того, кто послушал Христа и исполнил слово Его выдержит любые испытания, потому что сам Бог будет с ним.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Все мы знаем, что нельзя произносить имя Бога всуе. Но не все помним, что это не просто благопожелания и не просто присказка, это третья заповедь Моисеева закона. В русском синодальном переводе полностью она звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх 20:7). Славянский перевод несколько мягче, в нем говорится, что Господь не очистит того, кто понапрасну произносит Его Имя.
Как и любая другая заповедь, третья заповедь не так проста, как может показаться на первый взгляд. Можно подумать, что раз все наши дела ничто иное как суета сует, то вообще любое произнесение Имени Божьего — грех. И его лучше вообще не произносить, а обходиться какими-нибудь эпитетами при обращении к Богу. А можно решить, что напрасное поминовение Имени Бога — это произнесение его между делом, как некоей присказки или междометия.
Сегодняшнее евангельское чтение даёт нам возможность правильно понять эту заповедь Декалога. Оказывается, что напрасное, суетное произнесение имени Господа Бога — это то произнесение, за которым не следуют соответствующие дела. Очень ярко эту мысль выразил автор книги Притч. Он сказал: «Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притч 28:9). Мерзость, из-за которой человек так или иначе пострадает. То есть невозможно должным образом помолиться, если, во-первых, не знать о Боге и Его воле, а во-вторых, если молитва не будет сопровождаться исполнением воли Божией, если наша собственная воля окажется в стороне от того, что требует Бог.
Для иллюстрации этой мысли Христос Спаситель использует понятную аналогию: молитва без последующих дел похожа на строительство дома без основания, без твёрдого фундамента. Такой дом долго не простоит. И не надо быть строителем, чтобы согласиться с этой мыслью. Можно строить сколько угодно крепкие стены, использовать самые дорогостоящие качественные материалы, но дом не устоит, он превратится в груду строительного мусора и только чудом падение такого дома может обойтись без человеческих жертв.
Без стремления выстроить свою жизнь так, как говорит нам Бог в Своём Священном Писании, попытки с помощью множества долгих витиеватых молитв обхитрить Бога ни к чему не приведут. Важно это понимать и помнить, важно настроить себя таким образом, чтобы все те слова, которые мы произносим во время обращения к Богу имели последствия, чтобы от языка они шли не только к уму, но и к сердцу, ведь именно из него, по слову Спасителя нашего и Бога, исходят дела злые и добрые.
О строительстве домов
(Лк. 6:46-Лк. 7:1)
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь говорит: «Всякий, приходящий ко мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое».
Тут имеется в виду не просто слушающий и не разумеющий, но – слушающий активно: запоминающий, анализирующий, успешно сдающий экзамены, умеющий рассуждать на божественные темы, вовремя и к месту сказать нужное слово, дать верный совет. Построенное им – тоже здание, настоящее, в котором можно жить. Внешне оно ничем не отличается от построенного на камне. Но вдруг, при первом же искушении, – где он? Что осталось от его «мудрости»? – «И разрушение его было великое». И тем более великое, чем тщательнее строил, чем складнее говорил, чем больше им было услышано, но… не исполнено собственной жизнью! И при всех своих отличных дипломах вдруг услышишь: «Что вы зовете Меня «Господи! Господи!» и не делаете того, что я говорю»? Причем, если не выполняем даже «одну из заповедей сих малейших» (Мф.5:19). И апостол Иаков пишет о том же: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виноватым во всем» (Иак.2:10). Ибо Тот же, Кто повелел одно, повелел и другое.
Но не будем отчаиваться. Потому что Господь осуждает не тех, кто просто «нарушит одну из заповедей сих малейших», но кто «и научит так людей». Одно дело, когда мы нарушаем по немощи, по невниманию, и от всего сердца раскаиваемся. И совсем другое – когда сознательно заявляем, что нечто, сказанное Господом, можно и не соблюдать, что это либо заведомо невозможно, либо – относится совсем не к нам. Вот именно тут мы начинаем строить на песке. Именно такие, не столько сами нарушающие, сколько одобряющие нарушающих (Рим.1:32), – своими человеческими мнениями разрушают фундамент незыблемости и непререкаемости всего сказанного Господом Иисусом Христом.
И это, конечно, касается не только нраво-, но и вероучения. Наш Символ веры тоже основан на Божественном откровении. И сознательно исказивший, изъявший или заменивший какой-либо из двенадцати его членов, – становится «виновным во всем», становится потенциальным разрушителем и всего остального, взорвав Божественную неприкасаемость содержания всей нашей веры. Как бы грандиозно, разумно и красиво ни было построено это новое учение, оно будет на песке человеческого мнения, предпочтенного камню Божественного предания. Так, если человек нарушит одну из статей гражданского закона, суд не рассматривает, какие статьи он не нарушил, и что нас с ним еще объединяет? Суд исследует, – насколько он не раскаивается в своем нарушении. И в зависимости от этого – отлучает его от сообщества людей, признающих одинаковую важность всех малейших заповедей.
|