31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
(Лк. 4:31-36) Лк.4:31. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
Лк.4:32. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
Лк.4:33. Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
Лк.4:34. оставь; что́ Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Лк.4:35. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди: синагоги , вышел из него, нимало не повредив ему.
Лк.4:36. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Поскольку ни разум, ни учение не привлекают неверных к вере, то Господь присоединяет чудотворения, как самое действительное средство. Итак, творит чудеса в Капернауме, ибо жители сего города были самые неверные и для веры нуждались во многих чудесах. Итак, когда Он достаточно научил, и притом как имеющий власть (ибо Он не говорил: «Это говорит Господь», но: «Я говорю вам», потому что Он был не из числа пророков, но истинный Сын Божий), после этого присоединяет и чудо, именно: исцеляет мучимого бесом. Бес сначала обнаруживает вражду, чтобы свидетельство его было достовернее, потом приводит свидетельство: «знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Сначала упрекает Его: зачем Ты пришел сюда погубить нас? Потом ласкает Его, думая, что Господь, увлеченный лаской, оставит его. Но Господь, научая не пользоваться свидетельством и представлением от беса, говорит: «замолчи и выйди из него». Впрочем, позволяет бесу повергнуть человека, чтобы присутствующие узнали, что он подлинно имеет беса, которому и слова принадлежали, хотя орудием был язык человека. И все говорили друг другу, удивляясь случившемуся и говоря: что это за слово, то есть что это за повеление, которым Он повелевает: выйди из него и замолчи?
Знай же, что и ныне многие имеют бесов, именно те, кои исполняют пожелания бесов; например, кто гневлив, тот имеет беса гнева. Но когда придет Иисус в синагогу, то есть когда ум будет сосредоточен, а не рассеян, тогда скажет бесу гнева, доселе неукротимому: «замолчи»; и он тотчас выйдет из человека, повергнув его на средину. Что же значит бросить на средину, знай: человек должен быть ни совершенно гневлив и раздражителен, ибо это свойственно зверям, ни совершенно безгневен, ибо это свойственно бесчувственному, но идти средним путем и иметь гнев против злобы. Итак, когда дух лукавый бросит кого-нибудь на средину, то уходит от него.
(1Кор.15:39–45; Лк.4:31–36) «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин.8:24). «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12)
Надобно получить отпущение грехов, а его получить нельзя иначе, как только верою в Сына Божия, плотью нас ради распявшегося, под условием нежелания поблажать греховным привычкам и делам; ибо когда «согрешаем, то только Его имеем ходатаем к Отцу» (1Ин.2:1). Давшему слово: воздерживаться от грехов надо принять содействующую благодать Пресвятого Духа, а она на землю низошла после того, как воссел Господь, вознесшись, одесную Бога-Отца, и дается только верующему в эту дивную икономию нашего спасения, и с этою верою приступающему к Божественным Таинствам, учрежденным в Св. Церкви Господней, чрез апостолов.
Так, кто не верует в Господа, как Он есть, тот не может быть чистым от грехов. Не очистившись от них, он и умрет в них; а умерши, и суд приимет по всей тяжести их. Кто хочет поблагодетельствовать кому вечноценными благодеяниями, поруководи его в вере в Господа, вере истинной, не допускающей мудрствований и колебаний. Тех же, которые прямо или косвенно расстраивают веру в Господа, должно считать вековечными злодеями, ибо они причиняют такое зло, которое ничем нельзя поправить и сила которого простирается на всю вечность.
Не оправдает их неведение, ибо как не ведать той истины, которая известна всему миру? Не оправдают противоубеждения, ибо начни только строго поверять их, тотчас поколеблешь их силу и ни на чем потом не сможешь опереться, кроме как только на вере в Господа. Отстают от веры те, которые не разбирают, как должно, и оснований, и веры, и тех учений, к которым пристают. Точное исследование условий спасения приведет к убеждению, что они исполнимы только с Богом воплотившимся, умершим на Кресте и ниспославшим на землю Духа Святого. В этом и состоит существо веры христианской.
Кто искренно так верует, тот никак не умрет в грехах своих, ибо он сам в себе носит силу, приносящую помилование. Неверующий же уже осужден, ибо сам в себе носит осуждение.
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда Христос был изгнан из Назарета, Он пришел в Капернаум, другой город Галилейский. «И учил их в дни субботние». Проповедь Христова сильно действовала на людей. «И дивились учению Его». Каждое слово Его было весомо и сообщало им неслыханные откровения. Это было слово, сказанное со властью. Какую власть, какую силу надо иметь, чтобы повелевать не внешними только поступками человека, а его сокровенными мыслями и чаяниями!
Нет ничего неподвластного Господу нашему. И Своим державным словом Он изгоняет сатану из тех, кто, подчинившись злу, дал ему овладеть собой. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского». Диавол — нечистый дух, его естество абсолютно противно чистейшему и святейшему Богу. Этот нечистый дух действует в сынах человеческих. Оказывается, можно быть одержимым диаволом и находиться в синагоге. И не только в синагоге. Даже бесы знают и веруют, что Иисус Христос — Святый Божий. Они веруют и трепещут (Иак. 2:11). Этот нечистый дух закричал громким голосом: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» У бесов нет ничего общего с Иисусом Христом, и нет желания иметь что-либо общее с Ним. А у людей, как бы низко они ни пали, какую бы власть ни взял над ними сатана, есть общее со Христом. Потому Он и пришел спасти нас. И Он повелевает сатане со властью: «Замолчи и выйди из него». Он не только велит нечистому духу замолчать, но заграждает ему уста. Христос показывает нам бессильную злобу побежденного врага, царствующего над миром видимым и невидимым. Как победитель, Он являет Свою благодать. Когда мы видим поверженного бесом посреди синагоги человека, то понимаем, что он сделал бы с ним, если бы Господь попустил. Всех людей, если бы только ему позволили, он разорвал бы на куски. И Господь показывает, какую власть Он имеет над сатаной — в том, что Он не только повелевает нечистому духу выйти из человека, но — выйти, нисколько не повредив ему. Когда сатана не может кого-то погубить, он старается причинить ему как можно больше вреда. Но он никогда не может повредить человеку больше, чем позволяет Христос. И тем, кто не отвергает Христа, он не может причинить никакого подлинного вреда. Бес «вышел, нимало не повредив ему». Власть Христа над бесами была очевидной для всех. «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою «Что это значит? Что это за учение, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?». Страх Божий, касаясь этих людей, приводит их к вопрошанию о тайне чудодейственного слова. И мы знаем, что речь идет о Духе, которым помазан Господь.
Послав двенадцать апостолов, Господь дает им эту силу и власть над бесами. И не только двенадцати. Семьдесят с радостью возвращаются и говорят: «Господи, и бесы нам повинуются о имени Твоем». И Он утверждает их в этом служении: «Се даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничтоже вам вредит» (Лк. 10:17—19). Мы понимаем, что духи повинуются апостолам и всем верным, любящим Господа, потому что имена их написаны на небесах и потому что имя Христово запечатлено в их сердцах. Потому и сказано: «Возшед на высоту, пленил плен» (Еф. 4:8), — избавив плененных диаволом и пленив диавола, Господь дал дары человекам.
И мы помним, как Церковь Христова, с самого начала победоносно проповедуя о торжестве Христовом над диаволом, являет многие чудеса, изгоняя бесов из одержимых, мучимых ими людей. Воистину наша Церковь приняла власть от Господа Иисуса Христа. Во все времена мы можем видеть друзей Божиих, возвещающих великую пасхальную победу Господа. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что повсюду нечистые духи изгоняются именем Христовым.
Не страшитесь зла в сегодняшнем мире. Так написано, так попущено злу раскрыться до конца, так дана диаволу на время свобода бесчинствовать в отступническом мире. Так подобает Церкви, сражаясь вместе с Господом, войти в славу Его и победить Его врагов. Они будут вести брань с Агнцем, эти враги. Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царствующих. И те, которые с Ним, суть званые и избранные, и верные.
***
Протоиерей Павел Великанов
После того, как Иисус был отвергнут жителями родного города, Назарета, Он уходит в Капернаум. Именно здесь происходит множество чудес исцелений, изгнаний бесов, здесь Спаситель не встречает того жёсткого отторжения, которое было в Назарете.
Евангелист, описывая чудеса Иисуса в Капернауме, говорит о том, что жители удивлялись словам Христа – потому что они были «со властью». Но что это значит? Разве слово – не одно и то же, будучи всего лишь произнесено, озвучено разными людьми?
Конечно, сразу хочется привести в пример деятелей искусства – например, поэтов, которые тщательно подбирают каждое слово, каждую фразу для сложения стихотворных строк. Они делают это для того, чтобы предельно точно воспроизвести в читателе или слушателе определённое переживание, и таким образом посредством слова коснуться струн души для извлечения мелодии.
Но ведь Христос – не поэт: Он не оставил нам ни одной стихотворной строчки! Значит, речь идёт о какой-то другой «власти» – а именно о власти как предельной отвественности за каждое произнесённое слово.
К сожалению, мы живём в мире, где значимость слова стремительно уменьшается. Пустословие, многословие, празднословие – которые в православной традиции считаются грехами, сегодня мало кто вообще относит к недостаткам или тем более к порокам. Но ведь проблема обессмысливания слова как такового от этого никуда не исчезает! Мне хотелось бы привести такое сравнение. Представьте себе, что вы приходите в супермаркет и закупаете целую тележку продуктов. Возвращаетесь домой, разбираете пакеты, и теперь вполне довольны: еды хватит на несколько дней. Садитесь обедать, открываете упаковку – а там ничего нет. Берёте другую – то же самое. Третью – опять пустая. Четвёртую – а в ней лишь микроскопический кусочек еды, как говорится, «на один зубок». Едва ли кому-то подобная ситуация придётся по душе! Но ведь посмотрите, что происходит с нашими словами! Вместо того, чтобы передавать смыслы, идеи, чувства – они превращаются в мыльную пену, которая скрывает, замазывает, маскирует – а не проявляет то, ради чего слова и произносятся!
В отличие от нас, Христос «просто так» ничего не произносил. Он не «болтал без умолку» о чём попало, Он не пытался скрыть за обилием слов их настоящее «послание». У Него каждое слово – это снайперский выстрел, точно попадающий в цель. И тогда, когда Он понимал, что цель всё равно недостижима – этого выстрела не было. Когда Он видел, что любое слово, сказанное Им, окажется выстрелом в пустоту – Он молчал, приводя в изумление окружающих.
Но что мы можем сделать, чтобы хотя бы немного притормозить этот процесс превращения слов в пустые упаковки? Прежде всего, слово следует полюбить. Невозможно полюбить то, красоту чего не понимаешь. Значит, главный показатель любого образованного человека – это любовь к красоте слова. Вряд ли научишься этой красоте, читая газеты, блоги или сообщения с эмодзи в социальных сетях. Второе – наше отношение к слову становится ответственным, когда мы осознаем, что за каждым – совершенно за каждым! – словом есть определённая сила, некий Логос, начинающий действовать, как только оно произнесено или написано. Слова благословения и проклятия – это не какая-то средневековая выдумка, а очевидная реальность для человечества с самых древних времён. И написанные, но неотправленные адресату письма – тоже зачастую «работают» каким-то совершенно неведомым для нас образом.
И последнее, третье. Любое слово – это своего рода «контейнер» для передачи самого главного – Духа. Поэтому если мы хотим, чтобы наши слова были «с силой» – надо стараться внимательнее искать, как бы сонастроить нашу душу с Духом Божиим.
Помоги же нам, Господи, дорожить красотой, ценностью и силой дара Слова, которым Ты нас столь щедро одарил!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Этот мир, согласно Священному Писанию, был сотворен Божественным Словом. Прекрасно это видно в повествовании о творении, которое мы находим в первой главе книге Бытия: «Сказал Бога: да будет свет. И стал свет… Сказал Бог: да будет твердь… и стало так… Сказал Бог: да соберется вода… в одно место, и да явится суша. И стало так». Слова Творца животворящие. Все, что Бог говорит, сразу же обретает плоть и кровь. Это одно из удивительных свойств Божества, как источника жизни: все, что Он мыслит, произносит уже приведено из небытия в бытие. Ничто не думается и не произносится впустую, напрасно. Каждое мысль это уже слово, каждое слово – это уже конкретное дело.
Именно такая животворная сила исходила от слов Христа, когда Он говорил. Его слушатели чувствовали, что произносимое Им имеет ту же самую власть, которой могли бы обладать слова Творца этого мира. Они напитывали души, зажигали сердца, вдохновляли. Несмотря на то, что Господь говорил очень просто, часто, используя притчи, Его речи увлекали людей в несравнимо большей степени, нежели богословские выкладки иудейских религиозных вождей. С точки зрения человеческой, их рассуждения поражали своей искусностью, и даже изяществом. Евреи достигли в этом высокого уровня мастерства. Однако с точки зрения той самой животворности, насыщенности правдою жизни, они были пусты и мертвенно схематичны. Не имели ничего общего с тем живительным источником, который единственный может сообщить слушателю душевный мир, покой, дать ему вкусить, что есть такое полнота бытия. Такие слова, словно радиопомехи, которые засоряют эфир, в итоге лишь обременяют и угнетают человеческое сердце своей пустотой и бессмысленностью.
В еще большей степени эта пустота ощущается в словах беса, которого изгоняет Христос. Несмотря на то, что нечистый дух называет Спасителя
«Святый Божий», то есть, по сути, свидетельствует окружающим о том, что Иисус не обычный человек, а посланник Творца, Господь приказывает ему замолчать. Ведь он воплощенная злоба, которая в конечном счете стремится к разрушению и небытию. А потому, что бы он ни произнес, в этом не будет пользы для человека, так как не будет в нем жизни.
Наши слова так же обладают определенной властью. Как говорится в одном стихотворении: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Они также могут быть изящны, утончены, искусны, на время могут увлекать слушателей, но при этом иметь то послевкусие мертвенной пустоты, которая в итоге угнетает человеческое сердце. А потому дай же нам, Господи, стяжать Твою простоту, чтобы все сказанное нами не расходилось с делом и дарило тем, кто нас окружает душевный мир и покой.
|