24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, -
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
(Мк. 5:24-3) Мк.5:24. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
Мк.5:25. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
Мк.5:26. много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, –
Мк.5:27. услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила:
Мк.5:28. если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
Мк.5:29. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
После чуда над бесноватым Господь совершает другое чудо – воскрешает дочь начальника синагоги. На пути Господа исцеляется и кровоточивая жена. Жена эта имела великую веру, потому что надеялась исцелиться от одной одежды Господа; за то и получила исцеление. В переносном смысле разумей это и о человеческой природе. Она была кровоточива, потому что производила грех, который есть убийство души и который проливает кровь душ наших. Природа наша не могла получить исцеления от многих врачей, то есть ни от мудрецов века сего, ни даже от Закона и пророков. Но она исцелилась, лишь только прикоснулась к одежде Христа, то есть к плоти Его. Ибо кто верует, что Христос воплотился, тот и есть прикасающийся к одежде Его.
Мк.5:30. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
Мк.5:31. Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Мк.5:32. Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
Мк.5:33. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
Мк.5:34. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Сила выходит из Христа не так, чтобы переменяла место, напротив, она и другим сообщается, и в то же время без уменьшения пребывает во Христе, подобно как и уроки учения остаются и при учащихся, и преподаются учащимся. Но смотри, как народ со всех сторон стеснял Его, и между тем ни один не прикоснулся к Нему; напротив, жена, не стеснявшая Его, прикоснулась к Нему. Отсюда научаемся той тайне, что из людей, занятых множеством житейских забот, никто не прикасается ко Христу: они только гнетут Его; напротив, кто не гнетет Иисуса и не обременяет своего ума суетными попечениями, тот прикасается к Нему. Но для чего Господь открывает жену? Во-первых, для того, чтобы прославить веру жены, во-вторых, для того, чтобы возбудить веру в начальнике синагоги, что и дочь его также будет спасена, а вместе и для того, чтобы освободить от сильного страха жену, которая боялась, как бы укравшая исцеление. Так и евангелист говорит: «в страхе и трепете подошла». Поэтому Господь не сказал: Я спас тебя, но: «вера твоя спасла тебя; иди в мире», то есть в покое. Мысль этих слов такая: будь спокойна ты, которая доселе была в скорби и смятениях.
У кровоточивой, только лишь прикоснулась она с верою к Господу, и изошла к ней сила от Господа, «тотчас иссяк у ней источник крови» (Мк.5:29). Кровотечение – образ страстных мыслей и замыслов, непрестанно источаемых сердцем, еще не очистившимся от всякого сочувствия к греху; это наша греховная болезнь. Ощущается она теми, которые покаялись и возревновали держать себя чистыми не внешне только, но внутренне. Такие видят, что из сердца непрестанно исходят помышления злые, и болят о том и ищут врачевания себе. Но врачевания этого нельзя найти ни в себе, ни в других; оно от Господа, именно, когда душа коснется Господа и от Господа изойдет сила в душу, другими словами, когда произойдет ощутительное общение с Господом, которое свидетельствуется особою теплотою и горением внутренним, когда говорю, это совершится, тотчас душа ощущает, «что исцелена от болезни». Благо великое; но как его достигнуть? Кровоточивая протеснилась к Господу и получила исцеление; и нам надо протесняться к Господу, идти неленостно теснотою подвигов внутренних и внешних. Идущему так все тесно, все тесно и Господа не видно, а потом вдруг тут и есть Господь. И радость! Царствие Божие не приходит с усмотрением...
Протоиерей Александр Шаргунов
Эта женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, «много потерпела от многих врачей». Однако ей не стало лучше. Напротив, ее состояние только ухудшилось. Господь показывает, что речь идет об очень серьезной болезни, поражающей сами токи жизни. Она подошла ко Христу сзади в толпе и прикоснулась к Его одежде. Она сказала себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». У этой женщины бесконечное дерзновение. Можно сказать – тройное дерзновение. Она верит, что достаточно прикоснуться к одежде Христа, чтобы исцелиться, – даже если Он не заметит. Она подходит ко Господу как чистая, хотя, согласно Закону, она нечиста. И она верит, что если Христос заметит, то не обличит ее перед толпой, которая сразу же изгонит ее из-за ее нечистоты. Почему столь многие боятся приблизиться ко Христу только потому, что сознают себя грешными? На самом деле прикоснуться ко Господу, тронуть Его может только подлинное смирение и вера. И нам показана радость исповеди. Со страхом и трепетом бросается эта женщина к ногам Спасителя и говорит всю истину. Так трудно было для нее сделать это! Но никогда не трудно исповедаться перед Тем, Кто весь только свет и любовь.
Евангелие об исцелении кровоточивой женщины очень точно обозначает мир страданий и смерти, в котором мы существуем. Господь идет к Своему Кресту. Это относится буквально ко всем событиям, которые происходят с Ним с начала Его служения, потому что Сын Божий очевидным, видимым образом начинает брать на Себя грех мира. Речь всегда идет о нужде, всегда человек духовно или телесно болен, или совершенно сокрушен. Благодаря чуду любви, эта нужда становится нуждою Самого Господа, она возложена на Него, Он несет за нее ответственность, Он исцеляет эту больную жизнь.
«Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?» Всякий раз, когда Господь исцеляет кого-то, это требует Его Самого. И это есть непреложный закон жизни. Никто не может совершить ничего великого, пока не отдаст что-то от самого себя, от своей жизни, от своей души. Другим можно помочь, лишь тратя себя.
Сейчас, когда Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо, мы должны отправиться в путь к Нему. И Господь говорит, где и как можно Его найти. «Кто прикоснулся ко Мне?» – с изумлением спрашивает Он, хотя все человечество, миллионы, миллиарды людей, не только эта толпа, так или иначе, теснится вокруг Него. Как мог Он избежать, чтобы никто Его не коснулся? Никто, ни один человек, не может потеряться в любой толпе, среди всех веков и народов, среди всех смертей и страданий. Сила исходит от Него, потому что человеческая природа Христа неотделима от Его Божества. И это сила, в которой присутствие с Сыном Божиим Отца и Святого Духа. И это также сила Его любви к нам, благодаря которой на Кресте Он будет лишен всякой силы.
Он так прикоснулся к нашим страданиям и смерти, чтобы каждый из нас мог исцелеть и воскреснуть. Чтобы каждый мог узнать, что исцеление, в котором мы нуждаемся, – глубоко, и Господь дарует его нам, чтобы подготовить нас к более тяжелой болезни и к смерти. И через это – даровать ничем не сокрушимое здоровье и приобщить Своему Воскресению. Что ж ты плачешь: «Сколько Церковь ни молилась, я не выздоровела, и дочь моя не воскресла»? Надо прикоснуться ко Господу так, чтобы открылся смысл страданий и смерти. Лишенные тайны, они лишаются смысла. Превращение болезни и смерти, так сказать, в биомедицинский факт, превращает все человеческое существование в ужас и тупую бессмыслицу. Жить – это значит терять. Нельзя ничего удержать, сохранить, но всегда рядом Господь. Церковь дает, в конце концов, не отсутствие болезни, тревоги, смерти, но силу, которая исходит от Христа – жить в этом.
Мы прикасаемся ко Господу только тогда, когда узнаём, что, «живем мы или умираем, – как говорит Апостол, – мы Господни» (Рим. 14:8). Вместе мы содержимся в той любви Бога, от которой ничто не может отделить нас. Оттого, что Господь сокрушил медные врата смерти, открывается нам реальность любви, которую «последний враг» не может победить. Господь совершает чудеса, чтобы привлечь к жизни всех людей, не только этого чудесно облагодатствованного Им человека. Каждое новое чудо приводит к Нему новых людей или укрепляет веру уже обратившихся. Но надо, чтобы был хотя бы один человек, который бы прикоснулся к Нему всею кровью своею, всем покаянием своим.
От чуда апостольской проповеди Церкви рождается вера и открывается зрение. Но пусть никто, ни один человек не посетует, что обделил его дарами или служением Господь, глядя на эту женщину, которая страшной своею болезнью и терпением ее, с упованием на Бога стала равноапостольной благовестницей для всех, кто там был. Если скорби, которые выпали нам сегодня, мы сумеем принести ко Христу – может быть, совершится большее чудо, и кровоточивая наша Россия прикоснется к краю одежды Христа и исцелится.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Женщина, о которой мы только что услышали, была на грани отчаяния. Двенадцать лет ее мучила тяжкая болезнь. Бремя недуга усиливалось тем, что из-за него она, по сути, являлась изгоем. По иудейскому закону любое истечение, и в первую очередь истечение крови, делало человека нечистым. Поэтому во время месячных очищений к женщинам было запрещено прикасаться, они не вступали в супружеские отношения, не принимали участие в богослужение и старались избегать любого контакта с людьми. Считалось, что их прикосновение оскверняло. Тем поразительнее поступок несчастной. Она пробирается сквозь толпу, касаясь всех тех, кто находится вокруг и в итоге намеренно дотрагивается до Учителя. Вопиющее нарушение закона! За такое толпа могла просто растерзать ее.
Не только это обращает на себя внимание в ее поступке. Она не просит у Спасителя исцеления напрямую, как это делают другие несчастные. Она действует словно вор. Втайне от всех и даже от Самого Бога. «Прикоснусь потихоньку, получу исцеление, авось никто не заметит», – думает она. Согласитесь, ее поступок очень похоже на суеверие. И действительно, она пришла сюда не слова Христа слушать, она не задается вопросами о смысле жизни, она не собирается следовать за Ним. Просто жизнь скрутила ее так, что ей, во что бы то ни стало, необходимо любыми средствами получить желаемое. Мы бы сейчас сказали, какое несовершенство веры! Какое потребительское отношение к Богу! Разве можно с такими настроениями приходить к Нему? Ответ дает само Евангелие. Христос не просто дарует ей исцеление, Он намеренно обращает на нее внимание народа. Приводит ее в пример. Да, ее вера несовершенна, но для Бога важно то, что именно Он стал для нее последней надеждой, стал всем.
Для нас это важный урок. Часто человек обращается к Богу с молитвами и не может получить просимого. Означает ли это, что Бог занят Своими делами и ничего не слышит? А может это означает, что вера наша неправильная, и мы невежественны интеллектуально и духовно? Не стали еще образованными и святыми? Вряд ли. Просто зачастую дело в том, что нам еще есть, на что надеяться в этой жизни помимо Христа. Есть молодость, здоровье, силы, перспективы, связи и т.д. Нас еще не прижало так, как эту несчастную, а потому Господь еще не стал нашей последней надеждой, нашим все. Возможно, потому мы и не получаем просимого. Если бы мы устремились к Нему с таким же порывом, с такой же надеждой и болью в сердце, как эта женщина, будто на карту поставлена наша жизнь, Он никогда не обратил бы внимание на наше несовершенство. Но тем или иным образом в нужное время дал бы нам Свой ответ.
О прикосновении к ризам Господним
(Гал.2:11–16; Мк.5:24–34)
Протоиерей Вячеслав Резников
Когда Господь шел с Иаиром к его умирающей дочери, по дороге вдруг случилась заминка. В окружающей Иисуса толпе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние». Эта женщина «подошла сзади в народе, и прикоснулась к одежде» Иисуса. Ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у нее источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». По-человечески, Иисус никак не мог ни увидеть, ни почувствовать этого прикосновения. И вдруг она слышит Его вопрос: «Кто прикоснулся ко Мне»? Ученики тоже удивились: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне»? А Иаир торопит Его к умирающей.
Но Господь один знал, какую пользу принесет Он этой остановкой. Примером кровоточивой Он очистил веру Иаира. Тот своими глазами увидел , как от Господа Иисуса вот так, без всякого возложения рук, единым прикосновением с верой можно получить исцеление. Но также и женщина, получив здоровье, получила далеко не все. Да, она прикоснулась с верой к ризам Иисуса. Но мы знаем, что и приходящие с верой к колдунам иногда по-видимому получают то, что ищут. И с верой носящие амулеты, и с верой произносящие бессмысленные заговоры, – тоже, казалось бы, получают желаемое. Но ведь человеку нужно не просто что-то временное получить, но – спастись, оправдаться пред Богом, соединиться с Ним. Веровать надо не во «что-то» и не в «кого-то». Вера должна быть осмысленной и конкретной. Верою мы принимаем Личность Господа Иисуса Христа, Бога и Человека, Его спасительную земную жизнь и Его спасительную смерть. Истинно уверовавший говорит: «узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса», – уверовали и пришли, чтобы быть с Ним.
А иные приходят в церковь, как для каких-то лечебных процедур, и стоят, хотя и с какой-то верой, но не молятся, а просто как бы прикасаются сзади к Его ризам. Говоря на их языке, «заряжаются энергией». И кому-то это попускается до времени. А вот кровоточивой женщине Господь не дал оставаться сзади, в тени, но сразу потребовал ее пред Свои очи: «Кто прикоснулся ко Мне»? А ей – как нелегко было сознаться: и объявить характер своей болезни, и что она в этой своей нечистоте дерзнула к Нему прикоснуться! Но – больше нельзя отмалчиваться, и она «в страхе и трепете, зная, что с ней произошло, подошла, пала пред Ним и сказала всю истину».
Сила, которая воздействует на нас при нашем прикосновении к святыне, – не безликая сила. Это всегда – личный дар. Господь всегда, в любом случае чувствует, как исходит из Него сила для каждого из множества прикасающихся к Нему с верой. Но мы не получим истинной и совершенной пользы, если, наконец, не встанем пред очами Господними со страхом и трепетом, если не падем пред Ним в покаянии и сокрушении о своей нечистоте и о своем недостоинстве.
|