6 сентября 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Пятница 12-й седмицы по Пятидесятнице

(2Кор.7:10–16; Мк.2:18–22)

Евангелие святого апостола Марка, глава 2, стихи 18 - 22:

18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 7, стихи 10 - 16:

10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 2:18-22) Мк.2:18. Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

Мк.2:19. И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,

Мк.2:20. но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

Иоанновы ученики, как еще несовершенные, держались иудейских обычаев. Поэтому некоторые из приходивших ко Христу представляли их в пример и винили Его за то, что ученики Его не постятся наравне с теми. А Он говорил им: ныне Я, Жених, нахожусь с ними, и потому они должны радоваться, а не поститься; но когда Я буду взят из сей жизни, тогда, подвергаясь напастям, они будут и поститься, и скорбеть. Называет Себя «Женихом» не только потому, что обручал Себе девственные души, но и потому, что время первого пришествия Его есть время не плача и горя для верующих в Него, и не тяжелое время, но успокаивающее нас крещением без дел закона. В самом деле, что за труд креститься? И однако в этом легком деле обретаем спасение. «Сыны чертога брачного» суть апостолы, потому что они сподобились радости Господа и соделались причастниками всякого небесного блага и утешения. Можешь понимать и так, что всякий человек, когда совершает добродетель, есть «сын чертога брачного», и доколе имеет при себе Жениха-Христа, не постится, то есть не оказывает дел покаяния; ибо зачем каяться тому, кто не падает? Когда же отымется от него Жених-Христос, когда, то есть он впадет в грех, тогда начинает поститься и каяться, чтобы уврачевать грех.

Мк.2:21. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.

Мк.2:22. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Как «небеленная», то есть новая, заплата по своей твердости только раздерет ветхую одежду, если будет пришита к ней, и как новое вино по своей крепости разорвет старые мехи, так и ученики Мои еще не окрепли, и потому, если обременим их, мы через это сделаем им вред, так как они по немощи своего ума похожи еще на ветхую одежду. Итак, не следует возлагать на них тяжелой заповеди поста. Или можешь и так понимать: Христовы ученики, будучи уже новыми людьми, не могут служить старым обычаям и законам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский(2Кор.7:10–16; Мк.2:18–22) В Преображение глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф.17:5). Отчего так? Оттого, что здесь пред глазами был представлен и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимоидут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуж­дения рассеются. 

Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми (1Кор.3:22–23). Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят (Ин.14:21–23). Вот и свет Преображения!

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.2:18–22)

Епископ Городищенский Феоктист

Общение с прихожанами и с теми, кто заходит в храм по какой-то своей частной надобности, показывает, что самые простые вопросы зачастую способны поставить человека в тупик. Один из таких вопросов можно адресовать к пришедшим за исцелением, к тем, кто болеет и просит помолиться о здравии. Или же просит совершить над ними таинства соборования. То, что быть здоровым хорошо — никто не спорит. Это само собой разумеется. Мы видим, что и в сегодняшнем евангельском чтении содержится история исцеления. Исцеления без всяких вопросов. Совершает его, как и любое другое исцеление, Бог. Но для чего Он это делает? И для чего мы молимся о здоровье? В Евангелии мы слышим, что тёща Симона, то есть апостола Петра, сразу после того, как ее оставила болезнь, не пошла «принять ванну и выпить чашечку кофе», она пошла служить гостям дома. Собственно, об этом и наши молитвы. Священник просит не здоровья человеку ради здоровья. Он просит здоровья с совершенно конкретной целью: чтобы исцелившись человек мог послужить Церкви. Точно о том же и, к примеру, молитва на освящение машины: мы просим не просто приставить ангела-хранителя для неизменно благополучного перемещения из точки А в точку Б, мы упоминаем о том, к чему должны приводить успешные поездки — к славословию Творца, к служению Ему своим сердцем. Конечно, далеко не все понимают слова молитв. Дело тут не только в церковнославянском языке, но ещё и в том, что молитвы оперируют иным понятийным аппаратом, который не используется в обыденной жизни. Как правило, наша жизнь устроена таким образом, что в ней нет места Богу. Планируя что-либо, мы Его не учитываем. Он появляется лишь тогда, когда ситуация становится критической, когда некуда больше обратиться. А если вера человека слаба, то Бог — лишь вспомогательный элемент. Надежда на Него — не окончательная, не основная, Он выступает в роли дополнительной опции, которая может сработать, а может и нет. Мало кто закладывает свои отношения с Богом в рассуждения о житейских планах. Надо признать, что для нас основная ценность — это мы сами. Бог имеет значение лишь в той степени, в которой Он нам помогает ради нас же самих. Такое отношение и к Богу, и к Церкви находится очень далеко от системы евангельских ценностей. К сожалению, читая Евангелие мы склонны больше внимания обращать на то, какую пользу может принести человеку Бог, а не на ответное действие человека. Тёща апостола Петра упоминается в тексте Священного Писания всего лишь один раз, упоминается мельком, между делом, но эта женщина преподаёт прекрасный урок, она учит правильному ответу на вопрос «что дальше?», что должно следовать за исполнением Богом наших просьб и наших молитв.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О печали к смерти и о печали к жизни
(2Кор.7:10–16; Мк.2:18–22)

Протоиерей Вячеслав Резников

Каждому ясно, что если человек умеет ходить, это еще не значит, что он пойдет на доброе дело. Но и вообще о любом деле мы не можем сказать, хорошее оно или плохое, если не увидим цели, на которую оно направлено, и если не распознаем духа, в котором оно совершается. И это касается даже видимых дел благочестия. Например, человек постится. Господь сравнивает пост с мехами. Он говорит, что мехи бывают новыми или ветхими, и что вино в них может быть молодым или старым. А бывает и в добрых мехах вино совершенно негодное. Пришел человек на исповедь. Священник спрашивает: «В чем грешен»? – «Ни в чем». – «Пост соблюдаешь»? – «А как же! Все сорок дней вообще не ем». – «Может быть, кого осудил»? – «А как их не осуждать, такую рвань и пьянь»?! – Вот и видишь, какое питье содержится в этих по-видимому крепких и даже удивления достойных мехах.

Или, например, человек опечален. Что может быть в этом плохого? Но, оказывается, и содержание печали может быть настолько противоположным, что одно «производит неизменное покаяние ко спасению», а другое «производит смерть». Ибо, что такое печаль? – Это как бы стон всего существа о потере самого главного. Нигде нет заповеди: «не печалься», потому что, очевидно, давать эту заповедь бесполезно. Печаль охватывает всю душу. Печаль стонет о том, что нет, и не может быть на свете ничего, кроме желаемого мною, и чего я лишен. Мирская печаль, это печаль о том, что проходит, что истлевает, что не есть истинное благо, и чего по существу даже вообще нет. Это погружение еще заживо в смерть, когда в душе уже нет точки опоры, чтобы из этого состояния выбраться, и нет даже желания это делать. Потому-то «печаль мирская производит смерть».

С мирской печалью не спутаешь печаль «ради Бога», которая – не о потере пустоты, но о потере истины. Эта печаль всегда деятельна. В свое время Апостол опечалил коринфян. Они думали, что у них все нормально, а он указал на беззаконие в их среде. «И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать… Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (1 Кор.5:2-6). И теперь Павел увидел, какие плоды это принесло: «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле».

Преподобный Иоанн Лествичник писал: «Псалмопение, милосердие и нестяжание суть убийцы печали» (26, 195). Печаль ради Бога сама тянется к этим орудиям. Но чтобы они были действенны и против мирской печали, нельзя беречь их лишь на тот случай, когда печаль уже охватит тебя. Тогда будет поздно. А надо постоянно упражняться в этом: чтобы и чтение Псалтири, и милосердие к нуждающимся, и неприлепление к богатству стали постоянными и непременными правилами жизни.

Церковный календарь. 6 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 6 сентября

Читаем Апостол. 6 сентября

Мульткалендарь. 6 сентября. Преподобный Аристоклий (Амвросиев), старец Московский

Равноапостольный священномученик Косма

Этот день в истории. 6 сентября