17 августа 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 9-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.14:6–9; Мф.15:32–39)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 15, стихи 32-39:

32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
35 Тогда велел народу возлечь на землю.
36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Послание к Римлянам, Глава 14, стихи 6 - 9:

6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 15:32-39) Мф.15:32. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

Народ не осмеливается просить хлеба, потому что пришел за исцелением. Он же, будучи человеколюбив, Сам заботится. Чтобы кто-нибудь не мог сказать: они имеют съестные припасы, Господь говорит: если и имели, то истратили, ибо три дня уже, как они находятся при Мне. Словами: «чтобы не ослабели в дороге» показывает, что они пришли издалека. Это говорит Он ученикам, желая побудить их сказать Ему: Ты можешь напитать и этих, как и пять тысяч. Но те были еще неразумны.

Мф.15:33. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

Хотя им должно было знать, что Господь и прежде накормил в пустыне большое число людей, но они были бесчувственны. Поэтому ты, когда после увидишь их исполненными столь великой мудрости, подивись благодати Христа.

Мф.15:34. Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
Мф.15:35. Тогда велел народу возлечь на землю.
Мф.15:36. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
Мф.15:37. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
Мф.15:38. а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

Научая смирению, размещает народ на земле. Научая же прежде пищи благодарить Бога, Он и Сам благодарит. Ты спросишь, каким образом там, хотя пять хлебов было и пять тысяч насытившихся, осталось двенадцать корзин, здесь же, хотя количество хлебов было большее, а число насытившихся меньшее, осталось только семь? Можно сказать, что эти корзины были больше коробов или что это сделано для того, чтобы одинаковость чуда не побудила их, учеников, забыть, потому что если бы и теперь осталось двенадцать корзин, то они могли бы, вследствие равенства чуда, забыть, что Господь в другой раз совершил чудо над хлебами. Ты же знай и то, что четыре тысячи, то есть имеющие вполне четыре добродетели, семью хлебами, то есть духовными и совершенными изречениями, питаются, ибо число семь – символ семи духовных даров. Они лежат на земле, полагая ниже себя все земное и презирая его, как и те пять тысяч легли на траве, то есть поставили ниже себя плоть и славу. Ибо всякая плоть – трава, и всякая слава человеческая – цветок полевой. Семь корзин осталось здесь в остатке, ибо духовное и совершенное было то, чего не могли съесть. Осталось то, что поместилось в семи корзинах, то есть то, что один Святой Дух знает; «ибо Дух все проницает и глубины Божии» (1Кор.2:10).

Мф.15:39. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Иисус удаляется, потому что ни одно чудо не дало Ему больше последователей, как чудо над хлебами, так что Его намеревались сделать и царем, как говорит Иоанн. Итак, Он уходит, чтобы избежать подозрения в стремлении к царской власти.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  И в другой раз насытил Господь чудным насыщением сопровождавший Его народ, дабы показать, что Он готов всегда щедро наделять народ верующий. Он мог это делать и всякий раз но не делал, чтоб не отучить от обычного образа жизни, Им же заведенного, утвержденного и поддерживаемого. Таково и общее Божие промышление. Главные всеобъемлющие действия промышления совершены вначале при устроении всех вещей; но устроив все и пустив в ход, Бог не связал Себя ничем, а оставил за Собою свободу привтекать, когда нужно, и чрезвычай­ною помощью. Он действует как хозяин в доме, который заводит порядки и, поддер­живая их, не вяжет себя, однако, ими, а относится к ним властно, с хозяйственным благонамерением. Противники веры не понимают значения Божия промыш­ления и, расширяя его в мыслях своих далее должных пределов, и не видя осуществления своих соображений на деле, отвергают самое промышление. Того промышления, которого они требуют, точно нет; но несомненно есть такое, какое угодно учредить и содержать Самому Господу Богу.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.15:32–39)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь сказал: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть». Мы должны увидеть здесь не только великое сострадание Господа к людям, которому Он хочет научить Своих апостолов, но и ревность этих простых людей к познанию истины и крепость их любви ко Христу и Его слову. Столь долгий и трудный путь совершили они, когда шли за Христом, не имея самой необходимой пищи.

Господь чудесно насыщает четыре тысячи человек семью хлебами и несколькими рыбками, подобно тому, как ранее Он насытил пять тысяч человека пятью хлебами и двумя рыбами. Народу теперь было не столь много, как тогда, а еды – чуть больше. Господь совершает Свои чудеса, как того требуют обстоятельства. Но как тогда, так и сейчас Он всех накормил, и употребил все, что было у учеников, чтобы напитать народ.

Мы часто видим Христа в гостях у других, и вот, теперь Он Сам угощает многих. Христос повелевает Своим ученикам накормить толпу, а они говорят, что у них всего семь хлебов и немного рыбок. Но когда они приносят Ему все, что у них есть, Он совершает чудо. Господь не требует от нас богатства и блеска (ума, талантов), которых у нас нет. «Немного из вас знатных, немного благородных», по слову Апостола. Но Господь говорит нам: «Придите ко Мне такими, какие вы есть, принесите все, что вы имеете, и как бы это ни было малым, вы увидите удивительное». Мы приносим к Нему все, что мы имеем, и Он благословляет это. Мы знаем, что немногое с Богом лучше, чем многое без Него. Господь благословляет хлеб и рыбу как Божий дар, и совершается великое. Они возлежали на траве, с великолепием которой, по слову Самого Христа, не сравнится никакое убранство пиров Соломона. И на них был отблеск праздника всех народов, о котором пророчествует Исаия.

И еще сегодня нам хотелось бы остановиться на одной подробности этого чуда, которая может показаться после всего, что произошло, несколько прозаической. Когда все насытились, Христос сказал ученикам: «Соберите все, что осталось». Мы должны всегда заботиться о том, чтобы не было пустой траты того, что Бог нам дает. И научение этого предлагается нам с самого простого и насущного. Праведно будет со стороны Божией дать нам узнать недостаток того, что мы впустую истратили. Когда мы насытились, мы должны помнить, что было, например, во время войны и что и сегодня немало людей, которым недостает пищи. И нам может недоставать. Всегда неприятно видеть, как выбрасывается в помойку еда, где бы и в каких масштабах это ни происходило.

В русском православном народе испокон веков не забывали, что существует закон: те, кто хотят иметь средства для благотворительности, не должны быть расточительными. Известно, что святой Царь-мученик Николай Александрович отличался необыкновенно щедрой благотворительностью, и при этом приучал своих детей к скромности и бережливости. Царские дети – младшие донашивали за старшими одежду, которую приходилось много раз штопать и подшивать.

И еще здесь важная мысль. Христос не велел собирать оставшуюся пищу, пока все не насытились. И мы не должны собирать про запас, пока все не истрачено как полагается. Вера – это доверие Богу. Сколько гниет и пропадает добра вследствие этого недоверия! Скупость и расточительность – это явления одного порядка. Грех собирательства, накопительства «на черный день» уготовляет день, который может стать поистине черным для нас. Каждый из нас, наверное, знает массу ужасных примеров, и не только из литературы, когда человек, лежа на смертном одре среди накопленного за жизнь добра, говорил: «Я накопил, это мне принадлежит. Лучше пусть все будет уничтожено, чем кому-то достанется». Есть рассказ про одного купца, как он, уже умирая, стал заглатывать ассигнации. Только неверие тому, что Христос говорит, может привести к такому безумию и беснованию.

Есть множество иных примеров. Можно вспомнить, как наши православные монастыри раздавали хлеб народу во время голода, а Господь чудесно восполнял оскудение в монастырской пище. Мы все призваны в течение жизни нудить себя в научении этой Христовой тайне умножения хлебов. Как призналась простодушно одна наша прихожанка: «Есть закономерность. Когда подаришь то, что тебе жалковато, тебе то же приходит».

После насыщения народа ученики наполнили семь полных корзин. И это было очевидностью не только реальности чуда, того, что они не просто насытились, но что им дано было сверх и с избытком. Чтобы мы видели, как велика щедрость Господня. В дому Божием избыточествуют хлебом. В нем никто не умирает от голода, и еще есть, чем поделиться.

Остатки заполнили семь корзин – в знамение неиссякающей полноты даров Господних. Так они были вознаграждены за свою готовность отдать то, что у них есть, на служение Господу и народу. Отныне для них это будет всегдашней памятью и продолжением чуда, которое их руками будет совершать до скончания века Господь.

И все, кто участвовал в трапезе Господней, могли увидеть, что чудо произошло, когда они, забывая об отдыхе и еде, следовали за Христом, чтобы слушать слово Его. Те, кто следует за Христом, отвергаясь заботы о себе, будут взяты Им под Его особую заботу. Он не допустит, чтобы боящиеся Бога и служащие верно Ему, имели в чем-нибудь недостаток.

Как чудесно, наверное, было вкушать эту простую пищу – несравненно лучшую всякой, какая есть на земле. Самое главное заключается именно в этом – в том, что не только о теле заботится Господь. Те, кого Христос питает, насыщаются умом и сердцем, и душой. В Нем достаточно для всех и достаточно для каждого всего. Благословение Христово открывает малому великий путь. Те, кого Христос насыщает хлебом жизни, не взалчут вовеки.

«И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские». Господь отпустил народ и отправился в другие места, где Его присутствие более необходимо. Он отпустил народ. Хотя Он дважды чудесно напитал их, они не должны ждать, что хлеб насущный будет подаваться им на каждый день таким же образом. Они должны возвратиться домой к своим трудам и к своим обыденным трапезам. Но память об этом чуде в пустыне отныне будет определять всю их жизнь.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О взаимной терпимости
(Рим.14:6–9; Мф.15:32–39)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол пишет: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога».

Господь один, а у каждого – свой темперамент, свой строй души, свой подход к жизни. Иной в одном цветке увидел всю премудрость Божию и навеки преклонил колена. А другой с умилением ходит по полям и лугам, открывая новые и новые оттенки этой бесконечной премудрости. Иной посещает только свой храм. А кто-то любит ходить и в другие, любит ездить по монастырям, по святым местам. Для него надо видеть все богатство церковной жизни, все многообразие человеческой святости.

Один «различает дни», старается как можно полнее переживать события земной жизни Господа, Богородицы и прочих святых. А для кого-то все – один день Господень. Для него в каждой литургии во всей полноте – и Рождество Христово, и Крест, и Воскресение, и слава святых.

Один «ест», помня, что еду посылает Бог, и что всякий раз это – такое же чудо, как и когда Господь несколькими хлебами насытил несколько тысяч человек. И он ест как на вечери Господней, благоговейно, тихо, и благодарит Бога. А другой «не ест» ради подвига воздержания. Он понимает, что воздержаться ради Господа – еще больший дар, чем пользоваться Божьими дарами. И он «благодарит Бога» за то, что «не ест».

Так, что бы человек ни избрал, – главное, чтобы это было не «для себя», а для Господа. Тут легко себя проверить. Делающий поистине для Господа, выбрав одно, испытывает искреннее уважение к тому, кто выбрал другое. Он ни чужую невоздержанность не будет осуждать, ни к чужому воздержанию не будет придираться. Ему не придет в голову хвалиться ни тем, что он «ест», ни тем что он – «не ест». Потому что во Христе всем найдется место. Уж насколько живой чужд мертвому, а Христос Своей любовью смог объять и тех, и других. «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми». Он Своей любовью, подобно молнии, прошел сквозь все: сквозь небо, сквозь землю, и сквозь преисподнюю. И теперь во всем, как в наэлектризованном пространстве, – след Его присутствия. Все обрело новый смысл, все получило спасительную силу. И никто из нас «не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И поэтому, живем ли, или умираем, – всегда Господни».

Церковный календарь. 17 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 17 августа

Читаем Апостол. 17 августа

Мульткалендарь. 17 августа. Мученица Ия

Преподобномученик Михаил (Жук), пресвитер

Этот день в истории. 17 августа