7 августа 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 8-й седмицы по Пятидесятнице

(1 Кор. 10:12-22; Мф. 16:20-24)

«Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» (Мф. 16:23)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 16, стихи 20-24:

20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 10, стихи 12 - 22:

12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.
16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 16:20-24) Мф.16:20. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы они никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.    

Христос желал до креста скрывать в тени Свою славу. Если бы люди услыхали до страдания, что Он — Бог, затем увидели бы Его страждущим, то каким образом они не соблазнились бы? Итак, Он скрывает Себя от многих для того, чтобы без соблазна быть познану после воскресения, когда Дух посредством чудес сгладит все.

Мф.16:21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Заранее говорит Господь ученикам о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против Своей воли. Когда они узнали, благодаря исповеданию Петра, что Он — Сын Божий, тогда открывает им о страданиях Своих. Но к печальному присоединяет и радостное, что в третий день пробудится от смерти.

Мф.16:22. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Что было открыто, это Петр исповедал верно, относительно же того, что не было открыто, ошибся, чтобы мы поняли, что помимо Бога он не изрек бы того великого. Итак, не желая, чтобы Христос пострадал, и не зная тайны воскресения, апостол говорит: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою».

Мф.16:23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.

За то, что верно сказал Петр, Христос ублажает его, а за то, что он неразумно опасался и желал, чтобы Он не страдал, укоряет, говоря: «отойди от Меня, сатана! Под «сатаной» разумеется противник. Итак, «отойди от Меня», то есть не противостой, но следуй Моему хотению. Называет же Петра так потому, что и сатана не желал, чтобы Христос пострадал. Говорит: ты по человеческому соображению думаешь, что страдание неприлично для Меня. Но ты не понимаешь того, что Бог чрез это совершает спасение и что это более всего приличествует Мне.

Мф.16:24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

Тогда. Когда? Когда обличил Петра. Желая показать, что Петр, удерживая Его от страданий, погрешил, говорит: ты удерживаешь Меня, Я же говорю тебе, что не только то, что Я не пострадаю, вредно для тебя; но и ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, как и всякий другой: мужчина или женщина, бедный или богатый. «Если кто хочет» — эти слова Господь сказал, чтобы показать, что добродетель есть дело свободного выбора, а не принуждения. Следует же за Иисусом не тот, кто только исповедует Его Сыном Божиим, но и проходит чрез все ужасы и переносит их. «Отвергнись себя» — сказал, означая предлогом «от» совершенное отречение. Например, пусть не имеет он ничего общего с телом, но презирает самого себя, как мы привыкли говорить: такой-то человек отказывается от такого-то, вместо — не имеет его ни другом, ни знакомым. Итак, каждый должен не иметь никакой любви к телу, чтобы взять крест, то есть избрать смерть и прилежно искать смерти, и смерти позорной. Ибо таковой смертью был крест у древних. Но говорит: «и следуй за Мною», — ибо многие разбойники и воры распинаются на кресте, но те не Мои ученики. Итак, пусть последует, то есть пусть покажет и всякую иную добродетель. Отвергается же самого себя тот, кто вчера был распутным, а сегодня сделался воздержным. Таков был Павел, отвергшийся самого себя по слову: «и уже не я живу, но живет во мне Христос». Он избирает крест, умерши и распяв самого себя для мира.    

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Когда св. апостолы исповедали Спасителя Сыном Божиим, Он сказал: "должно. . . пострадать. . . и быть убиту". Дело созрело, оставалось только завершить его крестною смертью. То же бывает и в ходе нравственного преуспеяния христианина. Пока он в борьбе со страстьми, враг еще надеется как-нибудь искусить его, но когда страсти улягутся, и у врага не достает уже силы возбуждать их, тогда он воздвигает внешние искушения, всякого рода, - напраслины и притом самые чувствительные. Он метит заронить мысль: "ну, из-за чего трудился и боролся? Никакого нет тебе от этого проку". Но когда он заготовляет таким образом войну со вне, Господь труженику Своему ниспосылает дух терпения и, прежде чем враг успеет поднять какую-либо беду, заготовляет в сердце его воодушевленную готовность на всякого рода страдания и неприязни, и кознь врага не удается. Как Господь сказал о Себе: "должно пострадать", так и они испытывают некоторое жаждание прискорбности. И когда они наступают, то с радостью встречают их, пьют их, как жаждущий пьет прохладительную воду.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф. 16:20-24)

Протоиерей Александр Шаргунов

Исповедание веры Петра – поворотный пункт в Евангелии, когда Господь обращает Свой взор на дорогу в Иерусалим. Господь запрещает Своим ученикам говорить кому-либо, что Он – Христос. Он облекает их Божественным доверием. Он раскрывает им Божественный замысел спасения. Он вверяет им абсолютно все. Как это непостижимо! Превечный всесильный Бог вселенной так обращается к Своему творению. Со страхом и трепетом, и изумлением мы слушаем эти слова.

Что же следует за этим? Еще более глубокое откровение для учеников. Он вводит их в самые непостижимые тайны. Он дает им предузнать, какой ужас Его ожидает и какая слава. Теперь Господь начинает открывать им глаза на то, что для Него не существует иного пути, кроме пути Креста. Он говорит им, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников – духовных вождей Израиля.

«И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему». Когда он слышит, что Христос идет в Иерусалим, чтобы умереть, он отводит своего Учителя и Господа в сторону и начинает выговаривать Ему: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи. Ты Помазанник Божий. Ты не можешь быть убитым. В Твоей власти победить мир. Ты – Сын Божий. Ты можешь восстановить былую мощь и славу Израиля. Ты можешь накормить голодных, одеть нагих. Ты можешь установить на земле царство правды и справедливости». Обнимая Христа, он как бы хочет удержать Его от этого самоубийственного, как ему кажется, пути. «Это не должно, это не может случиться с Тобою».

И тогда мы слышим перехватывающий наше дыхание ответ Христа: «Отойди от Меня, сатана!» Только что Господь говорил: «Блажен ты, Симон», а теперь – «Отойди от Меня, сатана!» Но для того, и для другого были основания. Только что приобщившийся благодати Божией человек внезапным искушением может стать непохожим сам на себя. Самое изощренное лукавство сатаны может быть в искушении нас через наших ближайших друзей. И мы должны различать голос диавола – говорит ли он через благочестивого христианина или через древнего змия. Мы должны иметь мужество беспощадно обличить угрожающую нашему спасению ложь. «Ты Мне соблазн» – ты пытаешься стать преградой на Моем пути – подобно диаволу, искушавшему Меня в самом начале Моего служения. Господь не обличил столь резко Своего ученика, когда тот трижды отрекся от Него, как теперь – когда Петр пытается воспрепятствовать Ему восходить ко Кресту ради спасения всех. «Потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Хотя ученики поняли, что их Учитель – Христос, Божественный Мессия, для них по-прежнему это значило победоносного земного Мессию, Который изгонит римских завоевателей из Палестины и восстановит царство Израиля. Прежде чем выйти в мир с проповедью о Христе, они должны были сами понять о каком спасении идет речь. Реакция Петра показывает, насколько далеки были ученики от этого.

Слова Петра – это наши слова, произносимые нами в разных местах и в разные эпохи. Какого царства, силы и славы ищем мы для России, для Церкви и для себя? Самую главную нашу молитву «Отче наш» мы завершаем возгласом «яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Единственная слава, которую ищет Христос, – слава Креста. Единственная сила, которая исходит от Креста, – немощь Его поражения и смерти. Единственное Царство, открываемое этой смертью, принадлежит к другому миру.

Мы все, в том числе самые праведные из нас, – грешники, за которых Христос умер. Мы враги Божии, которых Бог спас. Мы рабы греха и диавола, которых Бог искупил честною Своею кровию. Мы хотим избежать пути креста не только для себя, но и для Христа. Но Он избирает только путь страданий – ради нас. Подобно Петру – до подлинного его просвещения – мы соблазняемся мыслью о том, что Бог изгоняется из этого мира. Но таков наш Бог. И Ему не находится места в мире, кроме как на Кресте.

Путь креста – единственный путь, каким мы можем идти. Ибо «если кто хочет идти за Мной, – говорит Христос, – да отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной». Христос требует, чтобы мы не только отверглись себя, но умерли. У учеников Христовых не должно быть иллюзий, как это часто бывает у нас, что означает крестоношение. В первом веке несущий свой крест обыкновенно нес его к месту своей казни. Многие из нас сетуют на болезни, на трудности в семье, на безденежье, называя это крестами, которые мы должны нести. Все эти скорби реальны, но не о таком кресте говорит Христос. Крест, о котором Он говорит, – крест смерти. Он дает это ясно понять, когда говорит, что кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее. Все должно быть перевернуто Крестом в этом перевернутом грехом мире. Приобретение оказывается утратой, спасение жизни – гибелью ее. И наоборот: поражение – победой и смерть – жизнью.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Вовсе не случайно Христос говорит о сатане как о соблазне. Конечно, нельзя сопоставлять опыт Воплощённого Бога и опыт человека, но подобные соблазны от врага рода человеческого переживали и очень многие люди после Христа. Те, кто встал на путь борьбы со злом в самом себе и преуспел на этом пути, те, кто достиг определённой меры чистоты и святости.

С любой ступени духовного совершенства человек может упасть. Это известная истина, она нашла своё графическое отображение в иконописи в виде лестницы, по которой поднимаются подвижники и с которой их пытаются свергнуть вниз злые духи. Нет никакой гарантии того, что победив какую-нибудь страсть, изжив какой-то давно терзающий душу грех, человек не впадёт в него снова. И тогда неизбежно возникнет вопрос: а какой, собственно, толк во многих годах молитв и самоограничения? Ведь после всего я оказался ровно там же, где и был. Где доказательство того, что этот путь правильный? Годы идут, а результата нет. А если он и был, то куда-то улетучился. Я стал лишь хуже. Опытнее и, пожалуй, циничнее. Нам сложно понять, да и, пожалуй, нам не стоит пытаться представлять, что ощущал Спаситель при попытках апостола Петра возразить Ему. Из Евангелия мы знаем, что Христос сомневался. Он не сомневался в том, что надлежит сделать. Его сомнения были другого рода: Ему было страшно и потому Он просил Своего Отца, чтобы чаша страданий Его не коснулась (Мф. 26:39). Он не цеплялся за жизнь всеми возможными способами, но, если была такая молитва ко Отцу, то, надо полагать, до самого конца была и надежда. Надежда на Бога-Отца, на то, что Он изменит Своё предопределение. Слова же апостола Петра не усиливали надежду и не вселяли веру, они побуждали искать другой путь и толкали подчиниться воле слабой боящейся плоти. О том, что подобные искушения подстерегают человека, который решил во что бы то ни стало следовать воле Бога, прекрасно сказал ещё царь и пророк Давид: «Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге»» (Пс. 3:2–3) Голоса, которые довольно убедительно со ссылками на множество неоспоримых фактов доказывают нам, что выбранный путь — ошибочен и ложен, всегда будут звучать. Звучали они во время Давида, звучали они и во время беседы Христа с учениками, нет ничего удивительного в том, что они звучат и сейчас. Сложно сказать, что стало бы с Давидом, если бы он их послушал, а не выразил свою надежду в молитве. И невозможно сказать, что произошло бы, если бы Господь не осадил того, кто стоял за словами апостола Петра. Давид победил своих противников. Христос победил диавола. Есть только один путь: идти вперёд, слушать лишь Бога и не обращать внимания на те внутренние и внешние голоса, которые убеждают сойти с этого пути.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О том, чтобы не упасть

(Мф.16:20-24, 1 Кор.10:12-22)

Протоиерей Вячеслав Резников

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть», – предостерегает Апостол Коринфян, на которых было воздвигнуто гонение. Сначала он утешает тех, на кого гонения уже обрушились. Он напоминает, что «верен Бог, который не попустит» «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы могли перенести».

А остальных Апостол старается укрепить, вооружая умы против соблазна служения идолам. «Сами рассудите о том, что говорю», – пишет он. И сначала напоминает о великой Жертве, в которой участвуют верующие во Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова»?

Потом, как на прообраз этой Жертвы, Апостол указывает на жертвы ветхозаветные: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника»? Ветхозаветные жертвы тоже приносились истинному Богу, по Его заповеди. И совершенно недопустимо сравнивать с этими жертвами – жертвы, которые приносились идолам.

Но Апостол пишет, что дело даже не в самих идолах. «Что же я говорю? – объясняет он, – то ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет». Идол сам по себе лишь статуя, сделанная человеком. Но беда в том, что «язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу». Всякое жертвоприношение, всякая молитва, – это всегда кому-то, а не чему-то. Желание поклоняться не возникает вдруг: к нему всегда побуждают либо Бог, либо бесы. И если служение совершается по заповеди Божией, то и принимает его Бог. А если оно по своей фантазии, по своему произволу, то и принимают его бесы, злые духи, враги Божии.

Обратим внимание, сколько существует, например, самых разных заговоров и заклинаний от одних и тех же болезней. Потому что дело не в словах, а в самом желании обратиться не к Богу. Для бесов этого вполне достаточно. А для нас должно быть совершенно ясно, что невозможно «пить чашу Господню и чашу бесовскую»; невозможно «быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»?

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»! И даже тот, кто избрал Чашу Господню, кто думает, что он стоит на правильном пути богопознания, должен беречься. Потому что на этом пути нельзя останавливаться. Во Христе надо познать не только Божественное всемогущество; но и Его крайнее уничижение, даже до смерти. Познав первое, Петр, исповедал: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). Но когда «Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников и быть убиту», – тот же Петр «начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою»! И это проявление человеческого сочувствия, человеческой любви вдруг вызвало такие страшные слова: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»!

Да, поистине, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»! Потому что сатана скрывается за всякой ложью, за всякой нашей духовной слепотой. И он – тут как тут, едва наше, человеческое, войдет в противодействие с тем, что установлено Богом.

Церковный календарь. 7 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 7 августа

Читаем Апостол. 7 августа

Мульткалендарь. 7 августа. Преподобная Евпраксия Константинопольская

Святая Олимпиада диаконисса

Этот день в истории. 7 августа