31 июля 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 7-й седмицы по Пятидесятнице

(1Кор.7:12–24; Мф.14:35–15:11)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 14, стих 35 - глава 15, стих 11:

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 7, стихи 12 - 24:

12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 14:35 - Мф. 15:11) Мф.14:35. Жители того места, узнавши Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
Мф.14:36. и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Так как Иисус в течение долгого времени жил в земле Геннисаретской, то люди, узнав Его не только по виду, но и по чудесам, показали горячую веру, так что хотели прикоснуться к краю одежды, и те, которые делали это, получали исцеление. Так и ты прикоснись к краю одежды Христа, то есть к концу Его жительства во плоти, ибо если уверуешь, что Христос вознесся, спасешься, так как плоть Его – одежда, а край ее – конец Его жизни на земле.

Мф.15:1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
Мф.15:2. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Хотя и все страны имели книжников и фарисеев, но большей честью пользовались иерусалимские. Поэтому они более всего завидовали, как люди более честолюбивые. Иудеи имели обычай, идущий от древнего предания, – не есть неумытыми руками. Видя, что ученики пренебрегают этим преданием, они подумали, что они ни во что ставят старцев. Что же Спаситель? Ничего не отвечает им на это, но с Своей стороны спрашивает их.

Мф.15:3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
Мф.15:4. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
Мф.15:5. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
Мф.15:6. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Фарисеи обвиняли учеников в том, что они преступают заповедь старцев; Христос же показывает, что они преступают Закон Божий. Ибо они учили, чтобы дети ничего не давали родителям, но полагали то, что имеют, в сокровищницу храма, так как в храме находилась сокровищница, в которую бросал желающий и называлась «газа». Сокровище раздавалось бедным. Итак, фарисеи, убеждая детей ничего не давать родителям, а полагать, что имеют, в сокровищницу в храме, учили их говорить: отец! то, чем ищешь ты воспользоваться от меня, дар есть, то есть посвящено Богу. Таким образом они, книжники, делили с детьми имущество их, а родители, удрученные старостью, оставались без пропитания. Это делали также и заимодавцы. Если кто-нибудь из них давал в займы деньги, а затем оказывалось, что должник не исправен и не отдает долга, то заимодавец говорил: «корван», то есть то, что ты мне должен, есть дар, посвященный Богу. Таким образом, должник делался как бы должником Божиим и против своей воли отдавал долг. Это же делать учили детей и фарисеи.

Мф.15:7. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря (Ис.29:13):
Мф.15:8. приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
Мф.15:9. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

Словами Исайи Господь показывает, что и в отношении к Отцу Его они такие же, какими оказываются и в отношении к Нему. Будучи лукавы и чрез лукавые дела удаляя себя от Бога, они только устами говорили слова Божии. Ибо напрасно чтут и делают вид, что чтут Бога те, которые делами своими бесславят Его.

Мф.15:10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
Мф.15:11. не тó, чтó входит в уста, оскверняет человека, но тó, чтó выходит из уст, оскверняет человека.

Не с фарисеями говорит Господь, – ибо они неисцелимы, – но с народом. Призыванием же их Он показывает, что чтит их, чтобы они приняли Его учение, и говорит «слушайте и разумейте», побуждая их ко вниманию. Так как фарисеи обвиняли учеников за то, что они ели неумытыми руками, то Господь говорит относительно пищи, что никакая пища не делает человека нечистым, то есть не оскверняет. Если же пища не оскверняет, то тем более ядение пищи неумытыми руками. Внутренний человек оскверняется только в том случае, если он говорит, чего не должно. Этим указывает на фарисеев, которые оскверняют себя тем, что говорили слова из зависти. Обрати внимание на Его мудрость: Он и не устанавливает явно вкушать пищу неумытыми руками, и не запрещает, но другому научает; не выносить из сердца злых речей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Господь сказал это не потому, чтоб Он не благоволил к посту или считал его не нужным для нас, – нет, и Сам Он постился, и апостолов научил тому, и в Церкви Своей святой установил посты, а сказал это для того, чтобы, постясь, мы не ограничивались одним малоядением или сухоядением, но заботились при этом и душу свою держать в посте, не поблажая ее пожеланиям и страстным влечениям. И это главное. Пост же служит могущественным тому средством. Основа страстей в плоти; когда измождена плоть, тогда словно подкоп подведен под страсти и крепость их рушится. Без поста же одолеть страсти – было бы чудом, похожим на то, чтобы быть в огне и не обгорать. У того, кто довольствует пространно плоть свою пищею, сном и покоем, как держаться чему-нибудь духовному во внимании и намерениях? Отрешиться от земли и войти в созерцание невидимых вещей и стремление к ним ему столь же удобно, как одряхлевшей птицей подняться от земли.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.14:35–15:11)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь со Своими учениками на лодке прибывает в землю Геннисаретскую и совершает множество чудес. Куда бы ни шел Христос, Он всюду творит добро. Жители того места оказались благороднее своих соседей-гадаринцев. Те умоляли Христа удалиться от них, эти просят о помощи. Они узнают Христа – очевидно, быв прежде свидетелями Его чудес. Кто знает имя Христово, не перестает обращаться к Нему. Если бы люди лучше знали Христа, они не пренебрегали бы Им, как это происходит повсеместно сейчас. Чем больше мы узнаем Христа, тем большего доверия исполняемся к Нему. И жители генисаретские послали о Нем весть во всю окрестность ту. У Христа достаточно милостей для всех, и мы не должны присваивать их только себе. «Они, – сказано в Евангелии, – принесли к Нему всех больных». Если не любовь ко Христу, то любовь к себе и к своим близким привела их к Нему. Если бы мы искали для себя и для наших близких подлинного добра, мы искали бы прежде всего Христа. И они «просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись». Они приходят ко Христу с сознанием своего полного недостоинства и с несомненной верой в Его силу – подобно кровоточивой жене из этой же страны, исцелившейся от прикосновения к краю одежды Христа и получившей от Него похвалу за свою веру.

Хорошо нам прибегать к тем же спасительным средствам (например, к чудотворным иконам), к которым прежде нас столь успешно прибегали другие. Когда мы приемлем с верою слово Христово и исполняемся решимости жить в послушании Господу, мы прикасаемся к краю одежды Его.

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб». Предание старцев заключалось в том, что пища, которой иудеи прикасаются не умытыми согласно обряду руками, оскверняет их. Фарисеи замечают сучок в глазу учеников, а Христос показывает им бревно в их собственном. «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» Те, кто проявляет наибольшую ревность в хранении человеческих установлений, часто обнаруживают наибольшее небрежение в хранении Божиих заповедей. И Господь в качестве примера приводит нарушение ими пятой заповеди. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою». Заповедь Божия о почитании родителей – благословение Божие двумя руками – на жизнь земную и вечную. «Да благо тебе будет и да долголетен ты будешь на земле». И потому отказ от заботы о них – своего рода их злословие. Отвергая мольбу родителей о помощи, иудеи говорили, что все, что они могли оторвать от себя и от своих детей, они уже положили в сокровищницу Храма. Они уже принесли это в дар Богу, и их родители не могут теперь ни на что рассчитывать. Таким образом упразднялась заповедь Божия о почитании родителей. Плохо, когда нарушается заповедь Божия, но учить других нарушать ее, как это делали книжники и фарисеи, несравненно хуже.

«Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». Сердцеведец Господь смотрит не на внешнее человека, а видит что есть в человеке. И лицемерие – грех, который Он больше всего ненавидит. Устами своими лицемер чтит Бога, изображает любовь к Нему, но в сердце его нет любви. Вся вера его – только труд языка. Он говорит одно, а думает о другом. Чисто человеческие предписания, облеченные в форму религии, – напрасный труд. Не от Бога их слова исходят, и не к Богу обращены. «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Богу они угодить не могут, и пользы не принесут ни себе, никому. Если почитание Бога не в духе и истине, оно – ничто.

И далее мы слышим слово Спасителя к народу. Смиренный Господь обращается к тем, на кого гордые фарисеи смотрели с презрением. Фарисеи, исполненные самоправедности, не желают ничего слушать, и Господь оставляет их. А простые люди, хотя они и немощны, смиренным сердцем внимают Господу. «Слушайте и разумейте», – говорит Господь. Мы должны приложить все усилия, чтобы то, что Он говорит, было понято нами. Не учеными только богословами, а нами, простыми людьми. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

Царство Божие – не пища и питие (Рим. 14, 17). Мы оскверняемся не пищей, которую мы едим неумытыми руками, а словами, которые произносим из нашего неосвященного сердца. Не ученики Христовы оскверняют себя тем, что они едят, а фарисеи оскверняют себя – тем, что они говорят. Христос выносит им суровый суд, потому что по существу они выступают как враги Божии. Бывают времена, когда меч истины должен обратиться острием своим против упорствующих во лжи. Мы знаем, что мы должны ненавидеть грех и любить грешника, но иногда любовь должна облечься в эту суровость Спасителя, чтобы искоренить зло. Невозможно быть постоянно любезными с сознательными лжецами – за счет Божией истины. Христос дает совершенно ясно понять, что оскверняет нас на самом деле. Речь идет о хранении чистоты, без которой никто не увидит Бога.

***

Протоиерей Павел Великанов

Иисус находится в Галилее вместе с учениками. Сюда неожиданно приходит целая делегация из Иерусалима. Книжники, эти иудейские законоучители, и фарисеи, религиозные ревнители, уже не могут больше терпеть неопределённости и хотят встретиться с Иисусом, чтобы напрямую задать Ему волнующие их вопросы. Они предпринимают непростой путь продолжительностью в несколько дней – но их ожидает отнюдь не тёплый приём.

Перед нами – искромётное столкновение двух религиозных концепций, двух разных пониманий формата отношений между Богом и человеком. С одной стороны – глубоко въевшаяся в умы традиция иудаизма, где всё жёстко регламентировано: есть чёткое деление на ритуально чистое и нечистое, есть конкретные правила благочестия, соблюдение которых и является смыслом жизни верующего иудея. С другой стороны – благая весть Иисуса, Который не отрицает ветхозаветный обряд и его значимость, но смотрит на него всего лишь как на инструмент, полезный – но не абсолютный, важный – но не самодостаточный, священный – но не Божественный. В жёстких, хлёстких словах Иисуса, обращённых к фарисеям, не следует видеть свидетельство личной неприязни Спасителя к тем, кто пришёл к Нему. Это решительное отвращение не лично к ним, а той системе координат, с которой в данный момент они сами себя отождествляют.

Иисус вовсе не пытается разрушить некогда данный евреям закон: Он стремится прорваться сквозь ритуальную мишуру к самой сути, самому существу данных Моисею заповедей. Лукавый ум хранителей закона, давно научившийся изящно обходить неудобные заповеди Божии, для Иисуса категорически неприемлем. Он, как и Его Небесный Отец, предельно прост – и требует такой же простоты от окружающих. Но эта простота разрушает чёткую формализованность жизни, помещая человека в пространство свободы и живых отношений между личностью и Богом. В таком подходе книжники и фарисеи небезосновательно видят смертельную угрозу устойчивости прекрасно ими управляемой религиозной системы! И они не ошибаются: Своим Воскресением Иисус не только побеждает смерть и диавола, но и основывает Церковь – не как некую «антисистему» по отношению к ветхозаветному иудаизму, но как Своё Живое Тело, пребывающее среди христиан не в виде канонов и предписаний, а в виде постоянной сонастроенности Христу, соработничества человека и Святого Духа.

Любой религиозный обряд можно сравнить со скорлупой. Её ценность лишь в том, что позволяет сохранять содержимое – само яйцо – в целости. Но когда содержимого уже нет – или оно испортилось – скорлупа уже ничем не поможет. Если бы мы внимательнее всматривались в наше многообразие форм религиозной жизни, чтобы научиться понимать, где скорлупка – а где само содержание – не сомневаюсь, нам легче было бы в жизни расставлять правильные акценты!

***

Священник Стефан Домусчи

Люди приходящие в церковь, далеко не всегда помнят, что ей уже две тысячи лет. Две тысячи лет опыта веры и опыта жизни. За это время христиане сталкивались с самыми различными ситуациями: духовными, нравственными, бытовыми и в каждой из них Церковь давала свой ответ в свете Евангелия, в свете Веры.

Церковь — богочеловеческий организм, в ней есть то, что имеет божественное происхождение, но есть и то, что создали люди. Ответ Церкви — это всегда ответ в Духе Святом, но это, в то же время, ответ людей живущих в определенную эпоху, в определенной местности… Людей, которые были христианами, но также были гражданами своего земного отечества, наследниками своих родителей, и шире — наследниками своей культуры. Сегодня мы часто слышим о христианской культуре и говорим, что она формирует людей. Но важно понимать, что и люди формируют ее. Среди множества форм христианской жизни есть главные, но появляются и второстепенные, менее важные, но на каком-то уровне более понятные. Первое, что должен понимать человек, приходящий в Церковь – не все в ее жизни одинаково важно, есть явления центральные, смыслообразующие, а есть обусловленные временем или местом. Удивительно, но человек, приходящий сегодня в храм, за разными формами богослужения, может не заметить центральной роли литургии, таинства Евхаристии или как оно еще называется – Причащения. За разного рода запретами и повелениями – может не заметить любви, без которой все остальное теряет цену.

В сегодняшнем чтении мы слышим как ко Христу приходят книжники и фарисеи и обличают его в том, что его ученики  нарушают заветы старцев и не умывают рук когда едят хлеб, тем самым, по-видимому, оскверняя себя. Однако есть ли в требовании, о котором они говорят, хоть что-нибудь о любви? Является ли оно настолько важным, как им казалось или все же оно условно?

Неужели Христос не знал, что поведение апостолов кого-то смутит? Конечно, знал, и через это смущение и возмущение, показал не столько пренебрежение к их традициям, сколько имел возможность показать то, каким образом определить значимость этих традиций. Отвечая на возмущение, он рассказывает им о другом их предании, которое прямо противоречит заповеди о почитании родителей. Сегодня слова Его кажутся неясными, но в те времена все знали о чем идет речь.

Дело в том, что человек, родители которого обеднели и просили его о помощи, мог использовать определенную уловку, ставшую вполне традиционной и допустимой! Он мог сказать, что пообещал эти деньги Богу и из-за клятвы уже не может им помочь. Иными словами: клятва Богу заставляла человека пренебрегать почитанием родителей и оставлять их без материальной поддержки. С формальной точки зрения он не нарушал закона и его фарисеи и книжники не обличали, в то время как ученики Христа, ели хлеб не умывая рук, что сразу вызывало гнев.

Что же важнее? Бедствующие родители или формальная жертва? Мы видим, что Христа обличают люди чрезвычайно благочестивые, относящиеся с большим трепетом к традициям и обычаям, но забывшие главное – любовь к ближнему. Любая традиция, любое предание не может быть ценно само по себе, они ценны настолько, насколько укоренены в любви и реальном желании спасти и поддержать ближнего.

Разве плохо само по себе соблюдение традиции? Конечно, нет. Но если традиция влечет пренебрежение ближними, она должна быть отвергнута. Это может показаться возмутительным и недопустимым…, но если мы прислушаемся ко Христу, мы поймем, что нарушение заповеди любви страшнее. Именно поэтому, для человека, приходящего в Церковь, начинающего читать Писание и знакомиться в христианской жизнью, оказывается очень важно научиться различать главное и второстепенное, временное и вечное. И именно этому различению учит нас сегодня Христос.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О входящем и исходящем

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды подошли к Иисусу Христу иерусалимские книжники и говорят: «Зачем ученики Твои преступают предания старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб».

Когда-то Бог избрал один народ из среды других, и хранил его, как хранят неразумных детей, чтобы не переняли злых навыков. Бог оградил его двойной стеной: стеной нравственного закона и стеной внешнего ритуала, внешнего обособления и отличия. И все это с единственной целью: чтобы Имя Божие хранилось в этом народе и чтобы в свое время прозвучало для всех. Но Иудеи не осознали главной цели своего избранничества. Зато оскверниться от соприкосновения с внешним миром очень боялись. После общения с язычниками обязательно мыли руки. Но и всегда перед едой это делали из страха оскверниться по неведению.

Но незаметно кончается детство. Тебя вдруг перестают водить за руку, и слышишь новые, «взрослые» слова. Ты думал, что нечистота только вокруг тебя, и всеми силами старался оградиться от нее, а тебе вдруг говорят: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека». Оказывается, те самые «злые помыслы», которые исходят из твоего сердца, и есть то, что поистине тебя оскверняет. Ты придумал такую детскую игру, что «если кто скажет отцу или матери: «дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тот может и не почтить отца своего или мать свою». А тебе напомнили взрослые обязанности и взрослую ответственность: «Почитай отца и мать» и «злословящий отца или мать смертью да умрет».

Труден переходный возраст и у человека, и у народа. Даже принявшие Христа иудеи не сразу осознали, что детство кончилось. И даже Апостол Петр только после специального знамения (Деян.10:9-16) решился пойти в дом к не иудею Корнилию. Только приняв Христа, этот народ мог стать взрослым, обрести силу стоять лицом к лицу с окружающим миром. Когда-то иудеям, вернувшимся из Вавилонского плена, велено было отпустить иноплеменных жен, как источник соблазна. Но теперь тем, кто возвращается из плена греха в новый, горний Иерусалим, в церковь Христову, говорится: «если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее». Так же и уверовавшая жена. Потому что теперь и верующий муж, и верующая жена способны освящать тех, кто живет с ними. Да и все, принявшие Христа, обретают эту человеческую зрелость и силу. Поэтому, «призван ли кто обрезанным, не скрывайся». «Рабом ли призван, не смущайся». «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». Теперь «обрезание ничто, и необрезание ничто, но все – в соблюдении заповедей Божиих», то есть во взрослой, активной жизни с ясным знанием поставленной цели.

Затянувшееся детство ненормально, а впадение в детство – тяжкая болезнь, от которой да сохранит нас Бог. Тяжело видеть среди нас признаки этой болезни. Вот, например, иные считают, что после причастия нельзя никому ничего давать, в том числе и милостыню. Иначе – растеряешь всю благодать. А между тем, заповедь Божия гласит: «просящему у тебя дай» (Мф.5:42). И не безумие ли – думать, что Господь лишит благодати того, кто окажет Ему послушание? Ибо «все – в соблюдении заповедей Божиих». И если ты ревнуешь об этом, то никакое общение с кем бы то ни было, ни неверующий муж, ни неверующая жена – не может тебя осквернить. Любая нечистота, любая злая воля сквозь тебя пройдет и извергнется вон. Если только ты сам из своего сердца не выйдешь ей навстречу: или влечением к этой нечистоте; или чрезмерным страхом перед ней; или даже просто праздным к ней любопытством.

Церковный календарь. 31 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 31 июля

Читаем Апостол. 31 июля

Мульткалендарь. 31 июля. Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский

Преподобный Памва Печерский, затворник, иеромонах

Этот день в истории. 31 июля