36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
18 Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым.
19 Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их.
20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше;
23 вы же — Христовы, а Христос — Божий.
(Мф. 13:36-43) Мф.13:36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.
Отпустил народ тогда, когда – он не получил никакой пользы от учения. Ибо Он говорил притчами, чтобы Его спросили. Они же не позаботились об этом и не искали научиться чему-либо; поэтому Господь по справедливости отпускает их.
И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
Только об одной этой притче спрашивают, потому что другие казались им более ясными. Под плевелами разумеется все вредное, что растет среди пшеницы: куколь, горох, дикий овес и др.
Мф.13:37. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого;
Мф.13:39. враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
Мф.13:40. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего;
Мф.13:41. пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
Мф.13:42. и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
Что должно было сказать, то сказано выше. Ибо мы сказали, что здесь идет речь о ересях, которым позволено быть до конца мира. Если мы будем убивать и истреблять еретиков, подымутся раздоры и войны; а при раздорах и многие из верных, может быть, погибнут. Но и Павел, и разбойник были плевелами, прежде чем уверовать, но они не были истреблены в то время ради имеющей произрасти в них пшеницы, ибо в последующее время они принесли Богу плод, а плевелы пожгли огнем Святого Духа и пылом своей души.
Мф.13:43. тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд, поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут сиять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просветятся тогда подобно Христу, ибо они будут, как боги.
«И ввергнут их (творящих соблазны и беззакония*) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф.13:41). Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре чрез борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне и где они совнутрь, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы слышим притчу о Царстве Небесном. Она раскрывается в рассказе о человеке, который посеял доброе семя на своем поле, но, пока он и его работники спали, приходит враг и сеет плевелы среди пшеницы. Слово «плевелы» может означать сорняки, которые трудно отличить от пшеницы до созревания: сходство, кажется, идет до самой глубины, даже корни этих двух растений переплетаются. Мы стоим перед непостижимою тайной добра и зла, которую мы можем разрешить только в даре свободы. Откровение говорит нам, что вся история человечества развертывается на границе видимого и невидимого, в устремленности нашей к свету, который мы призваны познать из смертного своего падения.
В сегодняшнем Евангелии Господь дает нам всеохватывающую картину. Сеятель – это Сын Человеческий. Доброе семя означает сынов Царства, плевелы представляют сынов диавола, враг – сам диавол, жатва – кончина века, и жатели – ангелы. Смысл притчи предельно ясен. Ученики Христовы ждали, что с пришествием Господа в мир будет Последний Суд, и завершится это, кажущееся бесконечным, противостояние между добром и злом. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» – вопрошают они воскресшего Христа, но Господь говорит, что Царство Его уже приходит, однако, Страшный Суд откладывается. Когда наступит Суд, разделение будет полным, и судьбы сынов Царствия и сынов диавола совершенно определятся. Но пока Царство открывается, и Последний Суд не происходит.
Различение добра и зла – самое главное в истории человечества, и Господь призывает не спешить с судом. В конце концов, один Бог различает добрых и злых среди людей. Один может быть как будто праведником, а потом внезапно оказаться вовне. Другой – как будто безнадежный грешник, и вдруг он первым входит в рай. Пшеница и плевелы растут вместе. В каждом из нас идет невидимая борьба. Все определяет покаяние, и потому ангелы больше радуются об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
Не медлит Бог со Страшным Судом, а долготерпит, не желая, чтобы кто из грешников погиб. Не сразу совершается в роде человеческом все решающая брань, как у ангелов, которые в одно мгновение определились в вечном выборе добра и зла, а в постепенном возрастании. Оттого, что силы зла делают все возможное, чтобы противиться Царству, мы должны быть на страже всегда. Можно избежать суда на земле, но не в вечности.
Некоторые понимают эту притчу как рассказ о том, что до кончины века будет смешение истинных и ложных верующих в Церкви. Но Христос говорит: «Поле – мир», а не «поле – Церковь». Разумеется, и среди тех, кто в Церкви, происходит неприметный рост дурной травы, но плевелы, которые являются явным соблазном или ересью, не могут быть терпимы в Церкви. «Я писал вам, – говорит апостол Павел, – чтобы вы не сообщались с пьяницами, блудниками и прочими беззаконниками, впрочем, не со всеми, иначе надлежало бы нам выйти из мира, а с теми, кто, называясь братом, поступают беззаконно. С таковыми даже и не есть вместе». Поле – мир, и притча о плевелах ставит Царство Небесное прочно в мире, где оно опасно сосуществует с несовершенством, со злом, с враждебными силами. Нет, и не может быть речи о каком-то согласии со злом, а только о том, как среди этого зла устоять.
Мы помним из другой притчи о сеятеле, что может случиться с семенем Царства, посеянным посреди сорняков, которые обладают свойством расти быстрее и сильнее, чем все остальное. Христос говорит: вот ситуация, в которой находится мир. Несправедливо расширяющие свое пространство плевелы все агрессивнее соперничают с добрым семенем за благоприятные условия роста, мы все это понимаем, и средства массовой информации напоминают нам об этом ежедневно. Зло достигает сегодня своего предела. Как хотелось бы иногда убежать из этого страшного мира куда-нибудь в пустыню, или в монастырь, или в богобоязненные дни прошлого! Нет, говорит Господь, вы не избавитесь от сорняков, вы будете расти в самой гуще их, заботясь о том, чтобы они не одолели вас, но также и о том, чтобы вам не удалиться от скорбей и страданий, которые сегодня в мире, в некую стерильную землю, где на самом деле ничего не растет.
Мы вовлечены в борьбу против лжи, растления и насилия, которые в истории не кончатся никогда. Но мы знаем, что все, даже земное поражение, может быть для любящих Бога возрастанием новой жизни. Более того, попытки разрушить веру, уничтожить Церковь могут привести к неожиданным духовным глубинам и соединить нас кровью мучеников с Господом. Пасхальная тайна открывает нам, что самая большая победа может родиться из самого большого поражения.
В одной из притч о тайне Царства Небесного Господь дает пример горчичного семени. Оно меньше всех семян, но способно к невероятному росту. И «рост» здесь – ключевое слово. Царство Небесное всегда в росте – вверх, вовне, в просторы, в глубину. Небо – не неподвижное состояние, скучное, как смерть, которую оно предназначено вытеснить. Это не условие ничегонеделания, сродное мертвому покою. Нет, это истинная жизнь, это вечный рост и вечный ответ на призыв Христа устремляться все ближе к небу. Это вечное движение, это вечная молитва, как сказал один священник, прошедший страшные концлагеря и видевший своими глазами, что такое зло. И если мы истинные последователи Господа, ангелы Божии воинствуют вместе с нами, и нам уже дается узнать, что такое добро. Царство Небесное уже в нас, мы уже переживаем его волнующий рост в этом почти совсем заросшем плевелами мире.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Притча о плевелах, то есть сорняках, которую сегодня объясняет Господь, у всех на слуху. Посеял человек пшеницу у себя на участке. Ночью пришел враг и засеял поле сорняком. Речь идет о сорняке особого рода. Мало того, что в процессе созревания его не отличить от доброго злака, его корни так плотно переплетаются с корнями пшеницы, что выдергивая сорняк, неизбежно выдернешь и колосок. Поэтому обыкновенно эти зловредные растения не трогают. Дают им вырасти. Их отделяют от пшеницы в момент жатвы. Затем, собирают в снопы и сжигают.
Это является прекрасным образом и в каком-то смысле ответом на вопрос, почему Бог терпит зло и несправедливость; почему Он не наказывает грешника и не искореняет безобразия. Одна из причин заключается в том, что в силу какой-то чудовищной мутации зло очень тесно соседствует с добром. Причем, что важно, не только в общественной жизни, но и в душе каждого из нас.
Давайте задумаемся, с чего начинается любое злодеяние? Очевидно, что его корень – это помысел или же тонкое, едва заметное впечатление, которое возникает в нашем сердце. Именно оно, если его не пресечь, увлечься им, запустить его, незаметно перерастает в действие. А поэтому Священное Писание очень точно подмечает: «нет такого человека, который бы жил и не согрешил». Просто у кого-то в силу темперамента, воспитания, обстоятельств грех живет в виде мысли, у кого-то перерастает в действие, которое вредит ему самому, у кого-то это действие направленно против окружающих и общества.
Но тогда получается, что зло невозможно искоренить, наведя порядок вокруг себя: в домах, на улицах, в городе, в государстве. Ведь его корень продолжит жить в человеческом сердце и уме. И только вопрос времени, когда оно себя проявит в действии. А потому единственный способ навести порядок в этом мире – каленым железом выжечь зло из самого человеческого сердца. Погасить всякий греховный помысел и впечатление.
Поэтому Господь и молчит до времени и по возможности не вмешивается в естественный ход событий. Ведь Он понимает, что даже самый порядочный и культурный из нас в той или иной степени поражен сердечной злобой и ожесточением. И если уж наводить порядок в этом мире, то этот порядок должен быть тотален, порядок на всех уровнях. Не только социальном, но и личностном. Но тогда вся наша жизнь рискует превратиться в страшный кошмар. Самый чудовищный концлагерь, который не видела история. Ведь в тюрьмах люди вынуждены подчиняться внешним правилам, оставаясь свободными внутри. Здесь будет не только тотальный контроль над действием человека, но и над всякой его мыслью, чувством, впечатлением. Ведь нашим надсмотрщиком будет Тот, Кто видит всякое даже самое глубокое движение нашей души.
Вывод парадоксален и прост: то внешнее безобразие, которое происходит в мире, есть цена нашей внутренней свободы и способности самостоятельно выбирать свой образ жизни. До времени каждому из нас Господь дал шанс побороться с самим собой, попытаться самому искоренить из своего сердце все нечистое. Максимально очистить не просто образ своих действий, но сам образ мыслей и чувств.
Однако однажды чаша наполнится, мир созреет, и Господь придет. Его суд коснется каждого и пройдет раскаленным железом до самых глубоких и тайных помыслов и впечатлений, которые живут в человеке. Тогда все зло сгорит. А вместе с ним и та наша часть, которая так желала этого зла. А потому весь вопрос в том, к чему тянется наше существо, о чем наши самые тайны мысли и помыслы, наши не вполне неосознаваемые желания. Насколько все они о Боге и его Царстве. Насколько они не противятся Ему. Именно от ответа на это вопрос завит то, насколько мы будем способны войти в Его славу.
О мудрости и «мудрости»
Протоиерей Вячеслав Резников
На одном поле растет и пшеница Господня и плевелы лукавого. От одной земли питаются, но все у них разное, противоположное, в том числе и мудрость. Апостол пишет, обращаясь к тем, кто от Бога: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом».
Мудрым принято называть того, кто больше знает, больше предвидит, и поэтому более удачно ведет свои дела. Представим себе двух людей, живущих в одном доме. Допустим, оба они еще ни разу не выходили за порог. Но один каким-то образом узнал и поверил, что за стенами дома есть и солнце, и небо, и бескрайние просторы. Для него мудрость в том, чтобы как следует приготовиться, собраться и уйти в этот светлый и радостный мир. А другой упрямо не хочет в это верить, и считает, что за стенами ничего нет. Для него мудрость в том, чтобы устроить свое жилище и с наибольшей приятностью провести отпущенное время. У них разная вера, и поэтому разная мудрость, и мудрость одного есть безумие в глазах другого.
Верующий старается жить в честности, в воздержании, а ему говорят: «Безумный! жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в удовольствиях»! – Ведь они не знают, что только за порогом этой жизни начинается истинная, вечная жизнь, для которой надо себя готовить. Верующий, по заповеди Божией, щедро дает милостыню, а ему говорят: «Безумный! на что же ты сам будешь жить»? – Ведь они не знают, что Отец Небесный даже за стакан холодной воды, поданный во имя Божие, воздаст великую награду. Верующий терпеливо переносит скорби, за все благодарит, никому не мстит, а ему говорят: «Безумный! тебя же сомнут, растопчут, уничтожат»! – Ведь они не знают, что Отец Небесный восставит его во славе, воскресив даже из мертвых.
И вот, считая верующих безумными, а себя – мудрецами, копошатся они в своем домике, думая, что от Бога можно отгородиться стенами. Они перебирают вещи с места на место, наводят внутри порядок, и не знают того, что наш общий человеческий дом стоит на песке. В любой миг могут подуть ветры, хлынуть воды, и погибнешь под обломками своего жилища со всею своею «мудростью». «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны». А христианин, как когда-то праведный Ной, терпеливо строит ковчег своего спасения. И над Ноем смеялись, считая его безумным. Но все мы знаем, кто тогда на самом деле оказался мудрым, а кто погиб в своем безумном противлении Богу.
Мы не должны удивляться и негодовать, если нас считают безумными, но – сожалеть о тех, кто, имея очи, – не видит, и, имея уши, – не слышит. Нам сказано: «все ваше: Павел ли, Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше». И поистине так: и прекрасный Божий мир для нас говорит о своем Творце; и Апостолы были посланы ради нашего спасения; и жизнь дана нам, как время подвига, очищения и совершенствования. И смерть тоже наша: сквозь нее, как сквозь царские врата, Господь вводит в вечную жизнь. И настоящее – наше, с его спасительными трудами; и будущее, с его блаженством. Все – наше, если только мы «Христовы». А если мы Христовы, то мы Божьи, потому что и «Христос Божий».
|