17 июля 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 5-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.15:7–16; Мф.12:38–45)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 12, стихи 14-16, 22-30:

38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Послание к Римлянам, Глава 15, стихи 7 - 16:

7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 12:38-45) Мф.12:38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

Евангелист с удивлением прибавил – «тогда», ибо когда должно было подчиниться вследствие бывших чудес, тогда они требуют знамения. Они хотят видеть знамение с неба, как говорит другой евангелист. Им казалось, что земные знамения Он совершает силой дьявольской. Ибо дьявол властитель мира. Что же Спаситель?

Мф.12:39. ...Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
Мф.12:40. ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

«Лукавым родом» называет их, как льстецов и коварных людей, «прелюбодейным» – как отступивших от Бога и соединившихся с демонами. Знамением называет Свое воскресение, как необыкновенное явление. Ибо Он, сойдя в сердце земли – разумею преисподнее место, ад – в третий день восстал из мертвых. Под тремя днями и ночами разумей части, а не полные дни и ночи. Он умер в пятницу-это один день; субботу лежал в гробу мертвым, вот и другой день; ночь на воскресенье застала Его еще мертвым. Так насчитывается трое неполных дней и ночей. Ибо и мы часто имеем обычай так считать время.

Мф.12:41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

Когда говорит, Иона после выхода из чрева кита проповедовал, ему поверили, а Я по воскресении Моем не встречу веры с вашей стороны; поэтому и будете осуждены ниневитянами, которые поверили рабу Моему – Ионе помимо знамений, и это они сделали, несмотря на то, что были варвары. Вы воспитались на пророках, видели знамения и не поверили Мне, Владыке. Ибо это означается в словах: «И вот, здесь больше Ионы».

Мф.12:42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Эта царица, говорит, пришла издалека, хотя и была слабая женщина, чтобы послушать о деревьях, лесах и о некоторых естественных предметах. Вы же не приняли Меня, когда Я пришел к вам, говоря и неизреченное.

Мф.12:43. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
Мф.12:44. тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
Мф.12:45. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

Господь показывает, что они достигли края погибели, не приняв Его. Подобно тому, как освободившиеся от демонов, если не радеют, терпят худшее, так и ваш род находился во власти демона, когда вы поклонялись идолам; но чрез пророков Я изгнал этого демона и Сам пришел, желая очистить вас; но так как вы оттолкнули Меня и более – стремитесь погубить Меня, то, как согрешившие в более худшем, будете и наказаны сильнее, и последний ваш плен будет тяжелее прежних. Ты же пойми и то, что посредством крещения изгоняется нечистый дух и бродит по безводным пустыням и некрещеным душам, но в них не находит отдыха. Ибо отдых для демонов – это смущать крещеных злыми делами, тогда как некрещеных он уже имеет в своей власти. Итак, демон возвращается к крещеному с семью духами. Ибо как семь даров Духа, так в противоположность этому и семь духов злобы. Когда он войдет в крещеного, тогда его несчастье бывает большим, ибо прежде была надежда очиститься крещением, после же нет надежды очиститься, кроме как только крещением покаяния, которое очень трудно.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Во всяком человеке, нераскаянно живущем во грехе, живет бес, как в доме, и всем у него распоряжается. Когда по благодати Божией такой грешник приходит в сокрушение о грехах своих, кается и перестает грешить, - бес из него изгоняется. Сначала он не беспокоит покаявшегося, потому что в нем на первых порах много ревности, которая как огонь жжет бесов и как стрела отражает их. Но потом, когда ревность начинает охладевать, подступает и бес издали со своими предложениями, вбрасывает воспоминание о прежних удовольствиях и вызывает к ним. Но поостерегись только покаянник - от сочувствия скоро перейдет к желанию; если и здесь не опомнится и не возвратит себя в состояние прежней трезвенности, то падение недалеко. Из желания рождается склонение на грех и решимость: внутренний грех готов, для внешнего ожидается только удобство. Представься оно - и грех будет сделан. С этим вместе бес опять входит и начинает гнать человека от греха к греху еще быстрее, чем прежде. Это изобразил Господь притчею о вторичном возвращении беса в дом очищенный, подметенный.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.12:38–45)

Протоиерей Александр Шаргунов

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения». Господь обвиняет не только фарисеев и книжников, но весь народ иудейский. Они не приняли Христа Бога, предав Его смерти. Они отступили от веры своих предков: Авраама, Исаака и Иакова. Как прелюбодейная жена, изменили Богу, с Которым сочетались Заветом. И в самом их искании знамений и чудес было лукавство и прелюбодейство.

Знамений не дастся им – кроме одного, превосходящего все другие. И это будет воскресение Христа из мертвых, которое Господь называет знамением пророка Ионы. «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи», так Христос будет лежать во гробе, а потом воскреснет. «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». Проповедью Ионы они принесли такое покаяние, что оно спасло их от гибели. А иудеи только еще больше ожесточились в неверии от проповеди Христовой, и это ускорит их погибель. «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его». «Она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой», а эти люди не хотят послушать мудрость Христа, к Которому не надо идти – Он Сам стоит посреди них. И как небо отстоит от земли, так мудрость Христа – мудрость спасения – бесконечно превосходит мудрость всех мудрецов земли, и Он приобщает ей всех приходящих к Нему.

«Род лукавый и прелюбодейный» – это не о нашем ли сегодняшнем обществе сказано? Достаточно вспомнить о нацистской Германии, чтобы понять, что это было несколько и ранее. Был ленинско-сталинский террор, Французская революция, гонения на раннюю Церковь во времена Римской империи. И в относительно спокойной, деревенской провинции Иудеи I века – тот же самый род, по слову Христа. Приближалось ли тогда человечество к пределу нравственного распада, как сегодня, или род лукавый и прелюбодейный – это постоянное устойчивое состояние падшего человечества? В любом случае, зло продолжает раскрываться до конца, и сегодняшнее наше общество – в зеркале этих слов Христовых. Как у толп, снующих вокруг Христа, наше общение с Ним слишком часто исполнено гордого самоутверждения и поверхностного любопытства. Мы настаиваем, чтобы Он сделал то, что нам нужно, мы требуем, чтобы Он явил Свою силу. Мы ждем, что Он сотворит чудо для нас, но когда получаем исцеление, не испытываем потребности сделать что-либо со своей стороны. Его благодеяния не вызывают у нас ответа, мы не становимся более чуткими сердцем, более внимательными к Его слову, более ревностными в исполнении заповедей. И мы терпим поражение, когда искушения худшие, чем все прежние, внезапно посещают нас.

Такое отношение ко Христу смертельно опасно. Нам дано Христово воскресение, как наше собственное воскресение. Для чего мы требуем что-то еще? Разве наше постоянное уныние не показывает, что мы умудряемся превратить воскресение в нечто второстепенное для нашей жизни? Но когда мы не ценим этот единственный дар, нас окружают не спасительные воды крещения, а воды всемирного потопа зла. Божественное очищение, когда мы не храним его, лишает нас всякой защищенности.

Мы не можем с точностью сравнивать один исторический период с другим, зло одного поколения с другим. Единственное, что я могу лично сделать как христианин – сравнить лукавство и прелюбодеяние, которое я обнаруживаю в своем сердце, – с чистым образом Божиим, которым я призван быть. Там, где этот образ загрязнен и замутнен, Христос хочет восстановить его в первозданном великолепии. Но от меня зависит – принять Его благодать и хранить Его образ в чистоте так, чтобы силой Духа Святого я был Его видимым присутствием для всех, кто рядом со мною. Божественная очистительная благодать зовет нас к избавлению от гибельного бездействия. Узнавший ее с радостью бежит за своим спасением, а не сидит на месте, сложа руки, в ожидании чудес.

Господь показывает, до какой степени можно подпасть под власть сатаны. Изгнанный из человека, нечистый дух возвращается в него с обретенной еще больше силой. Пока не обретем мы Христа и не станем пребывалищем Бога, дом наш – чего бы мы ни достигали – остается «незанятым, выметенным и убранным». Что толку, что изгнан из нашего отечества дух коммунизма, если вместо него, вернее, вместе с ним пришло семь других злейших духов. В Апокалипсисе Господь предупреждает все народы и церкви о том, как опасно оставить первую любовь свою. «И бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».

***

Протоиерей Павел Великанов

Не так давно фарисеи выдвинули против Иисуса обвинение, что Он – колдун, и действует с помощью демонов. Однако обвинение не сработало: ни народ не поддался на провокацию, ни Сам Иисус нисколько не смутился, а несколькими фразами разрушил эту клевету на глазах у всех. Тогда фарисеи, уже одержимые желанием показать несостоятельность Иисуса как Мессии, предпринимают ещё одну попытку: они требуют показать знамение – какое-нибудь грандиозное чудо, очевидное для всех, исключающее вариативность толкований. Можно даже так сказать: они требуют от Иисуса, чтобы он заставил их поверить в Своё Мессианство!

Однако Спаситель прекрасно понимает всё лукавство и бессмысленность этой затеи. Невозможно «вынудить» или «заставить» человека поверить, если к этому не готово его сердце. Иудеи обречённо барахтаются в формате «рыночных» отношений между ними и Богом – но Иисус призывает их к принципиальному пересмотру самих основ религиозной жизни. И в качестве ответа на провокацию он обращается к очень болезненному для евреев библейскому эпизоду с пророком Ионой – которого Бог направил с обличением в Ниневию – к народу, который был заклятым врагом Израиля. И, что самое неприятное для евреев, ниневитяне услышали Иону, раскаялись в своих грехах – и тем самым избежали нависшего над ними наказания. Сам факт этого раскаяния в самом средоточии зла – уже достаточно скандален для сознания правоверного иудея. Напоминая об этом случае и о пребывании пророка Ионы в чреве кита, Спаситель прозрачно намекает на Свои грядущие смерть и трехдневное воскресение из мертвых – то единственное «знамение», которое и получат иудеи как свидетельство мессианского достоинства Иисуса.

И завершается чтение словами Спасителя о злом духе, который будучи изгнан, возвращается с другими бесами обратно к человеку, если его душа так и остаётся пустой. Неспроста именно эти слова завершают речь о знамениях. Иисус показывает, что хоть Он и властен изгонять демонов из людей, но Он не может нарушить право человеческой свободы. Любая пустота, любой вакуум неизбежно будет заполнен – и если его сознательно не наполнять тем, что ведёт нас к Богу, к святости, к чистоте – в душу снова вернутся бесы в ещё большем количестве.

Как важно помнить о том, что душа не терпит пустоты! Да, мы бываем усталы, нам требуются отдых и покой – но сами по себе отдых и покой не могут быть содержанием нашей жизни. Если мы только к этому и стремимся – мы выметаем дом нашей души, отворяем нараспашку двери и окна – а потом удивляемся, увидев в нём совсем нежеланных и очень наглых гостей.

Вот о чем стоим нам всегда помнить: у нас только один любимый и желанный Гость – Христос, и когда Он с нами, нечего нам бояться!

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Довольно сложно представить человека, который идёт в больницу в надежде, что ему станет хуже. К врачам люди обращаются по другой очевидной причине: чтобы стать здоровым, чтобы избавиться от боли. Точно также и в Церковь люди идут не для того, чтобы к одной душевной муке добавить несколько иных. Все мы надеемся получить в таинствах Церкви успокоение от того, что нас терзает, то есть от наших собственных грехов и страстей. Но если человек, который успешно прошёл курс лечения в какой-нибудь клинике не станет выполнять рекомендации врачей по дальнейшей счастливой и безболезненной жизни, то физическое состояние такого человека через какое-то время ухудшится, его болезнь вернётся, и вернётся с новой силой. И врачи не будут в этом виноваты. Так и Церковь не виновата в том, что кому-то становится хуже после участия в церковных таинствах, после исповеди и причащения. Ведь, как мы только что слышали, Христос предупреждает о таком возможном исходе: нечистый дух стремится вернуться в человека, но не один, а с компанией. Любой грех и любая страсть в той или иной степени — проявление действия нечистых духов. Получается, что попытка очистить душу содержит в себе серьёзную опасность: может стать только хуже. Вместо покоя и свободы человек может попасть в ситуацию ещё большего греховного пленения. Возможно ли избежать таких грустных последствий? Да, возможно. Если не оставлять дом своей души пустым. Если занять его Святым Духом. А Он, по мысли блаженного Августина, обитает только в том, кто кроток сердцем. Блаженный Августин пишет: «Бог говорит: Где место покоя Моего? И отвечает на этот вопрос: На смиренном и сокрушенном и на трепещущем пред словом Моим (Ис.66:1-2). Поэтому когда Он стал обитать, Он наполняет, управляет, действует, удерживает от зла, побуждает к добру, делает желанной справедливость, так что человек творит добро с искренней любовью, а не из страха наказания». Получается, что любой человек сильно рискует, если он остановится лишь на очищении своей души от греха, если он не пойдёт дальше, если не пойдёт по пути стяжания духа кротости, духа разума и премудрости, духа ведения и благочестия, если не сделает свою душу способной принять Духа Господня.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О свободе и ответственности

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь рассказал притчу: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». Но почему последнее обязательно хуже первого? И почему раньше нечистый дух не мог позвать тех, семерых?

Очевидно, человек за время дарованной свободы не только не укрепился, но потерял даже былую малую способность противостоять злу. Раньше было стремление освободиться, было искание помощи, была молитва к Богу. Но пришло освобождение, дом души опустел от незваного гостя. Человек облегченно вздохнул. Теперь он может свободно выбрать. И что же он выбирает? – А он начинает жить, как живется, жить по плоти. Исчезла необходимость противостоять злу, прекратилась и молитва. Бог нужен был лишь как временный помощник; и теперь человек говорит: «Сделал свое дело – уходи»! Господь же постоит у дверей и уйдет.

А вот нечистому духу уже надоело ходить «по безводным местам», и он решает возвратиться. А человек не только не впустил Бога, но и порвал с Ним всякую молитвенную связь. «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). И теперь в душе освободилось место еще для семи злых духов, и на нее, спящую и бессильную, неожиданно обрушивается горе «хуже первого».

Человек должен выбрать Бога, выбрать спасение, выбрать жизнь. И Бог много раз помогает нам, снова и снова освобождая от всякого рабства, снова и снова давая свободу выбора. А человек снова и снова пренебрегает данной ему свободой, снова и снова впадает в рабство греху и дьяволу. У того, кто не вполне свободен, еще есть какое-то оправдание. Но если тебя освободили, а ты и теперь отступаешь от Бога, то делаешь это уже свободно и сознательно. И тут уже нет тебе никакого оправдания на самом милосердном суде.

Об этом говорит и ветхозаветная история. Сколько раз Бог посещал Свой народ, сколько раз освобождал и от рабства, и от религиозно-нравственной слепоты, и от поработителей тела, и от заблуждений духа. И теперь Бог пришел уже окончательно освободить в первую очередь именно Свой народ. Пришел «ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам». Сваливаются бремена немощей и болезней, легионами выходят нечистые духи. А люди не хотят поклониться своему Избавителю, и все искушают Его: «Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение». Но Господь обличает лицемеров. Он приводит в пример не освобожденных и не просвещенных, но более достойных милости. Он говорит, что «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его: ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Не просвещенные светом истинного богопознания выбирали праведность, выбирали мудрость, как и одержимый бесом отчаянно искал избавления. А тут – освобожденные, наученные и очищенные – сознательно делают отцом своим диавола (Ин.8:44).

Размышляя об этом и видя то рабство, в которое мы тоже попали, сбросив некогда благое иго Христово, видя все наше невежество, наши бесконечные работы, заботы, очереди, нельзя не отметить во всем этом и милости Божией. Связанные по рукам и ногам, мы, глядишь, и вздохнем иногда: «Эх, с радостью бы верил в Бога, да не научили меня! Сходил бы в церковь, да ни минуты времени нет! С радостью бы постился, да болезни не дают». А освободи нас, верни нам здоровье, что мы будем делать? Не бросимся ли сами в объятия злых духов в поисках острых ощущений?

Церковный календарь. 17 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 17 июля

Читаем Апостол. 17 июля

Мульткалендарь. 17 июля. Святые Царственные страстотерпцы

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

Святитель Андрей, архиепископ Критский

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Этот день в истории. 17 июля