Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Мф. 8:5-13) Мф.8:5. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к нему подошел сотник и просил Его.
И этот не подошел на горе, чтобы не прервать учения. Это тот же сотник, что и у евангелиста Луки. Хотя евангелист Лука говорит, что он других отправил послами к Иисусу, но это не противоречит Матфею, который говорит, что сотник сам пришел. Очевидно, что сначала сотник послал других, а потом, когда опасность увеличилась, пошел сам и сказал:
Мф.8:6. Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
Мф.8:7. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
Сотник не принес отрока на постели, веруя, что Господь может уврачевать его и в том случае, когда он отсутствует. И поэтому:
Мф.8:8. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
Мф.8:9. ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
Мф.8:10. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры.
Если я, говорит, будучи рабом царя, повелеваю подчиненным мне воинам, то Ты тем более можешь приказывать смерти и болезням так, чтобы от одного они удалились, на другого же обратились, ибо телесные болезни суть войны и каратели у Бога. Поэтому Христос удивляется, говоря: «Я и среди Израиля не нашел такой веры, какую нашел в этом язычнике».
Мф.8:11. Говорю же это вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
Мф.8:12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
Не сказал, что многие язычники возлягут, чтобы не огорчить иудеев, но прикровенно сказал: «с востока и запада». Относительно Авраама упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета. Говоря о внешней тьме, показал, что есть и внутренняя тьма, более легкая, чем первая, ибо различаются степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, так как им даны были обетования: «Израиль есть Сын Мой, первенец Мой».
Мф.8:13. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Исцелив словом, Господь показал, что истину Он сказал и относительно изгнания иудеев.
Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.
Протоиерей Павел Великанов
Исцеление слуги Капернаумского сотника – одно из ярких повествований у евангелиста Матфея. Сам факт нахождения этого эпизода именно у Матфея – совсем не случаен. Своё Евангелие Матфей пишет прежде всего для общины христиан, которая в то время преимущественно состояла из евреев – с неизбежными следами иудейского мировоззрения.
В повествовании происходит наложение двух, казалось бы, взаимоисключающих систем координат. С одной стороны – иудейский раввин, пророк, учитель, явно обладающий харизматическими дарами. С другой – сотник, римский офицер, обслуживающий интересы оккупационной власти, часть непобедимой, жёстко выстроенной и бесчеловечной римской армии. Правоверный ревностный иудей – и обычный поверхностный язычник. Бродячий проповедник – и чётко обточенный винтик системы. О каком пересечении может идти речь?
Но вот приходит боль и страдание – и самодостаточность системы начинает шататься. Небольшой аспект, который легко выпадает из нашего поля зрения – то, что это всего лишь слуга, даже не родственник сотника. То есть будучи частью военной системы, этот римский офицер так и не перестал быть просто добрым человеком, сочувствующим, сопереживающим боли другого.
И вот, на наших глазах происходит вхождение, или, даже можно сказать, столкновение двух систем. Какого ответа мог ожидать сотник от представителя порабощённого народа? Отказа с усмешкой – де мол, чем вас меньше будет, тем нам легче? Вполне! Мог он столкнуться с безжалостным религиозным фанатизмом? Мог! Но ради любви к тому, кто ему служил – сотник идёт на этот риск. Сам факт обращения к иудею – это признание бессилия грандиозной римской цивилизации: ведь римляне смотрели на евреев как на дикий, странный, суеверный народ. Но сотник идёт ещё дальше: он понимает, что иудеям запрещено входить в дома язычников – и когда Иисус уже готов прийти – он Его останавливает: не надо приходить, скажи только слово – и я верю, этого будет достаточно!
Встреча с таким язычником – для Самого Иисуса – большая радость. В лице сотника сплавляются воедино любовь к ближнему и вера Богу – и вот результат: не только исцеление, но и пример всем последователям Христа, как правильно расставлять акценты в отношениях с людьми!
Помоги же и нам, Господи, научиться доверять Тебе в простоте любящего и заботливого сердца!
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
У слова «вера» есть, пожалуй, неисчислимое количество определений. Есть то определение, которое пришло из послания апостола Павла к Евреям и которое заучивают семинаристы первых курсов всех российских семинарий в последние два столетия. Это определение звучит так: вера — это «уверенность в невидимом — как в видимом, в желаемом и ожидаемом — как в настоящем». При всех достоинствах и успешно выдержанной проверке временем, это определение не лишено очевидных недостатков: оно слишком общее и оно ничего не говорит о Боге. К примеру, радиоволны не видны, но нет ни единой причины сомневаться в их реальности, желаемое и ожидаемое — далеко не всегда имеет отношение к жизни вечной и вообще к тому, что можно назвать жизнью духа. Конечно, не апостол Павел виноват в том, что выбранные из его посланий слова не вполне описывают веру во Христа. Ведь у апостола была другая задача, он не делал попытки дать универсальное определение веры и вообще, в этом месте он не говорил о вере во Христа. Об этой вере говорит Сам Спаситель. Но Он тоже далёк от стремления составить толковый словарь слов и понятий, которые относятся к духовной жизни. О вере Христос говорит через примеры проявления веры.
Вера абсолютного большинства современников и соотечественников Христа была данью традиции. И заключалась она в соблюдении обряда. В осознании собственной исключительности, которое было основано на исторических фактах. История и обряд давали знание. Знание о Боге, о Его участии в судьбе Израиля. Но ни история, ни обряд сами по себе не способны помочь осознать личностную индивидуальную связь с Богом. И в этом была проблема Израиля, о которой говорит сегодня Христос. Он не нашёл в Израиле людей с живой верой в Бога, в Его всемогущество, Его вездесущие, Его всеведение. Он не нашёл людей, для которых Бог был бы всегда близкой Личностью, людей, которые бы не мыслили своей жизни без общения с Богом.
Если всмотреться в цель христианской аскезы, то можно увидеть помимо общей и конечной цели — вхождения в Небесное Царство — ещё и другую цель, без достижения которой нет возможности войти в Христово Царство. Эта первейшая цель в том, чтобы осознать свою абсолютную зависимость от Бога точно также, как любой взрослый человек осознает свою зависимость, к примеру, от воздуха. При этом можно декларировать свою зависимость от Бога, но не переживать и не чувствовать ее. Евангельский сотник и переживал, и чувствовал. Именно поэтому Христос ставит его веру выше веры всех тех, кого Он встречал до этого. И именно к такой вере Спаситель призывает всех нас.
О вере сотника
Протоиерей Вячеслав Резников
Великий и неприступный Бог пришел на землю во Христе Иисусе и стал близким и доступным. Он входил в дома, ел с людьми, прикасался к ним, и они прикасались к Нему, к Его одежде, и через это общение с видимым Человеком получали благодатную помощь от невидимого Бога.
И отойдя на небо, Господь оставил возможность простого общения с Ним. Он обещал, что всегда будет среди тех, кто соберется во имя Его. И вот, мы можем написать записочку о здравии или о упокоении наших близких во Христе, чтобы она была прочитана священнослужителем перед Святым Престолом. Мы вкушаем просфору, елей, воду, которые Господь освятил и наделил благодатной силой. Мы служим молебны перед Его святым изображением, получаем благословение от священника. Но при этом мы должны помнить, что Бог – здесь, рядом, и Сам Своей невидимой рукой подает нам помощь. И хотя Он устроил для нашей пользы весь благодатный церковный чин, но Самому-то Ему ничего не стоит помочь нам и без всякого видимого посредничества. Ему достаточно не то, что единого слова, а единого желания. Мы должны это помнить, ведь христианство существует в нашем отечестве уже тысячу лет!
А Евангелие сегодня приводит нам в пример человека, воспитанного в стране, где более тысячи лет процветало язычество. Это был римский сотник. Он подошел к Иисусу, и ничего не прося, просто сказал: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Господь выразил желание придти, и вдруг услышал: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает». Господь удивился, увидев такую веру в человеке, которого на родине совсем не тому учили, и сказал окружающим: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут» «в Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Это Господь сказал о фарисеях, которые забыли о Живом Боге за своими бесчисленными законническими предписаниями. Но это же Господь может сказать и нам, если мы забудем о Живом Боге за великолепием храмов, за красотою богослужения и за обилием святыни.
Мне вспоминается один престольный праздник. После ранней обедни было освящение воды, была давка, ругань, опрокинули и изломали столы. Наконец, воду разобрали, все кончилось,. Тут пришла одна старушка, подошла к батарее отопления, отвернула кран, налила оттуда воды в бидончик и говорит: «Вот, еле дошла, на водосвятие не успела, хоть отсюда воды взять, – все из храма Божьего». И можно ли сомневаться, что Господь даст ей по ее вере: даст гораздо больше, чем тому, кто в бесчинии успел взять воды, освященной полным чином!
Конечно, это не к тому, что для спасения достаточно помолиться дома и набрать воды из-под крана. Пренебрегать святыней, пренебрегать богоустановленным священством, это все равно, что пренебрегать человечеством Иисуса Христа. И сотник, и старушка сделали как раз все, чтобы найти Христа, приблизиться к Нему. Но оба помнили, что пришли к Тому, Кто выше храма, выше обряда, выше всего видимого и невидимого. Его слово способно проникать сквозь любые расстояния, сквозь любые стены; способно вмиг избавить от любой болезни, от любой беды, способно и освятить все воды на земле, или превратить их в кровь; способно в один миг и уничтожить землю, и заново создать ее. Вот каков Наш Бог. Будем же воздавать Ему должную славу, честь и поклонение.
|