7 июля 2019 года. РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧА

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

3-я Неделя по Пятидесятнице

(Рим.5:1–10; Мф.6:22–33)

   
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 3-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Мы должны научиться доверять Богу. Научиться простым детским взором видеть все пути истории, все, что происходит в нашей судьбе. Чем больше мы будем доверять Господу, искать Царства Его и правды Его, тем больше у нас надежды, что все устроится с нашим Отечеством, потому что Сам Господь примет тогда участие в нашей нужде. Мы должны искать не просто Царства Небесного, но и правды Его. То есть не просто все исполнять, ходить на богослужения, а выйдя из церкви, заниматься своими делами. Оттого, что мы не ищем правды Божией, мы лишаемся дара доверчивости Господу.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 6, стихи 22-33:

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Послание к Римлянам, Глава 5, стихи 1 - 10:

1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 6:22-33) Мф.6:22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
Мф.6:23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Он говорит это: если ты пригвоздил свой ум заботой об имуществе, то ты погасил свой светильник и омрачил свою душу, ибо как глаз, когда он чист, то есть здоров, освещает тело, а когда худ, то есть нездоров, оставляет его во мраке, так и ум ослепляется заботой. Если же ум омрачен, то душа делается тьмой, а тем более тело.

Мф.6:24. Никто не может служить двум господам:

Под двумя господами разумеет тех, которые дают противоположные приказания. Мы, например, делаем своим господином дьявола, как и свое чрево богом, но наш Бог по природе и истинно есть Господь. Не можем мы работать Богу, когда работаем маммоне. Маммона же есть всякая неправда.

ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Видишь ли, что для богатого и неправедного невозможно служить Богу, ибо корыстолюбие отторгает его от Бога?

Мф.6:25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.

«Посему», то есть почему? Потому, что имуществами отторгаются люди от Бога. Душа, как не имеющая тела, не ест, но Господь сказал это по общему обыкновению, ибо душа, по-видимому, не может оставаться в теле, если плоть не питается. Господь не запрещает трудиться, но запрещает целиком предавать себя заботам и пренебрегать Богом. Должно и земледелием заниматься, но должно заботиться и о душе.

Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

То есть Тот, Кто дал большее, образовав душу и тело, разве Он не даст пищи и одежды?

Мф.6:26. Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Господь мог указать в качестве примера на Илию или Иоанна, но Он напомнил о птицах, чтобы пристыдить нас, что мы неразумнее и их. Бог питает их, вложив в них естественное знание для собирания пищи.

Мф.6:27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

Господь говорит: «Как бы ты ни заботился, но ты ничего не сделаешь помимо воли Божией. Зачем же утруждаешь себя понапрасну?».

Мф.6:28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них;

Не одними только неразумными птицами Он стыдит нас, но и кринами, которые усыхают. Если Бог так украсил их, хотя это не являлось необходимым, то не тем ли более Он удовлетворит нашу нужду в одежде? Показывает также, что хотя бы и много заботился, однако ты не сможешь украсить себя подобно кринам, ибо мудрейший и изнеженный Соломон за все время своего царствования не мог надеть на себя что-либо подобное.

Мф.6:30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Отсюда научаемся, что не должно заботиться об украшении, как это свойственно тленным цветам, и что всякий, украшающий себя, уподобляется траве. Вы же, говорит, разумные существа, для которых Бог создал тело и душу. Все, погрязшие в заботах, – маловерны: если бы они имели совершенную веру в Бога, то не заботились бы так напряженно.

Мф.6:31. Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Мф.6:32. Потому что всего этого ищут язычники,

Есть не запрещает, но запрещает говорить: «что будем есть?» Богатые с вечера говорят: «что будем есть завтра?». Видишь, что Он запрещает? Запрещает изнеженность и роскошь.

и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Мф.6:33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.

Царствие Божие есть вкушение благ. Оно дается за жизнь по правде. Итак, кто ищет духовного, тому по щедрости Божией прилагается и телесное.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Если око твое будет чисто, то все тело твое будете светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22–23). Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подыскиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться или свысока сказать: «да, это не худо». У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает, как себя в отношении к чему держать, – ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.6:22–33)

Священник Стефан Домусчи

Хочет он того или нет, человек рождается и живет на земле, которую сотворил Господь, живёт в истории, живёт в культуре, живет среди людей. Естественным образом, как у существа разумного, у него складывается определенный взгляд на мир, тот, что в русском языке называется мировоззрением. Но, конечно же, этот взгляд на мир не складывается просто так, сам по себе. Поначалу в детстве его формируют родители, потом в процесс его формирования включается школа… Взрослея, человек создает его сам. Он начинает сам выбирать, какие книги он будет читать, какие фильмы смотреть, с какими людьми общаться.

Нередко можно услышать что добрый человек, во всем ищет доброго, на все пытается смотреть с хорошей стороны. Напротив, человека порочный и агрессивный, ищет развития порока, реализации своей агрессии. Иными словами мировоззрение это не просто взгляд на мир, это взгляд специфический, избирательный. Мы сами выбираем, под каким углом будем смотреть. Причем иногда человек внутренне чувствует, что, что-то не так, что жизнь должна строиться иначе, что какие-то оценки и какие-то взгляды, какие-то его мнения могут быть другими. И не только могут, но и должны быть другими… И все же он ведет себя так как принято в обществе, в его среде.

В сегодняшнем чтении Христос напоминает нам, что человек, как разумное существо может вырваться из оков греховный культуры, что от него во многом зависит, как он смотрит на мир, как он его оценивает, и как он себя в нём ведет. Он говорит: «Светильник для тела есть око. Если же око твое будет чисто то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо то всё тело твое будет темно». Иными словами, если ты воспринимаешь мир чистым и светлым, если ты ищешь в нём только добро, то вся твоя жизнь, жизнь тебя как целостного существа, будет чистой и светлой. Напротив, если ты воспринимаешь в мире всё как худое и недоброе то и жизнь твоя станет такой же… и если даже самые светлые стороны твоей души будут темными, что уж тогда говорить о тёмных сторонах.

Причём Христос не говорит о мировоззрении вообще, о взглядах на какие-то далекие от реальной жизни вещи. Он концентрирует свое внимание на самом насущном и говорит о потреблении. Хотим мы того или нет, мы едим, пьем, одеваемся, живем в домах и т.д. Быт, работа, разделение труда – всё это также есть часть нашего мировоззрения, часть того, из чего мы строим свою жизнь, свой мир. И говоря об этом, Спаситель указывает на то, что во всех этих сферах, таких важных и привычных одновременно, мы можем сделать одну ошибку. Ошибку роковую, которая направит в неверное русло все остальное. Если мы сделаем потребление смыслом нашей жизни то даже самые светлые стороны будут темными. Они будут такими, потому что потребление неостановимо, оно никогда не заканчивается и вытягивает из человека все его силы. Напротив, если в главном он сделает выбор правильный, вся его жизнь наполнится светом и смыслом, всё встанет на свои места.

Прислушаемся к Его словам, таким кратким и глубоким: ищите прежде всего царствия Божия и правды его, и всё это, – то есть вся жизнь, весь быт, всё чего вы ищете, – все это, приложится вам.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О темном и светлом оке

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь говорит: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». Человеческое око – не просто орган зрения. Оно неотделимо от свободного разума. Увидеть, это всегда значит – оценить увиденное, составить о нем мнение. И Господь хочет, чтобы у нас было светлое око, и учит, как надо смотреть, например, на природу. Он говорит: «Взгляните на птиц небесных». И увидите, что «они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, а Отец ваш Небесный питает их». Затем Он говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут». Он зовет удивиться их неповторимой красоте, и сравнить, как далеко до нее нарядам царя, на которого работают тысячи людей. Лилии «ни трудятся, ни прядут; но» «и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них».

Господь учит нас и на себя смотреть, как на того, кто сотворен быть царем всей твари, и кто поэтому вправе рассчитывать на гораздо большую заботу со стороны Творца. Он говорит: «Вы не гораздо ли лучше» малых птиц? И если «траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры»? Поэтому «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, и для тела вашего, во что одеться».

Но скажет кто-нибудь: «Что же, надо сидеть и ждать, пока Бог за нас все сделает»? А Господь на это снова подсказывает: «Взгляните на птиц небесных». А правда: разве хоть минуту находятся они в праздности? Они летают, вьют гнезда, собирают корм. Но – посмотрите на них: пришла ночь, и они спокойно спят, не заботясь, не переживая, «что день грядущий мне готовит». Так и нас Господь зовет не к праздности, не к легкомысленному расточению приготовленного на завтра. Он только предостерегает от безбожной озабоченности. Чтобы мы не терзались при виде неудачно складывающихся обстоятельств, чтобы темным оком не смотрели в завтрашний день: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться»? Так мы заранее убиваем себя скорбями, которых еще нет и, Бог даст, вообще не будет.

А ведь истинные воины Христовы даже хвалятся «скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть»

Поэтому будем светлым оком смотреть вперед. Что будет завтра? – А будет Бог, как Он был и вчера, как Он есть и сегодня. Бог вовеки Тот же, и «Свою любовь он доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».


Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

(Рим. 13:11–14:4; Лк. 1:1-25, 57-68, 76, 80)

Евангелие святого апостола Луки, глава 1, стихи 1-25, 57-68, 76, 80:

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, -
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.
62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.
66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Послание к Римлянам, Глава 13, стих 11 - Глава 14, стих 4:

11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 1:1-25, 57-68, 76, 80) Лк.1:1. Как уже многие начали составлять повествования    

Кто были эти многие, которые начали? Лжеапостолы. Ибо точно многие составляли евангелия, каково, например, евангелие от египтян и евангелие с надписью «от двенадцати». Они только начали, а не окончили. Поскольку они начали без благодати Божией, потому и не окончили. Итак, Лука хорошо сказал: «многие начали». Подлинно немногие, именно Матфей и Марк, не начали только, но и окончили, ибо они имели Духа творящего совершенное.

о совершенно известных между нами событиях,

Ибо относящееся к Христу не просто известно по голословному преданию, но истинно, совершенно верно и вполне доказательно. Как же, скажи, Лука, это доказательно?

Лк.1:2. как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,

Из этого видно, что Лука был учеником не с начала, но впоследствии времени. Ибо иные были учениками Слова с самого начала, например Петр и сыны Зеведеевы (Мф. 4:18-22). Они-то и передали Луке то, чего он сам не видел, не слышал.

Лк.1:3. то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,

Лк.1:4. чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Я понимаю это двояким образом, во-первых, так: прежде я наставлял тебя, Феофил, без писания, а теперь, передавая тебе Евангелие в писании, утверждаю твой ум, чтобы он не забыл преданное без писания; во-вторых, так: мы, люди, часто имеем обычай, когда кто-нибудь говорит нам без писания, подозревать его, что, может быть, он и ложь говорит, но когда он пишет свои слова, мы верим, что он и не написал бы, если бы не был смело уверен в истине своих слов. Так и евангелист говорит: для того я написал тебе Евангелие, чтобы ты с большей уверенностью содержал то, в чем наставлен был без писания, имея более ко мне доверия теперь, когда я настолько уверен в преданном без писания, что изложил оное и в писании. Не сказал: чтобы ты «знал», но «узнал», то есть, чтобы получил вдвое большее познание и вместе смелую уверенность, что я не лгу.

Лк.1:5. Во дни Ирода, царя Иудейского,

Упомянул о царствовании Ирода, с одной стороны, из желания повествовать по примеру пророков, ибо они начинают так: во дни Ахаза и Езекии и такого-то совершилось следующее (Ис. 1:1; Ос. 1:1; Ам. 1:1)), а с другой стороны, поскольку намерен говорить о Христе, для того упомянул об Ироде, чтобы показать, что при Ироде Христос воистину пришел. Так как Ирод сей был тогда, когда, по пророчеству Иакова (Быт. 49:10), не стало князей из иудеев, то отсюда и доказывается, что Христос пришел. Достигает и некоторой другой цели: говоря о времени, показывает истинность Евангелия, ибо желающим дает возможность радовать и от времени узнать истинность Евангелия.

был священник из Авиевой чреды, именем Захария,

Начинать от Захарии и рождения Иоаннова прилично. Поскольку он намерен говорить о Рождестве Христовом, а Иоанн – Предтеча Христов, то поэтому прежде Рождества Христова прилично повествует о рождении Иоанновом, которое и само не без чуда. Поскольку Дева имела родить, то благодать предустроила, чтобы старица родила не по закону природы, хотя и с мужем. Что же значат слова: «из Авиевой чреды»? Некоторые понимают так, что было два священника, преемственно совершавших богослужение, один по имени Авия, а другой – Захария, и так как Авия отправил богослужение, после его чреды служил Захария. Но дело кажется не так. Ибо Соломон, окончив храм, установил и дневные чреды, то есть седмицы: в одну, например, седмицу постановил сынов Кореевых, в другую – Асафа, в следующую – Авию, в иную – другого (2 Пар. 8:14; 1 Пар. 24). Поэтому, когда говорит, что Захария был «из Авиевой чреды», нужно понимать так, что он был в седмицу Авии, а не так, что он принял служение после седмицы Авииной; ибо тогда сказал бы: после чреды Авиевой; а теперь, когда сказал: «из Авиевой чреды», представляет, что он был из чреды и седмицы Авии.

и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.

А, желая показать, что Иоанн по той и другой стороне (по отцу и по матери) законно был из рода священнического, говорит: «и жена его из рода Ааронова», ибо не позволено было брать жену из чужого колена, но из того же самого (Чис. 36:6-9). Елисавета, по толкованию, – значит «покой Божий», а Захария – «память Господня».

Лк.1:6. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

Часто некоторые бывают праведны, но не пред Богом, а по видимости и пред людьми. Захария же и Елисавета «были праведны пред Богом». Заповеди суть, например: «Не прелюбодействуй», «Не кради» (Исх. 20:14-15), а уставы («оправдания») суть, например: «Кто злословит отца своего, или свою матерь, того должно предать смерти» (Исх.21:17): ибо это праведно. Но знай, что и заповедь может называться оправданием, так как она делает человека праведным и еще более есть оправдание Божие. Ибо в день оный Бог будет судить нас, имея заповеди как бы некоторым письменным оправданием, «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха» (Ин. 15:22), и опять: «слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Для чего к словам «поступая по всем заповедям» прибавлено «беспорочно»? Выслушай. Часто некоторые поступают по Закону Божию, но все делают для того, чтобы показаться людям (Мф. 23:5). Таковые не беспорочны. А Захария и заповеди соблюдал, и соблюдал беспорочно, а не для того, чтобы чрез исполнение их понравиться людям.

Лк.1:7. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что Закон требует многочадия не плотского, а духовного. «Оба были уже в летах преклонных» и по телу, и по духу, ибо по душе они состарились, то есть сделали большой успех, полагая «восхождения в сердце» (Пс. 83:6) и имея жизнь как день, а не ночь (Рим. 13:12-13), поступая благоприлично как во свете.

Лк.1:8. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,

Пред Богом священнодействуют одни чистые, а от нечистых Бог отвращает лицо Свое.

Лк.1:9. по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,

Лк.1:10. а всё множество народа молилось вне во время каждения, -

Когда же пришла ему чреда покадить? Без сомнения, в день очищения, когда один первосвященник входил во Святая Святых, чтобы мы научились, что как этот первосвященник, войдя во Святая Святых, получил плод, так и Господь Иисус, единый и великий поистине Архиерей, войдя во Святая Святых, то есть с плотью на небо, получил плод Своего явления во плоти – наше усыновление Богу и спасение.

Лк.1:11. тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Ангел является не всем, а чистым сердцем, каков был Захария. Жертвенник (по церковно-славянски – алтарь) назван кадильным потому, что был и другой алтарь – всесожжений.

Лк.1:12. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Лк.1:13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

Лк.1:14. и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,

Захария смущается; ибо необычайное видение возмущает и святых. Но Ангел останавливает возмущение. Ибо везде по сему узнаются видения Божественные и бесовские: если помысл сначала смутится, но потом, с рассеянием страха, вскоре совершенно успокоится, то видение поистине от Бога; если же страх и возмущение более усиливаются, то видение – от бесов. Для чего Ангел сказал: «услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына», ибо Захария молился не о сыне, а о грехах народа? Одни говорят: так как Захария молился о грехах народа, а имел родить сына взывающего: «Вот Агнец Божий, Который берет: на Себя грех мира» (Ин. 1:29), то Ангел прилично говорит ему: услышана молитва твоя об отпущении грехов народа, ибо ты родишь сына, чрез которого будет отпущение грехов. Другие же понимают так: Захария! Молитва твоя услышана, и Бог простил народу грехи. Потом как бы он сказал: откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: «Елисавета родит тебе сына»; а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу.

Лк.1:15. ибо он будет велик пред Господом;

Ангел возвещает, что Иоанн будет «велик», но «пред Господом», ибо многие называются великими пред людьми, но не таковы пред Богом, например лицемеры. А Иоанн велик по душе, как и всякий соблазняющийся мал по душе. Ибо ни один великий не соблазняется, но малые и малодушные, как и Господь говорит: «кто соблазнит одного из малых сих» (Мф. 18:6). Как родители Иоанна были праведны «пред Богом», так и сын их велик «пред Господом».

не будет пить вина и сикера,

«Сикерою» называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение.

и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;

Исполнен он был «Духа Святаго» тогда, как был еще в утробе матери. Когда пришла к Елисавете Матерь Господа, то младенец, радуясь пришествию Господа, «взыграл» (Лк. 1:41).

Лк.1:16. и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;

Лк.1:17. и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям,

«Возвратить сердца отцов детям», то есть обратить евреев к апостолам, ибо иудеи были отцы, а апостолы – дети их. Обратил сердца иудеев к апостолам учением и свидетельством о Христе; а свидетельствующий о Христе делает и учеников Его вполне достоверными. Иоанн не всех обратил, но «многих»; а Господь просветил всех. Пришел он «в духе... Илии», потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия – предтеча второго пришествия, так Иоанн – первого. И в «силе Илии», потому что пришествие обоих, Илии и Иоанна, имеет одну и ту же силу, именно: приводит ко Христу. И в другом смысле Иоанн пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия.

и непокоривым образ мыслей праведников,

то есть учение апостолов; мудрость же апостолов – благодать Духа в них, которой они были управляемы.

дабы представить Господу

то есть Христу,

народ приготовленный.

то есть людей, способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, то есть предуготовившие себя к тому, ибо как если кто-нибудь придет в дом ночью, то не все его принимают, но бодрствующие и ожидающие его и приготовившиеся к принятию, так и Иоанн приготовил Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа.

Лк.1:18. И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Хотя Захария был праведен и свят, однако же, принимая во внимание необычайность рождения сына, не легко поверил.

Лк.1:19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;

Почему Ангел и сказывает ему о своем достоинстве: «я Гавриил», предстоящий Богу, не бес обольститель, а Божий Ангел.

Лк.1:20. и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Итак, за то, что не веруешь, будешь глух и неспособен говорить. Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием. Кроме того, он предызображал и случившееся с иудеями. Ибо как он, старый и бесплодный, и неповеривший, родил сына, большего пророков, так и церковь иудейская и иерархия, хотя застарела и была бесплодна и неверна, и преслушна, однако же, родила во плоти Слово Божие, Владыку пророков, с рождением Которого бывшие прежде непокорными перешли к вере и исповеданию.

Лк.1:21. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

Видишь ли, как иудеи дожидались и оставались, пока вышел первосвященник? А мы, христиане, лишь вошли в храм, как и думаем уже, что с нами дурно случится, если мы не выйдем.

Лк.1:22. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

Захария делал знаки народу, вероятно, вопрошавшему о причине молчания; но как он не мог говорить, то и объяснял ее знаками.

Лк.1:23. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

Приметь и то, что Захария не пошел в свой дом, пока не окончились дни его служения, но оставался в храме. Ибо нагорная страна действительно далеко отстояла от Иерусалима. Да священнику, если он имел дом и в самом Иерусалиме, не позволено было уходить во время его чреды из двора храма. А мы, увы, как пренебрегаем божественными службами! Что Захария не мог говорить, а употреблял знаки, это указывает на неразумную жизнь иудеев. Ибо, умертвив Слово, они не могут дать отчета ни в делах, ни в речах своих. Если даже спросить у них о чем-нибудь пророческом, то они не отверзают уст и не могут дать тебе ни слова, ни ответа.

Лк.1:24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

Лк.1:25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Елисавета, будучи целомудренна, стыдилась и, зачав в старости, «таилась пять месяцев», пока зачала и Мария. Когда же и сия (Мария) зачала, и младенец «взыграл... во чреве ее» (Елисаветы), она уже более не таилась и даже держала себя смело, как мать такого сына, который и прежде рождения своего почтен был достоинством пророка.

Лк.1:57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.  

Нужно заметить, что о грешниках не говорится – «исполнилось время родить», но только там это говорится, где рождающийся праведен. Ибо роды грешников обыкновенно несовершенны и неполны, и лучше бы для них, если б они не рождались.

Лк.1:58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

Лк.1:59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

Почему имя давалось после обрезания? Потому, что прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя. Иначе: обрезание означает отвержение плотских свойств, ибо никто не достоин именоваться воином Божиим и быть вписанным по имени в книге небесной, прежде чем отвергнет и отсечет плотские свойства.

Лк.1:60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

Елисавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица. А может быть, Иоанн и сам назначил себе имя; ибо он сообщил матери пророчественный дар.

Лк.1:61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

Лк.1:62. И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.

Лк.1:63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

Лк.1:64. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

Захария, не будучи в силах объявить им знаками, просит дощечку; и когда он относительно имени дитяти оказался совершенно согласен с женой, «все удивились», ибо не было сего имени в родстве их, и никто не мог сказать, что оба они уговорились об этом еще прежде времени. Иоанн – значит благодать Божия; поэтому и отец тотчас получил благодать и пророчествует прежде о Христе, а потом и о сыне.

Лк.1:65. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

Лк.1:66. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

Лк.1:67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

Лк.1:68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали.

Лк.1:76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,    

Кажется странным, что Захария говорит такие слова дитяти, ибо с младенцем, ничего еще не понимающим, не свойственно беседовать. Можно на это сказать, что дитя сие как рождение имело необычайное, – ибо в пришествие Марии оно играло и пророчествовало в утробе, – так ничего нет невероятного, если оно и после рождения понимало слова отца. «Предыдешь, – говорит, – пред лицем Господа», оставив меня вскоре. Ибо Захария знал, что немного спустя он лишится Иоанна, так как сей имеет удалиться в пустыню. Зачем же «предыдеть»? Затем, чтобы «приготовить пути Ему». А пути суть души, к коим Господь приходит. Итак, Предтеча приготовил души к тому, чтобы в них ходить Господу. Как же он приготовил их? Чрез сообщение людям познания о спасении.

Лк.1:80. Младенец же возрастал и укреплялся духом,    

Отроча «возрастало» телом и «укреплялось духом», ибо с телом возрастало и духовное дарование; и чем более росло дитя, тем более обнаруживались и силы духа, так как орудие (тело) было способно вмещать их.

и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Для чего Иоанн был в пустынях? Для того чтобы ему жить вне злобы многих и, не стыдясь (ложно) никого, обличать с дерзновением, – ибо если б он был в мире, то, быть может, от сожительства и общения с людьми утратил бы чистоту; – а вместе и для того, чтобы, когда будет проповедовать о Христе, пользоваться полным доверием, как пустыннику и превосходящему других жизнью. В пустынях скрывался он дотоле, когда Бог благоволил явить его народу израильскому. 

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 1:1-25, 57-68, 76, 80)

Священник Григорий Дьяченко

В ныне чтенном Евангелии предложено повествование об обстоятельствах рождения Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Евангелист говорит здесь о благовестии ангела престарелому Захарии о рождении от него сына, о самом рождении Иоанна, о наречении ему имени, о том впечатлении, какое произвели на окрестных жителей чудесные обстоятельства рождения дивного младенца, излагает благодарственную и хвалебную песнь Захарии, отца Иоанна, и делает общее заключение о возрастании младенца в пустыне. Рассмотрим повествование, предложенное ныне, подробнее.

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елизавета.

Времени события евангельского святой апостол хотя и не определяет с особенной точностью, тем не менее можно думать, что выражением: во дни Ирода, царя Иудейского, он с первого раза хотел указать на начало осуществления ветхозаветного пророчества о Мессии, с особенною ясностью высказанного еще патриархом Иаковом: не отойдет скипетр от Иуды, пока не приидет Примиритель (Быт. 49, 10). Но вот теперь скипетр земной отнят от Иуды, на престоле Давидовом восседает иноплеменник Ирод; следовательно, время пришествия Мессии наступило, и, следовательно, то, о чем он намерен повествовать, относится именно ко временам Мессии. Под Иродом здесь несомненно разумеется Ирод Великий, известный своими жестокостями. Весьма естественно, что при таком жестоком царе-иноплеменнике ожидание Мессии – избавителя от чужеземного ига – усилилось в среде иудеев, и более всех, без сомнения, ожидали пришествия Его и молились об этом благочестивые родители Иоанна Предтечи, о которых евангелист говорит гораздо подробнее, чем о времени события. Оба они, по его словам, происходили из священнического рода, пользовавшегося у иудеев особенным почетом и уважением. Захария (с евр. – "Бог вспомнил") принадлежал к поколению Авия и был, как думают некоторые (Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Феофилакт), сын Варахии, тот самый, кровь которого нечестивые иудеи неповинно пролили между храмом и жертвенником (Мф. 23:35); а Елизавета (с евр. – "клятва Божия") имела по прямой линии родоначальником первосвященника Аарона.
Указав на почетное звание и происхождение родителей Иоанна Предтечи, далее святой евангелист Лука описывает их внутреннее достоинство.

Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

Праведность Захарии и Елизаветы была не внешняя (фарисейская, лицемерная, способная обмануть людей), но истинная и несомненная. Они были праведными не перед людьми, которые могут ошибаться в своих суждениях, а перед Богом, Существом всеведущим, от Которого ничто не может укрыться и явиться в ином свете, чем каково есть в действительности. Следовательно, если Захария и Елизавета пред Богом были праведны, то они и на самом деле были таковы. Поэтому евангелист и добавляет еще, что они поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно, то есть что они не были виновными ни в каком преступлении против закона. Впрочем, надобно заметить, что праведность, усвояемую здесь Захарии и Елизавете, нельзя смешивать со святостью или оправданием от грехов, которое даруется человеку только Кровью Иисуса Христа (1 Ин. 1, 7; 2, 2). Это была праведность законная, которая никогда не могла быть совершенной и способною примирить Бога с человеком (Гал. 3, 10, 11); эта праведность только усиливала жажду к искуплению, возбуждала в сердцах людей чувства покаяния и веры в Мессию. Потому-то в сердце Захарии и Елизаветы, несмотря на их праведность пред Богом, таилось самое живое ожидание Мессии, Искупителя народа Божия и всего человечества.

У них не было детей, ибо Елизавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Обилие детей и потомства считалось у иудеев внешним выражением особенного благословения Божия праведным людям, и, наоборот, бездетность служила знаком немилости Божией к грешным людям (Втор. 28, 18). Захария и Елизавета, однако, несмотря на свою праведность, до глубокой старости не имели детей. Что же это значит? Было ли это знаком немилости Божией к ним? Очевидно, что Бог испытывал этим только их веру подобно тому, как Он испытывал веру Авраама, и посредством испытания укрепил ее в них так, что они удостоились наконец быть родителями Предтечи Господня. Выражение в летах преклонных означает именно тот период жизни Захарии и Елизаветы, когда по закону естественного человеческого плодородия нельзя уже бывает ожидать рождения детей (например, Быт. 18, 11), но им Бог благоволил даровать сына. Почему же Предтеча Мессии должен был родиться от престарелых родителей? Прекрасный ответ на это – в одном церковном стихе, в котором говорится, что "Иоанн Креститель родился от престарелых родителей для того, чтобы быть истинным Предтечей того Бога Слова, Который имел родиться от Девы, дабы сии великие события были преславны". "За одним чудом, – говорит святой Амвросий, – долженствовало следовать другое. Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужней Девы".

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения…

…то есть однажды, когда Захария в порядке своей (дневной) чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему кадить фимиамом, когда он вошел в храм Господень, а все множество народа молилось вне во время каждения. По закону Божию, дважды в день – при утренней и вечерней жертве – совершалось благовонное курение (Исх. 30, 7, 8): служащий священник входил во святилище для каждения, то есть совершал каждение не посредством кадильницы, а через возжжение фимиама на алтаре кадилом (ст. 11), а народ в это время приносил молитву во дворе и ожидал его возвращения.

Захарии, таким образом, в один день своей чреды по жребию досталось войти в храм Господень для каждения, что считалось особенною честью, какой, по свидетельству раввинов, не удостаивался ни один священник более одного раза в жизни.

Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

В выражении явися Амвросий и Августин видят указание на внезапность явления ангела, а святитель Иоанн Златоуст – на действительность этого явления и его независимость от состояния духа самого Захарии. "Не сказано, – говорит он, – увидел ангела Захария, но явился ему ангел". Ангел Господень явился близ жертвенника, по правую сторону его (то есть между жертвенником и столом с хлебами предложения) как вестник радости, вестник искупления спасаемых, которых Иисус Христос на суде Своем поставит одесную Себя. Неожиданное, однако, явление ангела смутило Захарию и привело его в страх.

Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Чувство страха, естественно, должно было овладеть Захарией при виде ангела, особенно если принять во внимание существовавшее у древних евреев убеждение, что видение ангела предвещает близость смерти (Суд. 6, 22–23; 13, 22). Во всяком случае, и смущение, и страх в душе праведного священника весьма естественны и сами по себе: человеку вообще свойственно испытывать робость при виде величественных и необычайных явлений. "Необычайное видение, – говорит блаженный Феофилакт, – смущает и святых".

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн.

На основании слов: услышана молитва твоя, обыкновенно полагают, что ангел говорит о молитве Захарии относительно разрешения неплодства его жены. Но это одно только предположение. Гораздо вероятнее предположить, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших утехи Израилевой – Мессии, молился не о чем другом, как о скорейшем пришествии Его. Притом он, как священник, представлявший собою во время каждения посредника между Богом и молящимся народом, без сомнения, и должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении. И вот, в ответ на такую чистейшую и возвышенную молитву он слышит от ангела то, чего никак не мог ожидать по преклонности своих лет: и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн, то есть "Господь милостив". Ангел как бы так говорил: "Ты молился о пришествии Мессии; молитва твоя услышана: Он придет скоро. Сын твой, которого родит тебе Елизавета, жена твоя, должен быть Предтечею благодатного пришествия Его".

И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…

Если рождение и обыкновенного дитяти в семействе всякого истинного израильтянина сопровождалось радостью, то тем большею радостью должно было быть рождение необыкновенного дитяти, рождение, предвозвещенное ангелом, как это и было на самом деле. (Лк. 1, 58). Радость означает радость внутреннюю, а веселие – радость, выражающуюся внешним образом (ст. 64–67). Указав на радость и веселие при рождении Иоанна Крестителя, ангел сейчас же приводит и основание этому:

Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей...

В этом стихе описываются собственно личные свойства Предтечи и сначала замечается вообще, что ему будет принадлежать высокое духовное значение: он будет велик пред Господом, что и засвидетельствовал Сам Иисус Христос в одно время: ей, глаголю вам, сказал Он, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11). Затем указываются две частные черты из его жизни. Первая: вина и сикера не будет пить, что означает, что Иоанн будет назореем. В назорействе сосредоточена была вся суровая строгость закона Моисеева, и Иоанн, как завершительный камень здания Церкви Ветхозаветной, должен был вполне выразить эту строгость, чтобы таким образом и самому перейти от закона дел к закону благодати, а для других сделаться надежным руководителем в Царство Христово. Итак, как истинный назорей, Иоанн не будет пить вина и сикера. Под вином разумеется вино виноградное, а сикером называется напиток из всяких других плодов. Предтеча Господень не должен был пить вина и сикера как исповедник покаяния не только словом, но еще более примером совершенно воздержной и строгой жизни.

Другая черта, отмеченная из жизни Иоанна Предтечи, бесспорно, самая высокая: и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. Этою чертою он сравнивается со всеми ветхозаветными пророками, которые были движимы Духом Святым (2 Пет. 1:21). Исполнение Духа Святого, или благодати Святого Духа, от чрева матери означает необыкновенно обильное сообщение даров благодати такому человеку для исполнения необыкновенных, предназначенных ему дел, а равно и особенное содействие Божие такому человеку во исполнение его предназначения (Иерем. 1, 5; Пс. 23, 9–10). Это буквально исполнилось на Иоанне, когда он, будучи еще во чреве матери, радостно взыграл при входе Пресвятой Девы Марии (Лк. 1:41–44).

И многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их.

Деятельность Предтечи ограничивается одним Израилем не потому, будто прочие народы исключены из участия в благодеяниях Божиих, а потому, что то, что совершилось в средоточии человечества, во Израиле, служило для блага всех. Выражение: обратит многих из сынов Израилевых, значит не то, что народ израильский оставил своего Бога, забыл Его и потому должен снова обратиться к Нему. Нет, народ израильский знал своего Бога и исполнял Его закон, а то, что это знание и исполнение было только внешнее и наружное, а не искреннее и сердечное. Но под влиянием проповеди Предтечи многие обратятся к Господу Богу Своему, исправятся в своей жизни.

И сказал Захария ангелу: по чему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Смущение и недоумение Захарии до того были сильны в то время, когда ангел возвестил ему о рождении сына, что он не мог совладать с собою, чтобы не выразить сомнения.

Об Аврааме апостол говорит: он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Сарина в омертвении (Рим. 4, 49). А мысль Захарии именно обратилась на этот предмет. Но за то он сейчас же и получил вразумление от ангела.

Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие.

Ангел усвояет себе еврейское имя Гавриил, что значит "сила Божия". А у Бога "не изнеможет всяк глагол"; следовательно, ангел как бы так говорил: самое имя мое должно ручаться за справедливость слов моих и возможность исполнения их.

И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

"Ангел справедливо не прощает неверующему Захарии, – говорит Афанасий Великий, – потому что он имел в примере прежде него бывших бесплодными и рождавших, как учат Божественные Писания".

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

По позднейшему преданию, священники, входившие в храм для молитвы, не должны были долго оставаться в нем, чтобы не подать повода думать, будто с ними случилось какое-нибудь несчастье. Вот это-то и заставило народ ожидать Захарию, когда он замедлил во храме.

Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

Когда Захария по выходе из храма не мог говорить с народом и объяснялся с ним знаками, народ понял из этого, а также, вероятно, и из возбужденного состояния духа, отражавшегося на лице его, что с ним случилось что-то необыкновенное, что он имел видение в храме.
Видение означает всякое вообще необычайное явление, представляющееся взору, будет ли то наяву или во сне, и, вероятно, об этом спрашивал его народ. Захария, будучи не в состоянии отвечать, объяснялся с ними знаками.

После сих дней зачала Елизавета, жена его, и таилась пять месяцев...

Пять месяцев, говорит евангелист, таилась Елизавета после того, как сделалась беременной. Чем объяснить такую необыкновенную сокровенность? Ее можно объяснить или тем, что она не хотела дать повода удивляться и разглашать то, что составляло священную и семейную тайну, на которую положена была печать молчания в лишении языка ее мужа, или тем, что она имела намерение сообразить свое поведение с волей Божией, именно: так как Бог благоволил отнять от нее поношение, то она, со своей стороны, и сама не хотела показываться до тех пор, пока ясные признаки беременности не лишили бы всякой другой возможности поносить ее за бездетность.

...и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

По духу Ветхого Завета, в котором вообще внутреннее благочестие тесно соединялось с обилием благ внешних, неплодие считалось знаком немилости Божией, а потому подвергалось поношению (1 Цар. 1, 5–8. Ср.: Ис. 4, 1; Осия 9, 11–12). Вот почему праведная Елизавета, без сомнения, весьма много перенесшая оскорблений за свое неплодство, как только увидела, что более уже не бесплодна, так искренне и от всего сердца благодарит Бога, Который наконец снял с нее поношение, освободил ее от стыда пред людьми.

Елизавете же настало время родить, и она родила сына.

Исполнися время – значит истекло, прошло время, а не настало, как в русском переводе. Прошло, как бы так говорит евангелист, определенное до момента рождения время, и Елизавета родила сына. Одним этим выражением он весьма точно указывает здесь как на исполнение предсказания ангела Захарии, так и на то, что Елизавета, несмотря на свою старость, родила сына в свое время, не ранее и не позже определенного законом естества срока, так что и с этой стороны рождение Предтечи было редким и совершенным.

И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

В этом стихе слышится исполнение предсказания ангела: и многие о рождестве его возрадуются. Радость соседей и родственников была не простой, обыкновенной радостью, но имела, без сомнения, религиозную основу. И ранее уже в немоте отца, которая почти совпала с зачатием младенца, они не могли не заметить особенного действия Промысла Божия, теперь же, когда Елизавета в старости родила сына, они ясно увидели, что Бог оказал ей великую милость, которая и им подавала надежду на скорую милость Божию к себе. Вот этому-то они, без сомнения, и радовались, и с этою-то радостью приходили к Елизавете и приветствовали ее.

На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном.

В объяснение такого согласия, желания Елизаветы с пророчеством ангела некоторые говорят, что Захария, возвратившись, при помощи каких-нибудь знаков или через письмо передал ей, как должен называться этот младенец. Но соответственно всему ходу этой чудной истории более вероятным представляется, что Елизавета поступила так по особенному откровению свыше, "Елизавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица", – утверждает Феофилакт. Вот почему она объявила, что младенец должен назваться Иоанном, что удивило знакомых и родственников.
Родственники и знакомые думают убедить Елизавету назвать сына Захарией, так как нет обычая называть детей чужим в роде именем. На нее это не подействовало, и обратились к Захарии.

Он… написал: "Иоанн имя ему". И все удивились.

На дощечке Захария написал кратко имя своему сыну: Иоанн. Иоанн (есть, а не будет) имя ему. Словом есть Захария показывает, что не он дает имя сыну своему, но оно ранее дано Самим Богом. Такое неожиданное согласие отца с матерью в наречении одного и того же имени, чуждого их фамилии, удивило всех. И вот, как только сбылось пророчество ангела Захарии, тотчас разверзся язык его.

И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

"Что связало неверие, – говорит святитель Амвросий, – то разрешила вера его (Захарии)". Прежде Захария за свое неверие в исполнение Божественного обетования лишен был языка, теперь же, как только наречением имени сына доказал свою веру в высшее назначение, так же неожиданно освободился от наказания, связывавшего его язык, стал говорить и прославлять Бога.

И был страх на всех, живущих вокруг них, и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

Слух о чудесных событиях в доме Захарии произвел на всех живущих в окрестности потрясающее впечатление. Что же это значит? Что было здесь страшного? Язык у Захарии был отнят, но опять возвращен, родился младенец такой, который будет благодетелем целого народа, все это события радостные. Откуда же страх? На самом деле страх этот был весьма естественный и неизбежный. "Где бывают, – говорит преосвященный Иннокентий, – явления из другого мира, когда наш мир как бы распадается, там непременно нападает на людей страх. Когда отверзается пред человеком другой мир, он не может не трепетать, как трепещет преступник пред орудием казни". Так было и здесь. В отнятии языка у Захарии, рождении сына у него и в возвращении опять способности говорить люди чувствовали действие силы духовной, Божественной и потому невольно трепетали, невольно объял их страх.

И Захария, отец его, исполнился Духа Святого, и пророчествовал, говоря...

Судя по ходу повествования, хвалебная песнь произнесена была Захарией тогда, когда вместе с мыслью о чудесных обстоятельствах возникли разнообразные предположения и гадания о будущей судьбе его, о том, чем он будет. Слово пророчествовал евангелист Лука употребляет не потому, что вся песнь Захарии состояла из пророчества, – в ней, напротив, много говорится такого, что более относится к Православию, чем к пророчеству, – но потому, что вся она произнесена в состоянии вдохновения.

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему...

Подобно многим псалмам, хвалебная песнь Захарии начинается богатым и полным благословения Богу славословием, с его многообъемлющим взглядом как на прошедшее, так и на будущее. В пророческом воодушевлении он ясно созерцает, что с воплощением Мессии и рождением сына наступило уже исполнение всех Божественных обетований народу израильскому, что Бог посетил народ Свой Своею милостью и даровал ему избавление.

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему.

Захария пророчествует здесь о назначении сына, раскрывая в пророчестве своем то, что предсказали о предках Мессии древние пророки и что слышал он от ангела. По словам ангела (14-й стих), Иоанн предъидет в духе и силе пророка Илии, каким его действительно почитал иудейский народ (Мф. 11, 9; 21, 21). По пророчествам Исаии и Малахии, он предъидет пред лицом Господним (Мал. 3, 1), чтобы приготовить путь Ему (Ис. 40, 3). Захария соединяет эти два пророчества и таким образом указывает на будущее служение Иоанна как Предтечи Господа. Этот сын – пророк Всевышнего, величайший из пророков, как бы так говорит Захария, предназначен Господом приготовить путь для имеющего скоро прийти Мессии.

Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Это общее заключение повествования. Прежде всего святой Лука замечает здесь о том, что в Иоанне духовные и физические силы развивались в полной соразмеренности, гармонически: плоть его не господствовала над духом, а, напротив, была у него в подчинении, как и следовало. Под духом разумеется здесь дух Иоанна, а не Дух Божий, хотя должно заметить, что участие Духа Божия при естественном развитии человека подразумевается само собой, так как дух человеческий только тогда и достигает полного совершенства, когда вступает в соприкосновение с Божественным Духом подобно тому, как цветок распускается от соприкосновения со светом. Заметив это, евангелист затем, чтобы показать, что духовное развитие Иоанна не зависело ни от какого человеческого влияния, прибавляет: и был в пустынях...

Относительно того, каким образом Иоанн стал жить в пустыне, предание говорит следующее: слух о чудесных событиях, окружающих зачатие и рождение Предтечи, дошел до подозрительного царя Иудейского Ирода; и вот, когда волхвы искали новорожденного Спасителя, тогда Ирод подумал: уж не этот ли младенец будет царем Иудейским? И приказал воинам, избивавшим младенцев в Вифлееме, убить и Иоанна. Елизавета, услышав о приказании Ирода, удалилась с младенцем в пустыню. Но убийцы проникли и в пустыню. Елизавета, увидя убийц, подбежала к одной отвесной скале и с верою в помощь Божию воскликнула: "Гора Божия, прими матерь с сыном". Скала чудным образом раскрылась и, приняв Елизавету с младенцем, снова сомкнулась. Тогда Елизавета поселилась в одной из горных пещер, внизу которой струился источник воды, а вверху росло финиковое дерево с плодами. Тут она скоро умерла, и Господь повелел ангелу питать и хранить сироту-младенца. Отец же его Захария был убит Иродом, потребовавшим от него указания, куда скрылась его жена с младенцем. Так с самых юных лет Иоанн поселился в пустыне, вдали от шумных городов и здесь-то готовился к своему великому служению постом, молитвою и богомыслием.

Безвыходно ли жил святой Иоанн в пустынях до дня явления своего Израилю? Нет сомнения, что великий подвижник предпочитал тишину пустынного уединения мирскому шуму и волнению, глубоко сознавая, что одно из верных средств не заразиться мирскими пороками – удалиться от грешного человеческого общества; между тем с вероятностью можно предполагать, что он оставлял иногда любимую пустыню для того, чтобы предпринять путешествие, например в Иерусалим, для удовлетворения живому чувству своего благочестия. Всего скорее могли вызвать его из пустыни дни великих иудейских праздников, каковы были: праздник опресноков, праздник седмиц и праздник кущей. Такое путешествие в Иерусалим обязательно было для всякого иудея (Втор. 16, 16). Святой Иоанн как назорей, как сын священника, как Предтеча Мессии, сознающий свое назначение, должен был исполнять этот закон Божий. Во время таких-то путешествий святой Иоанн имел возможность ближе познакомиться со свойствами и образом мыслей своих современников, с духовными потребностями разных классов иудейского народа, в городе и храме приметить многое, чего не примечали тогдашние учителя и хранители народного благочестия или оставляли без внимания... Чистым, не причастным грешной суете мирской, каждый раз возвращался святой Иоанн в свою пустыню и только усиливал здесь подвиги своего благочестия для духовного укрепления, предвидя те сильные препятствия, которые неминуемо предстояли ему при исполнении великого его назначения; потому что мало отрадного представлялось благопросвещенному взору будущего проповедника покаяния в современном ему иудейском народе – в его политическом и религиозно-нравственном состоянии.

Такова история рождения Предтечи Господня, Иоанна Крестителя. Много здесь удивительного и поразительного; но не будем только удивляться, а постараемся взять из этой истории наставление для себя.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей АлександраГлебов

Сегодня мы вспоминаем память того человека, того великого праведника, о котором Сам Господь сказал так: «Истинно говорю вам, что не было среди рожденных женами большего, чем Иоанн Креститель». Так Он сказал о Своем современнике, о Своем родственнике, о пророке Иоанне.

Кем же был Иоанн Креститель, Предтеча Господа Иисуса Христа? Церковь в своем богословии и песнопениях именует его печатью пророков. То есть таким пророком, который как бы запечатал пророческое служение, завершил вереницу этих богоизбранных мужей древности, которые не давали угаснуть на земле слову Божию, которые не давали возможности погрязнуть этому миру в пороках и беззакониях, которые пробуждали в людях совесть и сохраняли в их сердцах память о Боге.

Сегодня в сознании многих пророк это в первую очередь тот человек, который пророчествует о том, что произойдет в этой жизни. Но это неправильное представление о сути пророческого дара. Пророк – это не предсказатель. Пророк – это человек, которому Господь открывает Свою волю.

Конечно, откровение Божие могло касаться как будущего, так настоящего и даже давно прошедшего. Как, скажем, мы называем пророком Моисея. Но ведь он ничего не говорил о том, что будет. Он получил откровение от Бога о том, что было за миллионы лет до того, как человек появился на земле. Бог открыл ему историю творения мира, которую он записал в образной форме, как творение шести дней, чтобы это было хоть как-то приемлемо для сознания древних людей.

Но самая существенная часть пророческого служения заключалась в том, что они были глашатаями правды Божией. Это были люди, которых невозможно было купить, которых невозможно было запугать или приманить лестью. Они призывали людей к нравственному совершенству и покаянию. И последний из них был Иоанн Креститель. На нем пророческое служение завершается. После него пророков не было, и уже больше не будет никогда.

Иоанна Предтечу Господь возвеличил над всеми пророками. И это несмотря на то, что среди них были люди с колоссальным духовным авторитетом. Такие, как Моисей, Илия, Исаия и многие другие. Но Господь над всеми ними возносит имя Иоанна Крестителя, ибо его служение было совершенно особым.

И действительно, это был особый человек, особый избранник Божий. Как говорит евангелист Лука, что когда он был еще во чреве матери своей, то был предочищен Духом Святым, чтобы послужить приходу в мир Спасителя.

В чем же заключалось его служение?

Мы знаем, что одни и те же слова, произнесенные в присутствии нескольких человек, могут иметь совершенно разный результат, и результат, и отклик в сердцах человеческих. Ведь даже Сам Господь сказал об этом притчу, притчу о сеятеле. Одни воспринимают сказанное близко к сердцу, их волнуют эти слова, они берут их как направление в жизни. Другие с радостью их воспринимают, но по легкомыслию своему быстро забывают. Другие воспринимают, но суета этого мира затмевает слово Божие. У кого-то похищает дьявол.

Так вот смысл пророческого служения Иоанна Предтечи заключался в том, чтобы уготовать путь Господень. То есть расположить сердца людей к принятию слова Божия, принятию Христова учения. И кто внимал его проповеди, тех в знак покаяния, он крестил в водах реки Иордана.

Мы очень мало знаем о его жизни. Известно лишь, что он очень долго, большую часть своей жизни провел в пустыне, одевался в власяницу, питался сухой саранчой, которая называется акриды, и медом диких пчел. Для нас эта пища, конечно, странна и неприемлема, но на востоке она имела распространение и спасала жизнь многим людям, заблудившимся в пустыне.

Потом мы знаем о проповеди Иоанна Предтечи, о том, что он крестил людей, о том, что он крестил Господа Иисуса Христа, и во время этого крещения удостоился откровения великой тайны о том, что Бог – един по существу, но Троичен в лицах.

Но когда мы вспоминаем о Иоанне Крестителе, то здесь, несмотря на его избранничество от чрева матери, он предстает перед нами действительно как человек. И Евангелие честно повествует нам не только о силе Божией, но и немощи человеческой, даже среди самых великих и избранных Богом людей.

С одной стороны, Иоанн Креститель – это великий подвижник и праведник, а с другой стороны, человек, которого обуревают те же мысли и те же сомнения, которые часто обуревают и нас, простых и грешных людей.

Вот посмотрите, он был предочищен от чрева матери своей, он имел откровение свыше, он слышал голос Отца Небесного, был свидетелем явления Триединого Бога, но за обличение власть имущего царя Ирода, он попадает в темницу, и здесь им овладевают сомнения.

Он посылает к Господу Иисусу Христу своих близких и как бы переспрашивает Его через них: Ты ли Тот, Кого мы ждем? То есть, действительно ли Ты – Христос, или нет? Не правда ли странно. И это проявление человеческой немощи, которая свойственна абсолютно всем людям, даже находящимся на высоте духовного развития.

Господь через посланных отвечает ему следующим образом. Он говорит: Скажите Иоанну, что слепые видят, хромые ходят, мертвые воскресают, нищие благовествуют, и блажен кто не усомнится обо Мне.

Люди пришли, передали ему слова Христа, которые подкрепили Иоанна Крестителя в его испытаниях. Жизнь он свою завершил немного раньше, чем Господь, и завершил ее тоже мученически. И как раз сегодня мы и вспоминаем это событие, которое так и называется Усекновение главы Иоанна Крестителя. Мы знаем, что послужило причиной его казни. Это злоба жены Ирода, которую звали Иродиада.

Было это следующим образом. Во дворце был пир. Дочь Иродиады и падчерица Ирода стала танцевать. И, видимо, этим импульсивным восточным танцем она так подействовала на царя Ирода, да плюс еще разгоряченного вином, что он перед всеми поклялся дать ей все, что она ни пожелает, даже до полцарства. Дочь в выборе подарка посоветовалась с матерью, и та, я уж не знаю, конечно, как она ее убедила, но сказала, чтобы та просила голову Иоанна Крестителя. Дочь передала царю вот такую просьбу.

Конечно, Ирод, явно, не ожидал такого поворота события, но побоялся, побоялся нарушить данную им клятву, и повелел отрубить Иоанну Крестителю голову. Приказ тут же был исполнен. Отрубленную голову Иоанна Крестителя положили на блюдо и в таком виде передали падчерице Ирода, а она уже отдала ее своей матери.

Вот такая история. И что больше всего поражает в этой истории… Ведь посмотрите, человек может получить все, что хочет, любые блага, то, к чему люди всю жизнь стремятся, они достигают. Скажи только слово, и тебе все дадут. Да, Ирод поклялся. И что же она выбирает? Что оказывается важнее? А вот самым важным для нее, я имею в виду для Иродиады, оказывается удовлетворение мстительного чувства, чувства ничем не сдержанной и ничем необузданной злобы.

И ведь если бы это был какой-нибудь исключительный случай в истории. Но, к сожалению, злость пожирает наш мир и ненависть торжествует. Сегодня мы находимся под воздействием и впечатлением тех страшных событий, которые недавно произошли в нашей стране. Давайте подумаем, какова была мотивация у преступников? Что они хотели? Денег заработать? Власти достичь? Или еще чего-либо?

Да ничего подобного. Только одна мотивация. Безудержная злость и ненависть к роду человеческому. Осатанелость. И ради выплеска своей ненависти они не то, что от полцарства отказываются, они от собственной жизни отказываются. Себя взрывают только лишь для того, чтобы причинить боль другим. И сегодня это стали понимать многие люди, которые не знают ни богословия, ни Священного Писания, но горьким опытом своей жизни дошли, домыслили, что они стоят перед стеной. И либо надо найти путь, чтобы обойти эту преграду, либо она их раздавит.

Если чувство любви сближает нас с источником любви, с Богом, то чувство злобы уподобляет людей носителю этой злобы дьяволу. А потому тех, кто ему уж очень уподобился, и людьми-то сложно назвать.

Мы часто слышим, что религиозная вера это личный выбор каждого человека, не стоит никому навязывать христианские идеалы, человек сам разберется. Ну хорошо, если разберется, а если не разберется, что тогда? А вот когда люди отходят от Господа, то это, конечно, их личное дело. Но только жить-то плохо становится всем.

Церковный календарь. 7 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 7 июля

Читаем Апостол. 7 июля

Мульткалендарь. 7 июля. Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Этот день в истории. 7 июля