27 июня 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 2-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.5:10–16; Мф.8:23–27)

Укрощение бури

Евангелие святого апостола Матфея, глава 8, стихи 23-27:

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Послание к Римлянам, Глава 5, стихи 10 - 16:

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 8:23-27) Мф.8:23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
Мф.8:24. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

Господь взял с Собою одних только учеников для того, чтобы они видели чудо. Допускает, чтобы они подверглись опасности, с целью подготовить их к искушениям и для того, чтобы, увидев чудо, тем более уверовали. Спит же с той целью, чтобы ученики, испугавшись, сознали свою слабость и обратились к Нему с молитвою. Поэтому сказано:

Мф.8:25. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
Мф.8:26. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные?

Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: «Господи, спаси нас», они показывали свою веру, но слово «погибаем» – не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение.

Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Мф.8:27. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Удивлялись потому, что по виду Он был человек, а по делам – Бог.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, с Ним нечего бояться, и забыли. Так бывает и в порядках жизни, житейских и духовных. Подымется буря бед или страстей, мы обыкновенно встревоживаемся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей; а Господь шлет нам урок: «маловеры!» (Мф.8:26) И справедливо! Нельзя, чтоб не обратить внимание на происшедшее; но можно всегда сохранить разумное спокойствие. Прежде всего посмотри, чего хочет от тебя Господь, и покорись смиренно под крепкую руку Его. Не мятись, не полошись. Затем воздвигни веру свою, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: «погибаю!», а с преданностью взывай: «Господи! если хочешь – можешь (Мф.8:2, Лк.5:12). Однако не моя, но Твоя воля да будет» (Лк.22:42). Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.8:23–27)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь велел ученикам отплыть на другую сторону Тивериадского моря. Когда мы оказываемся на корабле в море, мы должны молиться ко Господу, исполняясь доверия Тому, Кто знает что значит быть среди бури в море.

«За Ним последовали ученики Его». Двенадцать апостолов не отступают от Своего Учителя. Они – подлинные ученики Христовы, идущие вслед своему Спасителю, куда бы Он ни пошел, через все опасности и трудности. Многие хотели бы достигнуть неба, идя по другим дорогам. Но кто хочет быть со Христом в будущей жизни, должен следовать, куда Он ведет, – будь то корабль, больница или темница.

Мы видим растерянность учеников перед опасностью. Кто решился идти за Христом, пусть знает, что ему не избежать трудностей. «И вот, сделалось великое волнение на море». Эта буря была ради них. Христос хочет показать им, что те, кто переправляется с Ним через океан этой жизни на другой берег, должен ожидать на своем пути бури. Прежде вечного покоя – смута житейского моря. «Лодка покрывалась волнами; а Он спал». Только в этом Евангелии мы слышим о сне Спасителя. Это был сон, чем-то напоминающий сон Ионы среди бури, но исполненный совершенного святого покоя, всецелого упования на волю Небесного Отца. Никакая вина, никакой страх не омрачали этого покоя безгрешного Господа. Блаженны те, кто с чистой совестью, во упокоении трудов и телесной своей немощи, может преклонить главу. Как апостол Петр, когда он спал в темнице, прикованный с двух сторон цепями стражей (Деян. 12:6), как апостол Павел – на корабле среди нестихающей бури. Господь спал, испытывая веру Своих учеников. Сохранят ли они надежду на Него, когда, кажется, Он уже не участвует в происходящем с ними?

И вот, ученики, знающие море рыбаки, охвачены ужасом. В страхе они подходят к своему Учителю. А куда им было еще идти? Какое счастье, что Он – рядом с ними! Они «разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем». Не зря говорят: «Кто в море не плавал, тот Богу не маливался». «Скорби и опасности, – говорит преподобный Силуан Афонский, – многих научили молиться». Ученики молятся: «Господи, спаси нас!» Они верят, что Он может спасти их. И умоляют о спасении. Христос пришел в мир, чтобы спасти нас, и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21). Они зовут его: «Господи!», и молятся: «Спаси нас». Христос спасает только тех, кто исповедует Его своим Господом. Их мольба: «Погибаем!» Они сами в себе осуждение смерти имеют, и потому так говорят: «Мы погибнем, Господи, если Ты не спасешь нас». Пока мы не осознаем, что погибаем для вечности, мы не научимся молиться.

Смысл духовной жизни заключается во все более глубоком осознании нашей гибели и во все более решительном нашем обращении ко Господу. В этом – суть духовной брани. И, как мы видим на апостолах, сама молитва есть сражение. Христос спал, чтобы призвать нас ко спасению. Сила и благодать Христовы идут к ученикам на помощь. Иногда может показаться, что Христос спит, когда Церковь Его – среди бури. Но Господь – всегда с нами.

Он упрекает учеников: «Что вы так боязливы, маловерные?» У учеников Христовых не должно быть страха. Господь говорит о причине их страхов – маловерие. У многих – даже из тех, кто истинно уверовал во Христа, вера еще мала, и порой не выдерживает испытаний. Верою мы должны прозревать через бурю другой берег и укреплять себя надеждой, что милостью Божией достигнем его.

Господь «встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина». Обыкновенно после бури бывает еще какое-то волнение воды, прежде чем она совершенно успокоится. Но когда Христос говорит, – не только прекращается буря, но все следы ее исчезают. И мы знаем, что великие бури сомнений и страхов в душе сменяются иногда чудесным покоем.

«Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?» Никогда не перестанет род человеческий удивляться делам Христовым. Все, что Он делает, – чудесно, наполнено бесконечной мудрости, силы и любви, как Он Сам. Тот, Кто имеет власть над ветрами и волнами, – Творец, Промыслитель и Спаситель – Господь наш, может все совершить. И мы не напрасно с таким доверием предаем Ему нашу жизнь среди самых великих бурь, все опрокидывающих внутри нас и вокруг нас. «Уповайте на Господа вовеки. Ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:4).

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Этот краткий рассказ интересен по множеству причин.

Он показывает, что сила и власть Христа распространяются не только на людей, но и на природную стихию. Повиновение Христу со стороны ветра и моря могут навести на мысль, что у ветра и у моря есть некая душа, некий орган, который может оказать повиновение. И, действительно, в истории были люди, которые именно так осознавали окружающий мир. Впрочем, такие люди, к сожалению, есть и сейчас. Есть те, кто считает Богом окружающий мир. Блаженный Иероним Стридонский по этому поводу сказал замечательные слова: «Все твари чувствуют Творца… [но] чувствуют повелевающего не потому, что все одушевлено, как думают еретики в своём заблуждении, а потому, что в силу величия Творца бесчувственное в отношении к нам обнаруживает чувствительность к Нему».

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим евангельским рассказом, делает акцент на причине возникновения бури. По его мнению, она была попущена Богом для того, чтобы, как ни парадоксально это звучит, укрепить учеников. Он продолжает свою мысль и говорит, что вообще самые жестокие бедствия, которые постигали учеников Христа имели лишь одну цель: укрепить их и сделать их более мужественными, более способными к выполнению той миссии, ради которой их призвал к Себе Господь. Можно дерзнуть продолжить мысль великого святителя и отнести все сказанное им не только к ученикам, но и вообще к любому человеку. Ведь мы все, каждый в свою меру, подвергаемся тем или иным бурям бед и страстей. Когда поднимается такая буря, то у человека есть два возможных пути: поддаться панике и отчаянию или же сохранить разумное спокойствие. Конечно, такие бури — это серьёзное испытание веры. Когда рушатся все надежды человека, когда всё то, о чём он мечтал и надеялся воплотить в своей жизни, становится невозможным, когда не остаётся места для надежды, тогда бывает очень непросто увидеть за всем этим Любящего Бога. И это, конечно же, избитая тема, это вечный вопрос: почему Бог попускает то или иное событие, ту или иную трагедию? Увы, но не существует простого, понятного, и, самое главное, убедительного ответа на этот вопрос. Точно так же, как не существует простого и ясного технического описания того, что в Евангелии называется Царством Небесным. Христос говорит об этом Царстве во множестве притч. Притчи зачастую противоречивы, их невозможно свести к единому безупречному описанию того, что ожидает человека за пределами земной жизни. Причина этого в том, что в человеческом языке нет слов для описания той реальности, того, что Бог, по выражению апостола Павла, приготовил любящим Его. И это понятно, мы ведь прекрасно понимаем, что даже своё собственное физическое состояние не всегда возможно описать достаточно ясно. К примеру, вопрос доктора о характере боли, которую испытывает человек, способен совершенно сбить с толку. В самом деле, где проходит граница, которая отличает колющую боль от режущей, а тупую от ноющей? Или как правильно оценить интенсивность боли, ведь болевой порог у каждого человека свой? Наверняка, у специалистов эти вопросы не вызовут недоумения, они смогут ясно и аргументировано ответить на эти вопросы, а мне указать на ошибочность моих формулировок и на крайнюю степень медицинского невежества. Святые, подобно докторам, своими словами и всей своей жизнью отвечают на вопрос о причине наших бурь и нам не остаётся ничего иного как поверить им в том, что за каждой бурей стоит Любящий Бог, Который поможет преодолеть любую беду, и в своё время обязательно откроет причину, по которой она постигла человека.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О пребывании в грехе и в благодати

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня слово Божие говорит о пути греха и о пути благодати. О пути греха говорится, что «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Также и «благодать Божия, и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих».

Как это может быть? Справедливо ли нам расплачиваться за грех прародителей? И как это может добродетель одного распространиться на всех? Но, во-первых, у Бога, Который есть Любовь, может ли быть хоть малейшая несправедливость? «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» – спросил однажды Авраам (Быт.18:25). И Господь ответил, что Он не погубит целого нечестивого города, если там найдется хотя бы десяток праведников! А когда Господь выводил из обреченного Содома единственного праведника, Лота, с его семейством, то поторапливал, говоря: «Поспешай… ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь» в безопасное место (Быт.19:22). Даже с одним человеком Всемогущий Бог не мог поступить несправедливо. Как же Он мог за грех одного наказать всех?

Не за грех Адама мы расплачиваемся; мы сами «в нем все согрешили». Но как я мог согрешить в нем? Разве все наши миллиарды душ, имеющих родиться, и моя в том числе, были тогда в душе Адама, и все добровольно согласились на грех? Моя душа не помнит этого. Но вместе с тем я остро чувствую, что все-таки вина Адама есть реально и существенно – моя вина. И разве я не вижу в себе греховной воли, глубоко солидарной с волей первого человека? Разве для меня отвергнуться этой своей греховной воли – не то же самое, что отвергнуться самого себя? Разве я не сделал бы того же? Разве я не делаю постоянно более того?

А каким образом «благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих»? Вот, сегодня мы читали, как ученики переправлялись через море. Господь тоже был в лодке и, видимо, спал. Поднялась буря, и ученики возопили: «Господи! спаси нас, погибаем». Подобно как мы порой в отчаянном напряжении ума восклицаем: «Как могло случиться то или иное, где же Бог и Его благодать»? Господь укорил учеников в маловерии: они забыли, с Кем удостоились плыть в одной лодке.

Глубоко таинственна связь между людьми. Таинственно передается жизнь в плотском рождении, и вместе с ней таинственно передаются грех и смерть. Но и праведность, и благодать одного – тоже таинственно охватывает многих. Она – как единая лодка, как единый ковчег посреди бушующих волн. Выбрал Христа, все оставил, чтобы плыть вместе с Ним, и вот, ты под покровом Его благодати. И если даже «смертию Его», когда Он, кажется, не видит и не слышит (сон – сестра смерти), Апостолы все равно были в безопасности, «то тем более… спасемся жизнью Его», если только пребудем в ковчеге Его Церкви.

Церковный календарь. 27 июня

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 27 июня

Читаем Апостол. 27 июня

Мульткалендарь. 27 июня. Пророк Елисей

Собор Дивеевских святых

Этот день в истории. 27 июня