10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
14 Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
(Ин. 14:10-21) Ин.14:10. Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя», то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные.
Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела – Божии, а Отец и Я – Бог, следовательно, дела – одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю.
Ин.14:11. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
«Верьте, что Я в Отце и Отец во Мне», то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне, ибо дела – Божии.
Ин.14:12. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
Христос, показывая, что Он может творить не одни только эти дела, но и другие, гораздо большие этих, говорит об этом с чрезвычайною силою. Ибо не говорит «Я могу творить дела и бóльшие сих», но – что гораздо удивительнее – «могу и другим дать власть творить дела, большие сих».
Видишь ли, сколь велика сила Единородного? Он и другим дает силу творить дела больше тех, которые Сам творил. «Потому что Я к Отцу Моему иду», то есть теперь уже вы будете творить чудеса, ибо Я уже отхожу.
Ин.14:13. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю,
Объясняя нам, как верующий в Него может творить великие и чудные дела, говорит: «Если чего попросите во имя Мое». Здесь показывает нам способ чудотворения: всякий может творить чудеса чрез прошение и молитву и призывание Его имени. Так и апостолы сказали хромому: «во имя Иисуса Христа встань и ходи» (Деян.3:6). Посему не сказал «о чем ни попросите, Я умолю Отца, и сделает», но – «Я сделаю», показывая собственную Свою власть.
да прославится Отец в Сыне.
Ибо когда сын явится имеющим великую силу, тогда бывает слава и тому, кто родил такого сына. Смотри же, как вытекает слава Отцу. Именем Господа нашего Иисуса Христа совершались чудеса; по чудесам веровали проповеди апостолов; наконец, переходя к богопознанию, познавали Отца, и таким образом Он прославлялся в Сыне.
Ин.14:14. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.
Страждущие арианством пусть скажут: «Как это чудеса чрез апостолов творил Он, Свои дела не Сам, но при содействии Отца? Как это иным давал силу, а Сам не имел ее? Для чего Он сказал одно и то же дважды? Ибо, сказав «если чего попросите во имя Мое, Я сделаю», потом прибавив «да прославится Отец в Сыне», опять во второй раз говорит «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю».
Дважды говорит это для того, чтобы утвердить Свое слово и показать, что Он творит Сам и не нуждается в сторонней силе. Все же это Он говорит ученикам для утешения их и в подтверждение, что Он по смерти не погибнет, не уничтожится, но опять останется в своем достоинстве и будет на небесах. «Ибо Я, – говорит, – иду к Отцу; Я не уничтожусь, но отхожу туда, где жизнь блаженнейшая. Хотя Я и умру, но нисколько не явлюсь бессильным; напротив, и других облеку силой творить дела большие. И чего ни пожелаете, дам вам. Итак, не падайте духом из-за того, что смерть Моя такая, на какую Я вам указал.»
Ин.14:15. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Выше сказал «Я сделаю все, о чем ни попросите»; теперь показывает, что должно просить не просто, но с любовью к Нему и соблюдением заповедей. Ибо тогда Я сделаю, когда будете просить таким образом.
И иначе. Слыша, что будут Им оставлены, они, естественно, могли опечалиться и смутиться душами. Он говорит: «Любовь ко Мне состоит не в том, чтобы печалиться и смущаться, но повиноваться Моим словам. Я дал вам заповедь не бояться «убивающих тело» (Мф.10:28). Если вы любите Меня, то соблюдите ее и уже не скорбите из-за Моей смерти. Ибо хранящему помянутую заповедь не свойственно скорбеть. Как же, не соблюдая Моей заповеди, но боясь смерти, вы говорите, что любите Меня?»
Ин.14:16. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя,
На это они могли сказать: «Как же нам не скорбеть, когда нам предстоит лишиться Твоего утешения и руководства?» Посему говорит: «Этого не будет; вы не останетесь без утешения. Ибо Я попрошу, то есть умолю Отца, и Он пошлет вам иного Утешителя, иного, но такого же, как Меня.»
Да постыдится сих слов Савеллий, который говорит, что одно лицо Отца и Сына, и Святаго Духа. Ибо вот, слушай: пошлет «иного» Утешителя; значит, Лицо Духа иное. Да постыдится и Македонии, который говорит, что Дух иного существа и ниже Сына. Ибо слушай: и Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух, единосущный Сыну, без сомнения, единосущен и Отцу. Ибо Отец и Сын одного и того же существа.
Не удивляйся, если Он говорит «Я умолю Отца». Ибо Он не просит, как раб; но для того, чтобы уверить учеников, что к ним непременно придет Дух Утешитель, снисходит к ним и говорит «Я умолю Отца». Ибо если бы Он сказал «Я пошлю», то они не столько поверили бы; а теперь, чтобы сделать Свое слово достовернее, говорит «Я умолю Отца», то есть если будет нужно и просить, и молить, то Я всячески постараюсь о том, чтобы Дух пришел к вам. Это подобно тому, как и мы нередко говорим «я жизнь свою положу, чтобы случилось то и то». Хотя часто дело не требует большого старания, однако же, мы говорим таким образом, желая показать, что не откажемся от старания.
Иначе. Так как Господь за нас Сам Себя принес в жертву Отцу, умилостивив Его Своей смертью, как Первосвященник, и затем, по истреблении греха и прекращении вражды, пришел к нам Дух, посему-то Он говорит «Я умолю Отца и даст вам Утешителя», то есть Я умилостивлю за вас Отца и примирю Его с вами, враждебными Ему по причине греха, и Он, умилостивленный Моей смертью за вас и примиренный с вами, пошлет вам Духа.
да пребудет с вами вовек,
«Да пребудет с вами вовек». Сказал это также в утешение их. Пришествие Его не таково, как Мое, оно не на время только, но продолжится до века; Он не оставит вас и по смерти вашей, но пребудет с вами и прославит вас; Он и со всеми святыми всегда пребывает, даже и по смерти их, тем более, что они тогда еще более возвышаются над плотскими страстями.
Ин.14:17. Духа истины,
«Дух истины», – говорит. То есть Дух не Ветхого Завета, ибо он – образ и тень, а Нового, который есть истина. Имели Духа и те, кои жили под Законом, но имели в образе и тенях, а ныне, можно сказать, Истина сама существенно снизошла к ученикам.
Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его;
А чтобы не подумали, что и Дух, подобно Ему, воплотится, говорит, что мир не может принять Его. «Он, – говорит, – будет учить вас не так, как Я, ибо мир не может принять Его телесно. Он будет обитать в самых душах ваших.»
Иначе. Не может принять Его «мир», то есть люди порочные и мудрствующие мирское, потому что «не видят Его», то есть потому, что существо Его необъятно. Ибо под видением разумеет здесь созерцание умом, почему и прибавил «и не знает Его». Очевидно, словом «не видит», Он выразил то, что «не знает».
и вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
Итак, Он утешает апостолов, когда говорит, что мир не может принять Его, а вам подастся этот превосходный дар и пребудет «с вами» и, что еще более, пребудет «в вас». Ибо словом «с вами» указывает на внешнюю помощь от близости, а «в вас» – на внутреннее обитание и укрепление. Это же показывает, что Он есть Бог. Ибо Бог говорит: «Вселюся в вас и буду ходить» (Лев.26:12). Итак, мир не может принять Духа, потому что не знает Его, а вы знаете Его. Почему? Потому что вы не от мира. Потому-то вы и способны принять Его, и Он – ныне пребывает «с вами» и всегда будет «в вас».
Ин.14:18. Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
«Не бойтесь, – говорит, – что Я сказал вам «пошлю другого Утешителя». Не думайте, что уже не увидите Меня. Ибо Я не удалюсь от вас навсегда. Я приду и не оставлю вас сиротами.» Так как в начале речи назвал их детьми, то теперь прилично говорит «не оставлю вас сиротами».
Ин.14:19. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
А чтобы они не думали, будто Он по-прежнему им и всем явится с телом, говорит: «Мир уже не увидит Меня. Вы только одни увидите Меня по воскресении. Ибо Я живу; хотя Я и приму смерть, но Я воскресну.»
«И вы будете жить», то есть, увидевши Меня, возрадуетесь и, как бы после смерти, оживете от Моего явления. Или и так: «Как Моя смерть послужила к жизни, так и вы, хотя умрете, оживете». Итак, не скорбите ни обо Мне умирающем, ни сами о себе. Ибо, если и умрете, оживете в будущую жизнь.
Ин.14:20. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем», то есть когда Я воскресну, тогда вы узнаете, что Я не отделен от Отца, но имею одну и ту же силу.
«И вы во Мне», то есть хранимы Мною, «и Я в вас», то есть Я с вами, избавляю вас от скорбей, совершаю чрез вас чудеса, вообще прославляю вас чрез все.
И иначе: «Я в вас», как Глава в членах, ибо апостолы – члены Христовы (1Кор.6:15), «и вы во Мне», как члены в Главе. Когда Он воскрес, тогда Он уяснил им познание обо всем этом. Ибо по воскресении благодать Духа научила их всему.
Когда слышишь слова «Я в Отце, и вы во Мне, и Я в вас», то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын в Отце – как Единосущный, а в апостолах – как Помощник и Споспешник, и апостолы в Нем – как получающие от Него помощь, содействие и горячность.
Много и иных названий употребляется о Боге и о людях, но не в одинаковом смысле. Так, называемся богами и мы (Пс.81:6), но не в таком смысле, как Бог. Сын называется Образом и Славою Отца (Евр.1:3), и человек называется так же; но не в одном значении. Так должно понимать и настоящие слова. Равно как и следующие слова «как послал меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин.20:21), ужели нам должно понимать просто? Отец послал Сына в том смысле, что Он, будучи бестелесен, воплотился, родившись от Девы. Неужели же посему и апостолы – с неба и бестелесны, потом воплотились, и каждый из них родился от девы?! Но так понимать слова Писания – очевидное безумие.
Ин.14:21. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня;
Такими словами, как и выше мы говорили, Он утишает их скорбь, научая их, что любит Его не тот, кто печалится о смерти Его, каковую печаль и они испытывают, но тот, кто соблюдает Его заповеди и завещания о том, чтобы не привязываться к настоящей жизни, но за Бога и за добро полагать жизнь. Он говорит им как бы так: «Вы думаете, что из любви скорбите о Моей смерти, а Я, напротив, признак любви поставляю в том, чтобы вы не скорбели». Что такая мысль в Его словах, это видно из того, что Он говорит несколько далее: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я иду к Отцу Моему» (Ин.14:28). Итак, кто любит Меня, тот имеет заповеди Мои, и не только имеет, но и соблюдает их, чтобы не пришел вор – диавол и не похитил это сокровище, ибо нужна тщательная осторожность, чтобы не потерять их.
а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Какую же награду получит тот, кто любит Меня? «Он возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам».
Для чего это сказал: «явлюсь ему Сам»? Так как по воскресении Он имел явиться им в теле боговидном, то, чтобы не приняли Его за духа и призрак, Он и предсказывает им об этом, дабы, увидев Его тогда, не оставались в неверии, но вспомнили, что Он предсказывал им это и что Он является им за соблюдение заповедей Его, дабы и всегда старались соблюдать оные, чтобы и Он всегда являлся им. Тайна воскресения велика, и с трудом бы они приняли ее; посему Он приготовляет их, говоря, что явится им Сам. Ибо по воскресении Он и вкушал для того, чтобы не почли Его за призрак, каковая мысль была теперь и у Иуды.
«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин.14:13). Какое утешительное обетование! Но как немногие пользуются им! Редко кто содержит его в уме. Есть такие, которые совсем не понимают его и не принимают. Отчего так? Оттого, что Господа не любят и заповедей Его не исполняют. Эта неверность сердца Господу посекает всякое дерзновение обращаться к Богу с прошением, точно так, как и в житейском быту неисправный слуга не смеет просить о чем-либо господ своих, зная, что не заслужил никакой милости. Заведенные молитвы читаются своим чередом, а в них есть прошения очень великие, но они только читаются, а это, как известно, далеко еще не молитва и не прошение. Стать с истинною молитвою пред Господом и простереть к Нему прошение иначе нельзя, как исправив свои совестные к Нему отношения.
Протоиерей Александр Шаргунов
Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне, — говорит Христос. Однако Ученики Его исполняются печали при мысли о том, что станет с ними, когда их Учитель уйдет. Они будут как овцы, не имеющие пастыря. И Господь утешает их обещанием, что им дано будет облечься силою свыше.
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Прежде всего, Христос говорит, что Его ученики сотворят дела, которые Он творит, и даже больше, чем Он. Как Христос исцелял немощных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых — так будут и Его ученики. Как Он приводил к покаянию многих, открывая истинного Бога, так будут и они. Хотя Христос уходит, но дело Его не прекратится, а продолжится с еще большей силой. Ученики Его сотворят даже больше, чем Он. Христос совершал чудеса в течение только трех лет, в одной стране, а Его последователи будут во имя Его совершать чудеса в течение многих веков в разных странах. В дни земной жизни Христа Его проповедь была ограничена Палестиной, а после Его Крестной смерти и воскресения она не будет знать ограничений, и Дух Его будет мощно действовать повсюду.
«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю», — говорит Господь. Мы можем просить в молитве что угодно, но наша молитва должна быть во имя Его. Это значит, что мы не должны просить в молитве того, что недостойно имени Христова, что противно заповеди Его. Будучи грешными людьми, мы не можем просить во имя свое — что может значить наше имя на небесах? Но там, где искание Царства Христова и правды Его, «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», — говорит Христос. Он идет к Отцу, прославляя имя Отца, и наша молитва, в которой — о чем бы мы ни просили — звучит: «Да святится Имя Твое», не может остаться без ответа.
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», — говорит Христос. Есть одно только доказательство подлинной любви к Богу — послушание Ему, исполнение Его заповедей. Самые великие слова о любви, самые прекрасные переживания без этого ничего не значат. Подлинная любовь не дается легко.
Но как достигнуть этой подлинной любви, этого подлинного послушания? Христос не оставляет нас одних в наших духовных сражениях. Он обещает Своим ученикам послать от Отца Духа Святого, другого Утешителя. Когда Христос был с ними, Он ходатайствовал пред Отцом за них, а теперь Дух, от Отца исходящий, будет действовать в них. Христос был утешением для Своих учеников, когда Он был с ними, а теперь, оставляя их, Он пошлет им Другого. Отец дает им Его. Тот, Кто дал нам Сына как нашего Спасителя, даст нам и Духа Своего как нашего Утешителя. Это вечное благословение: «Да пребудет с вами вовек». Со всеми, кто Христов, до конца света, и в бесконечной вечности.
Этот Утешитель — Дух истины, «Которого вы знаете». Он — Дух истины, Он наставит вас, и других — вашим служением, на всякую истину. Христос — истина, а Он — Дух истины. Мир не может Его принять, потому что не видит Его и не знает Его. Утешения Духа — безумие для людей мира сего, так же, как Крест Христов. Где торжествует дух мира сего, там нет места Духу Божию. Лучшее знание Духа истины — то, которое обретается личным опытом. «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Они были со Христом, и потому не могли не знать Духа истины. Ни с чем не сравнимое утешение — дар Духа Святого дается только ученикам Христовым — не миру.
«Не оставлю вас сиротами, — говорит Господь, — приду к вам». Сколь бы скорбной ни была порой жизнь христиан, она никогда не бывает безутешной, они никогда не остаются сиротами, потому что Бог — их Отец. Господь придет к Своим ученикам по Своем Воскресении, как и раньше Он говорил им: «В третий день воскресну». Он будет приходить к ним не только в течение сорока дней по Воскресении, но — каждый день Духом Святым — в знамениях Своей любви и благодати.
«Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить». Отступивший от Бога мир полагал, что он уже достаточно насмотрелся на Него, и требовал: «Возьми, распни Его». Этим определяется судьба мира, Он уже не увидит Христа. Но ученики Его будут иметь общение с Ним, когда Он будет взят от мира. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», — говорит Христос. Эти святейшие тайны в полноте откроются на небесах. Теперь еще не открылось, что будем, но там откроется, что мы были. Начало совершенного познания будет после излияния Святого Духа на апостолов. Всякий, кто сподобляется принять Духа истины, узнает, что Христос — в Отце, и Отец — в Нем. И что мы — во Христе, и Христос — в нас. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, — говорит Господь, — тот любит Меня». Не тот, кто имеет величайшие познания и разум, не тот, кто раздает все имения свои ради Него, но кто соблюдает заповеди Его. «А кто любит Меня, — говорит Он, — тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Откровение Божие дорого стоит. Только тому, кто соблюдает заповеди Его, Христос являет Себя. Только к тому, кто ищет Бога, и, несмотря на все свои поражения, снова и снова устремляется к Нему, приходит Воскресший Бог. Небо и земля, Бог и человек, и все люди друг с другом связаны узами этой любви.
О «том дне»
Протоиерей Вячеслав Резников
Продолжая Свою последнюю беседу, Господь сказал, обращаясь к Филиппу: «разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне»? В этом вопросе – детское, простосердечное удивление. И правда, удивительно, что человек не верит Богу, творение – своему Творцу, образ и подобие – своему Первообразу. Удивительно, что очень немногим Господь может просто сказать: «Верьте Мне». Гораздо больше тех, кому Он говорит: «…а если не так, то верьте Мне по самым делам».
Но высота для всех одна, содержание веры для всех одно, и в Своей последней беседе Господь особенно глубоко это раскрывает. Он говорит: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». Верьте, что «Я говорю не от себя; Отец, пребывающий во мне, Он творит дела». В этих немногих словах Господь продолжает открывать великую тайну, учит вере не просто в единого Бога, и даже не просто в Бога Отца и Бога Сына; но – в Бога Отца и в Бога Сына, неразрывно и непостижимо, взаимопроникновенно соединенных любовью. Отец весь в Сыне, и Сын весь в Отце. Нет ничего, что бы разъединяло Их. Есть только любовь, которая и не дает Им быть двумя богами.
И именно эта вера, именно это конкретное знание о Боге имеется в виду, когда далее говорится: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит». Потому что знание единства Отца и Сына открывает и нам возможность в это единство войти. Сказав о Себе и Отце, Господь тут же говорит о Себе и о нас: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». О Себе Господь говорит: «если чего попросите» (не у Меня, а) «у Отца во Имя Мое», (то не Отец, а Я с полной готовностью) «то сделаю», (и сделаю с единственной целью), «да прославится Отец в Сыне». Так и когда у Христа просят, а раб Христов видимо совершает, то это – Христос, пребывающий в нем, «Он творит дела», и, если говорит раб Христов, то говорит он «не от себя», и все делает с единственной целью: чтобы возрастала слава Христова ко спасению всех людей.
Но о каком же «том дне» говорит Господь: «в тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас»? – Конечно, имеется в виду тот «День Господень, великий и славный» (Деян.2:20), когда окончательно пришедший на землю Господь «осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор.4:5). Но и всякий день, когда церковь собирается для молитвенного и таинственного общения с Господом, называется днем Господним, и носит на себе отблеск грядущего великого дня.
И сегодня Деяния Апостолов повествуют об одном из таких дней. Однажды христиане города Троады собрались на воскресное богослужение «для преломления хлеба». Апостол Павел тоже был здесь, «беседовал с ними, и продолжил слово до полуночи». Люди слушали, забыв о времени, не заметив, как подошла полночь. У всех было «одно сердце и одна душа» (Деян.4:3). И вдруг «юноша», «сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и … упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым». Тогда Павел, «сошед, пал на него, и обняв его, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и не мало утешились».
Для внешних это – сверхъестественно и невероятно. Но для тех, кто вместе с Павлом прославлял Воскресшего Господа, – воскресение юноши просто не могло не произойти. Ведь способность совершать чудеса, если она от Бога, – это не просто сила, чтобы распоряжаться ею по своей воле. Чудо, содеянное в Боге, это – следствие живого соединения людей со Христом и друг с другом, как и Сам Христос соединен с Богом Отцом.
А если славить нам хочется не Христа, а самого чудотворца, то надо внимательно присмотреться. Господь предупредил: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». А если не видим не только соблюдения заповедей, но даже и знания их, и при этом человек дерзает возлагать руки на больных, – то что сказать о таком «чудотворце и целителе»?
Господь обещал: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Не прельстимся же в ожидании нашего Небесного Отца ни на какие могущество и силу, чтобы не быть нам отлученными от любви Христовой, в которой – и могущество, и сила, и жизнь. «Ибо Я живу, и вы будете жить», – говорит Господь.
|