1 июня 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 5-й седмицы по Пасхе

(Деян.15:35–41; Ин.10:27–38)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 10, стихи 27 - 38:

27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30 Я и Отец — одно.
31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

Деяния святых апостолов, Глава 15, стихи 35 - 41:

35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 10:27-38) Ин.10:27. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

Сказав им, что они не из овец Его, теперь склоняет их сделаться овцами Его. Для сего и прибавляет: «Овцы Мои слушают гласа Моего, и они идут за Мною».

Ин.10:28. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Потом, подстрекая их, сказывает и то, что получат идущие за Ним. «Я, – говорит, – даю им жизнь вечную, и они не погибнут вовек» и прочее. Конечно, такими словами Он возбуждает их и внушает им ревность и желание следовать за Ним, коль скоро Он подает такие дары.

Как же говорит «овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут»? А между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою. А Господь говорит об истинных Своих последователях и овцах, что они не погибнут. Если же кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за Пастырем, тот вскоре погибнет.

Случившееся с Иудою можно употребить и против манихеев, Иуда был святым и овцою Бога, но отстал: отпал именно по своему выбору и самовластью. Значит, зло или добро существует не по природе, но является и прекращается от свободного произволения.

Ин.10:29. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

Почему они не погибнут? Потому, что никто не может «похитить их из руки Моей; ибо Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и из руки Его никто не может похитить их», а потому и из Моей руки.

Но спросит иной: «Как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают?» На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся.

Ин.10:30. Я и Отец – одно.

Ибо Моя и Отчая рука – одна, Я и Отец одно, то есть по власти и силе. «Рукою» называет власть и силу. Итак, Я и Отец одно по Естеству и по Существу, и по власти. Так поняли и иудеи, что Он сими словами объявляет Себя Единосущным Богу, и за то, что Он делает Себя Сыном Божиим, схватили каменья, чтобы побить Его.

Ин.10:31. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Так как Господь сказал, что Я и Отец – одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу.

Ин.10:32. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: «Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями?»

Ин.10:33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Они отвечают: «Мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом». Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе.

Ин.10:34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
Ин.10:35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, –
Ин.10:36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс.81:6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству – Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я – Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение.

Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами «к которым было Слово Божие», с которыми было, в которых обитало.

Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

Ин.10:37. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
Ин.10:38. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

«Хотите ли вы, – говорит, – познать Мое равенство с Отцом?» Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве. И вы узнаете и поверите, что Я не иное что, как Отец. Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно.

У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится «три человека», ибо мы – раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Когда не верите Мне, верьте делам Моим» (Ин.10:38), – говорит Господь. Дела Господни явны были всем, и Он мог указать на них гласно. Это – исцеление разных болезней, изгнание бесов, власть над природою, ведение сердечных помышлений, проречение будущего, сила слова и господство над душами. Все они доказывали ясно, что Иисус Христос от Бога, и что слово Его – истина. Для нас к тем делам присоединилось еще  дивная смерть, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа, основание Церкви, дивные дары духовные в верующих, победа над язычеством и благодатные силы, доселе не престающие действовать в Церкви Божией. Все это дела Господа. Всякому неверу можно оказать: если не веришь слову, поверь делам этим, громко свидетельствующим о Божестве Господа нашего Иисуса Христа и, поверив, прими всю Его истину. Но чем тогда отвечали иудеи Господу? Опять «искали схватить Его» (Ин.10:39). Что нынешние неверы? Сидят и сплетают ложь на ложь, чтобы «схватить» (Ин.10:39) не Господа – ибо это не по силам их, а тех, которые просты в вере и не могут распутать их хитросплетений.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.10:27–38)

Протоиерей Александр Шаргунов

Овцы Мои, — говорит Христос, — слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто — нет. (И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто в благообразной овечьей шкуре). Мы должны идти за Господом. Напрасно мы слушаем Его голос, если не идем за Ним. «И Я даю им жизнь вечную, — говорит Он, — и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Есть вечная жизнь и есть вечная гибель. Пастыри, у которых большие стада, нередко не замечают, как они теряют некоторых своих овец. Но Христос делает все, чтобы ни одна из Его овец не погибла, — ни одна! Те, кто в руке Господней, — находятся в безопасности. И сила Отца Небесного также хранит их. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех». Он больше, чем все пастыри, которые дремлют и спят иногда, а Он бодрствует над Своим стадом днем и ночью. Он больше, чем все враги Церкви. Он больше, чем все силы земли и ада. Диавол и ангелы его часто нападают на Церковь, и бывают весьма искусны в войне против нее. Но они никогда не одолевали и не одолеют ее.

«Я и Отец — одно», — говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных Страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17:11) . Христос — единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему — совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему.

И мы видим злобную ярость иудеев. Они «опять схватили каменья, чтобы побить Его». Только что они требовали, чтобы Он ясно сказал им — Христос Он или нет. А теперь они хотят осудить Его как злодея. Но каменья, которые они бросают в небо, падают на их головы.

Господь с кротостью отвечает им: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего, за которое из них хотите побить Меня камнями?» Он болящих исцелял, голодных накормил, печальных утешал, Его дела с очевидностью свидетельствовали перед всеми о силе, красоте и любви, зримо исходящей от Бога. За какое из этих дел хотят они побить Его? В ответ они говорят, что не за доброе дело хотят они побить Его камнями, но за богохульство и за то, что «будучи человек, Он делает Себя Богом». Они изображают себя такими ревнителями чести Божией, что не могут выносить богохульства.

В ответ на обвинение иудеев Христос дает доказательства Своего Божества, ссылаясь на Писание и на дела Свои. «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» Мы знаем, что слово Божие не может нарушиться, и что в нем нет ошибки. Каждое слово Божие — истинно. Как же «Тому, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий»? Господь Иисус Христос — Превечное Слово, и Он не мерою имеет Духа. Он был послан в мир как Господь всяческих. Иудеи наносят Ему бесчестие за то, что Он именует Себя Сыном Божиим. Как смеют они утверждать, что Бог-Истина говорит ложь? И обвинять Сына Божия в богохульстве? Даже бесы, которых Они пришел судить, исповедуют Его Святым Божиим, а иудеи, люди, которых Он пришел спасти, так поносят Его.

И Господь вновь ссылается на Свои дела. «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем».

Как Христос доказывает Свое посланничество от Бога божественностью Своих дел, так и мы должны свидетельствовать о том, что мы Его ученики, христианством наших дел. Дела, которые Он творил, были делами Его Отца, которые только Отец Его мог творить. И чудеса, которые во имя Его творили апостолы после отшествия Его на небо, были продолжением дел Христовых. Господь не требует признания Его Божественного служения, прежде чем Он даст этому доказательство. Невидимая сила и милосердие Искупителя явились видимым образом во всех делах Его. Потому не имеют извинения видевшие их и отвергающие Христа.

«Я и Отец одно», — говорит Христос, и «Отец во Мне, и Я в Нем». В познании этой тайны верою и послушанием Христу заключается все христианство. В поклонении жизнью и смертью нашей непостижимым глубинам любви Пресвятой Троицы, которые Духом Святым открывает Он нам.

***

Священник Стефан Домусчи

Люди во все эпохи испытывали противоречивые чувства, когда речь шла об отношении с божественным миром. С одной стороны им всегда хотелось, чтобы Бог был к ним благосклонен, чтобы Он помогал им, чтобы Он в их жизни участвовал. С другой стороны, они нередко ощущали его присутствие как вмешательство в их частную жизнь, как то, что не дает спокойно жить… Ведь Бог издревле воспринимался как Тот, Кто контролирует поведение, Кто может покарать или наградить за те или иные поступки. Именно поэтому в жизни людей разных вер и конфессий, мы встречаемся такое осторожное отношение к Богу: с одной стороны поиск Его благосклонности, Его участия; с другой, желание жить своей человеческой жизнью, жизнью, в которую никто не вмешивается, которую никто не контролирует. Особенно удобен для человека в этом смысле шаманизм и магизм. Неслучайно даже те, кто считает себя христианами, могут воспринимать Бога магически. Они могут жить своей жизнью, ни о чем и ни о Ком не вспоминать, но при необходимости обращаться к высшей силе, как они ее называют. И если шаманы на духов воздействуют бубном, то многие думают, что с Богом можно договориться с помощью свечей, постов и увеличения молитвословий… Картина печальная, но для многих знакомая.

На самом деле, человек знакомый с христианством знает, что оно и на Бога, и на человека, и на то, какими должны быть их взаимоотношения, смотрит совершенно иначе. Причем отличия не только в том, каким мы представляем себе Бога, но и в том, какие цели мы ставим перед собой. И если для очень многих людей цель жизни заключается в определенном качестве самой жизни, в том, чтобы она стала лучше, полнее… то и цель общения с Богом будет соответствующей, почти рыночной.

Христиане же, говорят, что человек призван к жизни вечной и к бескорыстному общению с Богом в доверии и любви. И значит, само общение может и должно быть другим. Неслучайно, Христос в сегодняшнем чтении говорит, что верующие в Него слушаются Его, знают Его и идут за Ним. И Он дает им жизнь вечную. Но если наша цель — жизнь вечная, значит должен отличаться и наш взгляд на Бога, на меру Его участия в жизни мира. Выражен этот взгляд в сегодняшнем чтении очень кратко. Но услышав эти слова, слушающие берутся за камни… Христос говорит: Я и Отец — одно. И увидев их гнев продолжает… За какое из добрых дел вы хотите победить меня камнями? – спрашивает Он. Не за добрые дела, но за то, что Ты будучи человеком делаешь себя Богом.

Действительно, для многих людей было бы удобнее, чтобы Бог был где-то далеко, чтобы Он только по временам выполнял просьбы, но не вмешивался в их жизнь. Но Христиане верят, что во Христе сам Бог стал человеком и вошел в нашу жизнь. И это утверждение, не какое-то одно из мнений, но самая суть всего Евангельского благовестия.

Почему же для нас так важно видеть Бога в лице Христа? Потому что наша цель не в том, чтобы некий космический помощник обеспечил нашу земную жизнь полнотой своих даров, но в том, чтобы, освободившись от тяжести грехов, достигнуть вечной жизни. И это так не потому что мы нечто заслужили или принудили Его к милости, но потому что Он Сам, по своей любви захотел стать таким как мы, чтобы мы могли стать такими как Он.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О Боге и богах

Протоиерей Вячеслав Резников

Продолжая беседу о Добром Пастыре, Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и Они идут за Мною». Вообще возможность общения – великая тайна. Мы никогда не могли бы слышать, понимать, сочувствовать друг другу, если бы не вышли из рук единого Творца. «Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех», – говорит Господь. Наш Творец дал нас друг другу. Мы можем говорить и слышать, потому что Он дал каждому и уста, и уши. И в наших душах Он как бы натянул одинаковые струны. И когда душа слышит, струны ее звучат, и она соглашается, сочувствует и отвечает.

Но это – о людях, о существах одной природы. А разве не справедливо возмутились иудеи, когда услышали: «Я и Отец – одно», где «Я» – видимый человек, а «Отец» – невидимый и Всемогущий Бог? Что общего у Творца с тварью, и как они-то могут соединиться в одно? Так, «иудеи схватили каменья» и сказали Человеку Иисусу: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом».

И тогда Иисус не стал защищать Свое Божественное достоинство, но неожиданно заговорил о достоинстве человеческом. Он напомнил восемьдесят первый псалом, где есть такие таинственные слова: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит… Аз рех: бози есте (Я сказал: вы боги) и сынове Вышняго вси»… Иудеи, конечно же, никогда не отрицали, что слово Божие обращено было к их народу. Но ведь надо идти до конца: если струны человеческой души могут откликаться и на Божественные звуки, – значит, в этих струнах – Божественный строй. И если Сам Бог – Бог по естеству, то человек – бог по благодати. Бог и сотворил человека именно «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт.1:27). Человек, пока не согрешил, мог буквально видеть и слышать «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» (Быт.3:8). И возможности человека безграничны: «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин.14:12). «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» (Пс.81:6)? И если так велико человеческое достоинство, если Бог «назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?

Но только ли за это мнимое богохульство подняли иудеи на Господа камни? А могут ли вообще эти слова, «вы боги», даже правильно понятые, вызвать в человеке «чувство законной гордости»? Легко ли слышать «вы боги», и видеть действительную глубину своего падения? Легко ли слышать, что душа твоя, сотворенная, чтобы вместить Творца, – на самом деле безнадежно наполнена всяким хламом? Так хочется положить себе пределы, делать «от сих до сих» и спокойно ждать за это положенной награды!..

Но Бог, ставший человеком, беспощадно возвеличивает нашу человеческую природу, говоря: «Я и Отец – одно». Посреди нас, как посреди равных Себе, Бог в сонме богов стоит и справедливо укоряет: «Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете»? «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете». Подумать только: Он упрекает в том, что мы умираем, как упрекают в каком-то обычном неблаговидном поступке! Насколько же чужда смерть нам по естеству, и насколько своей, неотъемлемой, сделали мы ее своими грехами!

Найдем же в себе, для начала, силу и решимость – принять это свое первозданное человеческое достоинство. И, значит, – со всей ответственностью принять весь позор своего падения, позор жалкой нынешней жизни и жалкого умирания. И при этом не станем бежать, прятаться от лица Божия, как наши прародители. Смиренно и мужественно скажем Ему те слова, которыми кончается восемьдесят первый псалом, и непосредственно начинается праздник Пасхи, праздник победы над смертью: «Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех».

Церковный календарь. 1 июня

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 1 июня

Читаем Апостол. 1 июня

Мульткалендарь. 1 июня. Благоверный великий князь Димитрий Донской

Преподобный Корнилий Комельский

Этот день в истории. 1 июня