27 мая 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 5-й седмицы по Пасхе

(Деян.12:12–17; Ин.8:42–51)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 8, стихи 42-51:

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Деяния святых апостолов, Глава 12, стихи 12 - 17:

12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 8:42-51) Ин.8:42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Так как Он исключил их из родства с Авраамом, то они поднялись еще выше, называют отцом своим Бога. Он укорил их как убийц, а они, защищая себя, говорят, что они мстят за Бога и потому-то составляют совет против Него. Посему и Господь, показывая, что они не за Бога вступаются, по самому замыслу своему хотят убить Его, и не суть дети Божии, как они думали, но даже противники Богу, говорит: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня». Ибо Я от Бога сошел в мир, то есть явился во плоти. Я не противник Богу. Я от Него пришел. Посему, восставая на Меня, вы враги Богу.

Ин.8:43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

Почему вы не познаете речи Моей, не разумеете и не понимаете того, что Я говорю? Без сомнения, не по другому чему, как потому, что не можете слышать слова Моего, то есть не хотите. Ибо «не мочь» употребляется вместо «не хотеть». Доколе в вас живет зависть и убийственный замысел, как вы можете слушать, что Я говорю?

Ин.8:44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего.

Сказал «вы не можете слушать слова Моего» вместо «не хотите». Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. «Вы хотите исполнять похоти его». Не сказал «дела», но «похоти», показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу.

Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

«Он был человекоубийца от начала». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устял», но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например, на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: «В день, в который вкусите, будете как боги» (Быт.3:5). А они (Адам и Ева) получили смерть.

Ин.8:45. А как Я истину говорю, то не верите Мне.

А Мне не верите, потому что Я говорю истину. Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи.

Ин.8:46. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

Они сами себя называли сынами Бога. Он говорит: «Если вы сыны Бога, вы, конечно, должны ненавидеть грешника. Если и Меня, которого ненавидите, можете обличить во грехе, очевидно, ненавидите Меня справедливо. Если же никто не может обличить явно, вы ненавидите Меня за истину.» За какую истину? Без сомнения, за ту, что Он Сам Себя называл Сыном Божиим, что совершенно истинно.

Ин.8:47. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии». Посему, если бы и вы были сынами Божиими, вы не отвращались бы от Меня, Сына Божия, сшедшего с неба и возвышающего слова Божии.

Ин.8:48. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Так кротко говорит им Господь, а они позволяют себе дерзости. Они говорят: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и беса имеешь в Себе?» Называли Его Самарянином как нарушителя иудейских обычаев, например, субботнего покоя, так как самаряне не соблюдали в точности иудейского закона. А беснующимся называют Его, может быть, подобно тому, как говорили, что «Он и бесов изгонял силою князя бесовского» (Лк.11:15). Ибо все клеветавшие, что Он изгонял бесов силою веельзевула, говорили, что Он имел в Себе веельзевулова беса, которым и совершал чудеса. А как Он открывал их помыслы и пожелания, то, может быть, считали Его беснующимся и потому, что думали, будто тайны сердца их открываемы Ему были бесами.

Когда же называли Его Самарянином? Евангелист нигде об этом не упомянул. Отсюда видно, что евангелисты не все записали, а многое и опустили, как мы о сем самом заметили в другом месте.

Ин.8:49. Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Так они обижают Его, а Он незлобливо принимает от них обиды. Впрочем, когда они сами себя называют сынами Божиими, Он сильно обличает их, вступаясь за истину; а когда Его обижают, Он не защищается. Сим научает Он и нас вступаться за славу Бога и кротко переносить обиды, касающиеся нас самих, подобно как и Он кротко говорит: «Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего».

Как же Он чтит Отца? Вступаясь за Него и не позволяя убийцам и лжецам называться сынами Спасителя и Истины. «Вы, – говорит, – бесчестите Меня за то, что Я чту Отца Моего, поносимого вами, так как вы клевещете, что Он отец ваш. Но, если Я и не отмщаю за Себя, а переношу обиды, вы не думайте, что эта обида останется без отмщения. Есть Отец, Который накажет за такую обиду, наносимую Мне потому, что Я вступаюсь за Него и не позволяю вам называть самих себя сынами Его.»

Ин.8:50. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

Есть Ищущий Моей славы, и не только Ищущий, но и Могущий судить и наказать обижающих Меня без основания. Часто иной ищет взыскания за обиду, но сам не может судить. А Отец и ищет славы Сына, и может судить. Посему и сказал: «Есть Ищущий и Судящий».

Какое человеколюбие! Его обижают, а Он искание Своей славы и отмщение предоставляя Отцу, обращается к увещанию и учению и таким образом благотворит тем, кои наносят Ему обиды. Так и мы должны платить своим врагам.

Ин.8:51. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

Что же он сказал им? «Кто соблюдет Мое слово», то есть с верою соединит и жизнь чистую (ибо тот только истинно соблюдает учение Господне, кто имеет и жизнь чистую), такой не увидит смерти, которою умирают грешники, предаваемые в будущем веке бесконечному мучению и отпадающие от истинной жизни.

Вместе с сим дает им знать, что если соблюдающий слово Мое не умирает, тем более – Я. Зачем же вы хотите убить Меня, над Которым смерть имеет так мало власти, что Я даже и другим дарую истинную жизнь? Ибо, хотя верующие умирают телесно, однако, они живы в Боге.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийГосподь объяснял иудеям, почему они не веруют в Него, чем бы вы думали? Тем, что Он истину им говорит: «А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин.8:45). Ложь обратилась, как говорится, в плоть и кровь их и сделала истину невместимою для них. Отчего и ныне не веруют? Оттого же; Господь истину говорит, потому и не веруют. Но как же это? Ведь они все ученые и только у них речей, что об истине? Речей-то много, да дела никакого. Плетение систем их то же, что плетение паутинное; только они не замечают этой непрочности. Начала систем их без оснований, и последующие повороты их без доказательств; а они все-таки удовлетворяются ими. На предположения такой образовался позыв, что, кажется, они одни составляют все содержание их умов; и, однако, это слывет солидным образованием. Туман мечтаний напущен ими на немногие добытые ими факты; и эти последние восстают в этом тумане совсем в другом виде, чем они есть на самом деле; однако, это слывет областью истины непреложной. Так-то ум стал гнил, и так-то испортили его вкус! Как вместиться в него истине? Вот и не веруют они Господу, Который говорит одну только истину.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.8:42–51)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос говорит иудеям, что если бы Бог был их Отец, как они утверждают, они любили бы Его, Христа. Достоинство каждого человека испытывается его отношением ко Христу. Встреча со Христом — испытание и суд. Христос — свет Божественный, по которому судимы все. «Почему вы не понимаете речи Моей?» — вопрошает их Господь. Они не понимают не потому, что умственно неразвиты, а потому что духовно глухи. Они не желают слушать Христа и не желают Его понимать. Можно затыкать уши, когда говорится слово истины и правды. И если делать это в течение долгого времени, есть опасность стать навсегда духовно глухим. Такой человек может слушать только то, что хочет услышать, утрачивая способность воспринимать слово Божие. Именно это и происходит с иудеями.

И Господь выносит им страшный приговор. Их отец — диавол. Господь характеризует диавола двумя чертами. Он — человекоубийца от начала. Он искусил человека, через него грех вошел в мир и грехом — смерть. Таким образом, диавол — убийца всего рода человеческого. И первый убийца из людей — Каин — был вдохновлен диаволом. Диавол убивает в жизни все, что делает ее драгоценной — добро, чистоту, честь, честность, мир, радость и любовь. Зло, идущее от диавола, с его гордыней, завистью и злобой разрушает жизнь, и потому все оно направлено против Христа, Который пришел, чтобы дать людям жизнь и жизнь с избытком. И теперь иудеи, замышляя убийство Христа, следуют путем диавола. Во-вторых, диавол любит ложь. «В нем нет истины». Никогда нельзя доверять ему и тому, что он говорит и делает. Все лжепророки — его. Весь обман в человечестве — злого добра и доброго зла — принадлежит ему. Ложь — его естество. И когда он говорит ложь, он говорит на своем языке. Всякая ложь — от диавола, отца лжи, и исполняет работу диавола. Для лжи всегда ненавистны истина и правда, и ложь делает все, чтобы уничтожить их. Потому иудеи хотят, чтобы не было Христа. Христос называет иудеев детьми диавола — они предпочитают истине ложь и ищут убить Его и разрушить жизнь.

«Кто от Бога, тот слушает слова Божии», — говорит Христос. Овцы Христовы знают глас своего Пастыря и отличают его от гласа наемника. «Кто из вас обличит Меня в неправде?» — обращается Он к иудеям и ко всему роду человеческому. Враги Христовы могут ответить Ему только молчанием. Сам Господь отвечает за них: «Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Обвинение в безбожии — в безбожном служении Богу — невыносимо для иудеев. И учители Закона и фарисеи с презрением отвечают Господу: «Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» Называя Господа самарянином, они имеют в виду, что Он — враг Израиля, ибо между иудеями и самарянами была смертельная вражда. И что Он — нарушитель Закона и еретик. Они хорошо понимают, что надо повесить на Него такой ярлык, так Его очернить, чтобы сделать Его имя ненавистным для толпы. Кто из нормальных людей будет слушать одержимого?

Господь кротко и смиренно отвечает иудеям, что у Него одна цель — прославить Бога, в то время как они непрестанно бесчестят Его. «Не во Мне бес, — говорит Он, — а в вас». «Впрочем Я не ищу Моей славы, — добавляет Он, — есть Ищущий и Судящий». Господь знает, что Его ждут поношения, отвержение, бесчестие и распятие. Но есть Бог, Который явит все и истинной свете, и прославит Сына Своего как Единородного от Отца. Этими словами Господь призывает также всех верных к терпению, упованию, что есть Единый Судящий Бог.

«Истинно, истинно говорю вам, — говорит Господь, — кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек». Наше призвание — не только сохранить, но и соблюсти слово Христово в памяти, в сердце, во всей жизни нашей. Любящий Господа не увидит смерти вовек. Смерть его будет такова, что он не узнает мрака смерти, смерть будет для него — переходом, Пасхою. Он увидит, что смерть поглощена победою, нет больше вечной смерти, потому что Христос воскрес из мертвых и все заполнил Своим Божественным светом.

***

Священник Дмитрий Барицкий

Как появляется вера в человеке? Зависит ли ее рождение от наших усилий, или же она настигает человека внезапно, как влюбленность, и совершенно не зависит от нашей воли. Отрывок, который мы только что услышали, приоткрывает завесу этой тайны.

Слова Христа, обращенные к иудеям, свидетельствуют о том, что появление веры в человеке не есть результат единственно лишь божественного вмешательства. Оказывается, у каждого есть власть самому определять, что ему видеть, слышать и что из увиденного и услышанного допускать к своему сердцу. Эта власть простирается так далеко, что перед ней в каком-то смысле оказывается бессильным даже Сам Бог. Даже Он не может заставить человека услышать и понять Свои слова, если тот не хочет слышать и понимать их. А потому и получается, что вера — это результат не только призыва со стороны Бога, она еще и результат той внутренней сердечной установки, которая подсказывает каждому из нас, принимать свидетельства о Боге или нет. Вникать в то, что говорит нам Спаситель или проигнорировать. Другими словами, вера в Бога зависит, в том числе, и от воли самого человека.

Почему же человек не может услышать Бога? В этом отрывке Христос прямо указывает на причину этого — желание исполнять похоти дьявола. Речь идет о трепетном отношении к своим дурным, но зачастую таким родным и любимым привычкам и наклонностям. Ведь ответ на призыв Бога всегда подразумевает то, что от многого придется отказаться, многое придется изменить. А потому человек и предпочитает не слышать голос Творца, который непрестанно обращается к нему.

Парадоксально, но все сказанное в этом отрывке, адресовано именно верующим людям. Ведь Христос разговаривает с религиозными лидерами евреев, которые формально были очень благочестивы. И вот, при всех своих внешних религиозных атрибутах, они так внутренне окостенели, что не просто не хотят слышать Бога, но в итоге даже убивают его на кресте.

Для нас все это повод призадуматься. Оказывается для подлинно духовной жизни недостаточно единократно ответить на призыв Бога, признать Его существование и стать участником религиозной общины. Господь обращается к нам постоянно. Это непрекращающийся призыв, который звучит в нашем сердце и на который мы должны отвечать каждое мгновение. Бог ожидает от нас диалога, беседы. А потому подлинная духовная жизнь — непрестанная ревизия собственного сердца, попытка прислушаться к тому, что в нем происходит и действительно ли оно открыто Богу. Действительно ли мы способны расслышать Его слова и откликнуться на них или Его голос тонет в какофонии наших греховных привычек, желаний и страстей.

Только в том случае, если мы обретем это непрестанное сердечное предстояние перед своим Творцом, мы сможем в самих себе услышать те слова, которыми заканчивается сегодняшнее Евангельское чтение: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек».

***

Священник Стефан Домусчи

Жизнь человека протекает как бы в двух планах: личном и общественном. И если в прежние времена общество часто навязывало человеку не только общие правила, но и то, как именно он должен вести себя в честной жизни, что любить, от чего отвращаться… Современное общество, напротив, идеализирует свободу его мнений, позволяет ему любить и не любить по собственному желанию, только бы его вкус не мешал другому человеку или обществу. Попытки навязать человеку свой вкус, свои приоритеты выглядит как посягательство на его свободу. Тем более, когда речь идет о любви. Ведь человек воспринимает любовь как то, что от него не зависит, что с ним случается. Существует множество историй о том, что человек может быть и не хотел бы любить, но любит и ничего не может с собой поделать. И напротив, хотел бы любить кого-то, но этот человек не вызывает у него ничего кроме антипатии. Не случайно существует пословица: сердцу не прикажешь. А ведь любовь происходит именно из сердце.

Однако в сегодняшнем чтении мы слышим странные, на первый взгляд, слова Спасителя: «Если бы Бог был ваш Отец, то вы любили бы Меня». Если бы речь шла об обычном отце, сына которого мы были бы обязаны любить, если любим его самого, то фраза эта была бы неправомерна. Любовь к одному человеку, совсем не обязывает нас любить другого. Это выглядит как принуждение к любви. Но на самом ли деле любовь – это лишь то, что с нами случается? Или человек может стать хозяином своего сердца?

На самом деле, когда говорят о невынужденности любви, чаще всего имеют ввиду влюбленность, то чувство, которое человек действительно не может до конца себе подчинить. Но когда речь идет о любви, которая не только чувство, но и сознательное действие, мы уже можем говорить в категориях не только возможности, но и в категории обязанностей. По крайней мере это так, с религиозной точки зрения.

Дело в том, что человек сотворен Богом и его существование предполагает соблюдение нескольких условий. Например он должен дышать воздухом, такова его природа. Может ли человеку не нравиться кислород? Может ли он сказать, что ему больше нравится дышать водородом или углекислым газом? Сам вопрос кажется абсурдным, ведь иначе он просто не может.

Другое дело, когда речь идет о любви. Человек, как сотворенный по образу Божьему, действительно сотворен для любви. Для любви к Богу и людям. Любовь для него естественна, только в любви, как в жертвенном и сознательном чувстве дарения себя Другому, он находит счастье. Но так как в современном своем состоянии он поражен грехом и все силы его души разобщены, любить другого для него оказывается очень трудно. Легким в таком разобщенном состоянии для него оказывается только эгоистическая любовь к себе.

Иными словами, истина о человеке, которую выражает Христос в сегодняшнем чтении довольно проста: тот, кто свободно избирает веру в Бога и считает Его своим Отцом, должен принять так же и истину о человеке, о том, что любовь к Богу и ближнему – естественна для него настолько же, насколько естественно для него дышать кислородом. Тот, кто говорит, что любит Бога, этими самыми словами обязывает себя к внутреннему воспитанию, к тому, чтобы в свете Божественной любви любить все, что с Богом связано, все, что от Него исходит.

Человек, конечно, может не любить другого, это его право, право подчиняться греху в себе, и не подчинять себя истине. Но тогда он должен быть честен не только с собой, но и с Богом, которого он называет своим Небесным Отцом.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Александр Глебов

Сегодняшнее евангельское чтение является отрывком из диалога между Христом и иудеями. Смысл диалога в следующем. Иудеи ошибочно полагали, что их происхождение от Авраама дает им право называть себя детьми Божиими. Они считали, что вера Авраама, его особые отношения с Богом, его праведность такова, что ее достаточно не только для самого Авраама, но и для всех его потомков, вне зависимости оттого, что из себя эти потомки представляют.

Христианский писатель II века святой Иустин Мученик в беседе с иудеем Трифоном об иудаизме услышал от него такое умозаключение. Иудей Трифон говорит: «Вечное царство будет дано тем, кто является семенем Авраама по плоти, даже если они были грешниками, неверующими и противниками Бога». Конец цитаты. То есть даже если человек враждовал против Бога, но если он – иудей, то Бог все равно дарует ему Свое вечное Царство, только лишь в силу его происхождения от Авраама. Так считали иудеи.

Христос опровергает их мнение. Он говорит, что если бы вы были дети Авраама, то и дела Авраамовы делали бы. Так как не физическое родство делает человека потомком Авраама, а подражание Аврааму в его незыблемой вере, в его надежде на Бога. Физическое родство в деле спасения не так уж важно, потому что как говорит Христос в другом месте Евангелия, что Бог может и из камней воздвигнуть потомков Авраама.

Сказанное иудеям относится, в общем-то, и к нам. Мы не можем ни в религиозном, ни в политическом отношении жить достижениями прошлого, достижениями наших предков. Ну, допустим, мы достигнем каких-либо успехов в жизни нашей страны не тогда, когда будем рассуждать о великой России прошлого, а когда своим трудом и жизнью будем подражать тем, кто ее сделал великой.

А свое сыновство Богу мы можем проявить только исполнением Его воли и больше ничем. На что, кстати, и указал Христос иудеям. Он говорит им: «Если бы Бог был отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи».

Да, диавол есть ложь и отец лжи. И именно во лжи, в обмане и заключается вся его диавольская сила. Все его остальные способности воздействия на людей, они были разрушены Воскресением Христовым. Диавол побеждает нас исключительно хитростью. А хитрость заключается вот в чем.

Диавол не может нас силой заставить совершать грех. Тогда бы теряла просто всякий смысл идея Суда Божия: за что же нас тогда судить, если мы всего лишь игрушки в руках темной силы. Свобода выбора у нас существует всегда. Поступить так или иначе, совершить грех или отказаться от него. И все-таки часто мы выбираем грех.

Почему? Ведь грех – это скорбь, это переживание, это болезнь, это, в конце концов, смерть, и, тем не менее, мы иногда совершенно добровольно и осознанно выбираем для себя именно этот путь. Почему? Да потому что вся деятельность отца лжи в истории и заключается как раз в том, чтобы представить грех привлекательным для человека, чтобы лишить грех образа страдания, болезни и смерти, чтобы не отвращение к греху, не ненависть к греху, а тяготение к греху сопровождало человеческую жизнь.

И на протяжении всей истории идет этот великий обман людей, которым грех представляется в светлых одеждах. Но ведь если бы совершение греха всегда сопровождалось видимой отвратительной картиной, то люди бы его никогда не совершали. Но нас манит грех. Потому что диавол – обманщик. Он подает нам отраву в красивой упаковке, и мы принимаем ее.

Сегодня на пропаганду греха работает огромная индустрия рекламы, которая утверждает грех и человеческий порок, чуть ли не как правду жизни. С экрана телевизора грех рисуют привлекательным и желанным. Он как будто бы лишен образа страдания и смерти. Это обман. Те, кто это делают, кто развращают, конечно, в первую очередь молодое неокрепшее духовно и умственно, не сформировавшееся физически поколение, они творят дела отца лжи, диавола.

А нам надо помнить, что все самое дурное, все, что калечит жизнь людей, все, что делает нас несчастными, связано с грехом. Со святостью не связаны ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Но надо обладать чистым сердцем, чтобы распознать грех, увидеть его сущность, осудить его, и с помощью Божией отринуть его и творить дела и заповеди Того, к Кому мы каждый день обращаемся молитвой со словами: Отец наш. Аминь.

Церковный календарь. 27 мая

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 27 мая

Читаем Апостол. 27 мая

Мульткалендарь. 27 мая. Преподобный Серапион Синдонит

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец

Этот день в истории. 27 мая