25 мая 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 4-й седмицы по Пасхе

(Деян.12:1–11; Ин.8:31–42)

Евангелие святого апостола Иоанна, глава 8, стихи 31 - 42:

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Деяния святых апостолов, Глава 12, стихи 1 - 11:

1 В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2 и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3 Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, -
4 и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна

(Ин. 8:31-42) Ин.8:31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

А что они не были верующими в точном смысле, это очевидно. Ибо Он к уверовавшим иудеям говорил: «Если пребудете в слове Моем». Сим показывает, что хотя они уверовали, но поверхностно, и потому не останутся в вере. Обличая же их в этом, показывает, что Он знает сердца их и есть Бог.

Ин.8:32. И познаете истину, и истина сделает вас свободными.

А как некоторые из прежних мнимых учеников Его удалились, посему к уверовавшим теперь Он говорит: «Хотя те удалились, но если вы пребудете в Моем слове и вере, то «познаете истину», то есть Меня, ибо «Я есмь Истина» (Ин.14:6). Ныне же вы не знаете истины, потому что закон, блюстителями которого вы себя почитаете, не есть истина, но образ и тень. Если познаете Меня, Который истинен, то «истина освободит вас», то есть Я освобожу вас от грехов.»

Ибо кто верует во Вземлющего грех мира, тот, без сомнения, свободен от грехов. Как неверующим Он сказал, что «умрете во грехах своих» (Ин.8:21), так тем, которые пребудут в вере, обещает свободу от грехов. Ибо законные жертвы и окропления, как образы, не освобождали от грехов, а жертва духовная и истинная чрез веру и познание освобождает (от грехов) нас, которые уже не остаемся рабами, но соделываемся сынами Божиими.

Ин.8:33. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

Гордые иудеи опять привязываются к суетному благородству и с яростью говорят: «Мы семя Авраамово». Если и нужно им было негодовать, то на что-нибудь другое. Он сказал им: «Вы познаете истину». Посему им следовало бы сказать: «Что ж, разве ныне мы не знаем истины? Разве все предписания закона и наше познание ложны?» Но они ни о чем таком не заботились: они беспокоятся о делах мирских, думая, что Он укоряет их в рабстве и низком происхождении.

«Мы семя Авраамово». Нигде они не упоминают о своих достоинствах, но обращаются к отцам. Посему и Иоанн говорит им: «Не начинайте говорить, что отец у Нас Авраам» (Мф.3:9).

Говоря, что никому не были рабами, они явно лгали. Ибо каждый раз, как были пленяемы, они были в порабощении: у египтян, вавилонян и многих иных народов.

Ин.8:34. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

Господь не обличает их во лжи. Его цель доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое, и от него может избавить один только Бог. Ибо отпускать грехи – дело одного только Бога. Посему говорит: «Всякий, делающий грех, есть раб греха», а посему и вы, поколику грешны, также рабы. На это они могли сказать, что хотя мы и подлежим такому рабству, но у нас есть жертвы, есть священники, которые очищают нас от грехов. Он говорит, что и они рабы, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Впрочем, священники ваши, будучи сами рабами, не имеют власти другим прощать грехи.

Об этом яснее говорит апостол Павел, именно: «Священник должен приносить жертву и за самого себя, как за народ, потому что и сам обложен немощами» (Евр.5:2–3).

Ин.8:35. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

«Раб, – говорит, – не пребывает в доме», то есть не имеет власти дарить что-нибудь, так как он не господин дому, а сын-господин дому и пребывает в доме. Домом называет власть, подобно как в другом месте именует домом начальство, говоря, что «в доме Отца Моего обителей много» (Ин.14:2).

Ин.8:36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Итак, те священники ваши, будучи рабами, не имели власти прощать грехи. А Я, Сын, пребывающий в дому, то есть имеющий власть и самостоятельное начальство, Владыка дома, одарю вас свободою, потому что все – Мое, и Я единосилен и единовластен со Отцом. Когда Я вас освобожу, тогда вы будете почтены истинною свободою. Теперь вы присвояете себе ложную свободу, а Мною будете освобождены существенно и истинно.

Ин.8:37. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

«Вы, – говорит, – считаете себя семенем Авраамовым. Я согласен с тем, что вы сохраняете плотское родство с этим святым, но у вас нет с ним родства по духу. Он праведен, человеколюбив и странноприимен, а вы (умалчиваю уже о прочих сторонах вашей жизни, а выставлю самое явное, что вы теперь делаете) дышите убийством и ненавистью к людям. Ибо вы ищете убить Меня и злоумышляете против Меня. Как же вы истинные его дети, когда так далеки от свойств отца? Если хвалитесь сродством, то должны подражать и добродетели его.»

Чтобы не сказали, что мы справедливо ищем убить Тебя, Он выставляет причину. «Вы, – говорит, – беснуетесь против Меня не за другое что, как за то, что слово Мое превышает ваше разумение и не вмещается в вас. Между тем за это нужно было бы не убивать, а уважать и почитать, и сильнее желать, чтобы Я научил высоте догматов.»

Ин.8:38. Я говорю то, что видел у отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Чтобы опять не сказали Ему, что мы и за слово Твое справедливо ненавидим Тебя, потому что Ты говоришь нам не от Бога, а от Самого Себя, и потому мы не можем принять Твоего учения, Он прибавляет: «Я говорю не Сам от Себя, но говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего».

«Я, – говорит, – возвещаю божественное и небесное и тем являю Отца Моего, а вы своими делами являете отца вашего то есть диавола». Когда слышишь сии слова «Я говорю то, что видел», то не думай о телесном видении, но разумей знание естественное, истинное и самое верное. Как глаза, здраво видящие дело и истину, видят истинно и не обманываются, так и Я истинно говорю то, что узнал от Отца.

Ин.8:39. Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

Он выставляет отцом их диавола, потому что в делах их видит их подобными ему; а они постоянно выставляют Авраама. Господь часто напоминает об их преступном намерении и отрицает родство их с праведником для того, чтобы пресечь лишнюю хвастливость их и убедить, что надежду нужно полагать не в суетной гордости плотским сродством, а в сходстве произволения. Поистине, как Врач душ Он утишает в них воспаление, происходящие от мечтания о сродстве с Авраамом и препятствующее им прийти ко Христу, ибо они сродство это считали достаточным для своего спасения.

Ин.8:40. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

Итак, вы, дышащие убийством и ищущие умертвить Меня, не дети Авраама. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал, что справедливо ищут убить Тебя, Он говорит: «Я – Человек, не восстающий против Бога, не ищущий Своей славы, но говорящий то, что Я слышал от Отца Моего, и сказывающий истину».

Какая же это была истина? Та, что Он равен Отцу и не раб, как один из пророков, но Сын, не делающий и не говорящий ничего от Себя, но все от Отца. Ибо за это они искали убить Его.

Ин.8:41. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

А они опять говорят: «Мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Смотри, какая надменность! Господь отрицает родство их и с Авраамом, а они до того тщеславны, что в безумии сами себя называют детьми Самого Бога. Они хвалятся сыновством Божиим, вероятно, потому, что слышали слова «сын Мой первенец Израиль» (Исх.4:22). Но они должны были знать, что Бог говорил и в другом месте: «Сыновей родил и возвысил, а они отверглись от Меня» (Ис.1:2).

Господь мог бы обличить их в том, что многие из них рождены от любодеяния, так как вопреки закону жены еврейские вступали в связи с язычниками, а языческие жены с иудеями; однако же, Он не делает этого. Ибо Он не о том заботился, чтобы доказать неблагородство их телесное, но, главным образом, хотел доказать, что они низки по душе.

Ин.8:42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Так как Он исключил их из родства с Авраамом, то они поднялись еще выше, называют отцом своим Бога. Он укорил их как убийц, а они, защищая себя, говорят, что они мстят за Бога и потому-то составляют совет против Него. Посему и Господь, показывая, что они не за Бога вступаются, по самому замыслу своему хотят убить Его, и не суть дети Божии, как они думали, но даже противники Богу, говорит: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня». Ибо Я от Бога сошел в мир, то есть явился во плоти. Я не противник Богу. Я от Него пришел. Посему, восставая на Меня, вы враги Богу.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийСказал Господь: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти, и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце облежат постоянные тревоги, и отдыха ему не дают; но прилепись к Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе, и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом, сквозь мрак и темноты жизни этой, к всеблаженной, полной отрады и простора вечности.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Ин.8:31–42)

Протоиерей Александр Шаргунов

«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики», — говорит Христос. Кто хочет быть христианином не по имени только, тот должен знать, что является обязательным условием ученичества Христова — этой школы святости, в которую надо ходить всю жизнь. Мы должны пребывать в слове Христовом, как пребывают в доме родном, — нашем центре, покое и убежище. Господь обещает дать два драгоценных дара учащимся у Него. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Великое приобретение — знать истину. У учеников Христовых — хороший Учитель. Знание истины делает нас свободными в нашем служении Богу. Мы призваны в свободу славы чад Божиих. Истина освобождает нас от насильства диавола, от всех наших духовных врагов, от всех заблуждений и грехов, от смерти.

Иудеи, судящие по плоти, соблазняются этим словом Господа. «Мы семя Авраамово, — говорят они надменно, — и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» Как лживо это их утверждение и как бесстыдно они произносят его перед лицом всего народа! Как будто не было вавилонского плена, и как будто в это самое время они не находятся под властью римлян. Но, самое главное, они не понимают, что Христос говорит о другом рабстве, свободу от которого может дать только истина. Господь говорит о рабстве греха, о диавольском пленении и о свободе через познание Христа: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха». И разве не нуждается такой раб в освобождении? Нет человека, иже жив будет и не согрешит. Но есть те, кто хочет утвердить грех, как нормальное явление, кто ходит вслед скверной плоти, предпочитая грех всему. Господь как бы запечатлевает их рабским клеймом: «Вы рабы греха». Он показывает, что их пребывание в доме Божием не делает их наследниками Божиими вместе с Сыном. «Не думайте, что вы освободитесь от греха обрядами Моисеева Закона. Моисей — только слуга. Но если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Господь Иисус Христос предлагает нам истинную свободу, даруя усыновление Своею Кровью и освящением Божественным Духом. Иудеи хвалятся, что они — наследники Авраама, возвеличивая свои имена. А на самом деле это только усугубляет их вину. «Знаю, что вы семя Авраамово, — говорит им Христос, — однако ищете убить Меня». Они уже неоднократно пытались это сделать, и теперь не отступают от своего гнусного замысла. Потому что «слово Мое, — говорит Господь, — не вмещается в вас». Страшно, если слово Христово не находит места в человеке, особенно, когда это служитель Божий. Что-то другое вытесняет то, чему должно принадлежать все. Ничего хорошего не должно ждать от такого человека, ибо он дает в себе место диаволу и всякому злу.

Господь говорит, что Его учение — небесного происхождения: «Я говорю то, что видел у Отца Моего». Он один возвещает не только то, что слышал от Отца, но что видел у Него. А дела иудеев — от адских бездн: «Вы делаете дела отца вашего». В своем постоянном возрастании ненависти ко Христу они воистину уподобляются диаволу: «Если бы вы были дети Авраама, — снова говорит им Господь, — то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал». Наследники Авраама должны были бы не только хранить веру Авраама (хотя иудеи делали это только внешне), но творить дела Авраама. Они настолько неблагодарны и нечестивы, что ищут отнять жизнь у Того, Кто открывает им истину, которую Он слышал от Бога. «Авраам этого не делал». Авраам прославился своим человеколюбием и благочестием. Авраам веровал Богу, а они упорствуют в неверии. Авраам никогда не поступил бы так, если бы он жил в одно время со Христом: «Вы не дети Авраама, вы делаете дела отца вашего».

«На это иудеи сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога». Теперь они начинают понимать, что Христос говорит им о Небесном Отце, и гордо утверждают, что отвергаются, в отличие от прочих народов, прелюбодейного идолопоклонства. Но человек может быть свободным от явного идолопоклонства и погибать от иного, не меньшего нечестия. Они хвалятся быть истинными поклонниками истинного Бога. Христос говорит им, что они не имеют права называть Бога Отцом. Прежде всего, потому что они не любят Христа. «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня». Господь лишает их родства с Авраамом за то, что они ищут убить Его. И Он лишает их родства с Богом за то, что они не любят и не исповедуют Его. Все, для кого Бог — их Отец, имеют истинную любовь к Иисусу Христу. У Бога множество способов испытать нас. Но есть главнейший: Он послал Сына Своего Единородного в мир, с тем, чтобы всякий, кто нелицемерно называет Бога Своим Отцом, принял Сына Его. Только этим измеряется духовность каждого без исключения человека. Христос, Сын Божий, пришел, чтобы всех рассеянных чад Божиих собрать воедино. И все чада Божии с верою и любовью приемлют Его.

***

Протоиерей Павел Великанов

После острейшего диалога между Иисусом и представителями еврейской религиозной знати многие из наблюдавших за этим разговором уверовали в Иисуса как Мессию. К ним и обращена речь Спасителя, которую мы сейчас слышали.

Казалось бы, первое, что следовало бы сделать – это поддержать едва затеплившееся доброе расположение слушателей к Себе, помочь развить зарождающуюся веру. Но что делает Иисус? Он говорит, что если они сохранят верность Его словам, то Он сделает их свободными. Такое, казалось бы, вполне нейтральное утверждение для нашего слуха звучало вызовом для евреев.

Тема свободы для евреев – тема крайне болезненная. Находясь в римской оккупации, ожидая прихода Мессии Освободителя, они буквально бредили свободой – считая текущую ситуацию просто какой-то исторической ошибкой. Такой же, как и в своё время плен в Вавилонии, Персии, Греции. Даже будучи безнадёжно подвластными Риму, они не считали себя зависимыми от Империи. Фанатичная убеждённость в собственной исключительности, Богоизбранности, делали евреев предметом насмешек и римлян, и других народов. Поэтому как только озвучена тема свободы – евреи тотчас напряглись.

Но Иисуса не волнуют ни политические свободы, ни государственная независимость народа. Его речь – о другом: о свободе от греха, о свободе быть тем, кем ты на самом деле хочешь быть, о высшей, безусловной свободе, которую даровать может только Бог. Любой человек, каким бы он ни был богатым, гениальным или родовитым – обречен быть рабом многим вещам и явлениям этого мира. Каждый из нас – заложник собственного тела. Раб времени. Данник смерти. Во многом наша жизнь обусловлена греховными привычками и зависимостями. Но если в жизнь входит Воскресший Христос, победивший смерть и диавола – и входит не гипотетически, а вполне реально – открываются совершенно иные горизонты.

Говоря о двух разных состояниях  – «раба» и «сына» – Спаситель использует хорошо понятные слушателям представления. «Рабские» отношения с Богом – это отношения вынужденности, во многом определяемые страхом наказания. Напротив этого, сын – уже не боится своего отца, потому что знает, насколько отец его любит. В отличие от раба, которого по ветхозаветному закону, в определённые годы необходимо было освобождать, сын – всегда полноправный член семьи, наследник отца. Он послушен своему отцу не потому, что его боится, а потому, что любит.

Вот какой величайший дар есть у нас, христиан: право быть в сыновних, а не рабских, отношениях с Самим Господом Богом! И с какой легкостью мы сползаем в формальные, вынужденные, невдумчивые, недоверчивые состояния религиозности! Мы постоянно ищем, на кого бы поскорее сбросить эту дарованную нам Христом свободу – которая в наших глазах быстро превращается в невыносимое бремя: сбросить на духовных наставников, на умные книги, на уставные предписания – только бы не самому решать, не только бы не брать ответственность! Но пока мы не научимся быть свободными сынами и дочерьми в доме Отца – он никогда не станет для нас самым родным, самым любим – и самым желанным!

Помоги же нам, Господи, научиться преодолевать рабский страх и по-детски, по-сыновнему, вверяться целиком Твоему водительству по жизни!

***

Священник Дмитрий Барицкий

Первое, что сообщает нам сегодняшний отрывок, – ответ на вопрос, что такое истина. Вопрос для многих непраздный. Некогда его задал Иисусу Христу во время суда над Ним прокуратор иудеи Понтий Пилат. В ответ Господь промолчал. Почему? Да потому что Понтий Пилат, который был воспитан на классической греко-римской философии и литературе, представлял себе истину как нечто внешнее. Это или какое-то универсальное знание, которое открывается человеку, прочитавшему массу умных книг, ставшим специалистом в различных науках. Или же некая тайна, которая доступна только посвященным мудрецам. Чтобы узнать эту тайну, необходимо быть членом закрытого общества избранных и вместе с ними принимать участие в различных мистических обрядах. Как бы то ни было, тот, кто эту истину знает, можно использовать ее в своих целях. Поэтому Господь и молчит. Ведь Его ответ был бы Пилату непонятен. Ведь Истина это не что-то. Истина – это Сам Иисус Христос. Единство с Ним дает человеку ответы на все мучавшие его вопросы, позволяет увидь смысл всего происходящего вокруг, успокоиться. Поэтому Истинной нельзя обладать в своих корыстных целях. В Ней можно пребывать, то есть быть с Ней в тесном единстве.

Вторая не менее важная мысль, которую мы сегодня услышали, заключается в том, что именно пребывание в Истине, то есть в Боге, делает человека свободным. Свободным от чего? Часто мы понимаем под свободой нечто внешнее. Свобода от болезни, от бедности, от злого начальника, от необходимости платить налоги и т.д. Однако Господь говорит, что не это есть подлинная свобода. Подлинная свобода – то, что может быть скрыто только в самом человеке. Свобода от того, что сковывает его волю, наполняет смертностью и тлетворным ядом его ум, душу и сердце. Это свобода от греховных привычек и пристрастий, которые, возможно, дарят на мгновении иллюзию независимости, временную эйфорию, но на самом деле связывают человека по рукам и ногам. Подобно наркотику. Поэтому можно быть внешне свободным и независимым, но на самом деле нести бремя тяжелейшего рабства в своей душе. И наоборот. Человек может обладать подлинной свободой, даже находясь в тяжелейших условиях, например, в заточении и в болезни. Ведь он пребывает в Истине, то есть в полноте благодати. А она с лихвой восполняет все то, чего ему не хватает.

Наконец, третье, о чем нам говорит сегодня Спасителя, – пребывание в Истине, а, следовательно, и подлинная свобода доступны каждому. Иудеи думали, что они обладают истинной и являются свободными по причине своего происхождения от Авраама, принадлежности к иудейской нации и религии. Христос же говорит, что одного факта принадлежности к какому-то сообществу, национальному, социальному, религиозному, для этого далеко недостаточно. Необходимы личные отношения с Богом. Исполнение Его гласной заповеди – любовь к Нему и к тем, кто нас окружает.

Дай же и нам, Господи, не кичиться своим происхождением, не превозноситься над окружающими, но в первую очередь научиться исполнять Твою заповедь, чтобы обрести, наконец-то, Истину и получить подлинную свободу.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Александр Глебов

Сегодняшний евангельский текст чрезвычайно важен для нас, для нашей полноценной религиозной жизни. Ибо ту беседу, которую мы с вами слышали, Господь имел с уверовавшими в Него иудеями, то есть с людьми, верующими во Христа. А значит, все выше сказанное напрямую относится и к нам с вами, как к людям, так же верующим во Христа.

Господь в этой беседе утверждает, что единственный критерий, по которому можно определить, является ли человек Его последователем или нет – это конкретные дела и жизнь человека. «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики».

Это значит, что истинный последователь Христа должен пребывать в Его слове, то есть исполнять то, что Господь говорит, исполнять Его заповеди. И вот через это пребывание в Его слове, через исполнение заповедей человек обретает истину, которая делает его свободным: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Христос. И это, пожалуй, ключевая фраза сегодняшнего Евангелия.

О какой же истине говорит Господь? И что за путь ее познания? И от чего это познание освобождает человека? Все эти вопросы нуждаются в объяснении, уже хотя бы потому, что реакция уверовавших во Христа иудеев на Его слова была крайне раздраженной. «Мы – семя Авраамово, и не были рабами никому никогда. Как же Ты говоришь, сделаетесь свободными?» – говорили они. И в этих их словах, конечно, гораздо больше непонимания и амбиций, чем, нежели здравого смысла.

Ну, во-первых, они поняли заявление Христа, как относящееся к внешней политической свободе. Но даже при таком понимании их позиция представляется достаточно странной. Ведь потомки Авраама, или, как они сами себя называли, «семя Авраамово», не раз на протяжении своей истории были рабами, и в Египте, и в Вавилоне, да и сейчас, пафосно декларируя Христу свою свободу, они, в общем-то, были в полурабском состоянии под игом Римской Империи.

Христос, конечно, говорил им не о политической свободе и не о физическом рабстве. Он говорил о духовном рабстве, о рабстве греху. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам, всякий, делающий грех есть раб греха». А что это значит, быть рабом греха? Ведь рабство это не свобода, это потеря свободы.

А потеря свободы это потеря образа Божия. Потому что одна из характеристик образа Божия в человеке это именно свобода, свобода выбора, свобода воли. Но если человек несвободен, значит, образ Божий в нем помрачается. И тогда мы называем поведение такого человека безобразным, то есть без-образным.

Это значит, что образ Божий затенен в нем настолько, что уже ничего человеческого и не осталось. Он полностью порабощен греху. Конечно, грех не сразу порабощает всего человека. Обычно эта внутренняя экспансия происходит постепенно, и происходит не против нашей воли, а при ее активном содействии. Ибо, к сожалению, очень часто свободная воля человека направлена ко злу, направлена ко греху. И направляя раз за разом свою свободную волю ко злу, человек постепенно покоряет ее тому, кому она служит, покоряет ее греху.

Сердце человека, то есть то поле битвы, где, по словам Достоевского, диавол с Богом борется, остается за темной силой. Диавол как бы оккупирует сердце человека, лишает его свободы, делает то, что человек (не?) хочет. Ибо теперь, находясь во власти греха, он будет делать уже то, что велит ему грех.

Вот именно об этой внутренней несвободе и внутреннем противоречии и пишет апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»

Эти слова апостол Павел относит в первую очередь к себе, но в то же время в них выражена и общечеловеческая правда, относящаяся и ко всем людям, хотя, конечно, в очень разной степени. Ведь каждый из нас совершает грехи, а, совершая тот или иной грех, человек становится подвластным греху.

Как же освободиться от этого рабства и вновь обрести свободу? «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», – говорит Господь. А что такое истина? Сегодня этот известный вопрос Пилата для многих и многих остается открытым.

Ну, во-первых, у каждого своя истина, и каждый ее себе по своему представляет. Да и ищут ее подчас весьма экзотическим путем. Но ведь не может же быть много истин. Истина может быть только одна. И об этой истине Господь и свидетельствует, говоря: Я есть путь, истина и жизнь. Значит, абсолютная истина заключена в Боге. А для того, чтобы стать свободным, человек должен познать ее, то есть познать Бога.

Что это значит? На языке Библии слово «познание» – это не сумма знаний о чем-либо или о ком-либо, это не интеллект, не сбор информации, а это соединение. Это когда человек реализует через свою жизнь то, частью чего он стал. Это осуществление чего-либо.

Познание Бога или Богопознание это не богословие. Богопознание означает приятие человеком закона Божия, и жизнь, согласно его заповедям и через осуществление этого закона в жизни своей, через приятие Бога в сердце свое человек вытесняет оттуда другую темную силу. Он получает свободу от рабства греху, от греховной зависимости. В нем проясняется образ Божий.

Значит, через познание истины, то есть через Богопознание, через приятие установленного Богом порядка жизни и отношений между людьми и между людьми и Богом, человек становится свободным.

И закончить сегодняшнюю проповедь я хочу словами апостола Павла из 5-й главы Послания к Галатам, где апостол дает следующее определение свободы: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». Аминь.

Церковный календарь. 25 мая

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 25 мая

Читаем Апостол. 25 мая

Мульткалендарь. 25 мая. Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси

Преподобный Дионисий Радонежский

Этот день в истории. 25 мая