Толкование воскресного Евангелия. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Протоиерей Александр Шаргунов |
43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
(Мк. 15:43 - Мк. 16:8) Мк.15:43. пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
Мк.15:44. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
Мк.15:45. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
Мк.15:46. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
Мк.15:47. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Блаженный Иосиф, еще служа Закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Не стал он размышлять: вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев, – так ни о чем подобном не размышлял сам с собою, но, оставив все, как менее важное, просил одного – предать погребению тело Осужденного. «Пилат удивился, что Он уже умер» ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника: «давно ли умер?». То есть неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв тело, обвил ей, честное честно предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христов, и знал, как почтить Владыку. Он был «знаменитый», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания советника, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, которую имеющие должны были заведывать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя «Иосиф» – значит «приношение», а «Аримафей» – «возьми оное». Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, то есть покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо.
Мк.16:1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
Ничего великого и достойного Божества Иисусова не помышляют жены, когда сидят при гробе и покупают миро с тем, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело, дабы оно было благоухающим, а не издавало неприятного запаха от тления, и дабы силой мира, иссушающей и поглощающей влагу тела, сохранялось невредимым. Вот о чем думали жены.
Мк.16:2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
Мк.16:3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
Мк.16:4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
Мк.16:5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
Мк.16:6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
«И весьма рано, в первый день недели», восстав, идут ко гробу и размышляют: «кто отвалит камень»? Но, между тем как они размышляли о сем, Ангел отвалил камень, хотя жены не чувствовали того. Так и Матфей говорит, что Ангел отвалил камень после того, как жены пришли. Но Марк умолчал об этом, потому что Матфей уже сказал, кем отвален был камень. Если же Матфей говорит, что Ангел сидел на камне, а Марк, – что жены, вошедши во гроб, увидели его сидящим внутри, то сим не должно смущаться. Ибо могли они видеть Ангела, сидящего вне на камне, как сказано у Матфея, могли видеть опять его же внутри гроба, как упредившего их и вошедшего туда. Впрочем, некоторые говорят, что одни жены были упоминаемые у Матфея, другие – у Марка, а Магдалина была спутницей всех, как самая усердная и ревностная. Явившийся Ангел сказал женам: «не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ.
«Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь». И хотите ли увериться? «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место.
Мк.16:7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
Мк.16:8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
«Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, – он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников. Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев. Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали.
Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.
Иеромонах Феоктист Игумнов
Для очень многих людей Воскресение Христово крайне неудобный факт. А Сам Христос Спаситель — крайне неудобная Личность. Настолько неудобная, что они пытаются найти доказательства того, что Его и вовсе никогда не было. Что Он — выдумка, мифический персонаж. Сродни древнегреческим богам, всем этим зевсам, герам и посейдонам. И конечно же текст Евангелий подвергается самому пристальному анализу и самой жёсткой критике. На вид христианам ставится множество противоречий, которые содержит в себе евангельский текст. Сегодня Церковь следует за мыслью Евангелия и особым образом вспоминает этих женщин, которые с восходом солнца пришли ко гробу своего Учителя. Вспоминает и воспевает их действия, превозносит и хвалит то, что они сделали. Но одновременно с этим их действия входят в явное противоречие со словами Христа о том, что человек, который начинает что-то делать, должен сперва рассчитать хватит ли у него сил закончить начатое дело.
Женщины, которых Церковь называет мироносицами, действовали вполне в рамках традиции своего времени и своего народа. В обычае было как можно чаще приходить туда, где было положено тело усопшего и там предаваться плачу, чем громче был этот плач, тем большим считалось почтение к ушедшему. Удивляет странная женская логика: выйти в путь и по дороге вспомнить, что ко входу пещеры привален камень и что его надо как-то отодвинуть. Впрочем, Церковь настаивает, что они помнили о камне всегда, что их действия были вынужденными, они шли без мужчин, потому что мужчины в тот момент скрывались. Страх собственной смерти заставил их прятаться, а кого-то он заставил даже отречься от Учителя. В общем, мужчин рядом не было, но было стремление отдать умершему долг, который предписывает традиции, который естественным образом вытекает из живого человеческого чувства. Церковь акцентирует внимание на этом евангельском сюжете не только потому, что он говорит о Воскресении Христовом, хотя, безусловно, это центральное место рассказа. Церковь особым образом напоминает, что логика, расчёт и правильная, с житейской точки зрения, последовательность поступков далеко не всегда приводит к тому результату, которого ждёт от нас Бог.
Протоиерей Валериан Кречетов
Сегодня, в третье воскресенье по Пасхе, Святая Православная Церковь совершает празднование памяти святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Это особое празднование, потому что здесь прославляется сила Божия.
Сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор.12:9). И благодать Божия действует вопреки человеческой логике и рассуждению.
Здесь, на земле, мы обычно рассуждаем так: раз человек святой жизни, значит, у него благодать. Всё это верно. Однако Святое Писание говорит: Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим.5:20). А как тогда понять эти слова?
Смысл всех этих слов таков: всё совершает сила Божия. И она может преодолеть любую немощь. Как сказано, вывести достойное из недостойного. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет (Богородичен 4-й песни Великого покаянного канона). Почему сказано в Святом Писании: Не суть совети (мысли) Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваши от мысли Моея (Ис.55:8-9). И свидетельство сегодняшнего праздника в том, что Господь укрепляет немощь человеческую. Как говорит апостол Павел, благодатию Божиею есмь, еже есмь (1 Кор.15:10). То есть, всё истинно доброе, что мы можем совершить, мы совершаем только благодатью Божией.
И вот здесь, в сегодняшнем празднике, мы вспоминаем жен-мироносиц. Кто они такие? С одной стороны, к женщине, как сказал апостол Павел, нужно относиться как к немощному сосуду. Но с другой стороны, это немощный сосуд, укрепленный благодатью Божией. Они действовали, преодолевая страх, преодолевая общечеловеческое состояние боязни. Ведь апостолы в страхе разбежались: ученицы вси оставльше его, бежаша (Мф.26:56). Когда пришли под предводительством Иуды и взяли Спасителя в Гефсиманском саду на распятие, все оставили Его. И у Креста были только – конечно, Матерь Божия, Которая никак не могла оставить Своего Сына, это невозможно представить просто, – и любимый ученик Иоанн Богослов. Также обычно на иконах снятия со Креста изображают Марию Магдалину и других женщин, о которых сегодня говорится: они зрясте, где Его полагаху (Мк.15:47). Они всё время присутствовали при Нем: и при снятии со Креста, и при погребении. И они не испугались. Тем более это удивительно, ведь женщина на Востоке всегда была довольно бесправна, она была на втором плане. Они не испугались того, что с ними могли сделать, как к ним могли отнестись. Не взирая ни на что: ни на страх смерти, ни на презренье, ни на насмешки, которые были, как мы знаем, в отношении Самого Спасителя, архиереи и воины ругахуся Ему (Мф.27:29; Мк.15:31), – жены-мироносицы были всё время с Господом до последнего Его издыхания на Кресте и при Его погребении. И первые пришли, не испугавшись, опять же, ко Гробу, поэтому первые и получили награду – весть о Воскресении, почему и прославляет их Святая Православная Церковь.
Действительно, сила любви, естественное свойство самого женского естества – это большое чувство. Невзирая ни на что, ни на какие обстоятельства – именно эта сила любви и преданности была так вознаграждена еще здесь, на земле, первой вестью о Воскресении. И они первые прославляются.
Прошедшее, Фомино воскресенье так называется в память о событии, когда Господь явился Фоме, который был с апостолами, и уверил его в истине Воскресения. И воскресенье это – не то чтобы память самого апостола Фомы, там ведь не апостол Фома прославляется, а это память именно этого события, уверения Фомы. Он-то как раз сомневался, и больше других сомневался, никому не верил даже, говоря: Аще не вижу на руку Его язвы гводинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин.20:25). А прославляются-то именно первыми после Пасхи жены-мироносицы. И Иосиф Аримафейский с Никодимом.
Иосиф с Никодимом – это тоже особые личности, которые опять свидетельствуют нам силу благодати Божией. Они ведь при жизни Спасителя тайно к Нему приходили. И Иосиф, сказано, иже от Аримафея, благообразен советник, иже и той бе чая Царствия Божия, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова (Мк.15:43). И здесь пример того, как может быть: человек при жизни, когда Господь творил чудеса, когда был прославляем, не проявил себя Его последователем. Причем, даже во время входа Господня в Иерусалим, когда восторженный народ кричал: Осанна, благословен грядый во имя Господне, благословено грядущее Царство во имя Господа, отца нашего Давида: осанна в вышних (Мк.11:9-10). А после того, как Господь был предан на распятие и распят, Иосиф Аримафейский проявляет себя Его последователем, хотя, кажется, по-земному, всё кончено.
У нас как бывает обычно в земной жизни? Пока человек живет, около него и друзья, и последователи, и почитатели. А когда умирает, если остаются, то единицы, основная часть забывает его за суетой, за занятостью, причины всякие есть… Одним словом, постепенно остывают.
Конечно, сам момент смерти – это момент особый. В земном смысле момент смерти не имеет дальнейшей перспективы – конец. И вот как раз именно здесь, когда всё вроде бы кончено, Иосиф с Никодимом, не боясь прещений, открыто заявляют себя последователями Спасителя.
Кто их может защитить в земном смысле? Это как раз непостижимые пути Промысла Божия – так благодать Божия действует.
Как это такое происходит? Почему? А вот так. Действует благодать Божия. Душа внутренне укрепляется и становится твердой, как адамант.
То же потом происходит и с Петром, который был назван камнем веры, имея в виду прежде всего его будущее состояние, потому что в тот момент, когда отрекся – какой же камень? Разве это камень? Да, но в том-то всё и дело, что и сама сила веры, твердость веры – от Бога. Господь укрепит – будет и эта твердость.
Поэтому мы и все свои добрые дела стараемся укрепить помощью Божией. То есть, от нас – намерения, а от Бога – помощь и твердость.
Твердость в чувстве – это дар Божий. Мы можем стремиться к твердости, к Богу. Ведь Петр стремился. Всё время был с Господом, старался первым броситься на исполнение Его воли, и даже когда брали Спасителя, то он один извлек меч. Но всё это было еще от свойств его характера. А характер человеческий слаб без Божией помощи, без Божиего укрепления. И Петр, хотя и извлекал меч, – а ведь там и стража была вокруг, – но через некоторое время трижды отрекся: отвержеся пред всеми… и паки отвержеся с клятвою: яко не знаю человека (Мф.26:70, 72). То есть, порыв был, но не хватило постоянства. Вот чем прежде всего отличается православная вера христианская от мира – постоянством, твердостью, неизменностью. А мир – это порыв, рывок, пусть даже это геройский поступок, а дальше – трость, ветром колеблемая. Начинается ветер испытаний – и человек уже начинает колебаться, и сомневаться, и падать. Поэтому святые отцы и говорят: в миру – герои, а в православной христианской вере – подвижники.
Так вот, жены-мироносицы прославляются именно как символ подвижничества, как святые. Ведь, в сущности, они тоже в свое время следовали за Спасителем неотступно, как сказано в Евангелии. Служили Господу и своими руками, своим трудом, и своими имениями, всеми своими возможностями. И вот этот подвиг их веры остался тверд, неизменен.
Дай Бог и нам послужить Ему хотя бы тем малым, что мы имеем. Аминь.
|