В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 9:9-10:4. На веч.: Быт. 7:1-5; Притч. 8:32-9:11)
1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.
9 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят:
10 кирпичи пали — построим из тесаного камня; сикоморы вырублены — заменим их кедрами.
11 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:
12 Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
13 Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает.
14 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день:
15 старец и знатный, — это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост.
16 И вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут.
17 Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
18 Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось, пожирает терновник и колючий кустарник и пылает в чащах леса, и поднимаются столбы дыма.
19 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего.
20 И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:
21 Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию, оба вместе — Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
1 Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения,
2 чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот.
3 И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?
4 Без Меня согнутся между узниками и падут между убитыми. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
1 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,
2 заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;
3 послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:
4 «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала:
5 «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;
6 оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».
7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе.
8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
9 дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
10 Начало мудрости — страх Господень, и познание Святаго — разум;
11 потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.
«Премудрость, Бог Слово, построила себе дом, св. Церковь, и в нем «приготовила... трапезу», – слово Божие и Св. Таинства, особенно же Таинство Тела и Крови. И «послала слуг своих», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю (Притч.9:1–3).
Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» (Притч.8:36), и пожалей себя.
Священник Дмитрий Барицкий
Для древних авторов, к числу которых принадлежит и Моисей, написавший книгу Бытия, свойственно говорить о тех или иных событиях, используя не только слова и выражения в их прямом значении, но и в переносном. Библейские истории полны загадочных образов, метафор и символов. И если мы игнорируем это свойство священного текста, пытаемся прочитать его как современный академический учебник по истории, физике, биологии или социологии, то есть понять все предельно буквально, он остается для нас плоским и одномерным. Отрывок, который мы только что услышали, — яркое свидетельство того, что излагая факты человеческой истории, Библия зачастую сообщает нам более глубокую информацию.
Итак, Великий потоп. Приготовления. Господь повелевает Ною наполнить ковчег животными и птицами: взять с собой по семь пар чистых птиц и животных и по две пары нечистых. В библейской традиции чистые животные — те, которых разрешалось употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Это, например, телец, овца, козел, голубь. Нечистые животные — те, которых было запрещено употреблять в пищу и приносить в жертву. Именно поэтому чистых Ной берет по семь пар, нечистых — по одной. Если из числа первых Ной приносил жертвы Богу, то вторые предназначались только для размножения. Однако здесь есть и другой смысл, не только практический и буквально-исторический. Такое деление можно рассматривать и как символ. Число семь часто метафорически указывает на совершенство. Говоря о том, что чистых животных должно быть семь, Господь подчеркивает то, ради чего Он сохраняет Свое творение и что Он ожидает от будущих поколений. Ковчег Ноя — островок чистоты, именно таким должен быть новый мир, совершенным, чистым от греха. Однако зная, что до времени зло неискоренимо из человеческой природы и радикально потоп все проблемы не решит, Бог, ради спасения людей, смиряется перед тем, что грех, будет и дальше жить в человечестве. На это и указывает пара нечистых животных. Это своеобразная ложка дегтя в бочке меда.
Помимо этого, мы видим, что Господь сообщает Ною нечто конкретное о предстоящем бедствии. Он говорит, что потоп начнется сорокадневным ливнем. Опять же, это число можно понимать не только в историческом смысле. Как и число семь оно имеет символическое значение. Означает то, что действие выполняется основательно, в полноте. Не случайно мы встречаем это число и в других важных местах Писания. Так, например, столько было отведено на покаяние жителям Ниневии, столько Моисей пробыл на горе Синай, когда получал заповеди, столько длился пост пророка Илии по дороге к той же горе Синай, наконец, именно столько длился пост Господа Иисуса Христа после Крещения. Поэтому, сорок дней дождя — символ полноты бедствия, которое человек спровоцировал своей греховностью.
Вот лишь малый пример того, как многомерно библейское повествование. С одной стороны оно исторично, т.к. рассказывает о том, что было. С другой сама история является символом, который указывает нам на более глубокий смысл, важный для нашего наставления в таинствах веры. А потому следует тщательно изучать Писание, проникать в его более глубокий смысл, чтобы вынести урок не только для своего ума, но и принести пользу своей душе.
***
(Книга пророка Исаии, Глава 9:9-10:4)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Большая часть пророчеств Исайи посвящена той трагедии, которая постигла израильский народ во время жизни пророка. Трагедия заключалась во всеобщем отступлении от норм закона Моисея и, как очевидное для Исайи следствие, завоеваниях Ассирий территорий израильских племен. Наказание, которое пророк приписывает Богу, может показаться несообразным преступлению. Исайя говорит, что израильтяне лицемерны и что они «к Господу Саваофу не прибегает» за это «отсечет Господь у Израиля голову и хвост» «и будут <…> пожирать Израиля полным ртом». Святитель Иоанн Златоуст не видит в этом никакого противоречия, напротив, он усматривает в наказании проявление милости Божией: «Смотри, не быть милосердым здесь — признак милосердия, потому что ничто более не способствует их исправлению, как — оставление, небрежение, забвение». Слова пророка Исайи и святителя Иоанна, конечно, вызов для нашего времени. Мы не способны видеть проявления милости в отсутствие милосердия, в том, что по воле Бога умирают люди и гибнут государства. Для кого-то такой образ Бога совершенно неприемлем, настолько, что им проще вообще отказаться от веры в Бога, чем принять те образы и факты, которые мы видим в Ветхом Завете. Но если посмотреть на дальнейшее развитие событий истории ассирийского вторжения в Израиль, то мы увидим, что молитва и нравственное исправление одного человека — иудейского царя Езекии — не отменило, но изменило решение Бога. Да, Иудея была обложена данью, но это прошло относительно безболезненно. В конечном итоге народ Израиля не был уничтожен, он был уведен в плен. Из плена народ вернулся совершенно иным, после плена не было такого уклонения от богопочитания, которое можно описывали допленные пророки. Да, не все было гладко, но общий фон религиозной жизни Израиля после плена был таким, что цель всей той заботы, которой был окружен Израиль Богом на протяжении столетий, и цель всех наказаний оказалась достигнута — в иудейском Вифлееме от обрученной Иосифу Девы Марии родился Спаситель мира Иисус Христос.
***
(Притчи Соломона, Глава 8:32-9:11)
Священник Стефан Домусчи
В свое время один из античных философов говорил, что люди делятся на спящих и бодрствующих, живущих не в своем мирке, но в общем мире. Тех, кто ищет смысл и стремится познать истинное положение вещей и тех, кто создает свое представление о мире и довольствуется жизнью иллюзорной. Кстати, эти последние, как ни странно, поступают так из желания насладиться жизнью, ведь правда о ней зачастую бывает грустной, а иллюзию можно выдумать любую. И все же, радость тех, кому нравится жить в выдуманном ими иллюзорном мире, который можно было бы назвать миром гламура, очень мимолетна. Жизнь берет свое и правду о ней приходится узнать каждому. Но что хорошего в вашей правде, может сказать кто-то, если от нее нет никакой радости?
Что сказать? Жизнь действительно может разной, есть в ней место и горю и радости, но правильное ее восприятие, без боязни и без попытки убежать, приводит человека к блаженству. Неслучайно сегодняшнее чтение называет блаженным того, кто прислушивается к премудрости и бодрствует на страже ее. Она не остается в стороне от тех, кто любит ее, но создает дом, в котором собирает на пир тех, кто отзывается на ее призыв. Стоит помнить, что христиане с самого начала ассоциировали Премудрость со Словом Божиим, которое воплотилось в Иисусе Христе. В свою очередь это значит, что дом, который она построила — есть Церковь, а трапеза к которой она приглашает — Евхаристия, причастие Тела и Крови Христовых.
Премудрость собирает тех, кто неразумен, то есть не знает никакой исключительности. Но для чего же есть Ее Хлеб и пить Ее Вино? Для того, чтобы оставить неразумие и жить. Значительно позже, уже в Евангелии Христос скажет прямо: кто не будет есть Тела Моего и пить Крови Моей, тот не будет иметь в себе жизни. В этих суровых словах Спасителя под словом жизнь, конечно, подразумевается жизнь духовная. Это значит, что и Премудрость, говоря о жизни так же имеет ввиду не просто бытовую жизнь, которой, естественно, живут все люди, и стремящиеся к Премудрости и отвращающиеся от Нее. Имеется ввиду жизнь духа, жизнь исполненная смысла и духовных даров.
Жизнь эта не проста, она действительно требует бодрствования, как требует его пост. Спящий не знает о том, что происходит вокруг, не контролирует, не может вовремя отреагировать… события случаются с ним и он лишь оказывается в тех или иных обстоятельствах. Ему кажется, что он не может отказаться от гнева, от лени, от похоти, потому что они присущи ему изначально… Все это результат одного и того же нежелания жить в действительности и бодрствовать. Тот же, кто готов к этому, знает, что гнев не случается с ним, он сам допускает его… так же как и зависть и похоть. Это не значит, что в жизни такого человека нет искушений, но он видит их зарождение, они для него не мгновенны и он постепенно научается с ними бороться.
Но что же является началом этого умения? Что лежит в основе бодрствования? Соломон отвечает на этот вопрос так: Начало премудрости — страх Господень.
Протоиерей Александр Сорокин
Дорогие братья и сестры в эти святые дни Великого Поста мы продолжаем чтение Ветхого Завета. Чтение, которое имеет великое современное поучительное значение. Эти чтения помогают нам понять, в каком мире мы живем, как он произошел, как он получил свое бытие от Бога и как он это бытие растратил и осквернил, куда мы идем и куда мы должны идти.
В самом деле перед нами через эти повествования книги Бытия, отрывок из которой мы только что слышали, очередной отрывок согласно календарю церковных чтений. Перед нами разворачивается повествование не просто об удивительных и страшных событиях, которые переживали древние люди, жившие и мыслившие, кажется, совершенно в других категориях и обладавших совершенно иными техническими возможностями по сравнению с нами.
Здесь мы слышим о нашей истории, о нашем мире, о том мире, который вокруг нас. Особенно это относится к первым главам Бытия, где говорится о первоначальных судьбах всего человечества. Первоначальных не в простом хронологическом смысле, а в смысле, объясняющем наше бытие и бытие всего современного мира.
Из первых глав Бытия мы узнаем, что после грехопадения Адама, и в нем всего человечества, человек катится все дальше и дальше от Бога. и все это заканчивается потопом, который Бог наводит на землю. На ту землю, где обитает созданный им человек. И вот этой теме, теме Всемирного потопа посвящены несколько глав книги Бытия, с 6 по 9, откуда и взят тот маленький отрывок, который полагается читать сегодня.
Потоп изображен как наказание Бога в Его праведном гневе. Да, Бог праведен, всемогущ, всевидящ, но Он личен и пристрастно относится к Своему творению. Это не просто абсолютный разум, который обусловил бытие всего сущего. Это Существо, Личность, Которой не безразлично, как развивается и как живет созданный Им мир. И в то же время Он не капризно пристрастен, как языческие лжебоги, в которых веровали и веруют язычники.
Гнев Бога обусловлен Его желанием, чтобы мир развивался в жизни с Богом, имел смысл, имел красоту. И вот в Своем всемогуществе Бог силен положить конец истории мира, которую Сам начал, доверив человеку все, включая ту великую и ни с чем несравнимую возможность, как возможность быть похожим на Бога, быть Его отражением, сиянием, образом и подобием, как говорится в Библии.
И вот, видя, что человек уходит от Бога и неминуемо сам идет к своей гибели – а без Бога только гибель рано или поздно – Бог производит действие, вполне равное и адекватное творению мира, но только с обратным знаком: происходит уничтожение мира, итак уже погруженного в зло и стоящего на краю гибели.
Но и здесь в праведном гневе Своем Бог ведет Себя так, что гнев в Нем побеждается милостью и надеждой, что все-таки человек может вернуться, может быть, со второй попытки к Богу. И только что мы слышали, что среди всеобщей обстановки гибели в потопе лишь маленькая горстка людей, семейство во главе с Ноем, получает откровение от Бога войти в большой корабль, ковчег, чтобы быть спасенными посреди всеобщей погибели.
Что это, как не рука, протянутая Богом туда, где происходит Его же праведное наказание за грех? И вот читатель Ветхого Завета, особенно тот, кто впервые приступает к знакомству с Библией, бывает, задается вопросом: Почему Бог в Ветхом Завете такой жестокий? Почему так много гибнет людей, и то и дело льются реки крови?
Но все как раз наоборот. Жестокость и кровь появляются только после того, как человек привносит в мир сей, созданный Богом, свой грех, свое желание властвовать и без Бога управлять миром. После того, как пролилась первая кровь убитого Авеля, человек настолько уходит от Бога, что Богу в Его стремлении обратить человека, вернуть к Себе на путь жизни, а жизнь возможна только с Богом, вне Бога рано или поздно смерть, и вот Богу не остается порой ничего, кроме столь суровых мер, которые только и понимает человек.
Здесь человек изображен с лицом, повернутым в сторону от Бога. Человек сам ничего не видит, кроме тьмы и жестокости и борьбы за выживание, направленной на уничтожение других, себе же подобных.
В самом Ветхом Завете мы найдем много страниц, где говорится, что стоит человеку повернуть лицо к Богу, как он увидит не карающую десницу, занесенную над головой человека, а любвеобильные объятия Отца. И эти милостивые объятия дают о себе знать даже в истории Всемирного потопа, в котором гибнет все. Спасаются те, от кого заново произойдет человеческий род, с тем, чтобы милость Божия окончательно явила себя в явлении Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
|