10 февраля 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

37-я Неделя по Пятидесятнице

НЕДЕЛЯ О ЗАКХЕЕ

(1Тим.4:9-15; Лк.19:1–10)

   
Рождение Иисуса Христа Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 37-я по Пятидесятнице

Протоиерей Александр Шаргунов

Святая Церковь призывает нас накануне Великого Поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей — «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы. Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно.

Евангелие святого апостола Луки, глава 19, стихи 1 - 10:

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

1-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 4, стихи 9 - 15:

9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 19:1-10) Лк.19:1.Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
Лк.19:2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
Лк.19:3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
Лк.19:4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Лк.19:5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, еще более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность.

Лк.19:6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
Лк.19:7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает что-нибудь Христос, но слез и «принял... с радостью,» хотя многие роптали. Посмотрим же, какие он приносит плоды по случаю посещения Христова.

Лк.19:8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

«Половину имения моего,... Господи, – говорит он, – отдам нищим». Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но все жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. «Если кого чем обидел», он возвращает «вчетверо», сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному. Ибо истинная милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с Законом. Ибо Закон заставлял укравшего уплатить вчетверо (Исх.22:1). Если даже до точности рассмотрим, то увидим, что у него решительно ничего не осталось из имения. Ибо половину имения он дает нищим, и у него осталась только половина. Из этой оставшейся половины он опять возвращает вчетверо тем, кого он обидел. Поэтому, если жизнь этого старейшины мытарей состояла из неправд, а он за все, что приобрел неправдой, возвращает вчетверо, то смотри, как он всего лишился. В сем отношении он оказывается мудрствующим выше Закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле. Ибо не сказал: отдам половину, возвращу вчетверо, но: вот я «даю», «возвращаю». Он знает наставление Соломона: «Не говори...: «пойди и приди опять, и завтра я дам» (Притч.3:28).

Лк.19:9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

Христос благовествует ему спасение. Ныне, – говорит, – ты даешь, ныне тебе спасение. Ибо словами «дому сему», без сомнения, указывает на Закхея, получающего спасение. Под домом разумеется Закхей, потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома. Назвал его сыном Авраамовым, быть может, потому, что он уверовал и оправдался верой, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. Примечай: Господь назвал Закхея сыном Авраамовым теперь, когда увидел в нем сходство в образе жизни. Не сказал Он: потому что и сей сын Авраамов был, но ныне есть. Ибо прежде, будучи старейшиной мытарей и сборщиком податей, а с праведником не имея никакого сходства, он не был сыном его.

Лк.19:10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Поскольку же некоторые роптали на то, что Господь пошел в дом к грешному мужу, то, чтобы заградить им уста, Он говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Таков буквальный смысл.

Но удобно можно изъяснять это и иначе, в пользу нравственности. Всяк, кто старше многих в злобе, мал духовным ростом, ибо плоть и дух противоположны между собой, и потому не может увидеть Иисуса за народом; то есть, смущаемый страстями и житейскими делами, не может видеть Иисуса действующего, движущегося и ходящего. Ибо таковой не ощущает никакого действия, приличного христианину. А хождение Иисуса то и означает, когда Христос нечто действует в нас. Такой человек, никогда не видавший Иисуса ходящего и не испытавший никакого действия, приличного Христу, часто от раскаяния приходит в сознание и взлезает на смоковницу, то есть презирает и попирает всякое удовольствие и приятность, которые означаются смоковницей, и таким образом, возвысившись над собой и полагая восхождение в сердце, усматривается Иисусом, и сам усматривает Его. Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, чтобы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то «Мне... надобно... быть у тебя в доме». Мне, – говорит, – необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Такой человек половину имения отдает нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Все телесное праведник уступает бесам, поистине нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его сбереги» (Иов.2:6). Если таковой обидел кого чем, он уплачивает вчетверо. Сим намекается на то, что всякий, чрез покаяние переходящий на путь, противный прежней злобе, четырьмя добродетелями врачует все прежние грехи и таким образом получает спасение. Называется он сыном Авраамовым, так как, подобно Аврааму, он вышел из своей земли и от сродства прежней злобы, поселился вне дома отца своего, то есть вне себя, и отвергся самого себя (ибо он был домом отца своего диавола (Ин.8:44), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение.

АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ИСТОРИИ О ЗАКХЕЕ
своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина

  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;
  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;
  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен сво-ими грехами;
  • Подняться на дерево — значит начать молиться;
  • После слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;
  • Дом — это сердце;
  • двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния

Святитель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ призывает: «Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; все принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом».

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.19:1–10)

Протоиерей Павел Великанов

Сегодняшнее воскресное чтение о Закхее открывает нам особый период жизни Церкви – период подготовительных недель, помогающих нам войти в Великий Пост. Что же в этом евангельском эпизоде такого исключительного?

Мелкий, и, судя по всему, достаточно вредный начальник сборщиков податей интересуется личностью Иисуса. Поскольку ему уже давно наплевать на общественное мнение, он залазит на смоковницу, словно малое дитя – где его и настигает слово Иисуса: «Закхей, а ну давай, слазь, Я к тебе сегодня приду в гости!» У Закхея: тройной шок. Во-первых, откуда Иисус знает его по имени? Во-вторых, напрашиваться в гости в иудейском обществе, мягко говоря, не принято. В третьих – зайти в дом сборщика налогов – да ещё такого уровня – то есть явного предателя национальных интересов иудеев – ни для какого уважающего себя раввина просто недопустимо!

В итоге, Иисус трапезничает вместе со своими учениками в доме Захкея, который не поскупился устроить великое угощение. Посредине пира Закхей встаёт – чтобы подчеркнуть значимость момента – и заявляет, что он раздаёт половину своего имущества нищим, а всем обиженным – то есть конкретным лицам – он возместит ущерб в четырехкратном размере! Такое великодушие совершенно не предполагалось никакими ветхозаветными требованиями. То есть – было излишним даже с точки зрения самого ортодоксального иудаизма.

Услышав эту речь, Иисус говорит: вот теперь пришло спасение и в этот дом – потому что и Закхей – сын Авраама. «Какое странное утверждение!» «Разве Закхей не был иудеем?» Но дело в том, что совершивший значимые преступления исключался из иудейского общества и лишался тем самым права именоваться наследником Авраама – то есть наследником Божественных обетований. Сказать, что Закхей тоже сын Авраама – значит, перечеркнуть все его грехи одним махом. Жизнь, гарантированно нечестивая ранее – с пришествием в дом Христа полностью переворачивается!

Вот для чего Церковь именно этим чтением открывает период подготовки к Великому Посту: надо искать Христа, надо жить в предвкушении встречи с Ним – не пытаясь догадываться и фантазировать, что из этого получится. Главное – найти Его – и если это произойдёт, нет никакого страшного и непрощаемого греха, который стал бы непреодолимым препятствием!

Искать Христа в нашей жизни – вот главное, к чему следует стремиться всем нам!

***

Священник Стефан Домусчи

Как известно, жизнь человека полна стереотипов, по которым он пытается жить. У каждого есть представления о том каким должен быть окружающий мир: школа, работа, отдых, семья, … И люди стремятся воплотить стереотипы в жизнь. Нередко невозможность такого воплощения делает человека несчастным, хотя стандарты могут быть сильно искажены или завышены.

Религиозная жизнь так же полна идеальных представлений о том, как все должно быть. Как человек должен прийти к Богу, как должен жить и поступать, что должен чувствовать. Очень часто такие представления мешают человеку развиваться, он боится сделать первый шаг, сделать что-то не так, поступить неправильно. Иногда в религиозной жизни это проявляется даже с особой силой, из-за сложности на первых порах различить главное и второстепенное.

Одним из важнейших событий религиозной жизни является момент встречи с Богом.

Но какой же она должна быть? Как распознать настоящее божественное присутствие? А с другой стороны как не обмануться и не поддаться иллюзии?

Конечно, за две тысячи лет христианство не раз давало ответы на эти вопросы. И все же, ситуация, которая описана в сегодняшнем чтении говорит нам о том, что Бог вне всех этих схем и встреча с Ним зависит от Него самого. Он может открыться святому и грешнику, тому кто ищет Его и тому, кто о Нем не думает. Он видит сердце человека и знает его лучше него самого.

Закхей, о котором мы слышим сегодня – мытарь, то есть тот кто собирает налоги в пользу захватчиков. Но он не просто один из тех, кто презираем большинством, он старший мытарь, то есть он много и активно работал на этом поприще. В то же время, он, как и любой человек, не лишен интереса к духовным вопросам, хотя бы и из простого любопытства. В данном случае любопытство выражается в том, что он хочет увидеть Христа, и это желание настолько сильное, что начальник, влезает на дерево, мимо которого Тот должен пройти.

И вот с Закхеем происходит то, чего он совсем не ожидал, т.к. Христос заговаривает с ним и даже приходит в его дом. А может быть напротив, в душе Закхея была тайная мысль, что тот, кого обвиняют в дружбе с мытарями и грешниками, увидит его и поможет ему исцелить свою жизнь. На самом деле не существует такого грешника, который в душе не мечтал бы в примириться с Богом и собственной совестью.

В любом случае, любопытство приведшее к встрече с Богом – странно и кажется чем-то бездуховным, ломающим благочестивые шаблоны. Но насколько бы странным это не выглядело, факт остается фактом – Христос увидел в Закхее то, что Бог видит в каждом человеке – возможность новой жизни.

Что же меняет приход Христа в жизни Закхея? Внешне не меняет ничего. Христос много у кого бывал в доме и это не приводило к каким бы то ни было внешним изменениям. Его приход – приглашение к разговору, повод для осмысления собственной жизни. И не только тогда но и сейчас – приход в нашу жизнь Христа – не изменит чего-то механически, но окажется призывом к осмыслению собственной жизни. Закхей, как мы знаем внутренне переродился, причем не на словах, а на деле.

А мы, те кто слышим эту историю сегодня, должны помнить, что Христос готов войти в нашу жизнь не только по какому-то особому случаю, но во всякий момент, когда мы будем готовы к этой встрече.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О Закхее
(1Тим.4:9-15; Лк.19:1–10)

Протоиерей Вячеслав Резников

Евангельским чтением о Закхее предваряются подготовительные недели к Великому Посту.

Однажды Господь Иисус Христос проходил через Иерихон. «И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его».

Закхей «искал» только «видеть Иисуса». И он не постыдился перед людьми этой своей жажды. Как мальчишка, забрался на смоковницу. А Иисус увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее». Закхей хотел только увидеть, и вдруг – сам был не только увиден, но и узнан. И – мало того: Господь говорит: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Не сказал: «хочу», или: «так и быть, зайду». Но именно «надобно», как будто кто-то или что-то понуждает это сделать Его, Владыку неба и земли! Закхей «поспешно сошел, и принял Его с радостью».

Но Закхей, как начальник ненавистных мытарей, был отгорожен стеной отрицательного общественного мнения. И даже то, что Иисус почтил его Своим вниманием, ничуть не возвысило Закхея в глазах людей. Наоборот: Сам Иисус, войдя в дом грешника, пал в их глазах. Все «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку».

И Закхей почувствовал это. Он ощутил вину и перед людьми, и перед Иисусом, – и за свои грехи, и за то, что невольно Его «подставил». И он всем сердцем захотел, наконец, пробить эту стену, и – воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Он сказал это и перед Иисусом, и перед народом.

Он открыл свое сердце и перед Иисусом, и перед народом. А сердце открывается не словами, а делом, или готовностью тут же начать совершать это дело.

И только тут Господь говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Апостол Павел говорит, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Так и Закхей вроде и был потомком Авраама, но только теперь Господь признал и утвердил это. И только теперь, когда Закхей открыл свое сердце, он стал сыном Авраама, а значит, и братом его детей. Он сразу вошел в семью верующих, спасающихся, и свидетельствующих о своей вере делами.

Так, у кого-то из современников Иисуса было желание прикоснуться к Нему, как у кровоточивой; у кого-то желание поговорить с Ним, у кого-то – пригласить в свой дом, у кого-то – омыть слезами Его ноги. А у Закхея – только видеть. Именно с этого начался его путь. И этому законному человеческому желанию видеть Иисуса отвечают святые иконы. И церковь дорожит этой возможностью, и никому никогда ее не уступит. И сколько людей, взирая на иконы, сами ощущали себя увиденными Господом, и начинали новую жизнь во Христе. А как бывает удивительно и радостно, когда вдруг узнаем, что тот, о ком мечтаем, – тоже мечтает о нас! И тот, кого так хотели увидеть, считает просто необходимым для себя прийти и поселиться у нас в доме!

Церковный календарь. 10 февраля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 10 февраля

Читаем Апостол. 10 февраля

Мульткалендарь. 10 февраля
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Преподобный Ефрем Сирин

Духовные притчи. Один миг в вечности

Этот день в истории. 10 февраля