4 февраля 2019 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 37-й седмицы по Пятидесятнице

(Иак. 2:14-26; Мк. 10:46-52)

Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стих 46 - 52:

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Соборное послание святого апостола Иакова, Глава 2, стихи 14 - 26:

14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 10:46-52) Мк.10:46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
Мк.10:47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Мк.10:48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Мк.10:49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
Мк.10:50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Мк.10:51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
Мк.10:52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Матфей говорит о двух слепцах: и может быть, два были исцелены; но, вероятно, один из них более обратил на себя внимание, тот, о котором упоминает теперь Марк. Но посмотри, как народ чтит Иисуса: даже запрещает слепому кричать, как бы тут проходил какой-нибудь царь. А спрашивает Иисус слепого для того, чтобы не сказали, будто Он дает не то, чего слепой хотел. И благорассудна была душа слепого, ибо по исцелении он не оставил Иисуса, но последовал за Ним. А (иносказательно) можно разуметь это так: Иерихон означает низменное место (мир); слепой, сидящий здесь, есть образ человеческого естества, которое некогда усыновлено было Богу, превыше всякой почести земной; оно и взывало ко Христу, проходящему чрез Иерихон, то есть мир сей. А Христос помиловал его и спас по вере его, когда оно совлекло с себя ветхую одежду греха. По получении же спасения оно последовало за Ним (Христом), исполняя заповеди на своем пути, то есть в жизни сей. Ибо только в сей жизни можно последовать Христу, а после нее уже затворяются двери (спасения) и уже не будет времени к исполнению заповедей Божиих.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский"Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет? Может ли эта вера спасти его?" Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду. Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то - жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий, если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел. Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах. И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк. 10:46-52)

протоиерей Павел Великанов

Конфликт, который произошел при дороге, ведущей из Иерихона в Иерусалим, не мог не привлечь внимание Иисуса. Слепец, имя которого евангелист Марк сохранил для нас – а именно Вартимей – услышав о том, что Иисус с учениками проходит мимо, стал громко звать Его – чем вызвал сильное недовольство окружающих. Слепой, просящий милостыню – и так не особо-то приятное зрелище, но когда он еще и орать во всю глотку начинает – это уже из ряда вон выходящее! Однако Иисус останавливается: подходит слепец и получает долгожданное исцеление – к радости и изумлению тех, кто только что буквально затыкали ему рот.

Когда сердца человека касается призывающая Божественная благодать, он во многом похож на слепца Вартимея. Человек пока еще совершенно слеп – но сердцем он уже ощущает, что где-то тут, рядом, находится ответ на все самые главные вопросы жизни; краем уха он слышит, что «житейский шум трескучий только отклик искажённый торжествующих созвучий». И человек начинает искать Бога, звать Его – хотя, быть может, даже и понятия не имеет, как надо правильно это делать. Такой вопль к Богу может выражаться очень по-разному: но в любом случае, для окружающих он создаёт проблемы. Был нормальный человек – и вдруг на религии повернулся: в храм ходит, телевизор не смотрит, с друзьями почти не общается, все разговоры только о духовном да божественном. Смотрят на такого новообращённого близкие – и пытаются его отрезвить, вернуть на место, в прежнее привычное состояние. А он – ни в какую! Только суровее делается, да чуть ли не на смерть готов идти ради своих новых увлечений! Не понимают окружающие, что человек уже услышал призывающий голос Христа – сбросил со своих плеч ветхую одежду прежней жизни, тяготившей и удерживавшей – и устремился навстречу Христу. Близкие смотрят, как решительно отказывается новообращённый от ароматного куска мяса в  постный день – и недоумевают: мы же только добра тебе желаем! А он – ни в какую! Не хочет, чтобы снова пытались насильно одеть на него старые одежды прежней жизни, из которых, словно из кокона, уже выпорхнула бабочка его души навстречу Богу! Старые друзья говорят: стал фанатиком, просто рехнулся! А на самом-то деле здесь нет никакого фанатизма: просто когда в жизни человека появляется очевидная истина, что Бог – не просто какая-то красивая и благородная идея, но объективная реальность, живая Личность – душа естественным образом устремляется к Нему как самому долгожданному и желанному! Устремляется с такой силой, перед которой всё прежнее просто перестаёт существовать. Человек пока еще не знает, что его ждёт впереди; он не понимает, как будет устраиваться дальше его жизнь – когда он совсем прозреет – но главное, что теперь у него есть Бог, есть общение с Ним, есть живой диалог.

Как важно в семье, где человек вдруг ощутил Божественный призыв, окружить новообращённого атмосферой уважения, деликатности и предельной тактичности: ведь речь идёт о самых глубинах человеческой души, её самом святом и дорогом! Ни в коем случае – не насмехаться, не ёрничать, не иронизировать над тем, что для другого – свято, а для тебя – пустой звук. Всё воспринимать спокойно, с глубоким уважением к личности. И такой любовный подход – лучший гарант того, что не произойдет отчуждения между членами семьи по причине «ударения в религию» одного из них.

Научи же нас, Господи, терпению и вниманию друг ко другу!

***

священник Дмитрий Барицкий

Этот евангельский отрывок повествует еще об одном чуде, совершенном Спасителем. Оно произошло в Иерихоне, древнем город, который находился примерно в 30 километрах от Иерусалима, столицы Израильского царства. Для того, чтобы оценить произошедшее по достоинству, давайте вглядимся в образ слепого.

Первое, что обращает на себя внимание, – то, что Евангелист Марк не называет слепца по имени. Вартимей – всего лишь арамейское выражение, которое переводится как «сын Тимея». Скорее всего, Тимей был известным человеком в Иерихоне, так что его имя было у всех на слуху. Называя слепого по имени его отца, Марк дает понять, о ком идет речь: о человеке, который принадлежит к тому самому, всем хорошо знакомому, зажиточному семейству. В том, что семья Тимея не бедствовала, можно не сомневаться. Евангелист упоминает о том, что у него была верхняя одежда – роскошь для большинства простых жителей Палестины.

Почему же сын знатного человека оказался в таком печальном положении, за городом, прося милостыню? По иудейскому закону, за черту поселения изгонялись люди, страдающие тяжкою заразною болезнью. Все они считались греховно нечистые. Поэтому, скорее всего Вартимей был не просто слеп, он был еще и серьезно болен. Возможно, это могла быть проказа, которая на самых последних стадиях в 80 процентах всех случаев приводит к слепоте.

Как бы то ни было, представьте, в каком отчаянии находился этот человек. Когда-то он имел все. А теперь умирал в одиночестве. В глазах всех окружающих он был проклятым изгнанником. Скорее всего, даже родные отвернулись от него. Все, что у него осталось от прежней жизни – верхняя одежда. Да и та, вероятно, давно вся превратилась в лохмотья. И вдруг он узнает, что Тот самый Учитель, Который имеют силу не только исцелить, но и воскресить мертвого, здесь, рядом с ним. Это шанс. Поэтому, не обращая внимания на окружающих, на нормы приличия, на свою болезненную слабость, он начинает вопить ко Христу. Вокруг возмущаются, шикают на него, просят замолчать, не мешать Иисусу общаться с людьми. Однако слепец не обращает на это внимания. Ведь на карту поставлено все. Сейчас, благодаря одному слову Спасителя, он может вернуться к нормальной жизни. Его настойчивость и уверенность в силе Христа такова, что он получает просимое.

И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Исцеленный Вартимей не возвращается домой к своему богатому отцу. Получив зрение, Он тотчас присоединяется к последователям Христа и идет вместе с ними в Иерусалим.

История, которая произошла с иерихонским слепцом, – предлагает нам богатый материл для размышления. Вряд ли найдется на земле такой человек, который ни разу не обращался к Богу с какой-либо просьбой. Поэтому каждый из нас может поделиться горьким опытом, когда слова его молитвы оставались без ответа. «Бог забыл обо мне. Видимо, я очень грешен. Попрошу что-нибудь другое и в другой раз, авось повезет», – вот первое, что приходит на ум. В эти моменты хорошо было бы вспоминать Вартимея и его вопль к Спасителю. Только такую молитву слышит Бог. Вряд ли Ему приятны наши теплохладные бормотания, когда мы сами не до конца понимаем жизненную необходимость того, что просим. Когда просим на всякий случай, в довесок к тому, что уже есть. Когда в глубине нашего сердца живет равнодушие к собственным просьбам. Настоящая молитва – должна иметь такую же силу и энергию, как крик утопающего, который вопит от ужаса, осознавая надвигающийся конец. Это вопль слепца, который рискует потерять единственный шанс на исцеление и навсегда остаться во мраке. Так ли мы просим Бога?

Господь может не отвечать и по другой причине. Вряд ли кому-то приятно, когда его используют как средство для достижения своих целей. А ведь мы часто обращаемся к Богу именно с таким корыстным интересом. «Господи, дай мне здоровья, но не для того, чтобы пойти за тобой в Иерусалим, где Тебя повесят на крест, а для того, чтобы я мог вернуться домой к своему богатому отцу. Чтобы мог жить и наслаждаться этой жизнью как раньше, будто ничего не произошло. А когда я ослепну еще раз, я опять Тебя попрошу, и Ты меня исцелишь». Наверное, видя все это в нашем сердце, Бог и молчит. Молчит, чтобы мы продолжали искать Его. Чтобы учились общаться с Ним и просить Его правильно. Не так как мы просим продать нам батон хлеба в супермаркете. А так, как просил Его Вартимей, отверженный всеми иерихонский слепец.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О вере и о делах
(Иак. 2:14-26; Мк. 10:46-52)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол Иаков пишет: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»?

Что для нас важнее, видно «из дел», которые мы предпочитаем другим делам. Кто для нас в жизни дороже, видно из того, чьи просьбы мы стараемся выполнить в первую очередь. Апостол приводит два примера веры. Авраам, по велению Бога, возложил «на жертвенник Исаака, сына своего». Потому что для него громче всего звучало слово, ранее сказанное Богом: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их». «Столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему в праведность».

А Раав, жительница Иерихона, осажденного Израилем, скрыла у себя в доме двух разведчиков. Она «сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость». «Ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе наверху, и на земле внизу». И для нее этот факт перевесил национальные привязанности, и она сочла своим святым долгом помочь воинству Бога неба и земли (Нав.2:8-11).

В нашем Символе веры – двенадцать членов, и каждый член, это – либо факт прошлого, либо факт будущего, либо факт невидимого мира. Произнося Символ веры, мы провозглашаем, что все, что мы перечислили, – важнейшее для нас, и должно определять нашу жизнь. Мы провозглашаем, что должны жить, исходя из того, что есть Бог, и есть вечная жизнь; что через пророков и Апостолов нам открыта Его воля, и что за мои грехи, за мою жизнь отдал Свою жизнь Единый Безгрешный. И если мы словами перечисляем эти факты, а сами живем так, как будто их не существует, то наша вера «мертва сама по себе». «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы»?

Мы верим в Бога, Который дал нам Свои заповеди. И вера наша живая, если мы эти заповеди соблюдаем. И что толку было бы в вере Авраама, если бы он веровал только «в душе», а повеление Божье, как «негуманное и изуверское», отказался бы исполнить? И если бы Раав только в душе поняла все, а сама выдала бы лазутчиков, – чего стоила бы ее вера?

И когда просим Господа с надеждой, что получим просимое, – это тоже дело веры. Ну что за польза для Вартимея, иерихонского слепца, если бы он просто сидел у дороги и верил бы, что по ней идет «Иисус, Сын Давидов»? Но он, узнав об этом, стал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов, помилуй меня! И вера, явленная делами, принесла ему богатые плоды.

Но есть и такая «вера», от которой да сохранит нас Бог: «и бесы веруют». Веруют в вечный огонь, уготованный им, и лишь «трепещут», никак не стараясь его избежать.

«Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». Как тело оживляется и приводится в движение духом, так и в вере должно присутствовать то, что оживляло бы ее. Мы помним, что и Апостолы, хоть и говорили, что веруют в Господа, но делами стали свидетельствовать о своей вере только тогда, когда на них сошел Святый Дух. Значит, дела свидетельствуют, что вера оживотворена Духом Святым. И, значит, когда понуждаем себя к подобным делам, то – силою расчищаем в своем сердце место для Святого Духа.

Церковный календарь. 4 февраля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 4 февраля

Читаем Апостол. 4 февраля

Мульткалендарь. 4 февраля
Святой апостол Тимофей

Священномученик Иоанн Успенский, пресвитер

Духовные притчи. Шарик и Мурка

Этот день в истории. 4 февраля