10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
(Мк. 9:10-16) Мк.9:10. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
Итак, апостолы «удержали это слово (соблюдая втайне это событие), спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых», ибо они еще не разумели слов Его, что Ему должно воскреснуть из мертвых.
Мк.9:11. И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
Мк.9:12. Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
Мк.9:13. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
Между иудеями держалась молва, что пред пришествием Христа придет Илия. Впрочем, фарисеи не так, как должно, толковали писанное об Илии, но злонамеренно превращали (смысл Писаний), скрывая истину. Ибо пришествий Христовых два: одно – первое (которое уже было), а другое еще имеет быть. Предтечею первого был Иоанн, предтечею второго будет Илия. Но Христос называет Илиею Иоанна, как обличителя, ревнителя и пустынника. Таким образом, Господь опровергает мнение фарисеев, которые думали, что предтечею первого Христова пришествия должен быть Илия. Как же опровергает? Он говорит: «Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать». Это значит вот что: когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев, приведет их к вере и таким образом соделается предтечею второго пришествия Христова. А если бы Фесвитянин, долженствующий устроить все, был предтечею первого пришествия, то как же написано, что Сын Человеческий должен пострадать? Итак, одно из двух: или Илия не должен быть предтечею первого пришествия, если Писания говорят истину, что Христу надлежит пострадать, или мы будем верить словам фарисеев, что предтечею первого пришествия должен быть Фесвитянин, – и тогда не будет истины в Писаниях, которые говорят, что Христос постраждет; ибо Илия должен устроить все, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии. Опровергая таким образом превратное мнение фарисеев, Господь сказал, что «Илия (то есть Иоанн) уже пришел, и поступили с ним, как хотели», поскольку не поверили ему, и он принял кончину отсечением (главы), сделавшись жертвой забавы (Иродовой).
Мк.9:14. Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.
Мк.9:15. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.
Мк.9:16. Он спросил книжников; о чем спорите с ними?
Иисус, придя к ученикам, к тем девяти, которые не восходили с Ним на гору, нашел их в состязании с фарисеями. Ибо в отсутствие Иисуса фарисеи, приступив к ученикам Его, покушались привлечь их на свою сторону. Между тем народ, лишь только увидел Его, тотчас приветствовал. Народ смотрел на Него и приветствовал, как бы возвратившегося издалека. А по мнению некоторых, и самый вид Его, от света Преображения сделавшись прекраснее, привлекал к Нему народ с приветствиями.
История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события. Сколько было подготовок к принятию Спасителя!.. Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что? С Иоанном «поступили,.. как хотели»; и Сын Человеческий уничижен и пострадал (Мк.9:12–13). Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое. Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя. Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое при таком порядке событий? Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты. Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся; на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека. Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят. Доказательство тому налицо: среди доброго общего бывают частности худые; и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего зарождаются частности, которые, разростаясь и укрепляясь более и более, пересиливают прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы. Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось? Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы. То же и в худом направлении: как развратился Запад? Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи – и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада, и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства. Но во всем этом ничего нет необходимо-определяющего на дело свободы: захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее.
Протоиерей Александр Шаргунов
Это произошло, когда ученики сходили с горы, где было Преображение Господне, и Господь не велел никому рассказывать, что они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Свет Преображения исходит от Пасхи. Петр, Иаков и Иоанн потрясены тем, что им было дано пережить после исповедания своего Учителя Сыном Божиим в Кесарии Филипповой. Их смятение велико, и они спрашивают друг друга, что значит воскреснуть из мертвых. Хотя вера в воскресение из мертвых была общепринятой среди иудеев. И сам Ирод исповедовал ее, со страхом думая, как бы Иоанн Креститель, убитый им, не вернулся к жизни. Почему же они спрашивают друг друга, что это значит?
Возвещение Господом о предстоящих Ему страданиях совершенно лишило их прежней уверенности. И даже священный ужас, охвативший их на Фаворской горе, ничего не изменил. Никакое переживание не могло вытеснить то, что они услышали от Господа.
В полной растерянности ученики обращаются к тому, что, как им кажется, известно из Писания: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Речь идет о толковании ими пророчества Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4, 5).
Разумеется, ученики Христовы должны были быть растеряны. Прежде чем они будут в состоянии соединить в одно эти два противоречивых образа Мессии: Победоносного Сына Человеческого (Дан. 7, 13—14) и Страждущего Слуги (Ис. 52—53), унижение и славу Креста, потребуется Пасха и Пятидесятница. Это смешение невозможно понять! Оно сбило с толку иудеев, и доныне продолжает сбивать с толку многих приходящих к Церкви. Они ожидали явления Илии, прихода Мессии, вторжения Бога во время, ослепительную победу небес, которую они отождествляли с победой Израиля. А Господь хочет, чтобы они увидели, что Предтеча, вестник Его пришествия, был жестоко убит и что Мессия завершит Свой путь на Кресте. Их неспособность понять связана, как всегда, с желанием держаться своего пути и отказом увидеть Божий путь. Они хотят, чтобы все было так, как они хотят, а не так, как Бог открывает им.
Господь дает ответ на вопрошание учеников. Илия уже пришел. И Господь, не называя имени, отсылает их к Иоанну Крестителю. Это он — Предтеча Мессии, призывающий иудейский народ к покаянию, необходимому для принятия Мессии. Но Предтеча не был услышан. Его постигла общая участь пророков. Это тот, с кем поступили, как хотели. Как написано о нем. Это должно было открыть глаза учеников. Если Предтеча принял страдания и смерть, не такая ли участь ждет Самого Мессию?
Книжники учили ждать прихода Илии, а пророчество было о том, кто придет в духе и силе Илииной. И Христос дает им ключ к пониманию этого пророчества. Поистине, как сказано в пророчестве, «Илия придет и восстановит все». Но подлинный Илия и подлинный Мессия пришел, и другого не будет. Господь опрокинул все прежние понятия Своих учеников.
Трем Своим лучшим ученикам, недоуменно стоящим перед Крестным путем, Господь открывает сокровенный смысл Писания. Ученики Христовы всех времен без конца оказываются перед искушением забыть этот смысл. Потому что он плохо согласуется с их представлением о Боге и с их подлинным призванием. Страдания и смерть Мессии страшно принять, но о них свидетельствует Писание, так же как и о Его славе.
Господь, «придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» Слава Господа в вышних не дает Ему забыть о людских бедах внизу. И Он вовремя приходит. Он видит книжников, спорящих с Его учениками. Возвращение Христа было радостью для учеников и совсем не радостью для книжников. Но особенно выделено изумление народа. Все были изумлены, не потому что сияние Преображения осталось на лице Господа — это противоречило бы Его слову, чтобы ученики хранили эту тайну до времени. Причина изумления была другая. После первого чудесного умножения хлебов, когда люди, как сказано в Евангелии от Иоанна, хотели «взять Господа и сделать Его царем», Он удалился от них, отказавшись дать какое-либо знамение. Они были убеждены, что никогда больше не увидят Его, и вот, Он снова посреди них. После Преображения на горе Фаворской, о котором они ничего не знают, Господь стал еще как бы ближе к ним.
Господь восходит ко Кресту, к страданиям и смерти, и в то же время ради спасения рода человеческого не пренебрегает обыкновенными нуждами людей. Он научает нас, чтобы мы обращались к Богу не только в судьбоносные моменты нашей жизни, но и в каждодневных наших трудах были с Богом. У Господа дар любви и всецелой отдачи Себя — не только всему человечеству, но и каждому отдельному человеку.
Ученики спорят в толпе с книжниками. Книжники имели громадное влияние на народ. Эти фарисеи, ревнующие о Законе Божием, — прекрасные знатоки Писания. Они мастера вопросов-ответов, с помощью которых они могут разрешить все недоумения. «Он спросил книжников: о чем спорите с ними?» Учители Закона не дают ответа. Потому что они смущены Его приходом. И ученики Христовы молчат, потому что они утешены тем, что Господь снова с ними, и все теперь предают Ему. Они знают, как Он силен в слове и деле пред Богом и всеми людьми.
***
протоиерей Павел Великанов
Евангелист Марк поистине удивителен. Краткими и ёмкими словами он передаёт нам тонкие оттенки происходившего между Иисусом, учениками и окружающим народом. Спаситель спускается с горы Фавор, где произошло чудесное преображение Его перед тремя избранными учениками, и по дороге рассказывает о предстоящих страданиях и воскресении. Ученики ничего не могут понять — пытаются выяснить друг у друга, вдруг кто-то хоть что-то понял — но, увы, всё так и остаётся покрытой одной большой загадкой. Слова Христа не вмещаются в их головы, пока ещё плотно заполненные типичными народными представлениями о Мессии.
Спустившись с горы, они видят, что остальные апостолы о чём-то горячо спорят с книжниками. Прекрасно понимая, что книжники в отличие от неучёных апостолов легко могут их переспорить, Иисус обращается с вопросом прямо к книжникам. И, как мы увидим в дальнейшем тексте Евангелия, предмет спора — ситуация фиаско учеников как целителей и чудотворцев. Некий отец привёл к ним своего бесноватого сына — и ученики так и не смогли ничем помочь. Естественно, у окружающих возникает закономерный вопрос: а не проходимцы ли эти бродячие проповедники? Почему же они такие бессильные?
Сегодняшнее Евангелие побуждает задуматься вот о чём. Мы нередко думаем о том, что нам, как верующим христианам, доступны совершенно исключительные дары Божии, скрытые от тех, кто далёк от веры и благочестия. В определённом смысле мы даже ощущаем свою высокую ответственность за эти дары. Но оборотная сторона — не менее значима: когда в глубине нашего сознания укрепляется мысль, что мы — как верные Иисусу — на «особом у Бога счету» — в отличие от всех остальных — нас обязательно будут ждать серьезные испытания. Ученики Иисуса были уверены, что и это очередное исцеление вполне им по плечу — ведь они многократно совершали подобные действия, и видели воочию, как от призывания имени Иисуса демоны оставляют несчастных. Однако, увы — здесь почему-то они оказались бессильны.
У апостола Павла во втором послании к Коринфянам есть такая мысль: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:9-10). Это парадоксальное на первый взгляд утверждение — одно из важнейших для любого христианина. Действительно, наши отношения с Богом выстраиваются не как на своеобразном «духовном рынке»: ты — мне, я — тебе! Христианство говорит совершенно о другом: Бог входит в жизнь верующего в той мере, в какой сам человек умаляется, смиряется, открывается для действия Бога. Именно в эту главную преграду между человеком и Богом — самость — и направлено прежде всего орудие аскетики: посты, молитвы, воздержание, послушание духовному отцу. Со стороны может показаться, что этими средствами верующий пытается что-то «заработать» на небесах или же «убедить» Бога в серьезности своих намерений. Однако, нет: цель иная — пробить брешь в плотной пелене эгоцентризма — чтобы сквозь эту щель смог засветить Божественный свет. И для православной Церкви святость определяется прежде всего не мерой подвигов и трудов, а тем, насколько в конкретном человеке стала явной Божественная сила, благодать Святого Духа. История Церкви знает немало ситуаций, когда для вразумления великих подвижников Бог направлял их познакомиться с самыми простыми мирскими людьми — которые, однако, были гораздо ближе к Богу, несмотря на отсутствие каких-то выдающихся подвигов. Но их кротость, любовь друг ко другу, жертвенное служение и смиренное понимание своих границ распахивали их сердца навстречу Богу — и Он уже никуда их не оставлял!
Помоги же и нам, Господи, научиться не стесняться своих немощей, и в каждом очевидном «провале» жизни видеть действие воспитывающего нас Промысла Божия!
***
иеромонах Феоктист Игумнов
В древнем иудейском предании говорилось, что пророк Илия, который был взят живым на небо, придёт на три дня раньше Мессии. Согласно этому преданию, в первый день пророк Илия будет стоять на вершинах Израиля, оплакивая горе и запустение земли. А потом голосом, который будет слышан от одного края земли до другого, он возгласит, что мир нисходит на землю. На второй день он возгласит, что благо нисходит на землю. А на третий день, что Спаситель снисходит на землю. Перед этим пророк Илия всё исправит. Он исправит все семейные разлады, разрешит все спорные вопросы ритуала и церемониала, очистит народ, вернув несправедливо изгнанных и изгнав несправедливо получивших незаслуженные честь и величие. Пророк Илия занимал удивительное место в мировоззрении древнего Израиля. Конечно, апостолы остаться в стороне от этих иудейских преданий, они не могли не знать о них, они их знали и верили в их буквальное исполнение.
Совершенно естественно, что ученики удивлялись. Если Христос и есть чаемый Спаситель и Мессия, то что произошло с пророком Илией? Где он? Ведь не было ни стояния на вершинах, ни оглушительных возглашений, не было никаких необычайных явлений. Все шло своим чередом, правда, был странный и не вполне понятный Иоанн Предтеча, который жил уединённо в пустыне, призывал к покаянию и совершал крещение во очищение от грехов. Его голос не был громким, его влияние на жизнь общества было почти незаметным, он не порабощал волю своих слушателей громкими эффектными действиями. Одним словом, он меньше всего походил на пророка Илию, такого, каким его представляло устойчивое иудейское предание. Но Христос не называя Иоанна по имени указывает, что именно он был тем человеком, который пришёл прежде Христа Спасителя и подготовил почву для слов и действий Воплотившегося Бога. Но если таков был Предтеча, если конец его проповеди был столь трагичен, то что же будет с Самим Христом?
Указанием на Предтечу и Крестителя Иоанна Христос буквально перевернул все представления и мысли своих учеников. Они ждали явления пророка Илии, прихода Мессии, внезапного вторжения Бога в историю и сокрушительной победы неба, которую они считали одновременно победой Израиля. Христос же хотел заставить их увидеть, посмотреть в глаза факту, что вестник был жестоко убит и что Мессию ждёт неизбежный конец — распятие. Но они все ещё не понимали, и эта неспособность понять объясняется обычной человеческой инертностью сознания, тем, что люди склонны всеми силами цепляться за свои устоявшиеся представления и отказываются видеть и понимать образ действий Бога. Они хотели, чтобы все было так, как хотели они, а не как указал Бог, заблуждения их мыслей мешали им видеть откровение Божией истины. Помоги же нам, Господи, видеть и понимать истину такой, каковой она является, а не такой, какую мы сами себе придумали!
О вере
(Евр.10:35–11:7; Мк.9:10–16)
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня дается определение, что же такое – вера. «Вера … есть осуществление ожидаемого, и уверенность в невидимом». Иными словами, то, что еще только ожидается, и неизвестно – настанет или не настанет, – для верующего человека уже настало и уже определяет его жизнь. Причем, определяет сильнее, чем то, что принято называть «реально существующим». Так же и то, что для других невидимо, и – может, оно есть, а может, его и вовсе нет, – для верующего – безусловно и несомненно есть.
Можно еще сказать, что вера – один из двух методов познания. Верою познаем то, что нельзя увидеть, пощупать, взвесить. Так, только «верою познаем, что веки устроены словом Божиим». Никто из людей не видел акта творения, но мы считаем его совершенно достоверным. Потому что происхождение мира из пустоты силами самой же пустоты – совсем уж невероятно.
«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин». Как свидетельствует Библия, «Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего» (Быт.4:3-4). Нам не открыто, чтобы Бог уже тогда учил, как надо совершать Ему служение. И поэтому тут дело не в ослушании Каина, а именно в вере Авеля. Он поверил, что надо делать именно так. От отца, Адама, он должен был узнать о грехопадении, о проклятии всей твари за вину человека. И еще до того, как Бог вменил это в обязанность, – он поверил, что надо именно вот так, прямым убийством пред Богом жертвенного животного, признать и исповедать свой первоначальный грех. Каин же, очевидно, понял богослужение так, что надо просто поделиться с Богом своими прибытками. И Бог призрел именно на жертву Авеля.
Далее Апостол пишет, что верою же Авель «и по смерти еще говорит». Позже, после потопа, Бог скажет Ною и его потомкам: «Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя. Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Быт.9:5). А Душа Авеля, значит, еще тогда верою провидела этот закон неизбежного воздаяния, отмщения, закон справедливости.
«Верою Енох» понял, какой образ жизни угоден Богу, и настолько понял, что «Бог переселил его» на небо живым.
«А без веры угодить Богу невозможно, – продолжает Апостол, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». Потому что связь с Богом – связь с живой личностью, бесконечно близкой, более чем видимой и более, чем существующей.
«Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо», о грядущем всемирном потопе, начал строить на суше огромный плавучий дом, веря, что этот нелепый дом совершенно необходим. И интересно, что этой своей верою «осудил он весь мир». Значит, и все могли верить в грядущее всемирное бедствие, все должны были чувствовать его справедливость и его неизбежность. Но – или не верили, или верили только «в душе». А живая вера должна побуждать к соответствующим делам.
Поэтому Апостол Павел, объясняя важнейшие вопросы веры, обычно заканчивает свои богословские рассуждения обращением прямо к слушателям: «итак … да приступаем»; «будем держаться исповедания»; «будем внимательны друг к другу»; «не будем оставлять собрания своего» (Евр.10:19-25). Или как сегодня: «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное».
Да и вообще цель всякой христианской проповеди, всякого христианского увещевания – чтобы предметы нашей веры стали видимыми, объемными, яркими, и чтобы исходя именно из них, мы начали определять свои дела и строить свою жизнь.
|